Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика бессознательных процессов




При осмыслении проблемы бессознательного психического Фрейд выдвинул не­сколько идей, оказавшихся важными для теории и практики психоанализа. Поми­мо сделанных им различий между сознательным, предсознательным и вытесненным бессознательным, а также признанием «третьего» невытесненного бессознательно­го (Сверх-Я), он рассмотрел свойства и качества бессознательных процессов. Прежде всего, Фрейд подчеркнул, что наряду с первичным характером бессозна­тельных процессов они являются динамически активными и подвижными. Вы­тесненные в бессознательное желания и влечения человека не утрачивают своей действенности, не становятся пассивными, не пребывают в покое. Напротив, на­ходясь в глубинах человеческой психики, они накапливают свою силу и готовы в любой подходящий момент вырваться на свободу. В результате человеку подчас не остается ничего другого, как спасаться бегством в болезнь. В психике человека содержатся, используя выражение Фрейда, всегда активные, бессмертные желания нашей бессознательной сферы. Они напоминают мифических титанов, на которых с незапамятных времен зиждутся тяжелые горные массивы, нагроможденные ког­да-то богами и потрясаемые до сих пор движениями их мускулов.

В теории психоанализа признание за бессознательными процессами их актив­ного характера означало нацеленность на исследование динамики их перехода из одной системы в другую. В практике психоанализа это предполагало рассмотрение причин возникновения неврозов с точки зрения до поры до времени дремлющего в глубинах психики вытесненного бессознательного. Активизация же последнего с неизбежностью приводит к образованию разнообразных симптомов, свидетель­ствующих о психическом заболевании.

Кроме того, Фрейд считал, что в отличие от сознания бессознательное характе­ризуется отсутствием каких-либо противоречий. Логика сознания такова, что она не терпит противоречий. Если они обнаруживаются в мыслях или действиях че­ловека, то в лучшем случае это может расцениваться как недоразумение, а в худ­шем — как болезнь. Логика бессознательного отличается таким инакомыслием, при котором противоречивость протекания бессознательных процессов не является отклонением от некой нормы. Противоречия существуют лишь в сознании и для сознания. Для бессознательного нет противоречий.

Любой фиксируемый сознанием абсурд не является таковым для бессознатель­ного. Напротив, он не менее значим по смыслу для бессознательного, чем какое-либо логически стройное и непротиворечивое построение для сознания. С точки зрения теории психоанализа, за противоречивостью и абсурдностью бессознатель­ного стоит скрытый, потаенный смысл, выявление которого весьма актуально для исследовательской работы. В клиническом плане нелогичные с позиций сознания мышление и поведение пациента воспринимаются аналитиком в качестве важно­го эмпирического материала, свидетельствующего об активизации бессознатель­ных процессов, нуждающихся в раскрытии их истоков и конкретного содержания. Цель — выявление их подлинного смысла и доведение до сознания всего того, что кажется на первый взгляд абсурдным и противоречивым.

Не менее существенно и то, что при раскрытии специфики бессознательного психического Фрейд пересмотрел привычные представления о времени. В его по­нимании время как таковое имеет значимость только для сознания. В бессознатель­ном отсутствует чувство времени. Само бессознательное оказывается как бы вне времени. Так, в сновидении или при невротическом состоянии прошлое и настоя­щее не обязательно должны следовать друг за другом в той хронологической последовательности, в которой происходили реальные или воображаемые собы­тия. В бессознательном прошлое и настоящее, как, впрочем, и будущее, могут сме­щаться в любую сторону, опережая или подменяя друг друга.

Для Фрейда вневременность — одна из наиболее характерных особенностей бес­сознательного. Он даже полагал, что психоаналитическое представление о вневременности бессознательного может вести к пересмотру идей немецкого философа Канта об априорных, то есть существующих независимо от человеческого опыта и предшествующих ему формах пространства и времени. Важно иметь в виду то, что рассмотрение бессознательного через призму его безвременности вело к при­знанию специфических различий между сознательными и бессознательными про­цессами. Как полагал Фрейд, в отличие от сознательных бессознательные процес­сы не распределены во временной последовательности, не меняются с течением времени и вообще не имеют никакого отношения к времени.

Представления Фрейда о времени имели прямое отношение как к теории, так и к практике психоанализа. В теории понятие времени использовалось им для харак­теристики различных психических процессов. В клинической практике — для уста­новления периодичности психоаналитических сеансов и продолжительности лечения.

Помимо признания за бессознательным безвременности, Фрейд полагал, что существует интервал между возникновением болезни в настоящем и ее глубин­ными истоками, уходящими корнями в прошлое. Причины же невротических за­болеваний следует искать в том периоде времени, когда возникли наиболее силь­ные детские переживания, вызванные различного рода реальными событиями или фантазиями.

Проблема времени имеет важное значение и для практики психоанализа. Она включает в себя три аспекта: точное время прихода пациента к аналитику, частоту и длительность психоаналитического сеанса, продолжительность лечения больно­го. Фрейд считал, что, несмотря на безвременность бессознательного или, скорее, именно благодаря этому, соблюдение определенных условий относительно време­ни существенно для всех трех аспектов.

Назначение точного часа визита к психоаналитику имеет принципиальное зна­чение. Пациент отвечает за отведенное ему время, даже если он не использует его. Отвечает за него тем, что, в принципе, обязан оплачивать назначенное ему, но не использованное время, как это подчас случается, когда пациент начинает прибе­гать к различного рода ухищрениям, чтобы пропустить очередной сеанс. Стремле­ние пациента перенести очередной сеанс психоаналитического лечения на другое время, опоздания или забывание времени визита к аналитику — это чаще всего уловки больных, пытающихся замедлить процесс раскрытия тайн их жизни или сохранить свою болезнь с целью получения определенной выгоды от нее.

Длительность психоаналитического сеанса обычно ограничивается одним ака­демическим часом, составляющим 45-50 минут, а их частота зависит от состояния больного. Фрейд утверждал, что психоаналитические сеансы должны проводить­ся ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней, а при легких случа­ях или продолжительном, хорошо налаженном лечении — три раза в неделю. Про­пуски сеансов, перерыв в лечении затрудняют психоаналитическую работу и не способствуют лечению больного.

Длительность же лечения психоаналитическими методами всегда продолжи­тельна по времени — от полугодия до нескольких лет. Можно понять пациентов, желающих за два-три сеанса освободиться от невротического расстройства. Мож­но понять и тех, кто рассматривает длительное психоаналитическое лечение как способ «вымогательства» денег у больных. Однако, как подчеркивал Фрейд, жела­тельному сокращению психоаналитического лечения мешает безвременность бес­сознательных процессов и медленное осуществление душевных изменений. Огра­ничение во времени не приносит пользы ни врачу, ни пациенту.

Наконец, наряду с размышлениями о безвременности бессознательных процес­сов, Фрейд внимательно рассмотрел отношения между физической и психической реальностью для выявления специфических характеристик бессознательного. Он начал с того, что переосмыслил ранее выдвинутую им теорию совращения, в соот­ветствии с которой причиной возникновения неврозов служили реальные травма­тические события детства, связанные с посягательствами взрослых, чаще всего родителей или ближайших родственников, на детей. В результате на передний план выдвинулось понимание психической реальности как важной составляю­щей человеческой жизни. В психоанализе именно психическая реальность стала важной и неотъемлемой частью исследовательской и терапевтической деятель­ности. Фактически при психоаналитическом «препарировании» бессознательно­го в нем стирались какие-либо границы между вымыслом и действительностью, фантазией и реальностью.

Это вовсе не означало, что подобных границ вообще не существует или их нель­зя в принципе провести. Дело вовсе не в этом, а в том, что для бессознательного внутренняя реальность имеет не меньшее значение, чем внешний мир. Скорее на­против, чаще всего именно психическая реальность становится для человека бо­лее значимой, чем его внешнее окружение. Особенно большое значение эта реаль­ность имеет при возникновении неврозов. Во всяком случае, акцентируя внимание на бессознательном психическом, Фрейд доказал, что для невроза психическая реальность значит больше материальной.

Для основателя психоанализа психическая реальность была той сферой, в ко­торой происходят наиболее существенные и значимые для жизнедеятельности человека процессы и изменения, оказывающие воздействие на его мышление и поведение. С его точки зрения, бессознательное психическое — это тот объект ис­следования, который позволяет лучше понять как специфику протекания тех или иных процессов в психике человека, так и причины невротических заболеваний. Так, бегство в болезнь — это уход человека от окружающей его действительности в мир фантазий. В своих фантазиях невротик имеет дело не с материальной реаль­ностью, а вымышленной; тем не менее, она оказывается реально значимой для него. В мире неврозов решающей является именно психическая реальность.

В психоанализе значительное внимание уделяется рассмотрению роли психи­ческой реальности в жизни человека. Отсюда особый интерес к фантазиям и сно­видениям, дающим возможность заглянуть в глубины психики человека, выявить его бессознательные желания и влечения. Психоаналитик не придает принципи­ального значения тому, связаны переживания человека с имевшими некогда место действительными событиями или они соотносятся с сюжетами, нашедшими свое отражение в фантазиях, сновидениях, грезах, иллюзиях. Для понимания разыгры­вающихся в душе человека внутрипсихических конфликтов важно выявить те эле­менты психической реальности, которые стали причиной возникновения этих кон­фликтов. Для успешного лечения нервных заболеваний необходимо довести до сознания пациента значение бессознательных процессов и сил, составляющих со­держание психической реальности и играющих определенную роль в жизни че­ловека.

Все это принималось во внимание Фрейдом при рассмотрении бессознательно­го психического. Все это учитывалось им при выявлении специфических характе­ристик бессознательного как такового.

Для того чтобы в более наглядной форме представить взгляды Фрейда на психо­аналитическое понимание бессознательного, имеет смысл зафиксировать выдви­нутые им наиболее важные теоретические положения. Эти положения сводятся к следующему:

♦ отождествление психики с сознанием нецелесообразно, ибо нарушает пси­хическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма;

♦ допущение бессознательного психического необходимо потому, что у дан­ных сознания имеется немало пробелов, объяснение которых невозможно
без признания психических процессов, отличных от сознательных;

♦ бессознательное — закономерная и неизбежная фаза процессов, которые лежат в основе психической деятельности человека;

♦ ядро бессознательного составляют унаследованные психические образования;

♦ каждый психический акт начинается как бессознательный, он может таким
и остаться или, развиваясь дальше, проникнуть в сознание в зависимости от
того, наталкивается ли он на сопротивление или нет;

♦ бессознательное — особая психическая система со своим собственным способом выражения и свойственными ей механизмами функционирования;

♦ бессознательные процессы не тождественны сознательным, они пользуют­ся определенной свободой, которой лишены последние;

♦ законы бессознательной психической деятельности во многих отношениях
отличаются от законов, которым подчинена деятельность сознания;

♦ не следует отождествлять восприятие сознания с бессознательным психическим процессом, являющимся объектом этого сознания;

♦ ценность бессознательного как показателя особой психической системы больше, чем его значение как качественной категории;

♦ бессознательное познается только как сознательное после его превращения
или перевода в форму, доступную сознанию, поскольку, будучи не сущностью, а качеством психического, сознание остается единственным источником, освещающим глубины человеческой психики;

♦ некоторые из бессознательных состояний отличаются от сознательных толь­ко отсутствием сознательности;

♦ противоположность сознательного и бессознательного не распространяется
на влечение, так как объектом сознания может быть не влечение, а только
представление, отражающее в сознании это влечение;

♦ особенные свойства бессознательного:

— первичный процесс;

— активность;

— отсутствие противоречий;

— протекание вне времени;

— замена внешней, физической реальности внутренней, психической ре­альностью.

Ошибочные действия






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных