Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника толкования сновидений




Фрейд уделял значительное внимание не только раскрытию работы сновидения, но и его толкованию. Последнее опиралось на теоретические положения о приро­де и работе сновидения, а также на практическую деятельность, связанную с тех­никой толкования.

Толковать сновидение — это значит раскрыть его смысл и значение, что пред­полагает осуществление перехода от явного содержания сновидения к скрытым его мыслям. Но коль скоро работа сновидения ведет к тому, что его явное содержание оказывается искаженным, маскирующим скрытые его мысли, то вполне очевидны трудности, возникающие при попытках его толкования.

Трудности толкования сновидения проявляются уже в том, что довольно часто при своем пробуждении сновидящий не может в полном объеме воспроизвести то, что он видел во сне. Казалось бы, только что он видел различные картины и сюже­ты, в которых сам принимал активное участие. Однако, пробудившись, он обнару­живает, что не может в деталях воспроизвести все то, что произвело на него такое сильное впечатление во время сна. Подчас бывает и так, что человек не помнит ничего из того, что происходило с ним во сне. Нередки и такие случаи, когда чело­век утверждает, будто ему вообще не снятся сны.

Если работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное его содержание, то толкование сновидения представляет собой противоположный процесс. Оно предполагает осуществление перехода от явного содержания снови­дения к скрытым его мыслям и основано на понимании элементов сновидения и техники их толкования.

Далеко не все сновидения являются ясными и прозрачными для понимания их смысла. Первоначальная попытка постижения сновидения в его целостности ока­зывается, как правило, безрезультатной. Психоаналитический подход к анализу сновидений основывается на том, что прежде всего следует разбивать их на части, на составляющие элементы, чтобы тем самым человек мог предаться своим свобод­ным ассоциациям, соотнесенным именно с отдельными элементами того или ино­го сюжета, той или иной картины, того или иного лица, которые отражены в тексте сновидения.

Фрейд полагал, что сновидение как целое является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сновидения — найти это бессознательное. Соответственно, понимание элемента сновидения заключается в том, что он вы­ступает в качестве заместителя чего-то другого, неизвестного видевшему сон. Тех­ника толкования состоит в вызывании к элементу сновидения других замещающих его представлений, из которых можно узнать скрытое бессознательное.

При толковании сновидений необходимо придерживаться трех правил, которые в формулировке Фрейда выглядят следующим образом.

Во-первых, не нужно обращать внимание на то, что представляет собой снови­дение и является ли оно простым или сложным, осмысленным или абсурдным, так как оно не является скрытым бессознательным.

Во-вторых, к каждому элементу сновидения необходимо вызывать замещающие пред­ставления. При этом не следует задумываться о них, обращать внимание на то, содержат ли они что-то подходящее или отклоняются от элемента сновидения.

В-третьих, нужно выждать, пока скрытое бессознательное возникнет само.

Следование этим правилам оказывается делом простым только на первый взгляд. На самом деле, как только начинаешь приступать к толкованию сновиде­ния, так сразу же наталкиваешься на что-то непонятное, мешающее работе толко­вания. Подчас оказывается, что в голову не приходят никакие ассоциации, ко­торые можно было бы отнести к тому или иному элементу сновидения. Или, напротив, возникает несколько ассоциаций, но ни одна из них, как представля­ется, не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к сновидению или его от­дельным элементам. Или могут возникнуть такие мысли, которые вызывают внутреннее неприятие, поскольку они соотносятся с чем-то нехорошим, непри­личным, антисоциальным. Одним словом, возникает то, что Фрейд назвал со­противлением толкованию.

Если при работе сновидения действенную силу приобретает цензура, ведущая к всевозможным искажениям его содержания, то при толковании сновидения на передний план выступает сопротивление.

По своему функциональному значению сопротивление толкованию оказывает­ся не чем иным, как объективацией цензуры сновидения. Поэтому, приступая к тол­кованию сновидения, необходимо учитывать, что сопротивление толкованию мо­жет заявлять о себе в самых разнообразных формах. Простейшая из них заключается в нежелании подвергать толкованию свое собственное сновидение.

Учитывая фактор сопротивления толкованию сновидений, Фрейд разработал соответствующую технику толкования. Она предполагает соблюдение важного условия — не исключать ни одной мысли, если даже против нее возникают различ­ные возражения. Возражения, например, что данная мысль незначительна, второ­степенна, бессмысленна, не относится к делу или о ней неприлично говорить.

Подобного рода возражения часто возникают не только при толковании снови­дений, но и при восприятии того или иного толкования со стороны тех, кому оно предлагается. Нередки случаи, когда при толковании сновидения пациента анали­тик сталкивается с резко негативным отношением к тому, каким образом он интер­претирует рассказанное ему сновидение. Аналогичные ситуации имеют место и в том случае, если толкование сновидений выходит за пределы терапевтической работы.

Спустя какое-то время после написания и опубликования работы «Толкование сновидений» Фрейд не советовал повторять свой опыт, поскольку анализ и после­дующее изложение собственных сновидений требует откровенности и честности, что может обернуться против того, кто это делает. Разумеется, каждый аналитик по-своему решает, следует ли ему внять этому совету или поступить так, как он считает нужным. Большинство психоаналитиков предпочитают говорить о снови­дениях своих пациентов и умалчивать о собственных. Это их право, тем более что часто взаимоотношения между психоаналитиками таковы, что, обладая психоана­литическими знаниями и имея навыки терапевтической работы, они смотрят друг на друга с позиции «врач — пациент». Более того, они находят в своих коллегах симптомы психических заболеваний и не прочь использовать материалы учебно­го анализа или какие-либо откровения, включая сновидения, в качестве подтвер­ждения того диагноза, который они поставили коллеге. Я же исхожу из того, что отражение личного опыта аналитической работы в рамках учебника может оказать­ся полезным в плане осознания тех трудностей и проблем аналитического харак­тера, с которыми придется иметь дело тому, кто захочет получить психоаналити­ческое образование и использовать его в своей практической деятельности.

Из всего вышеизложенного нетрудно понять, что толкование сновидений, осо­бенно своих собственных, точно так же, как и его восприятие, может вызывать очень сильное сопротивление. В результате раскрытие смысла сновидения и поз­нание бессознательного оказываются непосильной задачей для человека, незнако­мого с психоанализом. Вот почему следует со всей серьезностью отнестись к психо­аналитическому методу и технике толкования сновидений. Даже если первоначальное знакомство с ними у кого-то вызовет внутренний протест против тех психоанали­тических идей, которые покажутся явной нелепостью с точки зрения рационального мышления и нравственного сознания. Особенно это касается внутреннего сопро­тивления, связанного с восприятием или, точнее, неприятием психоаналитическо­го понимания символической деятельности бессознательного в сновидениях, име­ющих отношение к сексуальности.

Согласно Фрейду, искажающая деятельность сновидения осуществляется бла­годаря цензуре, направленной против непристойных, аморальных, асоциальных бессознательных желаний человека. Но цензура — это не единственное, что затем­няет сновидение и затрудняет обнаружение его подлинного смысла. Есть еще не­что такое, что также способствует маскировке мыслей сновидения и затрудняет открытое проявление в нем непристойных бессознательных желаний. Речь идет о символике, которая, с точки зрения Фрейда, является, быть может, наиболее при­мечательной частью психоаналитических воззрений на сновидения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных