Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Символический язык бессознательного




Фрейд исходил из того, что элемент сновидения — это символ бессознательной мысли сновидения. Для различных элементов сновидения можно найти одни и те же переводы или замещения, являющиеся постоянными, неизменными. То есть существует такое постоянное отношение между элементом сновидения и его пере­водом, замещением, которое он назвал символическим. Это означает, что частич­ное толкование сновидений может быть достигнуто без помощи свободных ассо­циаций. Скажем, если при использовании соответствующей техники все же не удается вызвать ассоциации, позволяющие понять смысл какого-то элемента сно­видения, то можно попытаться самому истолковать этот элемент, опираясь на зна­ние символики и не расспрашивая видевшего сон о том, что, на его взгляд, означа­ет данный элемент.

Если между сновидением и бессознательным существует символическое отно­шение, то это означает, что толкование сновидений должно опираться на знание символики бессознательного. В таком случае психоаналитический подход к толко­ванию сновидений становится разновидностью того толкования, которое исполь­зовалось в древности и опиралось на различного рода сонники. Но это не совсем так. Ведь, с одной стороны, Фрейд, как уже подчеркивалось, акцентировал внима­ние не на будущем, а на прошлом. С другой стороны, он опирался преимуществен­но на ассоциативную технику толкования. Опора на символическое отношение между сновидением и бессознательным — важная, но все же не основная, а скорее дополнительная составляющая часть толкования, исходящая из ассоциативной техники.

Как уже отмечалось, Фрейд не являлся первооткрывателем бессознательного. Он не был первым и среди тех, кто открыл наличие символического отношения между сновидением и бессознательным. Задолго до Фрейда пытливые умы челове­чества обратили внимание на символическую деятельность человека, а некоторые из них — на символику, находящую свое отражение в сновидениях. Сам Фрейд ссы­лался на философа Шернера, опубликовавшего в 1861 году работу «Жизнь снов». В ней были рассмотрены различные символы и, в частности, такой наиболее ти­пичный и постоянный символ, как дом, отображающий в сновидении, по мнению автора данного труда, человека в его целостности. По его собственному выраже­нию, психоанализ только подтвердил открытия Шернера, хотя и основательно ви­доизменил их.

Мир символики многообразен. Однако проявление символов в сновидениях огра­ничено. Точнее было бы сказать, что число символически изображаемых в снови­дении предметов не так велико, как это может показаться на первый взгляд. На­пример, рождение изображается, как правило, разнообразным отношением к воде, смерть — отъездом или уходом, женское начало — землей или деревом.

Большинство же символов используются в сновидении для выражения сексу­альных объектов, отношений, действий. Во всяком случае, Фрейд утверждал, что между символами и сексуальностью существуют самые тесные отношения и сек­суальная символика играет важную роль в сновидениях. Так, священное число «три», разнообразные виды оружия — пистолеты, автоматы, копья, различной формы ключи — все это изображает в сновидениях мужские гениталии. Всевозможные со­суды, бутылки, коробки, раковины, шкатулки для драгоценностей — изображение женских половых органов. Полеты на самолетах, гонки на машинах, перемещение в лифтах, парения в воздухе — сексуальное возбуждение. Танцы, подъемы, насиль­ственное применение оружия, ритмическая деятельность — сексуальные акты. Срывание веток — онанизм, а выпадение или вырывание зубов — кастрация как наказание за онанизм.

На первый взгляд все это может показаться неким бредом, вызванным к жизни сексуально озабоченным человеком. На самом деле сексуальные символы — не произвольная выдумка Фрейда. Знание этих символов почерпнуто из различных источников, включая сказки, мифы, народные обычаи, фольклор, поговорки, по­этические сравнения. Исторические материалы свидетельствуют, что в примитив­ных культурах половым органам и функциям приписывалась чуть ли не божествен­ная роль. Мужские и женские половые органы возводились в культы, которым поклонялись люди. Этнографические исследования и археологические находки свидетельствуют, что в примитивных произведениях искусства находили свое от­ражение сексуальные символы. Сохранились наскальные рисунки, древние памят­ники, всевозможные брелоки и украшения, на которых изображались мужские ге­ниталии и женские половые органы. Шутки и анекдоты, в основе которых лежит сексуальная тематика, свойственны и современным людям.

Во многих культурах и добывание огня соотносится с сексуальностью. У древ­них индусов и южных африканцев добывание огня символизирует половой акт. Для них кусок дерева с небольшой выемкой является символом женских половых органов или богини; стоящий кусок дерева или обломанная ветка — половой орган мужчины или бога. История о рождении Александра Великого повествует, что в день перед свадьбой его матери Олимпии приснился сон, в котором она увидела, как во время бури сверкнувшая молния попала в ее лоно, откуда вырвался огонь. У некоторых народов был обычай при засевании земли зернами совершать половой акт на пахотной земле, чтобы был богатый урожай. Отождествление оплодотворе­ния у человека и природы отражено в языке многих народов мира — мать-земля, семя, пахота и т. п. Так, в восточных, греческом и латинском языках слово «пахать» чаще всего употреблялось в значении «совершать коитус».

Во многих древних мифах и легендах огонь является символом фаллоса. На­пример, в легенде о римском царе Сервии Туллии. Мать царя, Окрисия, была рабыней в доме царя Тарквиния. В ее обязанности входило подносить жертвен­ные лепешки и вино к царской печи. Однажды, когда она исполняла возложен­ную на нее обязанность, из печи вырвалось пламя, причем в форме мужского полового органа. Так Окрисия зачала от духа огня и по истечении положенного времени родила Сервия Туллия. Ссылаясь на эту легенду, Фрейд заметил, что не может быть сомнений относительно мифологического значения огня, олицетво­ряющего собой фаллос.

С древних времен многие вещи и понятия включали в себя сексуальную сим­волику, которая уходит своими корнями в историческое прошлое человечества. В виде гениталий изображались декоративные украшения и домашняя утварь, будь то вазы или обычные чашки для питья. Сексуальные символы встречаются и в различного рода религиозных текстах, несмотря на то, что религия осуждала сексуальность как нечто греховное и демоническое. Ссылаясь на статью Л. Леви «Сексуальная символика библии и талмуда» (1914), Фрейд привел несколько при­меров подобной символики. В Новом Завете женщина — «сосуд скудельный». Свя­щенное Писание евреев насыщено сексуально-символическими выражениями, а в поздней еврейской литературе распространено изображение женщины в ви­де дома, в котором дверь — это половое отверстие. В свою очередь, ближайший со­ратник основателя психоанализа Абрахам ссылался на труд Р. Клейнпауля «Жизнь языка» (1893). Он отмечал, что в книге Бытия соблазнитель Евы змей-искуситель используется как символ мужского полового органа; а в различных культурах сек­суальная символика сплошь и рядом пронизывает собой самые обыденные пред­ставления о мире. Например, плод граната — символ плодородия, наполненная семенами головка мака — атрибут Венеры, осыпание новобрачных рисом — обы­чай, существующий во многих странах.

Одним словом, сексуальная символика в жизни человека связана с историей ста­новления человечества. Она распространена в мифах, религии, искусстве, языке, и это не вызывает какого-либо активного неприятия у людей. Но признание сексуальной символики в сновидениях, как это сделал Фрейд, опираясь на историю культуры и работы его предшественников, до сих пор встречает упорное сопротивление у современников. При этом существует представление, что Фрейд настолько сексуализировал сновидения, что вроде бы в них не остается места ни для чего другого.

На самом деле он только подчеркнул, что сексуальная символика в сновидени­ях — это важный объект исследования бессознательного, игнорирование или недо­оценка которого отнюдь не способствуют пониманию смысла сновидений. Причем основатель психоанализа не считал, что буквально каждый элемент сновидения следует рассматривать исключительно через призму сексуальности. По этому по­воду он как-то заметил, что в одном контексте сигара может означать половой орган мужчины, в то время как в другом — это может быть просто сигара. В том-то и дело, что бессознательное в сновидениях пользуется древним, но утраченным способом выражения. В понимании этого древнего языка и заключается трудность, которую испытывает современный человек при толковании сновидений. Но благодаря па­раллелям в символике сновидений психоанализ оказывается близким по духу мно­гим гуманитарным отраслям знания: мифологии, языкознанию, фольклору, пси­хологии народов, религиоведению.

Символический язык сновидений свидетельствует о том, что во время сна че­ловек находится в таком состоянии, при котором он как бы регрессирует на нижние ступени своего развития. Бессознательная символика — это некий архив примитивной культуры, который не попадает в поле сознания бодрствующего че­ловека, но к которому он обращается во время сна.

Обращение к этому архиву вызывает работа сновидения, которая является, по сути дела, архаической. Благодаря этой работе разнообразные символы вплетают­ся в канву сновидения, в результате чего подавленные и вытесненные из сознания асоциальные, неприличные влечения и желания человека оказываются приемле­мыми, хотя и неузнаваемыми. То, что в сновидении современного человека высту­пает как символ, на предшествующих ступенях развития человечества имело ре­альную ценность и являлось составной частью жизни.

Толкование сновидений предполагает обращение к символическому языку бес­сознательного с целью перевода его на доступный для современного человека язык. Тот понятный для него язык сознания, к которому он апеллирует в повседневной жизни. Но для этого необходимо иметь представление о символике, то есть обла­дать необходимыми знаниями об архаических, примитивных ступенях развития, где естественные желания и влечения человека выражались открыто. Другое дело, что современный человек оторван от своих корней, не понимает языка бессознатель­ного, что вызывает значительные трудности при его попытках понять свое соб­ственное сновидение. Чаще всего подобные попытки завершаются неудачей.

Если человек не знает, допустим, китайского языка, то из написанной на этом языке книги он не сможет почерпнуть для себя никакой информации. Причем речь идет даже не о том, что он не сможет узнать ничего нового для себя. Даже то, что он, в принципе, знает, окажется недоступным для его понимания, поскольку за иероглифами как некими символами он не увидит никакого смысла и значения.

Точно так же и сновидение, являющееся собственным продуктом бессознатель­ной деятельности человека, чаще всего оказывается для него непрочитанной книгой, поскольку он незнаком с тем символическим языком, на котором написан ее текст.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных