Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обозначения и сокращения




ОП – образовательные программы высшего профессионального образования

ВПО – высшее профессиональное образование


Качество - в самом общем смысле - выражение содержания нормативов и стандартов.

Понятие качества в высшем образовании многомерно, динамично и имеет много значений. Концепция качества связана с контекстуальными установочными параметрами образовательной модели, с институциональными целями и задачами, а также с определенными стандартами данной системы, учреждения, программы или дисциплины. Термин качество может иметь различные значения в зависимости: (1) от интересов клиентов или заинтересованных сторон высшего образования (требования качества устанавливаются студентом/университетской дисциплиной/рынком труда/обществом / государством); (2) его приложения к таким понятиям как: входные данные, процессы, выходные данные, задачи, цели и т.д.; (3) свойств или характеристик академической области, которую предстоит оценивать, и (4) исторического периода в развитии высшего образования.

Существует большое количество определений академического качества:

- качество как превосходство: традиционная, элитная академическая точка зрения, согласно которой только лучшие стандарты превосходства (обычно означающие высокий уровень сложности и трудности программы, сложность процедур тестирования студента и т.д.) являются показателями настоящего академического качества;

- качество как соответствие цели: понятие, которое указывает на необходимость выполнения или соответствия общепринятым стандартам с акцентом на результат процесса в работе учреждения или программы при выполнении постановленных целей и задач. Иногда качество в данном значении трактуется как: (1) справедливое возмещение денежных средств, показывающих, насколько эффективно используются вложения действующими процессами и механизмами, или (2) справедливое возмещение дополнительных вложений при оценке результатов на основе изменений, полученных посредством различных образовательных процессов (например, процесс преподавания и обучения). Последний вариант означает подход к качеству как преобразованию, который ориентируется на интересы студентов. Он рассматривает качество как преобразующий процесс, в рамках которого чем лучше учреждение высшего образования, тем более высоких целей оно достигает в обучении студентов определенным навыкам, знаниям и умениям, которые позволяют им жить и работать в современном обществе;

- качество как соответствие целей: понятие, сосредоточенное на
определенных целях и задачах учреждения или программы, не включающее проверку соответствия процессов внешним целям или ожидаемым результатам. В рамках данного подхода можно различить альтернативные подходы, получившие развитие в 1990-х годах: (1) качество как порог, определяющий определенные нормы и критерии. Каждая программа или учреждение должны им соответствовать, чтобы считаться качественными. Во многих европейских системах высшего образования используются различные определения качества как основных/минимальных стандартов, тесно связанных с аккредитацией. В данном случае точкой отсчета можно считать установление минимальных стандартов для выполнения учреждением или программой и создания основы для развития механизма улучшения качества; (2) качество как удовлетворенность потребителя: качество, связанное со значением рыночных отношений для высшего образования, которое стремится оправдать ожидания потребителей (студентов, семей, общества в целом) и других заинтересованных сторон;

- качество как улучшение и усовершенствование: процесс, нацеленный на постоянное совершенствование, развитие ответственности учреждения высшего образования за лучшее использование его институциональной автономии и свободы. Достижение качества - основная задача образования, и академическая общественность более других имеет представление о качестве.

Любой подход имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от определенного периода времени и/или национального контекста. В процессе развития происходят постоянное движение и колебания между относительным и абсолютным, между внутренним и внешне ориентированным, между базовым и более сложным понятием качества. Тем не менее, общим для всех подходов является интеграция следующих элементов: (1) гарантированная реализация минимальных стандартов и процесса бенчмаркинга; (2) способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; (3) способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; (4) стремление к совершенствованию.

В нашем исследовании вслед за В.А. Селезневой качество понимается как сбалансированное соответствие высшего образования многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям.

На основании вышесказанного под качеством образовательной программывысшего профессионального образования можно понимать ее соответствие содержанию и нормативам стандартов высшего профессионального образования и способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон.

Стандарты - положения, определяющие требования и условия оценки качества и уровень качества образования, который должен обеспечиваться учреждениями высшего образования и отдельными образовательными программами для получения аккредитации или сертифицикации. Стандарты имеют количественное значение, если являются результатами бенчмаркинга, или качественное, если определяют цели (например, эффективность образовательной деятельности, соответствие, наличие и т.д.). При количественных значениях стандарты включают пороговые уровни, которым учреждения высшего образования или отдельные образовательные программы должны соответствовать для получения аккредитации. Наиболее часто пороговые значения или «основные стандарты» определяются на уровне минимально допустимого качества. В остальных случаях стандарты подразумевают высший уровень качества, рассматриваемый как «стандарт превосходства». Они могут основываться на результатах бенчмаркинга или устанавливаться коллегиальным решением экспертов. Стандарты имеют различные контрольные точки: (1) входные данные (например, стандарты условий); (2)выходные данные (например, стандарты результатов); (3) процессы. Стандарты могут быть общими (для определения уровня степени, например бакалавриат или магистратура) или предметными (например, формулировка бенчмаркинга дисциплины в Великобритании). Существуют различные методики установления типов стандартов (такие как критериальный метод, метод минимальной компетенции и метод постановки цели). Для оценки выполнения отдельных стандартов и пороговых уровней необходимо точно и ясно их сформулировать и связать с определенными критериями, которые, в свою очередь, разделить на более удобные для работы показатели.

Стандарты связаны с определенной культурой доказательства институциональной программы. В связи с большим разнообразием типов высшего образования процесс выражения академического качества через стандарты и показатели стал достаточно сложным. Существует другой, более динамичный, подход к определению и оцениванию стандартов (представляющий собой комбинацию реальных и потенциальных компонентов). Ставятся три задачи: (1) уменьшить количество дублирующих стандартов; (2) соотнести их с соответствующими показателями деятельности, используя также определенные критерии культуры доказательства, и (3) обеспечить гибкость стандартов. позволяющую введение инноваций. Часто стандарт используется как синоним слова критерий (например, в США), однако, в Европе значения терминов стандарт и критерий сильно отличаются.

Оценка качества -

действие независимой третьей стороны, демонстрирующее, что предоставлено соответствующее подтверждение тому, что должным образом определенный товар, процесс или услуга соответствует установленному стандарту или другому нормативному документу. Такое действие также носит название “сертификация соответствия“. В сфере образования и обучение это носит название “определение и оценка“, что демонстрирует посредством проведения экзамена, предъявления результатов труда или подтверждает другими способами, что уровень компетенции частного лица соответствует профессиональным стандартом и/или стандартам обучения. В Глоссарии ЕФО (1998) “определение и оценка“ характеризуется как процесс, используемый для сбора и разъяснения фактов, подтверждающих достигнутый образовательный уровень и уровень компетенции человека, а также действие принятия решения по поводу предоставленных фактов достигнутого образовательного уровня и уровня компетенции.

Следовательно, оценка качества высшего профессионального образования может рассматриваться как процесс последовательного сбора, анализа и использования информации при оценивании эффективности обучения и соответствия учебных программ вуза в
целом (институциональная оценка) или его образовательных программ
(программная оценка). Последнее подразумевает оценивание основных видов деятельности вуза (количественные и качественные результаты образовательной деятельности и результаты научных исследований). Оценка необходима для подтверждения формального аккредитационного решения, но не всегда ведет к положительному аккредитационному решению. Таким образом, под оценкой качества образовательных программ высшего профессионального образования можно понимать процесс последовательного сбора, анализа и использования информации при оценивании эффективности образовательных программ ВПО.

Оценивание - основной процесс систематического и критического анализа, ведущего к вынесению решения и/или рекомендациям относительно качества учреждения высшего образования или программы. Оценивание проводится с использованием внутренних и внешних процедур. В Великобритании обследование также называют обзором.

Эффективность образовательной программы ВПО – интегративное качество образовательной программы, определяемое рядом показателей качества и признанием образовательной программы ВПО. В общем виде эффективность - это связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Показатели качества образовательной программы ВПО - параметры, отражающие специальные эмпирически измеряемые характеристики отдельной образовательной программы, на основе которых могут быть собраны данные, позволяющие определить ее соответствие определенным стандартам. Показатели определяют тенденции выполнения и указывают области, требующие воздействия и/или позволяют сравнить фактическую работу с установленными целями. Они также используются для объяснения теоретических аспектов качества (процесс, называемый операционализацией). Показатель следует отличать от эталона, который является информацией, используемой при определении уровня заинтересованности, и от стандарта, который определяет уровень приемлемого исполнения в терминах специальных цифровых критериев. Показатели различаются по типам: (1) экономические показатели (относящиеся к бюджету); (2) показатели результативности (фактическая производительность или выходные данные на каждый раздел входных данных); (3) показатели эффективности (степень достижения поставленных целей). Следует различать также: (1) показатели условий, которые имеют отношение к определенной среде учреждения высшего образования или программы (социальной, экономической, политической, географической и т.д.); (2) показатели начальных данных, которые имеют отношение к логистическим, общественным и финансовым ресурсам, используемым учреждением высшего образования; (3) показатели процесса, которые относятся к использованию ресурсов высшим учебным заведением, к управлению входными данными и к функционированию организации; (4) показатели результатов, которые касаются реальных достижений или результатов работы учреждения высшего образования.

Представленные/относительные показатели - п еречень статистических параметров, определяющих степень, которую отдельная образовательная программа достигает в определенном качественном измерении. Они являются количественными и качественными мерами выходных данных (краткосрочные меры результатов) или результата (долгосрочные меры результатов и воздействий) системы или программы. Представленные показатели дают возможность учреждениям проводить бенчмаркинг собственных действий или сравнивать учреждения высшего образования. Представленные показатели эффективны только тогда, когда они используются как часть целого набора показателей входных данных, процесса и выходных данных. Поскольку учреждения высшего образования занимаются различными видами деятельности и имеют много различных целей, необходимо разработать достаточно большой набор представленных показателей, чтобы охватывать всю сферу деятельности вуза. Примеры наиболее используемых представленных показателей, характеризующих различные институциональные действия, включают: количество заявлений на место, количество поступивших абитуриентов, учебную нагрузку преподавателей, возможность устройства на работу выпускников, исследовательские гранты и контракты, количество изданных статей и исследований, отношение числа профессорско-преподавательского состава к числу студентов, затраты и доходы учреждения, материально-техническая база учреждения. Представленные показатели используются в бенчмаркинге и определяются при особых пилотных проектах для лучшего использования в сравнительном и профильном анализе.

Признание образовательной программы состоит из признания специальной программы обучения одного учреждения высшего образования другим. Подобное признание функционирует благодаря процедуре экспертного признания и предоставляет возможность студентам обучаться в различных учреждениях или освобождает их от повторного изучения предметов, не имеющих серьезных отличий в разных учреждениях высшего образования. В отношении учреждений признание означает подтверждение того, что агентства гарантии качества или аккредитационные организации, являющиеся эффективными и ответственными учреждениями гарантии качества, соответствуют определенным стандартам, установленным компетентными (обычно зарубежными) органами признания.

Профессиональное сообщество – круг людей, объединенных общностью профессиональных интересов (в данном исследовании - профессорско-преподавательский состав и руководство образовательных учреждений высшего профессионального образования).

Общественность – передовая часть общества, выражающая его мнение, а также общественные организации.

Потребитель оценки качества образовательной программы ВПО – лицо или организация, заинтересованные в качестве ОП ВПО и нуждающиеся в достоверной информации о нем. Основными группами потребителей являются:

· обучающиеся (студенты, слушатели, магистранты, аспиранты);

· государство в лице Министерства образования и науки РФ, фонды, отдельные организации и предприятия.

К кругу потребителей оценки качества ОП ВПО примыкают заинтересованные стороны, к которым относятся:

· родители (родственники, представители) обучающихся;

· работодатели;

· образовательные учреждения общего, начального и среднего профессионального образования;

· профессиональное сообщество (другие вузы, школы);

· общественность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных