Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы брака, сватовство и свадьба




Для вступления в брак было необходимо соблюдение определенных ограничений, установленных обычным правом и связанных с экзогамными нормами, социальной, сословной, этнической и родоплеменной принадлежностью жениха и невесты, их вероисповеданием

Экзогамный барьер у казахов в основном ограничивался седьмым поколением.

В XVII-XVIII вв. нарушители экзогамного запрета в пределах 5-6 поколений наказывались очень строго, вплоть до изгнания из рода, а двоюродные или же троюродные родственники по нормам обычного права приговаривались к смерти.

Поскольку выбирали невесту родители и родственники жениха, они старались породниться с равными по достатку к себе семьями.

С представителями славянских народов, исповедывающих христианство брачные союзы казахов заключались в исключительных случаях. По правилам шариата мусульманам разрешалось жениться на иноверках в том случае, если они публично отказывались от традиционной веры, принимали мусульманство, казахские обычаи и традиции.

По нормам шариата отец не мог жениться на теще сына, запрещалось привести в дом мачеху и старшую сестру жены, братья не имели права жениться на родных сестрах.

Самой распространенной формой брака являлась женитьба путем сватовства и выкупа невесты за калым.

Обоюдное согласие закреплялось чтением молитвы (бата), главный сват со стороны жениха преподносил подарки «үкiтағар» (мечение), означавшее, что девушка засватана. После этого они считались законными сватами и им преподносили специальное блюдо (құйрық-бауыр) из свежего сваренного курдючного сала и печенки. Взаимное угощение символизировало установление родственных отношений сторон на долгие годы и всем сватам со стороны жениха преподносили подарки (киiт). Потом отец жениха постепенно вносил обусловленный калым, а отец невесты готовил приданное, побывав в доме будущего зятя с ответным визитом и только за тем устраивали свадьбу. Этим и завершался длительный процесс сватовства и свадьбы.

Главным условием такого обычая (бел құда) являлась выдача дочери без выкупа (қалынсыз).

Разновидностью калымного брака являлся издавна существовавший среди казахов колыбельный сговор (бессіқ құда). Так сватались люди средней состоятельные люди. Так как размеры калыма были значительно ниже обычного. Встречались среди казахов также браки с отработкой на калым. Бедные, одинокие люди в течение многих лет работали у отца невесты, отрабатывали калым и после женитьбы оставались жить у зятя. Приемного зятя казахи называли «куш күйеу» (рабочий зять), их осмеивали, называя «кушiк күйеу» (зять-щенок).

Более древней разновидностью такого брака был еще «кiрме күйеу» (зять-чужак).

Право левирата распространялась не только на него, но и на невест в случае смерти жениха. Девушка должна выйти замуж за кого-либо из его родных братьев, за неимением же таковых, становилась женой двоюродного брата, но при согласии своего отца.

В случае смерти жены и невесты, овдовевший муж или жених по обычаю сорората имел право жениться на родных младших сестрах. (балдыз) покойной, не соблюдение такого права по сравнению с левитарным не являлось во всех случаях обязательным.

Среди казахов сохранились некоторые варианты кузенного брака. Первый из них – кросскузенный брак, т.е. женитьба на дочери братьев матери и на дочери сестер отца. Поскольку счет кровного родства велся только по мужской линии, кросскузенный вариант кузенного брака не являлся нарушением экзогамных норм, двоюродные братья и сестры по отцовской и материнской линии могли вступать в брачные союзы. Но предпочтение отдавалось все-таки женитьбе на дочери братьев матери, чем на дочери сестер отца.

Второй вариант кузенного брака называется ортокузенным, т.е. женитьба на дочери братьев отца и на дочери сестер матери. Брак между детьми родных братьев, т.е. брак двоюродных (немерелер) родственников по мужской линии являлся нарушением экзогамных норм, это разновидность ортокузенного брака для казахов была чуждой. Вторая разновидность ортокузенного брака, т.е. брачные союзы между детьми родных сестер (бөлелер), встречалась часто.

Основной формой браков у казахов, как отмечалось, являлось заключением брака путем сватовства и выкупа.

 

Калым и приданное

Во второй половине XIX – начале XX в. калым в основном выплачивался скотом. Существовали также выплата калыма полностью или частично деньгами.

До середины XIX в. часто входило в состав калыма и приданного боевое оружие – колчаны (сауыт), щит (калқан), лук со стрелами (садақ) и т.д.

Многочисленные подарки сватам (каде, жыртыс, киiт, бата аяк, үкiтағар и др.), плата за молоко матери (сут акы), пожертвование в честь очага (iлу) и умерших предков (өлi тiрi), материальная помощь отцу невесты на устройство свадьбы (той малы) и участие в комплектовании приданного (половина войлочного покрова и т.д.) не входили в счет калыма.

Калым и всевозможные подарки были настолько обременительными, что многие до 30-40 лет из-за бедности не могли жениться. Такие люди, работая у баев по найму, долгое время собирали средства для выплаты калыма.

Казахи издавна заранее готовили приданное (жасау). В состав жасау входило движимое и недвижимое имущество. О размерах и составе приданного предварительно не договаривались, за исключением переговоров при сватовстве о возможности включения свадебной юрты (отау) и головного убора (саукеле). Каждая семья, исходя из своих возможностей, заранее готовила приданное и обычно ни чего не жалела для дочери при ее проводах. Это обстоятельство приводило отдельные семьи среднего достатка чаще к разорению.

Приданное всегда считалось собственностью женщины, в случае ее преждевременной смерти, особенно если она умерла бездетной, его полностью или частично возвращали родителям.

Казахский просветитель И. Алтынсарин сообщал, что во второй половине XIX в. был свидетелем того, как один богач из среднего жуза в качества приданного дочери отдал 25 верблюдов, 50 коров, 125 халатов, 25 дорогих шуб, белую юрту, 5 лошадей с двумя иноходцами, дорогое седло и много др. одежды, постельной принадлежности, утвари.

Таким образом, калым и приданное среди различных социальных групп казахского населения были разными как по размерам, так и по составу.

Экономические сдвиги, происходившие в казахской степи, торговые и культурные взаимоотношения казахов с соседними народами, особенно с Россией, способствовали увеличению в составе приданного новых вещей, иногда даже дорогостоящих и не всем доступным, как самовар, швейная машина, легкие повозки (пауеске) и т.д. Приданное дочери готовят и сегодня, его размеры и состав совершенно иные по сравнению с прошлым, но смысл и значение остаются неизменными.

В современном семейном быте у казахов сохраняются и развиваются многие положительные народные обычаи, продолжаются славные традиции далеких предков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных