Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика этнографических исследований




Многообразие проблем, стоящих перед современной этнографией, выдвигает сложные задачи, особенно при необходимости всестороннего изучения жизни и культуры народов. Основной формой сбора этнографических материалов, как известно, считается организация полевых этнографических экспедиций. К сожалению, до сих пор в нашем распоряжении нет общепризнанной методики проведения этнографических исследований, приемов экспедиционной работы, соблюдение которых обязательно для успеха любой экспедиции.

Существующие руководства по сбору этнографического материала опубликованы давно и стали библиографической редкостью. В приложений к данному разделу мы привели небольшие образцы составления вопросников и инструкции для этнографических экспедиции. Авторами их являются выдающиеся исследователи Казахстана Г.Н. Потанин и А. Диваев. Настоящая работа призвана восполнить этот пробел и содержит ряд методических разработок и программ-вопросников по подготовке и проведению этнографических взысканий и составлена с учетом их употребления в научных экспедициях. Она предназначена для студентов, специализирующихся по археологии и этнографии Казахстана и будет способствовать повышению уровня их профессиональной подготовки. Кроме того, программа и методика этнографических исследовании может быть использована начинающими краеведами и этнографами-любителями.

1. Цели и задачи этнографической практики

Исходя из значения этнографии, этнографической практики в жизни факультета, вуза можно трояко определить ее основные задачи: во-первых, главная задача этнографической практики – расширить и углубить знания студентов по этнографии, закрепить полученный на лекциях и семинарских занятиях материал. Во-вторых, студент-практикант в результате участия в работе экспедиции вырабатывает навыки профессионала-этнографа, знакомится с организацией труда в полевых условиях. В-третьих, постановка научной задачи перед практикантами, заинтересованными в изучении этнографии, выработка профессиональных навыков способствует становлению их учеными. Студенты начинают заниматься научной работой, выступая на студенческих научных конференциях и публикуя статьи.

Неоценимо значение этнографической практики как важнейшего звена в деле воспитания студентов: она пробуждает глубокий интерес к историческому прошлому народа, приобщает к культуре, эстетическим идеалам, неповторимым колоритам общественного быта.

Этнографическая практика – это также серьезная педагогическая подготовка: она учит общению с людьми, студенты овладевают навыками ведения беседы, часто практикантам приходится выступать с лекциями, с разъяснениями по общественно-политическим вопросам.

Особо важно предварительное ознакомление, сбор сведений об объекте, где предполагается проведение этнографических исследований. В отличие от многих других отраслей гуманитарных наук этнография требует изначальной фундаментальной подготовки, то есть требуется четкая тематическая определенность, разработка программы и методики исследования, знания теоретического материала. Без серьезной предварительной подготовки выезд в полевую практику нежелательно.

 

2. Основные методические правила

В практике проведения полевых этнографических исследований существуют два основных метода сбора материала: стационарный и сезонный.

1. Стационарный метод дает ценные и полные этнографические материалы. Он связан с длительным пребыванием и вживанием участников экспедиции в исследуемую этническую среду.

2. Сезонный метод дает оперативный полевой материал, по сравнению с предыдущим является более плодотворным при решении конкретных проблем. В сезонной экспедиции обследование и сбор материалов о жизни этноса могут вестись с использованием двух способов: маршрутного и кустового. Маршрутное обследование предполагает перемещение экспедиции в области изучения по непрерывному «линейному» маршруту с последовательными остановками в каждом пункте на два-три дня для сбора материалов. При кустовом обследовании в области изучения намечаются главные базовые пункты изучения, а близлежащие поселения обследуются для проверки и уточнения сведений.

 

3. Техника проведения полевых исследований

Полевая этнографическая практика, нацеленная на сбор добротного материала – источника научных знаний, предполагает использование следующих методов:

1. Наблюдение – позволяет собрать богатый фактический материал, отражающий различные стороны жизнедеятельности этноса. Условия жизни, особенности характера населения, быт для умелого этнографа – прекрасный материал. Каждый этнограф должен вести дневник, куда записываются все его этнографические наблюдения, не зафиксированные в полевых записях или в других документах.

2. Опрос – важная часть полевых изысканий этнографа, включающая в себя работу с обоснованно выбранными информаторами (или информаторами) в данной местности.

Проверка полученных данных по сообщениям некоторых информаторов – обязательная часть опроса населения, ибо по окончании экспедиции такая проверка невозможна.

3. Эксперимент – непосредственное участие этнографа в социальном или семейном действе, обряде, в различного рода событиях, естественно возникших в период экспедиционных работ. Это дает возможность уяснить то, как проходит обряд, кто участвует в нем. При необходимости можно воссоздать ситуацию, попросив об этом местное население, однако в этом случае нужно следить, чтобы не нарушался естественный ход действий, а сам ритуал, обряд не превратился в театрализацию.

4. Фиксация материала этнографических исследований

При фиксации материала важную роль играют подробно составленные вопросники с перечислением явлений, подлежащих изучению. Описание явлений и предметов надо производить в строгой последовательности. При изучении процессов труда, обрядов и других форм деятельности описания сохраняют свое значение как основной вид фиксации.

Каждая экспедиция проводит большую работу по сбору и фиксации данных об одежде, жилище, других предметах материальной культуры. При этом приходится делать зарисовки, чертежи, планы, определить координаты на JPS.

Съемка планов поселений и местности требует знания основ топографии. Современную этнографическую экспедицию трудно представить себе без фотоаппаратов и видеосъемки, практически каждый этнограф должен уметь фотографировать и знать важнейшие правила фотографирования различных предметов и объектов.

К основным документам экспедиции относятся: дневники, тетради, анкеты, графические изображения, аудио, видео и фотоматериалы. Эти документы должны быть сданы после завершения экспедиции в архив экспедиции.

Поэтому правильная нумерация страниц, чистая и обстоятельная запись повышает ценность материала, облегчает последующую его обработку.

 

5. Сбор этнографических коллекций

Современная эпоха характеризуется тем, что многие особенности местных культур, сохранявшиеся веками, исчезают очень быстро. Этнографы обязаны участвовать не только в изучении, но и в охране памятников народной культуры. Для этого необходимо производить сбор коллекции или фиксировать памятники.

Первое требование к этнографической коллекции – требование типичности собираемых экспонатов (типичное для одной исторической эпохи, типичное для этой местности и т.д.)

Второе требование – сбор не отдельных экспонатов, а комплекса вещей. При таком собирании предметов более полно отражается определенный раздел народной культуры, определенная сторона жизни этноса. Так, если исследовать земледелие в прошлом, то необходимо собирать орудия труда, образцы растений. Они должны отражать все виды работ данной отрасли и все стадии производственного процесса.

 

Приложение А

(рекомендованное)

 

Ж.О. Артыкбаев




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных