Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Смагулов Оразак Смагулович




 

Смагулов Оразак Смагулович (род. 1.10.1930 г. в с. Уялысай Мендыкаринского района Костанайской области), антрополог, доктор исторических наук (1984), заслуженный деятель науки и техники Республики Казахстан (1998), академик РК (2003). В 1995 году окончил КазГУ (ныне КазНУ имени ал-Фараби).

С 1961 года научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии АН Казахстана. Лауреат премии имени Ш.Уалиханова (1990). Смагулов Оразак Смагулович принимал участие во многих антропологических экспедициях Казахстана, Индии, соседних стран (35 эксп.), а также участвовал более 15 раз в международных конгрессах и симпозиумах. Основные научные труды посвящены исследованию казахского генофонда и его истории: 1) «Антропологический состав тюркских народов», 1961 г., 2) «Население Казахстана от эпохи бронзы до современности», 1970 г., 3) «Этническая геногеография Казахстана» (серологическое исследование), 1977 г., 4) «Этническая антропология Казахстана» (соматологическое исследование), 1982 г.

 

Приложение Г

(справочное)

Словарь терминов

 

Антропоген – последний период геологической истории, следует за неогеном, входит в кайнозойскую эру. Время существования человека. Раньше этот период называли четвертичным. Время его определялось не более 5000 – 800 тыс. лет.

Антропонимика – наука об именах людей, также как и топонимика, является частью ономастики.

Археология – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам. Термин «археология» впервые употребил древ. греч. философ Платон (427 – 347 до н.э).

Архитектура – это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы.

Аккомодация, или адаптация (приспособление, приноровление) – приспособление людей к жизни в новой этнической среде или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования и взаимодействия в экономической и социальной сферах.

Аккультурация – процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в зарубежной этнографии аккультурация является синонимом европеизации, т.е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Америки и Океании элементов европейской культуры, форм хозяйства, социальных институтов.

Бронзовый век – один из трех веков общей археологической периодизации. Эпоха распространения бронзы.

Верхний палеолит – датируется временем 40-10 тыс. лет назад. Загонная охота. К концу периода появляются лук и стрелы, развивается скульптура.

Галечные орудия – древнейшее орудие человека, сделанные из галек (чопперы и чоппинги).

Гарпун – так в археологии называют наконечники из кости или рога, которые привязывались к древку.

Гнездово – группа археологических памятников, впервые найденных у одноименной деревни.

Голоцен – заключительный период геологического прошлого, современная геологическая эпоха.

Городище – укрепленное население.

Железный век – период, следующий за бронзовым веком. В разных странах начинается в разное время.

Захоронения – помещение трупа или остатков от его сжигания в землю.

Иероглифы – знаки древнеегипетского письма, появившееся около III тыс. лет до н.э. и использовавшиеся до IV века н.э.

Ингумация – захоронение покойника, противоположность кремации и оставление тела на поверхности земли.

Инициация – первобытный обряд посвящения подростка во взрослые.

Интеграция (букв. «объединение в целое каких-либо частей») характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности.

Клинопись – система письма Месопотамии в III-I до н.э.

Консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность (напр., туленгутов, телеутов и др. в алтайский народ).

Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность.

Миграция (от лат. migration – переселение) – передвижение этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.

Матриархат (сочетание лат. mater – мать и греч. άgχή – власть, букв. «власть матери») понимается как «господство женщин». Имеется в виду такой период в истории человечества, когда женщины стояли на вершине социальной структуры и из них выбирались вожди. В современной этнографии под матриархатом понимается период господства материнского рода, в котором общественная значимость людей и их права определялись родством по женской (материнской) линии.

Материнский род – союз кровных родственников, связанных родством по линии матери.

Отцовский род – союз кровных родственников, связанных родством по линии отца. В западноевропейской литературе синонимом отцовского рода является термин «клан» - так называлась отцовско-родовая организация у шотландцев.

Ойкумена (от греч. oiχoυμένη – обитаемая земля, земля, мир) означает заселенную человеком часть земной поверхности.

Обряд – действие (церемония), имеющее регламентацию, связанное с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной (в том числе религиозной) жизни этноса.

Обычай – установленное правило поведения в данной этнической общности.

Пережиток – явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни, являющееся наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания.

Патриархат (от греч. πατήg – отец) чаще всего понимается как «господство мужчин». В этнографии это период перехода от доклассового общества к классовому, характерный конституированием рода по отцовской линии родства при сохранении пережитков материнского рода (матриархата). Хронологически период возникновения патриархата совпадает с отделением скотоводства от земледелия для многих народов.

Памятники археологии – все материальные остатки деятельности человека, найденные при раскопках; поселения, погребения, святилища.

Род – основная социальная ячейка первобытного общества. Союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка. В античном мире русскому слову «род» соответствовал термин «генс», отсюда понятие гентильный, гентильная организация – родовой, родовая организация.

Раса – группа людей, выделяемая на основании родства по происхождению.

В социальной психологии широко применяется понятие «стереотип» (от греч. στεgεóδ – твердый, τύπoς – отпечаток), которое в этнографии стало широко применяться при характеристике выработанных в пределах этнической общности норм поведения, устойчивых во времени, передаваемых от поколения к поколению и закрепленных повседневной практикой.

Табу – строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые наиболее существенные стороны деятельности, общественного быта и личной жизни людей.

Типология – один из основных методов классификации и сравнения археологических находок.

Традиция (от лат. traditio – передача) – явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения с целью поддержания жизни этноса.

Из современной политической прессы в этнографическую литературу пришел термин «трейбализм», «трайбализм» (от англ. Tribe – племя), характеризующий этническую ситуацию в молодых государствах Африки и Азии, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия.

Из западноевропейской социологии и этнографии пришел термин «урбанизация» (от лат. urbanus – городской), обозначавший тенденцию сосредоточения промышленности и населения в крупных городах. В этнографической литературе урбанизация теперь определяет процесс стирания культурных различий между городом и деревней в результате повсеместного распространения стандартного типа городской культуры.

Фратрия – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли первоначально из одного рода.

Этническая территория – место формирования данного этноса, зона обитания его основной части. Довольно часто этническая территория не совпадает с государственной границей.

Экзогамия – существенный признак рода. Неукоснительное соблюдение принципа экзогамии сыграло важную роль в хозяйственной и семейно-брачной жизни членов рода.

Эндогамия – важный признак племени не только как первой этнической общности, но и как высшей формы социальной организации. Д.А. Ольдерогге высказал весьма оригинальную мысль о том, что экзогамии предшествовала форма обязательно-предпочтительного брака, которую он назвал эпигамией.

Энеолит – переходная эпоха от неолита к эпохе бронзы.

Этнография – историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру.

 

 

Литература

 

1 Акишев К.А., Байпаков К.М. Вопросы археологии Казахстана. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 159 с.

2 Акишев К.А., Аргынбаев Х.А., Алимбаев Н. Археологические и этнографические изучения Казахстана (1917 – 1960 гг.). – Алма-Ата, 1960. – 256 с.

3 Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана. – Алматы, 1994. – 225 с.

4 Артыкбаев Ж.О. Этнология и этнография: учеб. пособие. – Астана: Фолиант, 2001. – 303 с.

5 Артыкбаев Ж.О. Этнология: учебник для студ. вузов / МОН РК; КазНУ им. Аль-Фараби. – Алматы: Қазақ университеті, 2006. – 307 с.

6 Артыкбаев Ж.О. Казахское общество: традиции и инновации. – Астана. Парасат Әлемі, 2003 г. - 289 с.

7 Археология Казахстана. – Алматы: Өнер, 2006 г. - 256 с.

8 Бабаян Г.В. Основы археологии: конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 г. - 219 с.

9 Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумагамбетов Т. Археология Казахстана: Учебное пособие для вузов. – Алматы: РИК, 1993 г. - 362 с.

10 Дикшит С.К. Введение в археологию. – Москва, 1960 г. – 352 с.

11 Обычаи и обряды казахов в прошлом и настоящем: Сб. статей. – Алматы. Гылым, 2001 г. - 428 с.

12 Қазақстанның тарих ғылымы: Ш. Ш. Уәлиханов атындағы тарих және этнология институтының 60 жылдығына арналады. – Алматы. Мерсал, 2005 ж. - 599 б.

13 Казахи: Историко-этнографические исследования. – Алматы: Казахстан. 1995 г. - 351 с.

14 Казахская ССР: Краткая энциклопедия в 4 т. /Гл. ред. Козыбаев М.К. – Алма-Ата: Т. 1. 1985 г. - 529 с.

15 Мәмиев Т. Археология: Оқу құралы. – Қызылорда: ҚазМУ. 2004 ж. - 148 б.

16 Исмагулов О. Население Казахстана от эпохи бронзы до современности. – Алма-Ата, 1970 г. – 423 с.

17 Садохин А.П. Этнология: учебник для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2005 г. - 287 с.

18 Сейдимбек А. Мир казахов: Этнокультурологическое переосмысление. – Алматы: Рауан, 2001 г. - 576 с.

19 Словарь иностранных слов. – М.: Наука, 1988 г. – 645 с.

20 Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для высшего образования. – М.: Проект. 2002 г. - 349 с.

21 Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов. – Алматы. Казахстан, 1998 г. - 175 с.

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

1 Археология ……………………………………………………...4

1.1 Археология как наука ………………………………………...4

1.2 Развитие археологической науки Казахстана ………………6

1.3 Казахстан в эпоху камня ……………………………………16

1.4 Казахстан в эпоху бронзы...………………………………...30

1.5 Казахстан в эпоху железа …………………………………...42

1.6 Археология средневекового Казахстана …………………..54

1.7 Методика археологических раскопок ……………………...68

2 Этнология ……………………………………………………...80

2.1 Этнология как наука ………………………………………...80

2.2 Развитие этнологической науки в Казахстане …………….83

2.3 Этногенез, этническая история

и этнические процессы ………………………………………….84

2.4 Этнография казахского народа ……………………………..95

2.4.1 Материальная культура ………………………………….119

2.4.2 Духовная культура ……………………………………….130

2.5 Методика этнологических исследований ………………...150

Приложение А ………………………………………………….154

Приложение Б ………………………………………………….173

Приложние В …………………………………………………...184

Приложение Г ………………………………………………….192

Литература ……………………………………………………...196

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных