Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Крепость Св. Елисаветы и основание города.




Исторический очерк г. Елисаветграда.

Основанием города Елисаветграда послужила крепость св. Елисаветы, которая вследствие именнаго указа Императрицы Елисаветы Петровны, от 11 января 1752 года, была с торжеством заложена генералом Глебовым, по причине разных обстоятельств тому препятствовавших, лишь 18 июня 1754 г., когда и приступлено было к ея постройке. Крепость св. Елисаветы была построена в дикой степи вблизи границы зимовников запорожских, на правом, нагорном берегу реки Ингула. Она предназначалась для защиты этого края от набегов татар и запорожцев, который под названием Новой Сербии начал в то время заселяться сербами, оставившими свое отечество под предводительством полковника Хорвата, по не удовольствиям на австрийское правительство за притеснение их веры и нарушение их прав. В Высочайшем указе от 11 января 1752 г. между прочим сказано: «позволить в мирное время селиться здесь (вблизи крепости) служащим в полках и вести торговлю как с внутренними, так и с пограничными местами, а равно с Крымом, Молдавией и Польшей, но в Великороссийских и Малороссийских городах производить им торг с платежом положенных в тех местах пошлин, в собственных их жилищах торговать им безпошлинно; позволить им строить церкви, учредить училища, которыя и содержать на свой счет, а жалованья давать только полковым священникам; судиться им воинским уставом и артикулами; что же касается, до учреждения лавок, кабаков и прочаго тому подобнаго, то предоставить Хорвату, предположения свои, по соображении с местными обстоятельствами представить на утверждение Сената. С неслужащими людьми, пока действительно поселением оснуются и гарнизонная канцелярия учреждена будет, суд и расправу чинить генерал-маиорам Глебову и Хорвату обще в потребных случаях с киевской губернскою канцелярией сношение иметь».

Что касается Хорвата, то ему впоследствии был присвоен следующий титул: «Его высокопревосходительство г. генерал-лейтенант, при гусарских полках Новосербскаго корпуса учреждающагося главный командир перваго гусарскаго Хорвата полка непременный полковник Иван Самойлович Хорват».

В окрестностях крепости св. Елисаветы селились греки, молдоване, сербы, беглые русские и старообрядцы из Польши и Черниговской губернии. Таким образом вблизи крепости образовалось поселение, составляющее теперь часть г. Елисаветграда под названием Быкова или греческаго и Пермских. Последнее получило название от лагеря Пермскаго Карабинернаго полка, вызваннаго в 1754 году для прикрытия рабочих людей и искоренения гайдамаков, – а первое по фамилии капитана Быкова жившаго там и заведовавшаго им, как равно и другими поселениями под главным руководством и начальством коменданта крепости св. Елисаветы. Греки которые населяли предместье Быково имели своих старшин. Капитан Быков заведывал также отводом мест грекам в предместьи Быково. Так например из ордера коменданта крепости св. Елисаветы от 1-го апреля 1755 г. на имя капитана Быкова видно, что ему поручено было отвести место греку Дмитрию Юрьеву, желавшему поступить в мещанство крепости св. Елисаветы.

Относительно же предместья Пермскаго по ордеру коменданта крепости св. Елисаветы Юста, от 4-го января 1759 года запрещалось жителям покупать те построения, в которых жили Пермскаго драгунскаго полка (он же Карабинерный) военослужителя, Командиром этого полка в то время состоял полковник Гурьев.

Раскольники, заселявшие вблизи крепости св. Елисаветы большия и богатыя селения, как-то: Злынку, Клинцы и проч. имели главное пребывание в форштате крепости по ту сторону реки Ингула, где находились их богатыя церкви с драгоценною утварью и рукописями богослужебных книг. истребленныя впоследствии бывшими сильными пожарами. Раскольники в этом крае составляли из себя первое купеческое сословие и считались купцами крепости св. Елисаветы. 0 первоначальном желании раскольников поселиться при крепости св. Елисаветы видно из рапорта по начальству комеданта той крепости Алексея Ивановича Глебова от 12 апреля 1755 г. Затем в ведении секунд-маиора Черникова находились следующия раскольничьи слободы: Злынка, Клинцы, Калиновка, Красный Яр, Знаменка, Плоское, Николаевка, Золотаревка, Зыбная и правоверное Покровское. Секунд-маиор Черников в свою очередь подчинялся коменданту крепости св. Елисаветы. К крепости принадлежало также козачье поселение, называвшееся слободским казачьим полком и находившееся вне НОВОЙ Сербии. Командиром означеннаго полка в то время состоял полковник Одобаш. Из ордера генерала Исакова к коменданту крепости св. Елисаветы в 1764г. видно, что для заселения отводилась также земля и по берегу р. Сугаклеи, так например тем ордером предписывалось отвести там землю под постройку домов новороссийскому главному лекарю Лау и отставному молдавскаго гусарскаго полка капралу Федору Васильеву.

Для постройки крепости св. Елисаветы, которая производилась под главным руководством инженер– подполковника Менцелиуса. высланы были рабочие из Малороссийских полков; лесные же материалы заготовлялись в Черном лесу. По окончании постройки крепость св. Елисаветы была снабжена снарядами, оставшимися от морской артиллерии в крепости Переволочной и в ретраншементах Старо-Самарском и Каменом у Днепра.

Две таких пушки по настоящее время сохранились в крепости св. Елисаветы и по распоряжению городскаго управления поставлены на пьедесталах при въезде в крепость.

Из находившагося в делах архива крепости рапорта артиллерии генерал-маиора Чиркова видно, что в 1756 году в крепости св. Елисаветы полагалось артиллерии с принадлежностями и амуницей на регулярные шесть полигонов. да мелкаго оружия на 2000 солдат и на 200 человек драгун Гарнизон же крепости св. Елисаветы состоял из трех батальонов и команд: артиллерийской и инженерной.

Крепость св. Елисаветы, находясь на границе России с Запорожской Сечью и отстоя от турецкой границы в нескольких часах езды, сдерживала и обуздывала своевольных запорожцев, которые под именем гайдамаков наводили ужас и опустошали своими набегами вновь заселяемый край, как равно и Польския области.

Из комендантских дел крепости св. Елисаветы видно, что от 22 мая 1758 г. от государственной коллегии иностранных дел был получен указ: «что по жалобам с Польской стороны гайдамаками с 4-го декабря 1750 по 19-е ноября 1757 год обывателям Врацславскаго воеводства от них, гайдамаков, приключено всех убытков на четыре мильона двести двенадцать тысяч злотых, людей разнаго звания, кроме жидов, убито триста пятдесят девять человек, да ограблено два костела, церковь, сорок городов и сто девяносто девять деревень»; при этом предписывалось «о приложении особеннаго старания к искоренению гайдамак».

Согласно ордера коменданта крепости Муравьева, от 23-го октября 1759 года. все едущие из Польши мимо крепости св. Елисаветы в Сечь Запорожскую с разными припасами люди не должны быть пропускаемы, а все должны были являться в гарнизонную канцелярию, для чего учреждены были в слободе Вши и Ингульской караулы.

Набеги гайдамаков и напряженная деятельность гарнизона крепости св. Елисаветы, прекратились лишь по получении известия от генерал-поручика Текелия об окончательном уничтожении им Сечи Запорожской, а равно 3-го октября 1775 года о том же Манифеста Ея Императорскаго Величества Императрицы Екатерины II, в котором сказано, что по воле Ея Величества Сечь Запорожская уже разрушена, с истреблением на будущее время и самаго названия запорожских казаков. Из указа новороссийской губернской канцелярии коменданту крепости св. Елисаветы усматривается, что отобранное у запорожцев оружие и другия военныя вещи хранились при крепости св. Елисаветы.

Набеги крымских татар со времени постройки крепости св. Елисаветы, также уменьшились, так как они не решались делать нападения на самую крепость.

Построение крепости св. Елисаветы устрашило даже самую Оттоманскую Порту.

Из переданной во время состояния г. Елисаветграда в управлении военных поселений, части дел архива, упраздненной крепости св. Елисаветы, в Одесское Общество Истории и Древности видно, что в 1755 году прислан был паша Девлет-Али-Сент-Ага для осмотра новостроющейся крепости. Генерал-маиор Глебов, первый комендант крепости, предупрежденный Российским посланником в Константинополе, надворным советником Обресковым, оказал означенному паше такой хороший прием, что он, по словам Обрескова, донесением своим успокоил Порту. Обресков хваля Глебова за сделанный Девлету-Али-Сент-Аге прием писал: «что же касается до образа, которым, ваше превосходительство, с оным турчанином и товарищем его поступили, то не льстя вашему превосходительству, сказать честь имею преумно и похвалы предостойно есть, и который желаемый успех доставил». (Письмо от 1-го ноября 1755 г. шифрованное).

В начале первой турецкой войны в царствование Императрицы Екатерины II и нашествия на этот край неприятеля, предавшаго все огню и мечу, 7-го января 1769 года, полчища татар и спагов, под начальством хана Крым– Гирея, остановились на Ингуле, вблизи крепости св. Елисаветы, в которой заперся начальник провинции генерал Исаков с своими регулярными войсками и жителями. но узнав о движении из за Днепра войск нашей 2-ой армии не дерзнули напасть на. нее и ограничились лишь истреблением близ лежащих селений Лелековки и Цибулева, поспешив отступить к Очакову.

Из рапорта вальдмейстера Максимова в провинциальную канцелярию, от 26 января 1769 г. видно, что татары тогда же разорили также слободу Гончарскую.

В делах архива крепости св. Елисаветы за 1768 год имелось сообщение Елисаветградской провинциальной канцелярии в комендантскую о том, что генерал Исаков, командовавший войсками этого края, действовавшими против татар и турок уведомляет, «что надобно ежедневно иметь от неприятеля осторожность, а особливо в праздники; того ради его превосходительство сей канцелярии рекомендует тотчас в самой крайней скорости послать во все места указы и во всех слободах командирам найкрепчайше подтвердить, чтобы обыватели в будущие Святки отнюдь к пьянству допущены не были, что на них со всякою строгостью будет взыскано, ибо обыкновенно подлый народ в праздник лишь в пьянстве обращается нежели должность исполняет. Для чего в шинках определить караулы, чтобы не допускали они к пьянству к шинкарям под жестоким наказанием приказать, чтобы они не отваживались людей неумеренно поить. За всем тем сей канцелярии не дреманное попечение иметь, сверх того в слободы лежащия между крепостью св. Елисаветы и Орлом*) и между Архангельском и Миргородом послать экспедиции, чтобы обыватели жен и детей с имуществами не отменно в самой скорости в укрепленные здесь шанцы, как прежде велено отправить. о чем его превосходительство полки Черный и Пиканерный ордеровал и шинки в оных дозволить только для нужды, а не для пьянства».

Затем от 23 сентября 1769 г. имелось уже известие из Провинциальной в Комендантскую канцелярию о поселении Володискаго народа по указу Ея Императорскаго Величества в опустошенных от нашествия татар пикинерных слободах Мурзинке и Вечанке и в ротах желтаго гусарскаго полка и об учреждении из оных Молдавскаго гусарскаго полка.

Крепость св. Елисаветы во время своего существования была неоднократно местоприбыванием высокопоставленных лиц, сделавшихся достоянием истории, – как-то: члена военной коллегии генерал-поручика Апухтина (в 1779 г.), графа Румянцева, графа Панина, Фельдмаршала Суворова, графа Гудовича, генерал-маиора Голенищева-Кутузова, князя Потемкина и других.

Из дел крепости св. Елисаветы за 1770 год видно, что графу Панину была сделана торжественная встреча с пушечной пальбой. Затем ордером Новороссийскаго губернатора Языкова от 25-го Сентября 1782 г. предписывалось коменданту крепости св. Елисаветы Петерсону встретить с подобающей почестью и пушечной пальбой князя Потемкина, который имел первый раз прибыть в крепость 27-го того сентября.

Кроме этого в делах крепости св. Елисаветы было отношение генерал-майора Голенищева-Кутузова, от 24-го Августа 1787 года, на имя коменданта Петерсона, в котором он уведомляет его, что выступает для защиты Ольвиопольской крепости и охранения границ по Бугу. а для охранения здешней крепости оставляет 300 егерей.

Светлейший князь Потемкин во время своих частых приездов в Елисаветград в 1787 и 1788 годах, т. е. во время последней турецкой войны, в царствование Императрицы Екатерины II, проживал также в крепости св. Елисаветы. При делах крепости было много ордеров князя Потемкина за 1788 год, а равно за тот же год и дело о производстве разных лиц князем Потемкиным, в том числе Елисаветградскаго гражданина Ивана Красноглазова (строителя Елисаветградскаго собора) в полковники войска казачьяго, «за его службу во многих случаях оказанную и его отличные труды к вызову заграничных людей для поселения в губернии Екатеринославской». В есаулы же полковые были им произведены Елисаветградские граждане: Макар Мясников, Иван Фитисов и канцелярист Аким Скляревич.

Из переписки коменданта крепости св. Елисаветы с Елисаветградским городничем Лазаревым в 1795 году видно, что «в крепости был дом, где жительствовал князь Потемкин, но принадлежал ли он казне, того из дел Обер-Комендантской канцелярии не видно, а этот дом приготовлен впоследствии для пребывания во время проезда послов от России к Порте Оттоманской, а также и от Порты Оттоманской к Российскому двору. При возвращении от Порты Оттоманской нашего посла генерал-поручика Михаила Ларионовича Кутузова, оставлен здесь с обозом, сервизом и прочими вещами премиер – майор Алфимов, который в 1795 году находился еще в крепости св. Елисаветы, а вещи те были сложёны и хранились в том доме под его Алфимова наблюдением». В означенном доме князя Потемкина было 14 комнат.

Находившийся в делам крепости св. Елисаветы рапорт генерал аншефа Каменскаго, от 26-го ноября 1787 года на имя князя Потемкина был написан по нижеследующему титулу: «Его светлости Высокоповелительному генерал фельдмаршалу, государственной военной колегии президенту, главнокомандующему легкою конницей регулярной и не регулярной, флотом черноморским и другими сухопутными и морскими военными силами, сенатору, Екатеринославскому и Таврическому генерал губернатору, Ея Императорскаго Величества генерал адъютанту. действительному камергеру, войск генерал инспектору, лейб-гвардии преображенскаго полка подполковнику, корпуса кавалергардскаго и полков Екатеринославскаго гренадерскаго, Смоленскаго драгунскаго шефу, московской оружейной палаты главному начальнику и разных орденов кавалеру, князю Григорию Александровичу Потемкину Таврическому».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных