ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМВ. П. РУДНЕВ. СЛОВАРЬ КУЛЬТУРЫ XX века Ключевые понятия и тексты ОТ АВТОРА В романе современного сербского прозаика Милорада Павича "Хазарский словарь" (здесь и далее во всех статьях нашего словаря, если слово или словосочетание выделено полужирным шрифтом, это значит, что этому слову или сочетанию слов посвящена отдельная статья - за исключением цитат), так вот, в "Хазарском словаре" Павича рассказывается история о том, как один из собирателей этого таинственного словаря, доктор Абу Кабир Муавия, стал писать по объявлениям из газет давно прошедших лет и, что самое удивительное, вскоре начал получать ответы в виде посылок с различными вещами. Постепенно эти вещи так заполнили его дом, что он не знал, что с ними делать. Это были, как пишет автор, "огромное седло для верблюда, женское платье с колокольчиками вместо пуговиц, железная клетка, в которой людей держат подвешенными под потолком, два зеркала, одно из которых несколько запаздывало, а другое было разбито, старая рукопись на неизвестном ему языке [...]. Год спустя комната в мансарде была забита вещами, и однажды утром, войдя в нее, д-р Муавия был ошеломлен, поняв, что все им приобретенное начинает складываться в нечто, имеющее смысл". Доктор Муавия послал список вещей на компьютерный анализ, и в пришедшем ответе значилось, что все эти вещи упоминаются в утраченном ныне "Хазарском словаре". Когда-то один умный и талантливый человек в одной и той же беседе произнес две фразы: "Не придавайте ничему значения" и "Все имеет смысл" (о различии между понятиями смысл и значение см. статьи знак, смысл и логическая семантика). Он хотел сказать, что важно не то, что люди говорят, а как и зачем они это говорят (то есть, если перефразировать это в терминах семиотики, для человеческого общения важны не семантика, а прагматика высказывания). Добавлю от себя (хотя это давно придумали основатели психоаиализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг): если какое-то слово по случайной ассоциации влечет за собой другое слово (см. об этом также парасемаитика), не следует отмахиваться от второго слова - оно может помочь лучше разобраться в смысле первого слова. Поначалу идея словаря казалась невозможной и такой же бессмысленной, как склад вещей в комнате арабского профессора. Но, помня о том, что "ничему не следует придавать значения", в то время как "все имеет смысл", мы включили в "Словарь.. " те слова и словосочетания, которые были понятны и интересны нам самим. "Словарь культуры ХХ века" представляет собой совокупность трех типов статей. Первый и наиболее очевидный тип - это статьи, посвященные специфическим явлениям культуры ХХ века, таким, как модернизм, трансперсональная психология, семиотика, концептуализм и т. п. Статьи второго типа посвящены понятиям, которые существовали в культуре задолго до ХХ века, но именно в нем приобрели особую актуальвость или были серьезно переосмыслены. Это такие понятия, как сновидение, текст, событие, существование, реальность, тело. Наконец, третий тип статей - это небольшие монографии,посвященные ключевым, с точки зрения автора словаря,художественным произведениям ХХ в. Само обращение к этимпроизведениям правомерно, но выбор их может показатьсясубъективным. Почему, например, в "Словаре..." нет статей"Улисс" или "В поисках утраченного времени", но есть статьи "Портрет Доривиа Грея" или "Пигмалион"? Осмелимсязаметить, что эта субъективвость мнимая. Для словаря выбиралисьте тексты, которые лучше поясняли концепцию культуры ХХ в.,воплощенную в словаре. Наример, статья о романе Оскара Уайльда"Портрет Дориана Грея" включена в качестве иллюстрацииважнейшей, на наш взгляд, темы разграничения временитекста и реальности как частного проявленияфундаментальной культурной коллизии ХХ в. - мучительных поисковграниц между текстом и реальностью. Статья о пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион" была включена вкачестве иллюстрации того, как художественный текст опережаетфилософские идеи - в своей комедии Шоу провозгласил, чтонаибольшую важность в жизни человека играет язык, что вскорестало краеугольным камнем обширного философского направления,называемого аналитическая философия (см. также логический позитивизм, языковая игра). Важнейшей особенностью словаря является то, что онпредставляет собой гипертекст, то есть построен так, чтобы егоможно было читать двумя способами: по алфавиту, и от статьи кстатье, обращая внимание на подчеркнутые слова исловосочетания. В словаре затрагиваются в основном следующие областикультуры ХХ в.'. философия, психоанализ, лингвистика,семиотика, поэтика, стихосложение и литература. Таким образом,это словарь гуманитарных идей ХХ века. Списки литературы к словарным статьям намеренно упрощены.За редким исключением, это статьи и книги, доступные гражданамРоссии и сопредельных государств. Словарь предназначен в первую очередь, для тех, комудорого все, что было интересного и значительного в уходящемстолетии. Вадим РудневСОДЕРЖАНИЕ * А * АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|