ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ."ВОЛШЕБНАЯ ГОРА" - роман Томаса Манна (1924), классическое произведениеевропейского модернизма и неомифологизма (см.). Сюжет романа разыгрывается в горном туберкулезномсанатории (знаменитом Давосе), куда главный герой, молодойчеловек по имени Ганс Касторп, только что закончившийуниверситет и готовящийся стать инженером на судоверфи,приезжает на три недели отдохнуть и заодно навестить своегодостаточно серьезно больного двоюродного брата Иоахима Цимсена.Однако по мере своего короткого пребывания "здесь наверху", каквыражаются местные пациенты, Ганс Касторп понемногу заражаетсяособой атмосферой, царящей здесь, между жизнью и смертью,атмосферой физического безделья и интеллектуального насыщениякнигами и разговорами, вначале с итальянским гуманистомЛодовико Сетембрини и потом его другом и оппонентомевреем-иезуитом Лео Нафтой. К тому же у Ганса Касторпаобнаруживается легкая форма туберкулеза, и он остается всанатории еще на некоторое время, потом еще на некоторое время,в результате он переживает самовольный отъезд и возвращениесвоего кузена, его смерть, так же как и смерть многих своихсоседей по столу. Приехав на три недели, Ганс Касторп проживает"здесь наверху" в общей сложности семь лет. Название романа имеет однозначный мифологический подтекст.На волшебной горе Герзельбург находился семь лет в эротическомплену у богини Венеры средневековый миннезингер Тангейзер,герой одноименной оперы Рихарда Вагнера, музыканта и теоретика,оказавшего существенное влияние на всю культуру ХХ в. и наТомаса Манна в частности. Все эти годы Ганс Касторп живет, по выражению своегонаставника Сеттембрини, в атмосфере "герметической педагогики".Вначале он полностью попадает под обаяние образованного илиберального итальянца-гуманиста, который в своем уединении,также будучи больным, трудится над "Словарем человеческихстраданий". Но через некоторое время (через нескольколет - время здесь измеряется годами) появляется другойнаставник-соблазнитель, иезуит Лео Нафта, чьи провокативныеречи о тоталитарном большинстве масс и жесткая и постояннаяполемика с Сеттембрини, также влияют на мыслительныеспособности Ганса Касторпа, обычного молодого немецкого буржуа,попавшего в необычные условия и понемногу начинающегозаниматься и самообразованием, и философствованием. Вскоре, опять-таки через несколько лет (Томас Манн вообщеназывает "В. г." романом о времени - см. ниже), Ганс Касторпубеждается, что оба его наставника просто болтуны, хотя и умныеболтуны, и герой целиком отдается своей всепоглощающейболезненной любви к "русской Венере" мадам Шоша, жене русскогочиновника, живущего где-то далеко на Кавказе, которая уже оченьдолго пребывает на Волшебной горе, то уезжая, то возвращаясьвновь. Подогреваемый лекциями психоаналитка Кроковского, которыйраз в неделю рассказывает о психоанализе всем желающим,Касторп вначале весьма робко ухаживает за своей избранницей, нонаконец в карнавальную ночь на масленицу добивается у нее ночилюбви, после чего она на следующий же день уезжает, а оностается - уже не из-за болезни, но чтобы ждать ее возвращения. И она возвращается, но не одна. Ее спутник, третий"педагог" Ганса Касторпа, огромный старый голландец мингерПеперкорн, вовсе не вызывает у нашего героя ревности, наоборот,он чувствует, что величественный старик может дать еговоспитанию новый поворот. Несмотря на свое подчеркнутоекосноязычие, на первый взгляд невыгодно отличающее мингераПеперкорна от Сеттембрини и Нафты, он чувствует себя в любомобществе царем и божеством (отчасти из-за своего огромногобогатства), и почти все оставшиеся к этому времени в живыхсотрапезники Ганса Касторпа, а также новички поклоняются этомуэкзотическому божеству. Только Сеттембрини и Нафта воротят нос,но и их побеждает обояние чудаковатого, но величественногостарца. Даже любовь к вернувшейся вместе с мингером КлавдииШоша отступает перед дружбой с таким значительным человеком,который, впрочем, вскоре кончает жизнь самоубийством, невыдержав собственной философии преклонения перед "простымирадостями жизни": обильной едой, еще более обильнымивозлияниями, женской любовью и активным приятием всегоестественного и сильного в жизни. С кончиной мингера иокончательным отъездом мадам Шоша действие на Волшебной горекак будто замедляется, и последние три-четыре года пролетаютсовсем незаметно и почти бессобытийно. В. г. является своеобразной энциклопедией начала ХХ в.(Время действия романа - семь лет. Начиная с 1907 г. и кончая1914-м, началом первой мировой войны, которая поднимает наконецгероя из его "герметической реторты" и заставляет вернуться наравнину прошедшим полный курс воспитания, который одновременнобыл обрядом инициации - В. г., с одной стороны, относится ктрадиции "романа воспитания", но, будучи неомифологическимпроизведением, обряду инициации тоже придает определеннуюроль.) Психоанализ, исследующий сексуальность и"расчленяющий душу", рассуждения о природе времени вдухе модной тогда философии Анри Бергсона, столоверчение ивызывание духов, которым увлекались в конце ХIХ и начале ХХ в.,граммофон с записями классической музыки и, наконец, одно изглавных чудес начала ХХ в. - кинематограф (см. кино). Как уже говорилось, на творчество Томаса Манна большоевлияние оказали теоретические взгляды и художественная практикаРихарда Вагнера создавшего в своих зрелых операх так называемуютехнику лейтмотивов (ср. мотивный анализ), когдаопределенная мелодия или аккорд устойчиво ассоциируется сопределенным персонажем. Так, например, свое эротическое увлечение Клавдией ШошаГанс Касторп соотносит с неожиданно выплывшим яркимвоспоминанием детства, когда он учился в школе и был влюблен вмальчика из соседнего класса, тоже славянина по происхождению,- Пшибыслава Хиппе. Как вспоминает Ганс Касторп, у этогомальчика были такие же "раскосые азиатские глаза", как уКлавдии. В свое время, чтобы познакомиться с Пшибыславом, Ганспопросил у него карандаш, сославшись на то, что свой он забылдома. Через много лет на карнавале в санатории он повторил этупросьбу (карандаш, конечно, фаллический символ - см. психоанализ). Наиболее важной мифологической фигурой романа являетсябезусловно мингер Пеперкорн. - Вот что пишет об этомисследователь мифологизма в литературе ХХ в. Е. М. Мелетинский: "Любовная связь Ганса Касторпа с Клавдией Шоша во времякарнавала (его прямо называют карнавальным рыцарем) намасленицу, ее исчезновение на следующий день и возвращениечерез определенный срок с новым любовником - богачомПеперкорном - хорошо укладывается в схему "священной свадьбы"богини, приуроченной к календарным аграрным празднествам. Кэтому надо прибавить, что Пеперкорн тут же устраивает для всехвеселую попойку, имеющую характер ванхического пиршества иназванную им самим праздником жизни. Да он и сам, прославляющийиррациональные силы жизни, парадоксальным образом ассоциируетсяс Вакхом-Дионисом, разумеется не без ницшевской оглядки наантитезу Диониса и Аполлона. Самоубийство Пеперкорна из-за наступившего бессилья("поражения чувства перед лицом жизни", как он выражается[...]) ведет к другой, но весьма близкойритуально-мифологической параллели - к описанной Фрейзером вего знаменитой "Золотой ветви" ритуальной смене царя-жрецапутем умерщвления одряхлевшего царя, у которого иссякла половаяи магическая сила. "Царственность" Пеперкорна всяческиподчеркивается. Ритуальное умерщвление царя-жреца, согласнореконструкции Фрейзера, совершается после поединка с болеемолодым соперником. В романе Томаса Манна ситуация как быперевернута: здесь сначала старый Пеперкорн занимает местомолодого Касторпа, и последний с этим примиряется, а послетого, как Пеперкорн своим самоубийством расчищает ему место, онне пытается этим воспользоваться. Вместо ритуального поединка -борьба великодуший". Волшебная гора является одновременно царством любви исмерти. Как показал Фрейд, "бессознательно" опиравшийся наШопенгауэра и Вагнера, любовь - инстинкт жизни - переплетаетсяв бессознательных установках человека с влечением к смерти:эрос всегда соседствует с танатосом. Такова и любовь больногоГанса Касторпа к больной Клавдии Шоша, любовь, протекающая нафоне то и дело умирающих пациентов санатория. Поначалу Ганс Касторп увлекается идеей, в соответствии скоторой болезненная любовь-смерть есть нечто позитивное изахватывающее - нечто в духе Тристана и Изольды. Но послесамоубийства Лео Нафты, который энергично отстаивал именно этуточку зрения, Ганс Касторп пересматривает свои взгляды ипринимает гуманистическую точку зрения Сеттембрини, согласнокоторой "смерть как самостоятельная духовная сила - это ввысшей степени распутная сила, чья порочная притягательность,без сомнения, очень велика" и "смерть достойна почитания, какколыбель жизни, как материнское лоно обновления" (см. миф,трансперсональная психология). Так, перед лицомсмерти Ганс Касторп познает ценность жизни, хотя происходит этокак раз перед тем, как ему, возможно, суждено умереть на полепервой мировой войны, где его оставляет Томас Манн в эпилоге. Как уже говорилось, большую роль в В. г. играютрассуждения Ганса Касторпа о природе времени, что несомненнотакже является частью интеллектуальной энциклопедии жизникультуры начала ХХ в. В начале ХХ в. интерес к философскойпроблеме природы времени был огромным и разнообразным (см. время). И хотя в романе не называются ни АльбертЭйнштейн, ни Анри Бергсон, ни Эдмунд Гуссерль, ни ФрэнсисБрэдли, ни Джон МакТаггарт - все эти мыслители, так или иначе,анонимно присутствуют в рассуждениях Ганса Касторпа о времени,которое то отождествляется с пространством в духе общей теорииотносительности, то, наоборот, интерпретируется как сугубовнутренний феномен сознания (в духе Гуссерля и Бергсона),недоступный количественному анализу. Можно сказать, что в В. г.мифологическое циклическое время обряда инициации переплетаетсясо становящимся линейным временем романа воспитания. Так илииначе, Ганс Касторп прошел семилетнюю инициацию и вернулся наравнину зрелым мужчиной, правда, не для совершения брака, какэто предполагается после инициации, а для возможной гибели навойне, но такова уж новая мифологическая логика столетия,только начинающего показывать свои "страшные зубы". Пожалуй, в том, что касается особенностей художественнойткани романа, наиболее интересна его артикулированнаятрадиционность стиля. Здесь мы не найдем почти никакихпринципов прозы ХХ в., которые характерны для Джойса и Кафки,современников Томаса Манна, или Фолкнера Борхеса, Кортасара иМаркеса. В В. г. нет потока сознания, хотя из описания косноязычнойречи мингера Пеперкорна ясно видно, что Томас Манн потенциальновладеет этой техникой. Не найдем мы в В. г. текста в тексте иэлементов интертекста, которые потом появятся в большомколичестве в романе "Доктор Фаустус" (см.). Но, пожалуй, именно поэтому В. г. представляет собойсовершенно удивительное произведение, модернизм которого весьскрыт на глубине художественной структуры, а весьма сдержанный,даже временами "реалистически" сочный стиль делает этот текстуникальным в его одновременной интеллектуальной насыщенности ичисто беллетристической увлекательности. Лит.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1996. Фрейзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии ирелигии. - М., 1985. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З.Психология бессознательного. - М., 1990.ВРЕМЯ (от индоевропейск. *vertmen - вертеть, вращать). В ХХ в.под влиянием общей теории относительности В. понимается какчетвертое измерение, главное отличие которого от первых трех(пространства), заключается в том, что В. необратимо(анизотропно). Вот как формулирует это исследователь философииВ. ХХ в. Ганс Рейхенбах: 1. Прошлое не возвращается. 2. Прошлое нельзя изменить, а будущее можно. 3. Нельзя иметь достоверного протокола о будущем. Отчего время необратимо? Вслед за великим физиком,погибшим в 1906 г., основателем статистической термодинамики,Людвигом Больцманом, Рейхенбах определяет необратимость В.через второе начало термодинамики: в замкнутых системахэнтропия может только увеличиваться. Энтропия - меранеопределенности системы, она эквивалентна нарастаниюбеспорядка, хаоса и всеобщей смерти. Если в кофе налить сливки,то их уже не отделить от кофе - вот бытовая аналогия второгоначала. Но эта необратимость не имеет логического, необходимогохарактера, это лишь очень вероятная необратимость. Существуетничтожная вероятность того, что сливки и кофе вновь разделятся.Эта вероятность, как писал еще Больцман, равна вероятноститого, что жители одного большого города в один и тот же деньпокончат жизнь самоубийством. Строго говоря, наша Вселенная не является закрытойсистемой, поэтому Рейхенбах считал, что временная необратимостьсвязана с большинством термодинамических процессов воВселенной, а современный физик И. Пригожин вообще оспорилтрадиционную точку зрения на термодинамическую необратимость В.Но мы будем придерживаться, вернее, отталкиваться оттрадиционного естественнонаучного взгляда на В. Потому что длясамой культуры такое понимание В. совершенно нехарактерно.Феномен неомифологического сознания (см.) в начале ХХв. актуализировал мифологическую циклическую модель В., вкоторой ни один постулат Рейхенбаха не работает. Этоциклическое В. аграрного культа нам всем знакомо. После зимынаступает весна, природа оживает, и цикл повторяется. Влитературе и философии ХХ в. становится популярным архаическиймиф о вечном возвращении. Он пронизывает произведения Ф. Ницше,О. Шпенглера (учение о повторяющихся циклах), А. Дж. Тойнби, Л.Н. Гумилева. Его исследует художественная литература ("Впоисках утраченного времени" М. Пруста, "Волшебная гора" Т. Манна, "Школа для дураков" С. Соколова, "Сто летодиночества" Г. Маркеса). Однако было и другое, нециклическое понимание В. в ХХ в.,оно было также линейным, но "стрела времени" (выражение физикаАртура Эддингтона) в нем повернута в противоположную сторону.Это семиотическая, или эсхатологическая, концепция В.Рассмотрим два предложения: Завтра будет дождь. Завтра будет вторник. Первое высказывание принадлежит энтропийному В. Второевысказывание принадлежит семиотическому В. Вторник (еслисегодня понедельник) наступит завтра с необходимостью.Семиотическое В. направлено в противоположную сторону. Такоепонимание В. возникло в период ранней христианской философии уоснователя философии истории, в современном смысле этоговыражения, Св. Августина Аврелия (IV в. н. э.). В трактате "ОГосударстве Божьем" и в "Исповеди" Августин рассматриваетисторию как драму. Завязка драмы (начало истории человечества)- это грехопадение. Бог тогда наказал людей, заставив их жить вэнтропийном В., то есть лишил их бессмертия. Но пришел Иисус,чтобы искупить все человеческие грехи, в том числе грехрождения людей друг от друга не по велению Божьему (недаром самОн был рожден непорочным зачатием), и вновь повернул В. вдругую сторону, в сторону искупления, это и былоэсхатологическое В., которое мы называем также семиотическим,потому что, рассматривая историю как драму, Августин невольнорассматривал ее как художественное произведение, как знаковуюсистему (см. семиотика). После смерти и ВоскресенияХриста В. пошло по двум противоположным направлениямодновременно: для праведников, подражающих Христу, - в сторонуторжества Града Божьего, рая; для грешников, сподвижниковдьявола - в сторону разрушимого града земного, который послеразвязки исторической драмы (Второго Пришествия и СтрашногоСуда), должен был превратиться в ад, торжество энтропии. В ХХ в. эсхатологическая концепция В. нашла новыхсторонников. Первым был библиотекарь Николай Федоров. Оннаписал огромную книгу "Философия общего дела", основной идеейкоторой была идея воскресения мертвых. Воскресив всех мертвых,мы сделаем тот невероятный, но возможный поступок, о которомписал Больцман, - разъединим кофе и сливки. Более серьезным представителем "неоэсхатологии" былфранцузский священник и антрополог Пьер Тейяр де Шарден, авторкниги "Феномен человека". В. Тейяра направлено в ту же сторону,что и В. Августина, - к полному культурному бессмертию. ПоТейяру, это должно будет произойти, когда все люди сольются водин самосозидающий интеллект в так называемой точке Омега. До сих пор мы рассматривали такие концепции В., которыепонимали его так или иначе, но как одномерное. В ХХ в. были иконцепции многомерного В. Они зародились в русле абсолютногоидеализма, британской философии начала ХХ в. Авторомнаиболее научной концепции многомерного В. был Джон МакТаггарт.Но непосредственно на культуру ХХ в. повлияла серийнаяконцепция В. Джона Уильма Данна; его книга "Эксперимент современем", вышедшая впервые в 1920 г., выдержала десяткиизданий. Данн проанализировал всем известный феномен пророческих сновидений, когда на одном конце планеты человеку снитсясобытие, которое через год происходит вполне наяву на другомконце планеты. Объясняя это загадочное явление, Данн пришел квыводу, что В. имеет как минимум два измерения для одногочеловека. В одном измерении человек живет, а в другом оннаблюдает. И это второе измерение являетсяпространственноподобным, по нему можно передвигаться в прошлоеи в будущее. Проявляется это измерение в измененныхсостояниях сознания, когда интеллект не давит на человека,то есть прежде всего во сне. Концепция Данна чрезвычайно заинтересовала одного из самыхинтересных писателей ХХ в. Хорхе Луиса Борхеса, который большевсего на свете любил парадоксы. Каждая его новелла о В.построена на многомерной концепции Данна. В рассказе "Другой"старик Борхес встречает себя самого молодым. Как это произошло?Молодой Борхес во сне пропутешествовал по своему второмуизмерению в свое будущее и встретился там со своим будущим Я.Но, проснувшись, он, как это часто бывает со всеми, забыл свойсон, поэтому, когда объективно это событие произошло с нимвторой раз, уже наяву, когда он состарился, оно для него былополной неожиданностью. Лит.: Уитроу Дж Естественная философия времени. - М., 1964. Рейхенбах Г. Направление времени - М., 1962 Тейяр де Шардем П. Феномен человека. - М, 1987. Dunne J. W. Аn Experiment with Time. - L., 1920. Руднев В. Серийное мышление// Даугава. - Рига, 1992. - No 3. Руднев В. Текст и реальность: Направление времени вкультуре // Wiener slawistisher Almanach, 1986. - В. 17. Руднев В. Об обратном течении времени // Московскийнаблюдатель. - М., 1993. - No 5/6.* Г * Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|