Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ - МЫ ИЛИ МИР?




Самое главное глазами не увидишь — зорко одно лишь сердце.

Антуан де Сент-Экзюпери

Песочная терапия очень эффектна и привлекательна уже своим внешним видом. Привлекают и фигурки, и песок, и ожидание.

Ожидания оправдаются. Вот только со знаком плюс или минус — зависит от корректности психолога и настроя клиента. Психолог дол­жен быть очень внимателен. Не всякая правда — правда. Есть прав­да-матка и есть правда-отец. То, что лежит на поверхности, появи­лось из глубоких глубин, и задача двух встречающихся людей — разобраться в конфликте, а не навешивать ярлыки.

Констатация факта есть особое искусство пробуждения клиента, а не его наказания. Первое знакомство с клиентом предполагает, что он изложит какую-то проблему, и, может быть, совсем не ту, что ме­шает ему. Меняться-то опасно. Если вы изменитесь — изменится мир, а прежний привычней и ближе. Только мир все равно изменится, и как вы к нему приспособитесь или как мир к себе приспособите — зави­сит от вас самих. Заблудились? Свернули с тропинки? Крикните: «Ау!» Сначала откликнется ваша соседка, друг, а лучше все-таки решить вопрос профессионально, с психологом. Меняться не опасно и не страшно. Тенденция к изменению заложена естественным развити­ем природы.

Только нужно успевать догонять эти изменения. Давайте следо­вать за своим развитием. Сколько вам лет? Вы хорошо сохранились. И так же капризны, как в детстве. И дуете губки на мужа. А если вы муж — рычите на своих детей, как в детской песочнице, когда у вас отобрали игрушку. Посмотрите на историю, которую вы создали на песочном поле. Вы отбираете у себя гораздо больше, чем окружаю­щие отбирают у вас. Вы даже заметили, как повзрослели? Оставьте же детские привычки в детстве.


Что изменилось —- мы или мир? 41

Взрослый мир другой. Какой? Это мир ответственности за мир. Хотя бы в своей семье. Справились с задачей? Молодцы. Экзамен на взрослость сдан.

Человек опускает руки в песок и строит свою историю. Историю своего подсознания, которое он запрятал так, чтобы и самому не встречаться с ним. Но оно ноет внутри, как маленький ребенок, ос­тавшийся без родителей, саднит, как сочащаяся рана. Если вы раз­дражены, недовольны собой или своим окружением: семьей, друзья­ми, сослуживцами — развернитесь на 180 градусов, осмотрите себя с ног до головы и сделайте что-нибудь такое, чего вы никогда не дела­ли. Остерегайтесь подделок.

Слушайте свой внутренний голос. Свой скажет правду.

Год назад эта девушка выстроила морское дно, все в зарослях, а в морском дне она раскопала дополнительное озеро и в середине раз­местила себя. Созданная композиция наводила на нее ужас. Она си­дела в озере, вокруг которого затаились разные существа. Они на­правили свои клешни, клювы и жала прямо на фигурку посередине озера. Во время работы она все повторяла: «Вытащите меня отсюда! Вытащите меня отсюда!» Наверху ее ждали родители. Мы вытащили, и она расположилась рядом с родителями.

Прошел год. Мы пригласили ее на повторный сеанс. Начиная ра­боту, она произнесла: «До воды, пожалуй, не добраться, значит, не будет воды. Это у меня будет еловый лес на горе. Где-то у вас тут был домик маленький? Или мне приснилось? Я все равно его найду». Находит маленький розовый домик и размещает на поле. «Не могу я хозяйку найти. Они (фигурки) больше, чем домик. Ладно, хозяйка ушла по делам». Девушка продолжает — строит, ставит маленькую «штучку», другие домики, людей (свою семью), собачку. И вдруг вос­клицает: «Я себя нашла! Только она раздетая. Я бы ее одела. Какая маленькая, неужели я такая маленькая?» Через некоторое время на­ходит другую фигурку себя и размещает около домика. «Все, мне на­доело строить». Немного подумав, говорит: «Кое-что уберу еще. Лю­дишек, их слишком много». Убирает всю свою семью. «Все!»

В процессе задавания вопросов выяснилась одно удивительное обстоятельство. На вопрос, что это за трава, закопанная в центре сюжета, девушка сказала: «Да. Она такая колючая». «Что это за ко­лючая трава?» Медленно и напряженно размыкая губы, она произ­несла: «Насильственный выход из утробы». «У тебя действительно было насильственное рождение?» — «Конечно, все хотели, чтобы я родилась. Не в смысле рождения. Я родилась нормально. А в том,



Часть третья


чтобы я начала что-то делать. Жить». Я вспомнила предыдущий се­анс, который состоялся год назад. Она просила тогда, чтобы ее выта­щили. Тогда она вышла из озера и встала рядом с родителями, а посе­редине озера расправил крылья аист. Девушка тогда смотрела на свои заросли и просила, чтобы ее вытащили. А сейчас она уже третий раз за сеанс меняет сюжет. «Теперь бы я построила виллу с бассейном, — говорит девушка и начинает перестраивать свою композицию. — О! Теперь я ее уже вижу! Вот моя вилла». Она находит зеленый дом, вся ее композиция в зелено-красных тонах. Это классическое гармо­ничное сочетание. Размещает по периметру деревья. Они уже не рас­тут кучей на горе, а каждое в отдельности хорошо просматривается. «А где же бассейн с водой?» — «Мне и так хорошо, очень тепло». Она долго смотрит на свое произведение и наполняется теплым чувством. Хочется сказать, что это любовь к миру и к себе. Но это я так вижу.

Скорее всего, она испытывает что-то другое. Но по ее расслаб­ленному лицу, улыбке и теплому взгляду я могу быть уверенной, что сеанс завершен.


Что изменилосьмы или мир}



Мы либо принимаем мысли, которые проносятся в наших голо­вах, либо отвергаем их. Мысли, которые мы успели ухватить, мы со­относим с общепринятыми правилами, с теми, которые нам обозна­чили родители, учителя, законы. «В день, когда наше „я" и наше сознание оформятся в непрекращающемся движении порождения, установится отчетливый ритм естественного выбора, требующего, чтобы на поверхность сознания всплывали только наши собствен­ные мысли, а все остальные автоматически тонули. Нам мешает из­начальное навязанное представление о мире. Нам нужно время, что­бы высечь свое лицо из своих собственных ощущений» (Антонен Арто). Поэтому в общении с клиентом ббльшую часть слов, сентен­ций, рассуждений провозглашает клиент. То же относится к ощуще­ниям. Психолог опирается на эмоции и чувства клиента и не навязы­вает свои. Человек, пришедший на сеанс, благополучно забудет все, что сказал ему психотерапевт, но будет помнить, что говорил он сам. Вербализуя свои ощущения, человек проходит чувственный путь не­прожитых эмоций, высекая их них собственное лицо. Мы не можем изменить события, но можем изменить отношение к ним. Мы не Можем изменить мир и окружающих нас людей, но можем изменить себя. Меняя себя, мы меняем мир.


СТРУКТУРА СЕАНСА

Как бы ни адаптировал психотерапевт песочную терапию под свой опыт и знания, следует помнить, что в этой работе человек го­ворит со своим подсознанием, а не с подсознанием психотерапев­та. Поэтому психотерапевт не имеет права делать свои выводы, пред­лагать изменения, вставлять программы, которые он считает нужными. Нельзя отвечать за клиента, нельзя подталкивать его к ответу. Психотерапевт должен слышать только то, что говорит че­ловек, создавший песочную композицию, потому что в данной ис­тории автору сюжета важно познать собственный сюжет, свой мир, свое подсознание. Работа психотерапевта будет успешной, если он находится в данный момент в пространстве клиента, исключая соб­ственное пространство. Автор песочной композиции созерцает са­мого себя, и ему важно осознать, что с ним происходит на данном этапе развития: чего он боится, на что надеется, к чему стремится. Исходя из этих правил, основная работа психотерапевта состоит в том, чтобы спрашивать клиента о значении фигурок, выставленных на поле, и о взаимодействии этих фигурок. Все ответы человек оты­щет сам.

«Многие люди не мыслят критически и не подвергают проверке логикой или соотнесением с фактами то, что им кажется или внуше­но. Человек как-то пытается объяснить себе мир. Но, не обладая дей­ствительными знаниями, не может отличить реальное от кажущего­ся. Более того, сочиняет и придумывает то, во что потом верит беспрекословно. Эту веру не может сломить даже практическая ре­альность. Человеческому мышлению свойственны предвзятость и некритичность. Имея какое-то объяснение, он уже не допускает мыс­ли о том, что это мнение может быть ошибочным. Ему присуща убеж­денность в собственной неправоте, как в правоте, и факты для него не доказательство» (Голан Ариэль). В связи с этим предвзятость пси­хотерапевта может не соотнести семантику песочной композиции с реальностью клиента. Поэтому все то, что будет сказано психотера­певтом, может быть не услышано или искажено. Из этого следует, что клиент должен слышать самого себя, а психотерапевт является в


C«tp? wyPa сеанса ________________________________________ Ц

данной ситуации проводником, наблюдателем, ведущим. Если провести аналогию между общением клиента с психотерапевтом и путешествием к вершине, то можно увидеть, что психотерапевт по­казывает путь, но человек идет САМ, а не восседает на загривке пси­хотерапевта. Непройденные пути порождают искаженные ощущения. Но даже если один путь прошли два человека, их впечатления о прой­денном будут различаться.

Песочная терапия является приложением к основной професси­ональной психологической подготовке. В некоторых случаях, преж­де чем произвести изменения на песочном поле, нужно осуществить дополнительный сеанс, применить гештальт-прием, трансперсональ­ный переход, экзистенциональную технику или использовать любую другую возможность, которой владеет специалист по психопракти­ке. Песочное поле можно использовать в качестве диагностической возможности или как дополнительное присоединение к клиенту, кон­такт, раппорт. Задавая как можно больше вопросов, психотерапевт настраивает человека на общение. Выслушав клиента, установив кон­такт, психотерапевт по мере надобности раскрывает карты, сообщая клиенту о значении пространства песочного поля, о семантике ми­ниатюрных фигурок. И через эти сообщения психотерапевт откры­вает человеку мир в нем самом. Учит ориентироваться в собственном мире — видеть, слышать его, чувствовать, понимать и принимать ре­шения.

Психотерапевт должен также обеспечить клиенту защиту и ресурс­ное состояние на выходе из кабинета. Важно также не торопить че­ловека, ведь у каждого — свой ритм, свое ощущение времени. Чело­веку, пришедшему на сеанс, важно понять самого себя. Если бы он понимал, что происходит с ним, он бы не пришел. Раз человек при­шел на сеанс, значит, ему необходимо разобраться с тем, что он пере­стал видеть, слышать, чувствовать изнутри. Он не замечает, что с ним делается, а ощущает только, что что-то не так, как ему хотелось бы, как если бы он ощущал комфорт и созвучие с самим собой.

Итак, вы объяснили клиенту, что перед ним песочное поле, что голубой цвет бортов — это небо, что слой песка можно разгрести и обнаружить под песком на дне голубой цвет, из которого можно сде­лать озеро, реку или океан, любое водное пространство. Можно сде­лать горы, дороги и все, что пожелает клиент, можно ничего не де­лать и оставить поле ровным. После того как ландшафт будет готов, Можно выбрать любые фигурки, которые привлекают внимание, и разместить их на песочном поле.



Часть треть»


Пока человек выбирает фигурки и располагает их на песке, пси­хотерапевт внимательно наблюдает за ним и записывает слова, фра­зы, комментарии, произнесенные человеком во время работы, пото­му что главные программы могут прозвучать именно в процессе создания песочной композиции. Также здесь видны решительность или нерешительность, интерес или наоборот, видна пластика рабо­тающего человека, его уверенность или сосредоточенность.

Завершая работу по созданию сюжета, человек обычно произно­сит какую-нибудь фразу. Например: «Кажется, все», или: «Наверное, все», «Ну, вот, по всей вероятности, это все», или: «Пожалуй, все». Во всех этих фразах оттенок сомнения, следовательно, работу нужно продолжить. Скажите человеку, чтобы он еще раз посмотрел на пе­сочное поле, на ряд фигурок, может быть, еще чего-то не хватает, может, нужно что-то добавить, действительно ли человек чувствует, что работа завершена.

И только когда прозвучит уверенный тон человека: «Все!», «Это все», «Ну, все» — можно согласиться с тем, что это действительно все, и уже не предлагать продолжить выбирать фигурки. Человек замира­ет перед своим произведением, его уже не притягивают полки с фи­гурками, он созерцает свою страну, и это действительно законченная композиция.

После того как завершится работа по созданию композиции, пси­хотерапевт спрашивает, как называется эта страна или какое название человек дает своей работе. Заголовок или название является квинт­эссенцией, объединяющей точкой, зерном, которое заключает в себе «генофонд» развития данного клиента. Выбирая названия, человек обо­значает свой предыдущий опыт и свою потребность в будущем. Имен­но название является отправной точкой для дальнейшей работы. При­думывая название, человек глубже погружается в свое подсознание. Он обобщает то, что только что создал, а следовательно, заключает в название предыдущее движение, как бы ставит точку, чтобы дви­гаться дальше. И на этом этапе часть терапии уже проведена.

После совместного всматривания в сюжет, созданный на песоч­ном поле, психотерапевт спрашивает у клиента, что значит для него каждая выставленная на поле фигурка. Слушая собственные ответы, которые чаще всего возникают спонтанно и которые раньше не при­ходили человеку в голову, автор композиции начинает слышать себя изнутри, тем самым включается в осознание своего подсознания. Начинают звучать его внутренний голос, его потребности и, погру­зившись в свои глубины, осознав проблему, человек сам находит ее


Стру ктура сеанса ______________________________________________________ 47^

лешение. Просто раньше он отодвигал решение подальше, так дале­ко, что перестал вообще слышать и видеть, что ему следует делать на данном этапе развития.

Узнав значение персонажей песочного поля, психотерапевт спра­шивает у клиента, с какой фигуркой он себя ассоциирует. Хотя, ко­нечно, психотерапевт знает, что каждая фигурка — это сам человек, его метафорическое значение предыдущего опыта, включая не толь­ко личный опыт, но также и исторический, и религиозный, и веко­вой неосознанный, и биоперинатальный, и натальный, и книжный, и семейный — все, что могла проявить на данный момент его память. Выбрав на поле фигурку, с которой он ассоциируется, клиент знако­мится со своим образом. Психотерапевт задает вопросы о взаимоот­ношениях с полем, с другими персонажами и с той самой фигуркой, которую выбрал клиент как себя самого.

В процессе ответов на вопросы складывается информация, с ко­торой в дальнейшем и работает психотерапевт.

Во время работы психотерапевту ни в коем случае нельзя трогать фигурки, которые выставил на поле клиент. Нельзя поправлять или вынимать их, чтобы рассмотреть получше. Чувствительные люди ре­агируют на это очень сильно. Человек может ощутить боль от бесце­ремонного вторжения в свое поле, может даже отказаться от продол­жения сеанса. Фигурок, выставленных на поле, может касаться или брать их в руки только автор песочного произведения.

Схема проведения сеанса песочной терапии такова.

1. Установление раппорта с клиентом, общение, чашечка кофе или чая.

2. Знакомство с песочным полем, объяснение, что «голубые борта — небо, песок — земля, под слоем песка — голубое дно, из которого можно создавать реки, моря, озера».

3. Выбор поля с сухим или с мокрым песком.

4. Построение ландшафта.

5. Выбор из множества фигурок тех, которые нравятся, при­тягивают, влекут, манят, подходят к полю.

6. Поиск названия композиции.

7. Созерцание построенной картины.

8. Выяснение того, что значит для человека выставленная им на поле фигурка.

9. Выяснение того, что означает цвет, который более всего присутствует на поле.

10. Выяснение того, какая из фигурок — сам клиент.



Часть третья


11. Знакомство клиента со значением пространства поля.

12. Знакомство с семантикой фигурок (всех или наиболее зна­чимых).

13. Выяснение того, почему фигурки оказались именно в этой части поля.

14. Осознание барьеров и преград.

15. Созерцание полученной информации.

16. «Это твое поле, и ты можешь изменить в нем все, что счита­ешь нужным. Можно ничего не менять и на этом этапе за­вершить работу».

17. Наблюдение за изменениями.

18. Гармонизация поля.

19. Принятие решения о названии — меняется на новое или остается прежнее.

20. Предложение взять с собой энергетику картины.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных