ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ - МЫ ИЛИ МИР?Самое главное глазами не увидишь — зорко одно лишь сердце. Антуан де Сент-Экзюпери Песочная терапия очень эффектна и привлекательна уже своим внешним видом. Привлекают и фигурки, и песок, и ожидание. Ожидания оправдаются. Вот только со знаком плюс или минус — зависит от корректности психолога и настроя клиента. Психолог должен быть очень внимателен. Не всякая правда — правда. Есть правда-матка и есть правда-отец. То, что лежит на поверхности, появилось из глубоких глубин, и задача двух встречающихся людей — разобраться в конфликте, а не навешивать ярлыки. Констатация факта есть особое искусство пробуждения клиента, а не его наказания. Первое знакомство с клиентом предполагает, что он изложит какую-то проблему, и, может быть, совсем не ту, что мешает ему. Меняться-то опасно. Если вы изменитесь — изменится мир, а прежний привычней и ближе. Только мир все равно изменится, и как вы к нему приспособитесь или как мир к себе приспособите — зависит от вас самих. Заблудились? Свернули с тропинки? Крикните: «Ау!» Сначала откликнется ваша соседка, друг, а лучше все-таки решить вопрос профессионально, с психологом. Меняться не опасно и не страшно. Тенденция к изменению заложена естественным развитием природы. Только нужно успевать догонять эти изменения. Давайте следовать за своим развитием. Сколько вам лет? Вы хорошо сохранились. И так же капризны, как в детстве. И дуете губки на мужа. А если вы муж — рычите на своих детей, как в детской песочнице, когда у вас отобрали игрушку. Посмотрите на историю, которую вы создали на песочном поле. Вы отбираете у себя гораздо больше, чем окружающие отбирают у вас. Вы даже заметили, как повзрослели? Оставьте же детские привычки в детстве. Что изменилось —- мы или мир? 41 Взрослый мир другой. Какой? Это мир ответственности за мир. Хотя бы в своей семье. Справились с задачей? Молодцы. Экзамен на взрослость сдан. Человек опускает руки в песок и строит свою историю. Историю своего подсознания, которое он запрятал так, чтобы и самому не встречаться с ним. Но оно ноет внутри, как маленький ребенок, оставшийся без родителей, саднит, как сочащаяся рана. Если вы раздражены, недовольны собой или своим окружением: семьей, друзьями, сослуживцами — развернитесь на 180 градусов, осмотрите себя с ног до головы и сделайте что-нибудь такое, чего вы никогда не делали. Остерегайтесь подделок. Слушайте свой внутренний голос. Свой скажет правду. Год назад эта девушка выстроила морское дно, все в зарослях, а в морском дне она раскопала дополнительное озеро и в середине разместила себя. Созданная композиция наводила на нее ужас. Она сидела в озере, вокруг которого затаились разные существа. Они направили свои клешни, клювы и жала прямо на фигурку посередине озера. Во время работы она все повторяла: «Вытащите меня отсюда! Вытащите меня отсюда!» Наверху ее ждали родители. Мы вытащили, и она расположилась рядом с родителями. Прошел год. Мы пригласили ее на повторный сеанс. Начиная работу, она произнесла: «До воды, пожалуй, не добраться, значит, не будет воды. Это у меня будет еловый лес на горе. Где-то у вас тут был домик маленький? Или мне приснилось? Я все равно его найду». Находит маленький розовый домик и размещает на поле. «Не могу я хозяйку найти. Они (фигурки) больше, чем домик. Ладно, хозяйка ушла по делам». Девушка продолжает — строит, ставит маленькую «штучку», другие домики, людей (свою семью), собачку. И вдруг восклицает: «Я себя нашла! Только она раздетая. Я бы ее одела. Какая маленькая, неужели я такая маленькая?» Через некоторое время находит другую фигурку себя и размещает около домика. «Все, мне надоело строить». Немного подумав, говорит: «Кое-что уберу еще. Людишек, их слишком много». Убирает всю свою семью. «Все!» В процессе задавания вопросов выяснилась одно удивительное обстоятельство. На вопрос, что это за трава, закопанная в центре сюжета, девушка сказала: «Да. Она такая колючая». «Что это за колючая трава?» Медленно и напряженно размыкая губы, она произнесла: «Насильственный выход из утробы». «У тебя действительно было насильственное рождение?» — «Конечно, все хотели, чтобы я родилась. Не в смысле рождения. Я родилась нормально. А в том, Часть третья чтобы я начала что-то делать. Жить». Я вспомнила предыдущий сеанс, который состоялся год назад. Она просила тогда, чтобы ее вытащили. Тогда она вышла из озера и встала рядом с родителями, а посередине озера расправил крылья аист. Девушка тогда смотрела на свои заросли и просила, чтобы ее вытащили. А сейчас она уже третий раз за сеанс меняет сюжет. «Теперь бы я построила виллу с бассейном, — говорит девушка и начинает перестраивать свою композицию. — О! Теперь я ее уже вижу! Вот моя вилла». Она находит зеленый дом, вся ее композиция в зелено-красных тонах. Это классическое гармоничное сочетание. Размещает по периметру деревья. Они уже не растут кучей на горе, а каждое в отдельности хорошо просматривается. «А где же бассейн с водой?» — «Мне и так хорошо, очень тепло». Она долго смотрит на свое произведение и наполняется теплым чувством. Хочется сказать, что это любовь к миру и к себе. Но это я так вижу. Скорее всего, она испытывает что-то другое. Но по ее расслабленному лицу, улыбке и теплому взгляду я могу быть уверенной, что сеанс завершен. Что изменилось — мы или мир} Мы либо принимаем мысли, которые проносятся в наших головах, либо отвергаем их. Мысли, которые мы успели ухватить, мы соотносим с общепринятыми правилами, с теми, которые нам обозначили родители, учителя, законы. «В день, когда наше „я" и наше сознание оформятся в непрекращающемся движении порождения, установится отчетливый ритм естественного выбора, требующего, чтобы на поверхность сознания всплывали только наши собственные мысли, а все остальные автоматически тонули. Нам мешает изначальное навязанное представление о мире. Нам нужно время, чтобы высечь свое лицо из своих собственных ощущений» (Антонен Арто). Поэтому в общении с клиентом ббльшую часть слов, сентенций, рассуждений провозглашает клиент. То же относится к ощущениям. Психолог опирается на эмоции и чувства клиента и не навязывает свои. Человек, пришедший на сеанс, благополучно забудет все, что сказал ему психотерапевт, но будет помнить, что говорил он сам. Вербализуя свои ощущения, человек проходит чувственный путь непрожитых эмоций, высекая их них собственное лицо. Мы не можем изменить события, но можем изменить отношение к ним. Мы не Можем изменить мир и окружающих нас людей, но можем изменить себя. Меняя себя, мы меняем мир. СТРУКТУРА СЕАНСА Как бы ни адаптировал психотерапевт песочную терапию под свой опыт и знания, следует помнить, что в этой работе человек говорит со своим подсознанием, а не с подсознанием психотерапевта. Поэтому психотерапевт не имеет права делать свои выводы, предлагать изменения, вставлять программы, которые он считает нужными. Нельзя отвечать за клиента, нельзя подталкивать его к ответу. Психотерапевт должен слышать только то, что говорит человек, создавший песочную композицию, потому что в данной истории автору сюжета важно познать собственный сюжет, свой мир, свое подсознание. Работа психотерапевта будет успешной, если он находится в данный момент в пространстве клиента, исключая собственное пространство. Автор песочной композиции созерцает самого себя, и ему важно осознать, что с ним происходит на данном этапе развития: чего он боится, на что надеется, к чему стремится. Исходя из этих правил, основная работа психотерапевта состоит в том, чтобы спрашивать клиента о значении фигурок, выставленных на поле, и о взаимодействии этих фигурок. Все ответы человек отыщет сам. «Многие люди не мыслят критически и не подвергают проверке логикой или соотнесением с фактами то, что им кажется или внушено. Человек как-то пытается объяснить себе мир. Но, не обладая действительными знаниями, не может отличить реальное от кажущегося. Более того, сочиняет и придумывает то, во что потом верит беспрекословно. Эту веру не может сломить даже практическая реальность. Человеческому мышлению свойственны предвзятость и некритичность. Имея какое-то объяснение, он уже не допускает мысли о том, что это мнение может быть ошибочным. Ему присуща убежденность в собственной неправоте, как в правоте, и факты для него не доказательство» (Голан Ариэль). В связи с этим предвзятость психотерапевта может не соотнести семантику песочной композиции с реальностью клиента. Поэтому все то, что будет сказано психотерапевтом, может быть не услышано или искажено. Из этого следует, что клиент должен слышать самого себя, а психотерапевт является в C«tp? wyPa сеанса ________________________________________ Ц данной ситуации проводником, наблюдателем, ведущим. Если провести аналогию между общением клиента с психотерапевтом и путешествием к вершине, то можно увидеть, что психотерапевт показывает путь, но человек идет САМ, а не восседает на загривке психотерапевта. Непройденные пути порождают искаженные ощущения. Но даже если один путь прошли два человека, их впечатления о пройденном будут различаться. Песочная терапия является приложением к основной профессиональной психологической подготовке. В некоторых случаях, прежде чем произвести изменения на песочном поле, нужно осуществить дополнительный сеанс, применить гештальт-прием, трансперсональный переход, экзистенциональную технику или использовать любую другую возможность, которой владеет специалист по психопрактике. Песочное поле можно использовать в качестве диагностической возможности или как дополнительное присоединение к клиенту, контакт, раппорт. Задавая как можно больше вопросов, психотерапевт настраивает человека на общение. Выслушав клиента, установив контакт, психотерапевт по мере надобности раскрывает карты, сообщая клиенту о значении пространства песочного поля, о семантике миниатюрных фигурок. И через эти сообщения психотерапевт открывает человеку мир в нем самом. Учит ориентироваться в собственном мире — видеть, слышать его, чувствовать, понимать и принимать решения. Психотерапевт должен также обеспечить клиенту защиту и ресурсное состояние на выходе из кабинета. Важно также не торопить человека, ведь у каждого — свой ритм, свое ощущение времени. Человеку, пришедшему на сеанс, важно понять самого себя. Если бы он понимал, что происходит с ним, он бы не пришел. Раз человек пришел на сеанс, значит, ему необходимо разобраться с тем, что он перестал видеть, слышать, чувствовать изнутри. Он не замечает, что с ним делается, а ощущает только, что что-то не так, как ему хотелось бы, как если бы он ощущал комфорт и созвучие с самим собой. Итак, вы объяснили клиенту, что перед ним песочное поле, что голубой цвет бортов — это небо, что слой песка можно разгрести и обнаружить под песком на дне голубой цвет, из которого можно сделать озеро, реку или океан, любое водное пространство. Можно сделать горы, дороги и все, что пожелает клиент, можно ничего не делать и оставить поле ровным. После того как ландшафт будет готов, Можно выбрать любые фигурки, которые привлекают внимание, и разместить их на песочном поле. Часть треть» Пока человек выбирает фигурки и располагает их на песке, психотерапевт внимательно наблюдает за ним и записывает слова, фразы, комментарии, произнесенные человеком во время работы, потому что главные программы могут прозвучать именно в процессе создания песочной композиции. Также здесь видны решительность или нерешительность, интерес или наоборот, видна пластика работающего человека, его уверенность или сосредоточенность. Завершая работу по созданию сюжета, человек обычно произносит какую-нибудь фразу. Например: «Кажется, все», или: «Наверное, все», «Ну, вот, по всей вероятности, это все», или: «Пожалуй, все». Во всех этих фразах оттенок сомнения, следовательно, работу нужно продолжить. Скажите человеку, чтобы он еще раз посмотрел на песочное поле, на ряд фигурок, может быть, еще чего-то не хватает, может, нужно что-то добавить, действительно ли человек чувствует, что работа завершена. И только когда прозвучит уверенный тон человека: «Все!», «Это все», «Ну, все» — можно согласиться с тем, что это действительно все, и уже не предлагать продолжить выбирать фигурки. Человек замирает перед своим произведением, его уже не притягивают полки с фигурками, он созерцает свою страну, и это действительно законченная композиция. После того как завершится работа по созданию композиции, психотерапевт спрашивает, как называется эта страна или какое название человек дает своей работе. Заголовок или название является квинтэссенцией, объединяющей точкой, зерном, которое заключает в себе «генофонд» развития данного клиента. Выбирая названия, человек обозначает свой предыдущий опыт и свою потребность в будущем. Именно название является отправной точкой для дальнейшей работы. Придумывая название, человек глубже погружается в свое подсознание. Он обобщает то, что только что создал, а следовательно, заключает в название предыдущее движение, как бы ставит точку, чтобы двигаться дальше. И на этом этапе часть терапии уже проведена. После совместного всматривания в сюжет, созданный на песочном поле, психотерапевт спрашивает у клиента, что значит для него каждая выставленная на поле фигурка. Слушая собственные ответы, которые чаще всего возникают спонтанно и которые раньше не приходили человеку в голову, автор композиции начинает слышать себя изнутри, тем самым включается в осознание своего подсознания. Начинают звучать его внутренний голос, его потребности и, погрузившись в свои глубины, осознав проблему, человек сам находит ее Стру ктура сеанса ______________________________________________________ 47^ лешение. Просто раньше он отодвигал решение подальше, так далеко, что перестал вообще слышать и видеть, что ему следует делать на данном этапе развития. Узнав значение персонажей песочного поля, психотерапевт спрашивает у клиента, с какой фигуркой он себя ассоциирует. Хотя, конечно, психотерапевт знает, что каждая фигурка — это сам человек, его метафорическое значение предыдущего опыта, включая не только личный опыт, но также и исторический, и религиозный, и вековой неосознанный, и биоперинатальный, и натальный, и книжный, и семейный — все, что могла проявить на данный момент его память. Выбрав на поле фигурку, с которой он ассоциируется, клиент знакомится со своим образом. Психотерапевт задает вопросы о взаимоотношениях с полем, с другими персонажами и с той самой фигуркой, которую выбрал клиент как себя самого. В процессе ответов на вопросы складывается информация, с которой в дальнейшем и работает психотерапевт. Во время работы психотерапевту ни в коем случае нельзя трогать фигурки, которые выставил на поле клиент. Нельзя поправлять или вынимать их, чтобы рассмотреть получше. Чувствительные люди реагируют на это очень сильно. Человек может ощутить боль от бесцеремонного вторжения в свое поле, может даже отказаться от продолжения сеанса. Фигурок, выставленных на поле, может касаться или брать их в руки только автор песочного произведения. Схема проведения сеанса песочной терапии такова. 1. Установление раппорта с клиентом, общение, чашечка кофе или чая. 2. Знакомство с песочным полем, объяснение, что «голубые борта — небо, песок — земля, под слоем песка — голубое дно, из которого можно создавать реки, моря, озера». 3. Выбор поля с сухим или с мокрым песком. 4. Построение ландшафта. 5. Выбор из множества фигурок тех, которые нравятся, притягивают, влекут, манят, подходят к полю. 6. Поиск названия композиции. 7. Созерцание построенной картины. 8. Выяснение того, что значит для человека выставленная им на поле фигурка. 9. Выяснение того, что означает цвет, который более всего присутствует на поле. 10. Выяснение того, какая из фигурок — сам клиент. Часть третья 11. Знакомство клиента со значением пространства поля. 12. Знакомство с семантикой фигурок (всех или наиболее значимых). 13. Выяснение того, почему фигурки оказались именно в этой части поля. 14. Осознание барьеров и преград. 15. Созерцание полученной информации. 16. «Это твое поле, и ты можешь изменить в нем все, что считаешь нужным. Можно ничего не менять и на этом этапе завершить работу». 17. Наблюдение за изменениями. 18. Гармонизация поля. 19. Принятие решения о названии — меняется на новое или остается прежнее. 20. Предложение взять с собой энергетику картины. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|