Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ 2 страница




Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский политик и дипломат. М. создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, М. становится родоначальником такого социально-политического течения как реальная политика.

Новое время

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник и популяризатор эмпиризма и индуктивной методологии научного исследования. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», в котором он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого – быть использованным человеком.

Гоббс Томас (1588–1679) – английский философ-материалист, создавший первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Гоббс является одним из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии. Метод Р. Декарта выражен в четырех правилах для ума: первое – включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению; второе – делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить; третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших и легко познаваемых, и восходить до познания наиболее сложных; четвертое – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой и мыслящей, при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Единая Субстанция (природа) обладает множеством модусов двух типов – протяжением и мышлением. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой, Бог – существо из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Философия Спинозы обосновывает тезис о субстанциональном единстве мира.

Локк Джон (1632–1704) – английский педагог и философ, представитель эмпиризма. и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Л. считал, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия, которое носит личный, индивидуальный характер. Именно в этом особенность сенсуализма как составной части эмпиризма, – убежден был Л. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Л. полагал, что голова новорожденного – чистая доска (tabularasa), на которой жизнь рисует свои узоры – знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, – основной тезис Л. Как политик и либерал Л. обосновал принцип разделения властей в государстве на судебную, законодательную, исполнительную.

Лейбниц Готфрит (1646–1716) – немецкий философ-плюралист, математик, юрист, историк, языковед. Основной труд«Монадология» (1714). В качестве исходных принципов философии Л. служат основные законы логики, которые реализуется в полной мере в мире «умопостигаемом», то есть в том, который можно только помыслить, но не воспринять чувствами. Этот мир состоит из бесчисленных деятельных психических субстанций, первоэлементов – монад. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир.

Монтескье Шарль-Луи (1689–1755) – французский просветитель, правовед и философ. Он пытался вывести характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй из географических условий. Ш.-Л.М. явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии, которая рассматривает географическую среду (климат, реки, почву и т.п.) как определяющий фактор развития общества и государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм.

Юм Дэвид (1711–1776) шотландский философ, представитель идеалистического эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк. Агностицизм сформировался в результате развития эмпирической философии Д. Локка, Д. Беркли доведенного до ее логического конца. Если Локк видит источник наших ощущений во внешнем мире, а Беркли – в духе, или боге, то Юм отвергает оба эти решения. Существует ли внешний мир как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его не существовании. Вывод: мир непознаваем, ведь человек не может выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя, потому и следует по привычке.

Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле. М. рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил как о вечном, незыблемом законе природы.

Гольбах Поль (1723–1789) французский философ-энциклопедист, писатель, апологет французского просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. Философские взгляды Г. носят атеистический характер, основанием которых является идея о первичности и несотворенности материального мира. Г. автор нескольких десятков атеистических, естественнонаучных, философских работ. А благодаря своему благосостоянию, Г. открыл в Париже «просветительский» салон, где собирались все виднейшие мыслители того времени: Дени Дидро, Д’Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие.

Кант Иммануил (1724–1804) – немецкий философ-идеалист и дуалист (в теории познания). В философском развитии Канта различают два периода: «докритический» до 1770 г. Кант–эмпирик, создавший космогоническую картину мира (теория Канта-Лапласа) и автор работы «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой Кант практически исключает идею сотворения; «критический» с 1770 г. Кант защитил диссертацию: «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». К. – сторонник трансцендентального идеализма, суть которого в исследовании неэмпирических условий эмпирического знания. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находить в нашем разуме как априорные формы, то есть заранее данные условия всякого познавания. Кант агностик, признавая «вещь в себе», как принципиально не доступную познанию.

Фихте Иоганн (1762–1814) – немецкий философ, субъективный идеалист. Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как наукоучение. Философия есть основополагающая наука, способная выработать единый метод познания. Ф. указал на противоречие понятия «вещи в себе»: непознаваема и не влияет на мир явлений и, одновременно, заключает в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Ф. подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир – это «субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом», что сыграло важную роль в теории познания.

Гегель Георг (1770–1831) – немецкий философ-идеалист, панлогист, создатель неформальной – диалектической логики. Исходя из принципа развития, создал впечатляющую систему бытия мира во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития, которая изначально определяется абсолютной идей. Проблема соотношения идеи и реальности реализуется у Г. в переходе от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Природа оказывается ее инобытием или ее иным воплощением. Панлогизм Г. выражен от первого лица: «Все разумное действительно, все действительное разумно». Г. конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий применительно к развитию абсолютной идеи.

Шеллинг Вильгельм (1775–1854) – немецкий философ-идеалист. Всё творчество Ш. делится на три периода: 1. натурфилософия, в которой природа подобна безличному духовному началу, как живой организм, как целое, как реализация некоторой цели, к которой стремится все сущее; 2. философия тождества отражает соотношение природы и духа, субъекта и объекта как тождество. Природа разумна и духовна. Абсолют – это самостоятельное, не зависящее от Я, воплощающее себя в социальной жизни через природу. Абсолют не идеален и не материален, является равновесием духовного и материального; 3. философия откровения – период, характеризующийся интересом к истории и религии. Абсолют толкуется как Бог, в котором Ш. выделяет некую основу первоначального волевого импульса, направленного к отделению от Бога. «История в качестве целого представляется беспрерывным и постепенно осуществляющимся откровением абсолюта».

Шопенгауэр Артур (1788–1860) – немецкий философ, представитель иррационализма, мизантроп. Будучи последователем Канта, Ш. толкует волю как «вещь в себе», представление как мир единичных вещей. Опыт переоценки ценностей разума Ш представляет собой пассивный нигилизм. Онтология Ш. – учение о воле как первооснове бытия, тогда как «воля к жизни» – непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип. Согласно Ш. у жизни цели нет, она бездушное движение, жизнью правит слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. Это приводит к тому, что человека постоянно мучает чувство неудовлетворенности. Поэтому жизнь – сумма мелких забот, а само счастье человека – недостижимо. Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее. Таким образом, философия и религия, по Ш, создают иллюзию жизненной цели, принося лишь временное облегчение людям, поверившим в эти миражи.

Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления. Предметом философско-культурологических исследований Ш. была «морфология всемирной истории»: всемирно-исторический процесс – циклическая история возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. К числу «великих культур», реализовавших свои потенции, Ш. относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской – «магическая», западной – «фаустовская». Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет, таким образом, умирание всякой культуры, характеризуется переходом от культуры к цивилизации.

Фейербах Людвиг (1804–1872) – выдающийся немецкий философ - материалист, атеист. Особенность материализма Ф. – антропологизм, как следствие выражения идеала революционной буржуазной демократии в Германии. Мораль, сконструированная Ф., носит абстрактный, внеисторический характер и создана по единой мерке для всех времен и народов. Философская эволюция Ф. берет начало с критики идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, которая сводилась к самосознанию, позже, идеализма Гегеля вообще, в том числе, диалектики. Заслуга Ф. заключается в том, что он усматривает связь идеализма и религии.

Маркс Карл (1818–1883) – немецкийфилософ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной стоимости, в политике – теорию классовой борьбы. Будучи младогегельянцем, Маркс, используя достижения современного ему естествознания, успешно вернул гегелевскую умозрительную диалектику на реальную почву, то есть придает диалектике материалистический характер. Маркс – автор работ: «Манифест коммунистической партии», «Капитал».

Ве́бер Максимилиа́н Карл Эми́ль (1864–1920) – немецкий социолог, историк, экономист. «Понимающая социология». М.В. характеризует выдающуюся личность тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером. Страсть – это полная самоотдача тому делу, которому человек служит. Настоящий лидер рождается и вскармливается страстью. Если страсть не будет дополнена и слита с ответственностью именно перед этим делом, то не станет человек лидером, Третьим решающим качеством, считает М.В., является глазомер – особая способность быть внутренне собранным, спокойным, расчетливым.

Пирс Чарлз (1839–1914) – американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма. Предпосылкой становления и развития философии Пирса было размежевание с классиками философии нового времени – Декартом и Кантом. В мире нет неких врождённых идей и вечных истин. Истина по Пирсу, всегда относительна. Истинно всё то, что помогает человеку решать свою проблему и достигать успеха. Пирс ввел термин «прагматизм» и основополагающий принцип прагматизма – «принципа Пирса»: «Наши убеждения суть фактические правила для действия. Для того чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия». Идеи Ч. Пирса оказали влияние на У. Джейм, Дж. Дьюи, К. Поппера, Б. Рассел.

Джемс Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из популяризаторов и ведущий представитель прагматизма и функционализма. С оздал гипотезу о роли сознания, способного дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям различными способами: 1. повторять уже выработанные формы поведения; 2. изменять формы в зависимости от обстоятельств; 3. осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два класса: первые называются непроизвольными, вторые – произвольными.

Ницше Фридрих (1844–1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, создатель философии жизни. Влияние на его творчество оказали работы Артура Шопенгауэра. Центральными понятиями у Н. являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Согласно Н., воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; воля к власти может быть энергетической основой всего космоса в целом. При этом Н. не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой, сильный должен быть вне морали и обращал к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Г. Гёте и Леонардо да Винчи. Н. выступает за свободу духа, за способность подняться выше озлобления и обиды, за безграничное принятие этого мира, поставив под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений.

Соловьев Владимир (1853–1900) – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии как Души Мира. София – мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии: формируется представление о ней, в теургии: она обретается, а в теократии: она воплощается.

Новейшее время

Фрейд Зигмунд (1856–1939) – австрийский психиатр и невролог. Ф. – основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Ф. на природу человека были новаторскими для его времени. Поиск причин невроза привел к наиболее спорной теории Ф. – теории либидо, которая объясняет развитие и синтез сексуального инстинкта в его подготовке к репродуктивной функции, а также интерпретирует соответствующие энергетические изменения.

Гуссерль Эдмунд (1859–1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Г. стремился преобразовать философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции, которые позволяют осуществить «выключение» реального мира и осуществить переход к сосредоточению на переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (очищенному от всякой реальности переживаний). В дальнейшем Г. обратился к идее «жизненного мира» как сферы до научного опыта, которому характерен хаос неупорядоченных созерцаний, догадки, суеверия и предвосхищения. Оказал влияние на экзистенциализм и философскую антропологию.

Бергсон Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Жизнь как подлинная и первоначальная реальности, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Сущность «жизни» – «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть схвачена интеллектом, так как он способен лишь создавать «отвлечённые» и «общие» понятия.

Лосский Николай (1870–1965) – русской религиозной философ, один из основателей интуитивизма. Л. занимается вопросами метафизики как науки о мире как целом, которую делил на три отдела: онтологию, космологию и естественную теологию. В теории познания Л. исходил из того, что между сознанием (мышлением) человека и миром нет разобщенности, что сознание открыто к миру и активно по отношению к вещам, оно способно познавать их в своих интуитивных прозрениях. Интуицию Л. понимал как непосредственное созерцание предмета в его подлиннике. Этико-философские работы Л: «Условия абсолютного добра», «Характер русского народа» свидетельствуют о том, что основной чертой характера русского человека является его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем. Л. убежден был, что в душе русского человека есть сила, влекущая его к добру и осуждающая зло, называемая голосом совести.

Рассел Бертран (1872–1970) – английский философ, математик, представитель логического позитивизма, пацифист, атеист, сторонник либерализма и левых политических течений. Член Лондонского королевского общества, лауреат Нобелевской премии по литературе. Р. внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию. Развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. Искусственный язык, по убеждению Р., средство, с помощью которого можно было бы записывать четко и правильно результаты науки. История философии, по Р., это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей.

Бердяев Николай (1874–1948) – русский религиозный и политический, философ, представитель русского экзистенциализмa. Общие черты экзистенциализма в России – его религиозная окрашенность, персонализм, антирационализм, борьба за свободу человеческого существования. Проблема экзистенциализма – смысл существования человека. Субъектом бытия выступает личность как качественно своеобразная духовная энергия и духовная активность – центр творческой энергии. Личность, по Б., – это единство двух природ – Божественной и человеческой.

Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – теоретик и пропагандист марксизма, философ-материалист, видный деятель российского и международного социалистического движения. Основа философской системы – материальное бытие, природа, объект. Материя-субстанция существует объективно, вне и независимо от сознания человека. Она является источником ощущение, которые являются основными и главными элементами познания. Работы П.: «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о роли личности в истории», «О материалистическом понимании истории», «Основные вопросы марксизма» и другие.

Флоренский Петр (1882–1937) – религиозный философ, ученый-математик, физик, искусствовед, филолог, историк и инженер. Ф. развивает метафизику «всеединства» и софиологию. Под влиянием славянофильства, Ф. выступает против рационалистического и механистического миропонимания, характерного западной философии, противопоставляющей жизни принципы вещности и внешности. Ф. в области физики и техники делает ряд открытий и изобретений, имевших народно-хозяйственное значение в государственном масштабе.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) – испанский философ, социолог, сторонник доктрины «массового общества», которую изложил в работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс»: духовная атмосфера, сложившаяся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала – толпы. Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества» и призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) – австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого – язык математической логики. Разработал доктрину логического атомизма, как проекцию структуры знания на структуру мира. Философию понимал как «критику языка».

Хайдеггер Мартин (1889–1976) – немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. В труде «Бытие и время» показал, что западная философия, начиная с античности, игнорировала понятие бытия, потому что считала его смысл самоочевидным. Х. требовал проследить все этапы становления этого понятия с самого начала, что называл «деструкцией» (разрушение конструкции) истории философии. Его труд принес ему известность и многие течения современной мысли развивались под его воздействием, среди них – экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм, эко-феминизм и различные направления в психологии, литературе.

Карнап Рудольф (1891–1970) – немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Логике принадлежит особое место в творчестве К. и других членов Венского кружка. Однако в трудах К. логика выступает не только как средство, но и как предмет исследования. Результаты, полученные К. в области логического синтаксиса и семантики, в методологии дедуктивных наук и в построении систем индуктивной логики, имели важное значение для последующего развития логических дисциплин.

Лосев Алексей (1893–1988) – русский философ и филолог, профессор, ученик Павла Флоренского, тайный монах Русской Православной Церкви. Однажды Л. заявил на философском факультете в присутствии коллег: «Да, я идеалист». В 1929 г. вместе с женой постригся в монахи от афонских старцев. В книге «Диалектика мифа» (1930) Л. открыто отвергал марксизм и официальную философию – диалектический материализм. В результате, Л был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 г. и приговорён к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала. После освобождения вернулся к преподаванию. В 1960-х годах вышел первый том «История античной эстетики» Л., изменивший традиционные представления об античности. Л. написал монографии об эллинистически-римской эстетике (1979) и эстетике Возрождения (1978).

Гадамер Ганс (1900–2002) – немецкий философ, основатель «философской герменевтики». Истоки герменевтики Г. – философия Гуссерля, Дильтея, Хайдеггера. Шлейермахера. Всемирную известность принесла Гадамеру работа «Истина и метод», в которой Гадамер трактует феномен понимания не как инструментально-логический акт, а как способ человеческого бытия. Наметил пересмотр задач герменевтики и ревизия концепций предшественников: герменевтика – не искусство истолкования (как это было у Шлейермахера) и не метод познания (как у Дильтея), а исследование условий, при которых возможно понимание. Развивая хайдеггеровскую мысль о человеческом бытии как бытии в мире и о «пред-истолкованности» мира («предпонимании», которое конкретизируется им как «пред-рассудок»). Герменевтика, по мнению Гадамера, выступает в современную эпоху как самосознание человека.

Поппер Карл (1902–1994) – австрийский и британский философ и социолог. П. является основоположником философской концепции критического рационализма, рамках которой развивает теорию роста научного знания. Одна из центральных проблем философии науки, по П., состоит в нахождении критерия демаркации между наукой и ненаукой, в качестве которого он предложил принцип фальсифицируемости как принципиальной опровержимости любой научной теории. Другой чертой концепции роста научного знания является антииндуктивизм: он критикует индукцию и предлагает метод выдвижения новых гипотез. Любое научное знание носит, по П., гипотетический, предположительный характер и подвержен ошибкам. Этот тезис П. о принципиальной погрешимости человеческого знания получил название фаллибилизма, который пересекается с принципом толерантности.

Сартр Жан-Поль (1905–1980) – французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог. Центральное понятие философии Сартра является понятие свободы, понимаемое как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Свобода не как свобода духа, ведущую к бездействию, а как свобода выбора, которую никто не может отнять у человека. Концепция свободы воли развертывается у С. в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Некоторые литературные работы С.: «Возраст зрелости», «Отсрочка», «Странная дружба».

Куайн Уиллард (1908–2000) – американский философ, логик и математик, представитель логического прагматизма. Испытывал влияние неопозитивизма и прагматизма, бихевиоризма. Будучи знаком с членами Венского кружка, с 1934 г. Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка – вопросом о роли логики в обосновании математики. Труды К. посвящены построению аксиоматической системы, включающей логику классов, логическую семантику и модальную логику, философию математики. «Философия логики», «Референция и модальность, «Онтологическая относительность», «С точки зрения логики» – те немногие работы, переведенные на русский язык.

Кун Томас (1922–1996) – американский историк и философ науки. Известная работа Т. Куна «Структура научных революций», в которую рассматривается теория о том, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм». Научное знание развивается посредством научных революций. Научная революция – это смена научным сообществом объясняющих парадигм. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных