Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ 4 страница




Идеал (от греч. – «высшая цель устремлений человека») – высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления.

Идеализация (от греч. – «образ, идея») – понятие, означающее представление чего-либо в более совершенном виде, чем есть на самом деле; способность к абстракции и обобщению, используемая в умственной деятельности; И. научная – процесс мысленного конструирования понятий об объектах, не существующих или не осуществимых в действительности, однако, имеющие прообразы в реальном мире.

Идеализм –направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Идея (от греч. – «видность», «вид», «форма», «прообраз») – в широком смысле – мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, отражающий его основные, главные и существенные черты. В ряде философских концепций идея – умопостигаемый и вечный прообраз реальности.

Иерархия (от греч. – «священный», «правление») – порядок подчиненности низших звеньев высшим, организация в их структуре типа дерево.

Измерение – прием в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение величин одного и того же качества

Изоморфизм (от греч. isos – равный, однозначный и morphe – форма) понятие, выражающее тождественность, идентичность форм;

Понятие И. означает отношение между к.-л. объектами, выражающее смысле тождество их структуры (строения). Понятие И. непосредственно связано с категориями различия, тождества, сходства, достоверности и др.; понятие И. используется при характеристике отношения теории к действительности..

Имманентный (от лат. – «пребывающий внутри») – философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.

Имплицитно (от лат. – «запутанно») – неявность, невыраженность, опосредованно чем-либо.

Индивид – единичный представитель человеческого рода без учета его реальных антропологических и социальных особенностей.

Индукция (от лат. – «выведение общего правила из частного») – метод мышления, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка.

Интенция (от лат. – «стремление») – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет, в основе которой лежит желание, замысел.

Интерпретация (от лат. — разъяснение, истолкование) — общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.

Интуиция (от лат. – «пристальное созерцание») – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам; для И. характерна неожиданность, невероятность, неосознанность пути достижения результата.

Интерпретация (от лат. – «разъяснение», «истолкование») – общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.

Искусство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. И. – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности, часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Истина –процесс адекватного отражения действительности в сознании человека. И. едина, но содержит в себе различные аспекты: объективный, конкретный, абстрактный, абсолютный, относительный.

История – (от греч. – «расспрашивание», «исследование») – гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом. И. – это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

Казуистика (от лат. – «случай») – термин, обозначающий изворотливость аргументов в доказательствах сомнительных или ложных идей, попросту – крючкотворство.

Карма (от санскр.— «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Категория (от греч. – «высказывание», «признак») – наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления.

Кинизм (от греч. – название гимназии Киносарг, что означает «злые собаки»). Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем – Диоген Синопский. Кинизм проповедовал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям, умение с твердостью отстаивать свой образ жизни и стоять за себя, а так же верность, храбрость, благодарность.

Когерентность (от лат. – «согласованность») – понятие, применимое в философской концепции истины, характерной рационализму (Лейбница, Спинозы, Фихте, Гегеля) Объектом данной концепции истины является определенные множества утверждений. Элементы такой системы должны быть связаны друг с другом отношениями логического следования. Проверить истинность означает проверить, какими отношениями данное суждение связано с остальными в системе, совместимо ли оно с системой, не допуская противоречия.

Концептуализм (от лат. – «учение о мысли») – одно из направлений философской мысли Средневековья (наряду с реализмом и номинализмом), возникшее в связи с решением вопроса о природе универсалий. Представители К.-Пьер Абеляр, его ученик Иоанн Солсберийский: общее (универсалии) отражают сходные признаки вещей в абстрактном образе и находится только в уме познающего субъекта, вне его не существует.

Концепция (от лат. conceptio) система взглядов, понятий, представлений о каком-либо предмете, являющаяся «образным ключом» к пониманию конкретной проблемы, определяющая методы и способы ее решения.

Космогония –наука о происхождении и развитии космических тел и их систем (звезд, звездных скоплений, галактик, туманностей Солнечной системы и всех входящих в неё тел).

Космология – наука о Вселенной как едином целом и охваченной астрономическим наблюдением области Вселенной как части целого.

Красота – эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармонию, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.

Креационизм (от лат. – «творение») – религиозная концепция, трактующая многобрачие органических и неорганических форм как результат творения их Богом.

Критика – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить соответствующие оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни.

Личность – субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели.

Логика (от греч. – «наука о мышлении») – наука о формах и приемах рационального мышления.

Логический позитивизм (неопозитивизм)

Любовь – эмоциональное отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение с кем (чем) воспринимается как благо.

Ма́йя (от санскр. «иллюзия», «видимость») — в индийской религиозно-философской традиции особая энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений. Одновременно майя является иллюзией не от того, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща. Для индуизма (как и буддизма) характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков пузырями на воде. Материализм –направление в философии, теоретическим ядром которого является сведение сущего к материи.

Материя – философская категория для обозначенияобъективной реальности, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Методология (от греч. – «путь к чему-либо») – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности и учение об этой системе.

Метафизика (греч. – «то, что после физики») – раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового, одновременно, метод объяснения мира с позиции признания неизменности его, и изолированности всех явлений мира.

Механицизм – односторонний метод познания и миропонимания, характеризующийся сведением многообразия форм движения материи к закономерностям механической формы движения материи.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его место в нем, а так же отношение к самому себе и соответствующие взглядам основные жизненные позиции, идеалы, принципы деятельности.

Мистика (от греч. – «таинственный») – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с абсолютом, а также совокупность теологических и философскихдоктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практик.

Мифология – исторический тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности.

Моделирование метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту.

Модель (от лат. – «мера», «образец») – объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала.

Мокша (от санс. – «освобождение») в индуизме и джайнизме – освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.«Мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в которой все элементы реальности, рассматриваются как формы материального мира майя. «Мокша» как освобождение, достигаемое в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души. Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно как нирвана в буддизме.

Монизм (от греч. «монос» – один) – онтологическая позиция, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира.

Монотеизм (от греч. – «единобожие») – религиозное представление о существовании только одного Бога.

Мораль (от лат. – «общепринятые традиции, негласные правила»)– принятые в обществе представления о хорошем и плохом, добре и зле, а также совокупность норм поведения. Термин введён Цицероном.

Мышление – высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Мышление есть противоречивое единство разума и рассудка.

Наблюдение – метод эмпирического познания, результаты которого дают основания для интерпретации состояний и свойств наблюдаемого объекта.

Надежда – положительно окрашенная эмоция, связанная с ожиданием удовлетворения потребности.

Натурфилософия (от лат. natura – «природа»)–это умозрительное истолкование природы и природных явлений, ориентированное на нахождение единства мира. Натурфилософия сформулировала проблему происхождения чувственно воспринимаемого многообразия предметного мира из единого основания, рассматривая в качестве такового элементы этого же мира.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире

Неоплатонизм – новый платонизм, религиозно-мистическое учение поздней античности, согласно которому мир единый и иерархический: Единое – Благо – Мировой Ум – Мировая Душа – Материя. «Все идущее от Блага, – замечает Плотин, основатель неоплатонизма – прекрасно, само же оно – выше прекрасного, выше даже высочайшего...» Путь человека к единению с Благом через состояние экстаза.

Неопозитивизм или логический позитивизм (логический эмпиризм) – одно из основных направлений философии XX века, последователи позитивизма О. Конта, Дж. Милля с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи неопозитивизма были сформулированы членами Венского кружка в сер. 1920-х гг.: математическая логика есть тот инструмент, который послужит критике традиционной философии и обоснованию новой философской концепции. Неопозитивисты полагали, что все, что выходит за пределы мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки, для чего требуется логический анализ языка науки. Именно это должно стать главной задачей философов. Главными представителями неопозитивизма являются М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и Х. Рейхенбах.

Нигилизм (от лат. – «ничто») – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов.

Номинализм (от лат. – «имя») – направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей

Ноосфера (от греч. noos – «ум, разум» и sphaira – «сфера, область») – это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместной эволюции человека и природы. Ввел понятие «ноосфера» В.И. Вернадский.

Норма (от лат.)– руководящее начало, правило, образец или предписание, действующее в определённой сфере и требующее выполнения.

Обобщение – форма приращения знания путем мысленного перехода от частного общему, который обычно сопровождается и переходом на более высокую ступень абстракции.

Образование – целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Объяснение – функция научного познания, цель которой выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия.

Онтология (от греч. – «учение о бытии») – раздел философии, рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мир.

Определение, или дефиниция (от лат. – «предел», «граница») – логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка.

Ответственность – определённость, надёжность, честность в отношении себя и других, а так же осознание и готовность признать результат, который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий.

Основной вопрос философии – вопрос философии, сформулированный в рамках диалектического материализма, звучит как вопрос об отношении мышления к бытию (духа к природе, сознания к материи).

Оценка – отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.

Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Панлогизм (от греч. – «всё и мысль, слово, разум») – метафизическая теория, согласно которой все существующее представляет собой воплощение разума и логоса Предпосылки П. присутствуют в учениях Платона и стоиков. В завершенной форме П. представлен в философии Гегеля. Термин впервые применил немецкий философ Эрдман.

Пантеизм (от греч. – «Все и Бог») – религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.

Парадигма (от греч. – «пример», «модель», «образец») – совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

Парадокс (от греч. – «странное мнение») – ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения

Плюрализм (от лат. – «множественный») – позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания.

Позитивизм (от лат. – «положительный») – направление в философии, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Основоположником позитивизма является Огюст Конт. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Джон Милля и Герберт Спенсера. Этот позитивизм получил название Первого или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.

Позитивизм Огюста Конта

|

Второй позитивизм: Эмпириокритицизм + Махизм

|

Неопозитивизм: Венский кружок + Львовско-варшавская школа

_____________ _|_____________

| |

Постпозитивизм Аналитическая философия

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Политеизм (от греч. – «многочисленный, много» и «Бог, божество») – система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Понимание (от фр. – «уразумение смысла»)–процесс постижения смысла и значения знаковых систем. В феноменологии, а также в аналитической философии смысл, или значение есть объективная величина, процесс познания которой следует строго отличать от психических процессов.

Понятие – отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений.

Постпозитивизм – общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С. Тулмин.

Практика – целесообразная и целенаправленная деятельность человека. П. – процесс, в ходе которой, используя общественные институты, конкретно-исторический субъект так воздействует на систему общественных отношений, что изменяет общество и развивается сам. Многообразие практики определяется сферой приложения сил человека.

Принцип (от лат. princeps – «первый») – концентрированная форма знания, аккумулирующая в себе основную направленность познания или основание, из которого исходят и которым руководствуются в теоретической и практической деятельности.

Природа (от лат. natura) – одно из центральных понятий философской и научной мысли, означающее бесконечный во всех направлениях материальный мир в многообразии его форм.

Проблема научная объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес

Прогресс (от лат. – «движение вперед», «успех») – направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Пространство –одна из основных всеобщих объективных форм существования материи, характеризующаяся объективностью, бесконечностью, протяженностью, дискретностью, четырехмерностью, обратимостью.

Противоречие – основное понятие диалектики, выражающее отношение между противоположными (т.е. взаимосвязанными и в то же время существенно различающимися, взаимоисключающимися) сторонами, свойствами предмета. Существование П. связано с многообразием элементов единого целого.

Развитие – направленные, необратимые качественные изменения системы.

Разум – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

Рассудок –философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность, направленная на образование понятий, суждений, умозаключений

Рационализм (от фр. – «разум») – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Основатель рационализма – Р. Декарт.

Реализм – направление в средневековой схоластике, утверждавшие, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Редукция (от лат. – «приведение обратно») – методологический прием сведения сложного к простому.

Религия (от лат. – «cовестливость, благочестие, набожность, предмет культа») –мироощущение, основанное на вере в существование сверхъестественного – Бога или богов, определяющих судьбы людей, а так же специфических действий (религиозного культа), обеспечивающих связь человека со сверхъестественным, и соответствующие (религиозные) объединения.

Рефлексия (от лат. – «обращение назад») – размышление, самонаблюдение, самопознание;принцип научного и философского мышления, характеризующийся обращением мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам.

Ригоризм – суровое, непреклонное следование чему-либо.

Русская философия –собирательное название философских концепций русских мыслителей Основная проблематика: Космизм, человек и мораль; выбор исторического пути России, власть и государство, социальная справедливость и будущее.

Санса́ра (от санскр. «переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью круговорота сансары. В большинстве из философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти, поскольку сансара рассматривается как результат невежества в понимании своего истинного «Я», невежества, под влиянием которого индивид, или душа, принимает временный, иллюзорный мир за реальность. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, и осуществлять намеченный выбор в рамках конкретных условий, ответственности.

Связь – отношение между объектами, проявляющееся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других.

Сенсуализм (от лат. – «восприятие», «чувство», «ощущение») – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Представители: Дж. Локк, Дж. Беркли.

Силлогизм (от греч. – «двух посылок и одного заключения») –рассуждение, состоящее из трёх простых атрибутивных высказываний: двух посылок и одного заключения. Пример силлогизма: Всякий человек смертен (бо́льшая посылка). Сократ – человек (меньшая посылка). Сократ смертен (заключение).

Символ, символизм (от греч. – «знак»)–образ для вещественного обозначения нравственного закона и религиозной веры (треугольник как символ Св. Троицы); у греков знак рассматривался как залог договора или обязательства.

Синергетика – междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, а именно, пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада. Благодаря маленьким воздействиям (флуктуации) система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчерпав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Подобные изменения происходят в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации.

Синкретизм – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние системы.

Синтез – метод мышления, направленный на объединение познанных элементов в единое целое.

Система –совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность.

Скептицизм – гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний.

Соборность – понятие русской философии, означающее свободное, духовное единение людей как в церковной, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в других языках.

Совесть – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному.

Сознание – совокупность высших психических функций, выраженных в познании, самопознании, абстрактном мышлении, страсти, творческом воображении; С. – высшая форма психического отражения действительности в форме субъективных образов действительности.

Сомнение – психическое состояние, характеризующееся неуверенностью; С. – самоцельпознания сторонников античного скептицизма.

Сон – психическое состояние, характеризующееся потерей интереса к внешнему миру.

Сотериология (от греч. – «спасение»)– богословское учение, в основе которого лежат церковные догматы о последствиях первородного греха и о соотношении благодати и свободы в деле спасения души. Существует во многих религиях: христианстве, исламе, буддизме и т.д.

София (от греч. – «мудрость») – соотносимое с творчеством ремесленника – демиурга, созидающего вещи, исполненные смысла, то есть устроенные в соответствии с принципом разумности.

Социализация – процесс овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции; процесс интериоризации индивидом усвоенных им знаний, ценностей и норм.

Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния, прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём

Средневековая философия – своеобразный период развития философии после крушения Римской империи (476 г.) до эпохи Возрождения (XV в.), который, в свою очередь, делится на патристику(5-8 вв.) и схоластику (9-15 вв.), характеризующиеся различными типами философствования. Основные черты Средневековой философии определяются ее способами объяснить мир: идеализм, монизм, теизм, креационизм, провиденциализм, традиционализм.

Стоицизм (от греч. – «расписной портик»)– античная философская школа, призывающаяпринимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям. Основатель – Зенон Китийский.

Субстанция (от лат. – «первооснова, сущность») – то, что не нуждается для своего объяснения в другом.

Субстрат – основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов.

Субъект (от лат. – «лежащий в основе») – индивид, познающий мир и воздействующий на него.

Суждение –одна из форм рациональной ступени познания, выражающая отношение к явлениям или их свойствам.

Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных