Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ 5 страница




Схоластика – период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Сциентизм – подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества

Счастье (от прасл. – «хороший удел») – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового, основным критерий которого является уникальность его результата.

Телеология (от греч. «заключительный, совершенный») — учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (Творца). Ставит вопрос: «зачем, с какой целью?». Корни телеологического подхода к действительности следует искать в антропоморфных представлениях, связанных с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Например, согласно имманентной телеологии Аристотеля, каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим, а так же концепции предустановленной гармонии Лейбница, учение о «мировой душе» Шеллинга и объективный идеализм Гегеля.

Теория высшая, самая развитая форма организации научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоей сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Техника (от греч. «технэ») – исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

Технократизм – социально-философская концепция, преувеличивающая роль техники, технологий, ученых в развитии не только материальной деятельности человека, но и жизни общества в целом.

Трансцендентный – философский термин, означающий, в противоположность имманентному, то, что запредельно по от ношению к миру явлений и недоступно теоретическому познанию.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Тщеславие – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества; Т. – деятельность человека, направленная на обмен вещества природы между собой и природой.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений.

Универсалия (от лат. – «общий») – термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. Проблема универсалий восходит к философским идеям Платона и Аристотеля и является одной из главных тем схоластики.

Утилитаризм (от греч. – «польза», «выгода») точка зрения пользы; этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие

Утопизм (от греч. – «место, которого нет»; по другой версии – «благословенное место») изображение идеального обществ. строя, лишённое научного обоснования; жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике.

Фактэ лементарная форма научного знания, может рассматриваться как достоверное знание о единичном.

Феноменология – это учение о сознании, о феноменах и их смыслах, где феномен (от греч. – «то, что является») – явление в сознание человека из его чувственного опыта. Представители: Э. Гуссерль, Г. Шпет, А. Лосев.

Философия (от греч. – «любовь, стремление, жажда и мудрость») – дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания.

Философия техники – область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека.

Фальсификация – методологический принцип, предполагающий установление ложности гипотез и теорий за счет обнаружения их несоответствия с эмпирическими данными.

Фрейдизм – концепция современной европейской философии, отстаивающее приоритет бессознательных процессов в поведении и сущности человека. Основатель – З. Фрейд.

Хаос и порядок. Хаос понимается как бесформенное, хаотичное состояние мира, аналог хаоса – бесконечное пространство, неупорядоченная первопотенция мира. Взаимосвязь хаоса и порядка – необходимое условие существования открытых неравновесных систем («диссипативных» – термин ввел И. Пригожин). Порядок – суть явление Хаоса, которое из Хаоса рождается и Хаосом же будет поглощено. Все попытки противопоставить Порядок Хаосу обречены на провал, так как Хаос всеобъемлющ – в нем есть возможность всего, и даже Порядка. Порядок сам по себе невозможен, а в противопоставлении Хаосу – бессмыслен, так как является лишь одной из ипостасей Хаоса. Анализ истории общества осуществляется с точки зрения синергетической

Хрематистика (от др.-греч. — обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли.

Цель – представляемый результат деятельности отдельного человека, группы людей. Содержание цели определяет средства ее достижения. Цели могут быть отдаленными, близкими, ситуативными, альтруистическими или эгоистическими.

Ценность –понятие значимости для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений.

Цивилизация (от лат. – «гражданский», «государственный») совокупность материально-технических и духовных достижений человечествав ходе исторического процесса.

Цинизм – позиция, заключающаяся в попрании общественных нравственных норм. В основе такого отношения обнаруживается духовная нищетачеловека.

Человек – понятие, означающее родживых существ, наделённое разумом и активностью, реализуемой в труде, как основе существования. Ч. есть совокупность всех общественных отношений, что ведет к пониманию человека как субъекта исторически-социальной и культурной деятельности (Маркс К.). Ч. есть единство социальной и биологической природы.

Чувства – психическое состояние человека, отражающее субъективное, оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Эвдемонизм – учение, согласно которой высшим благом для человека и смыслом его жизни является счастье.

Эйдос (от греч. – «образ») – термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл: как «образ» (Эмпедокл, Демокрит). как сущность, правда (Парменид), как субстанциальная идея (Платон), как «форма» (Аристотель).

Экзистенция (от лат. – «существование») – одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человека. Э. – чаще всего бессознательная установка личности. Согласно экзистенциализму лишь страх, понимание бессмысленности существования освобождают человека от этого состояния и приводят его к подлинному бытию.

Эксперимент испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Условия эксперимента зависят от различных приборных возможностей.

Экогуманизм (эко – «дом», хомос – «человек») – наука, изучающая вопросы охраны окружающей среды, любовно-уважительное отношение к живой природе, посильное воссоздание утраченных элементов природы, улучшение-совершенствование культурной среды, второй природы, созданной трудом человека.

Экстаз (от греч. – «исступление», «восхищение») – положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления. Термин, зафиксированный в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности

Эмана́ция (от лат. – «истечение», «распространение») – понятие античной философии, применяемое Плотином как переход высшей сферы. Универсума к низшим, менее совершенным сферам, т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия за пределы собственно своего бытия

Эмоции (от лат. – «потрясаю», «волную») – субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия

Эмпиризм (от лат. – «опыт») – направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания.

Эмпириокритицизм (от греч. – «критика с позиций опыта») – второй позитивизм который сформировался в результате влияния некоторых элементов кантианства, отправным пунктом теории познания является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. Данные, полученные через чистый опыт признается неоспоримыми всем человечеством, что исключает мировоззренческий аспект познания. Представители: Р. Авенариус и Э. Мах. Их взглядам были близки: А. Пуанкарэ и П. Дюгем. В России ко второму позитивизму примыкает А. Богданов, а в США – прагматизм Ч. Пирса.

Эпикуреизм учение, утверждающее достижение счастья через умеренное наслаждение. Для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия) и дружба (как альтернатива политическим отношениям). Препятствия к счастью преодолимы при условии: не должно бояться богов (Боги безразличны к человеческим делам): не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; не бояться природы (мир дан человеку в его очевидности). Основатель – античный философ Эпикур

Эпистемология (от греч. – «наука о познании») – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. В неклассической философии зафиксирована тенденция к различению эпистемологии. и гносеологии.

Эстетика (от греч. aisthetikos – «чувствующий», «чувственный») – философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию.

Эстетическое – основная метакатегория эстетики, выражающая чувственно положительное, производной которой являются модификации категорий.

Эвфемизм –нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или выражение, обычно используемое для замены других, считающихся неприличными или неуместными.

Эксклюзивный (от англ. – «исключительный», «изысканный») – исключительное для данной организации или отдельного лицаправо на производство или распространение материалов.

Эмпириокритицизм (от греч. – «критика с позиций опыта») – второй позитивизм или Эмпириокритицизм, который сформировался в результате влияния некоторых элементов кантианства, что определило специфику. отправным пунктом теории познания является не мышление или субъект, не материя или объект, а чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми. Непосредственные данные полученные индивидуумом через опыт эмпириокритицизм принимает как то, что признается неоспоримым всем человечеством, что исключает мировоззренческий аспект познания. Представителями Э. были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Взглядам второго позитивизма были близки взгляды Анри Пуанкаре и Пьера Дюгэма. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США – прагматизм Чарльза Пирса Энтелехия ( от греч. «цель» или «иметь; то, что имеет цель в самом себе») — так называл Аристотель форму, которая осуществляет себя в веществе, активное начало, которое сначала превращает возможность в действительность, а последнюю приводит к совершенству её наличного бытия.

Э схатология – в христианской догматике учение о конце света, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божьем на Земле.

Язык – система содержательных знаковых форм, посредством которых происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных