Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ценности и смыслы семейной жизни




раскрыты в Послании святого апостола Павла Галатам (гл.5, ст. 19 – 23):

« Дела плоти известны; они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное …».

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

В «Новом Завете» мы читаем проникновенные, святые строки Апостола Павла о любви: «И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…» (1 Кор. 13, 3-8) [28].

5. Народные традиции русской православной семьи. В течение тысячелетия ониопирались на христианские заповеди, Жития святых и Церковный календарь. При этом учитывались природные и климатические условия окружающего мира, народная культура и искусство, народная педагогика, трудовые и профессиональные традиции и др.(Подробнее об этом см.: Измайлова А.Б. Русская народная педагогика. Владимир: ВГПУ, 2000).

В русском народе большое значение в деле нравственного воспитания детей имеют традиционные праздники и обряды. В языческие времена в жизни земледельца, зависевшего от природы, появились обряды, целью которых было обеспечить плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками полевых работ. С течением времени земледельческий календарь закономерным образом стал сочетаться с календарём христианских праздников. Уже более тысячи лет (за исключением 70-летнего периода безбожия в 20 веке) ритм жизни России определяется как «Годовой круг православного календаря».

Самым главным христианским праздником является «праздников Праздник и Торжество из торжеств» - Светлое Христово Воскресение (Святая Пасха), которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период с 4 апреля до 8 мая (по новому стилю). Затем следуют 12 великих («двунадесятых») праздников в честь Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (Богоявление) (19 января), Сретение Господне (15 февраля),Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) (в последнее воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (сороковой день после Пасхи), Сошествие Святого Духа на апостолов, или день Святой Троицы (в 50-й день после Пасхи), Преображение Господне (19 августа), Успение Божией Матери (28 августа). Из других праздников наиболее чтимые: Обрезание Господне, Покров Божией Матери, Казанской Иконы Божией Матери, Рождество Иоанна Крестителя, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, Святого апостола Иоанна Богослова, Святого Николая Чудотворца.

Один из самых любимых и весёлых праздников – Масленица («сырная седмица», которая завершается «Прощёным воскресеньем» и вступлением верующих в 40-дневный Великий пост: 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная – в воспоминание крестных страданий Христа Спасителя. Кроме того, Церковью установлены 3 многодневных поста (Рождественский, Успенский и Петров пост) и однодневные посты (в Сочельник перед Рождеством Христовым, в Сочельник перед Крещением Господним, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, в день Воздвижения Креста Господня, а также в среду и пятницу каждой недели, кроме сплошных седмиц).

В постные дни и в седьмой день, который необходимо посвящать Господу, верующие должны с особым усердием творить святые и богоугодные дела, каковыми являются: забота о спасении своей души, молитва в храме и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение Священного Писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключённых, утешение печальных и другие добрые дела.

Истинный пост есть воздержание от зла. Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки и страсти (гнев, ненависть, вражду, осуждение); надо удалиться от рассеянной, весёлой жизни, от игр, зрелищ, танцев; не вкушать скоромной пищи, не читать книг, возбуждающих нечистые мысли и желания. Верующие участвуют в богослужениях, исповедуются Богу в своих грехах и причащаются Святых Христовых Тайн. Для православного человека причастие – важное событие, большой духовный праздник, ощущение своего единения с Богом, обетование жизни вечной (Закон Божий. – М., 2000).

В обыденной жизни русского народа сохранилось много традиций и обычаев, связанных с семейными праздниками (хороводы, игры, посиделки), земледельческими работами, выращиванием скота, заботой о семейном благополучии, о продолжении рода, о здоровье всех близких, о духовном возрастании детей, об участии их в семейном труде, о бережном отношении к памяти предков, поминании усопших, о почитании традиций рода. Важное значение имеет сохранение и усвоение детьми культуры материнства и детства, что осуществляется в ходе непосредственного участия детей в таких семейных обрядах, как свадьба, обмывание младенцев и наречение их именами, окропление святой водой, окуривание ладаном, кормление и лечение ребёнка, первая стрижка волос младенца.

В учебном пособии «Педагогика межнационального общения» под ред. Д.И.Латышиной отмечается, что «…семейные обряды, соблюдавшиеся людьми на протяжении веков, выполняли и определённые педагогические функции – через них передавались подрастающему поколению знания о хозяйственных обязанностях членов семьи, правила поведения в супружестве, педагогика материнства, нравственные нормы и т.д. Но такая передача осуществлялась не назиданиями, не поучениями, а наглядным примером поведения взрослых, что как раз и не требовало никаких объяснений. Дети просто перенимали определённые образцы поведения, включаясь в исполнение обрядов, осваивая при этом целый пласт духовной этнокультуры. Долго сохранялись в народе и другие семейные обряды, например, похоронный. Несмотря на его печальную тональность, он также закреплял в маленьком человеке ощущение принадлежности к своему клану, неразрывной связи с большим кругом родных, учил сочувствовать чужому горю. Неважно – с радостным или печальным семейным событием были связаны обряды, важно, что они затрагивали эмоциональный мир детей, духовно их развивали, учили радоваться, приносили ощущение единения с близкими» (с.92).

Русские сказки – подлинное сокровище художественной педагогики, сильнейшее педагогическое средство и любимый детьми жанр устного народного творчества. Исследователи выделяют 3 типа сказок: о животных, бытовые и волшебные. В учебном пособии «Педагогика межнационального общения «отмечается следующее.

«Трудно найти другое средство словесного воздействия на ребёнка, сравнимое со сказкой, вымыслом, где переплетены реальные и фантастические события, а герои – знакомые незнакомцы: животные, наделённые чертами и характером человека; растения, приобретающие невиданные свойства; люди, совершающие необычные поступки и подвиги. Сказки развивали и воспитывали ребёнка, но такое воспитание воспринималось им с удовольствием, ведь сказки ещё и развлекали, веселили, открывали мир фантастики.

Сказки входили в жизнь ребёнка с самых ранних лет, как только он обретал способность понимать речь. Грустные и весёлые, страшные и добрые, они знакомили детей с огромным миром, внушали им первые представления о жизни, добре и зле, справедливости и порядке, становились любимой забавой» (с.97-98).

«Потенциальные педагогические возможности русских народных сказок очень велики, ведь в сказках не только отразились, но и нашли оценку все стороны жизни общества. За приключениями царевичей в чужих землях, за похождениями бравого солдата, за крестьянской обыденностью встают человеческие судьбы, а сказочные конфликты передают сложные отношения между людьми.

Несомненно познавательное значение сказок. Это своего рода энциклопедия, где рассыпаны сведения из географии, ботаники, истории и представлен как окружающий мир, так и далёкие неведомые страны. В старину сказки как художественный способ познания мира заменяли школу и науку» (с.98).

«Познавательны для детей и описания процессов труда, бытовые детали. В сказках говорится о работе летом в поле, о строительстве дома, приготовлении еды, о торговле на ярмарке. Так, сказка «Мена» напоминает ребёнку о живности на крестьянском дворе: конь, корова, овечка, свинья, гуси, утки и т.д. Эта сказка … основана на повторах, наращивании цепочек слов, способствующих развитию памяти и лучшему запоминанию. Такие сказки выявляют причинно-следственные связи, приучают к счёту» (с.99).

«Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но и как люди с определёнными чертами. У ребёнка не возникало сомнения в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому. Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и прямодушии, добре и зле, героизме и трусости, щедрости и жадности, почерпнутые из сказок, складывались у него в нормы поведения.

Небольшие сюжетные произведения давали маленькому слушателю полезную информацию о растениях и природных явлениях, объясняя суть многих вещей в природе и обществе. Бесхитростные истории о животных легко запоминались и воспроизводились детьми, давали им простые, но жизненно важные представления о мире. Доставляя эстетическое наслаждение, сказки приучали мыслить, обобщать, проводить сравнения. Развивались речь, образное и логическое мышление, умение кратко, ёмко и красиво выражать мысль» (с.100).

«Почти все сказки основаны на нравоучении, но оно даётся не прямо, а вытекает из поступков героев, о нём нужно догадаться самому. Скрытая назидательность заключена почти в каждой сказке, и она ребёнку понятна: нужно слушаться и уважать старших, помогать друг другу, не помнить зла и т.п.. Важно, что поучение облечено в такую тонкую и совершенную поэтическую форму, что усваивается незаметно вместе с занимательным сюжетом, то есть мораль сказки усваивается на эмоциональном уровне. Сказочная фантастика передаёт мироощущение самого народа, её создавшего. Радостный и светлый вымысел отражает веру в людей, в победу их над чёрными силами зла, разрушения; в большинстве сказок добро торжествует, а зло наказывается» (с.101).

Выдающийся русский философ И.А.Ильин был убеждён, что в ходе семейного воспитания необходимо обогащать душу и ум ребёнка такими сокровищами, как язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных