Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Представления старшеклассников и студентов




О будущем супруге

Источники

1. Завражин, С.А. Представления старшеклассников и студентов о будущем

супруге / С.А.Завражин, Н.С.Даведьянова, М.В.Назарова. – Владимир:

Вестник ВГГУ, 2011.

* * * *

Исследования последних лет свидетельствуют, что вместе с изменениями, происходящими в нашем обществе, эволюционируют модели добрачного поведения молодёжи. Сегодня сфера молодёжного добрачного общения становится более дифференцированной, избирательной, открытой, все более отделяется от матримониальных и репродуктивных намерений, приобретая для юношей и девушек самостоятельную значимость, притягательную ценность.

На добрачное поведение молодых людей оказывают влияние разнообразные факторы: актуальные общественные ценности и идеалы, политика государства в области брачно-семейных отношений, образ жизни родительской семьи, родственников, молодёжная субкультура, традиционные семейные и сексуальные установки, средства массовой информации, личностные интересы и предпочтения.

В структуре добрачного поведения молодёжи важное место принадлежит представлениям о будущем супруге. Образ будущего супруга репрезентирует информацию, касающуюся взглядов, убеждений, установок, качеств, привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни. Он отражает Я-концепцию личности, её смысложизненные ориентации, гендерные стереотипы, ролевые ожидания и притязания в браке, состояние психосексуального здоровья.

Изучение представлений юношей и девушек о потенциальном супруге видится важным с точки зрения прогнозирования тенденций добрачного поведения молодёжи, диагностики проблем добрачного общения и определения стратегии и тактики их оптимального решения объединёнными усилиями институтов социализации, специалистов, самодеятельных формирований.

Руководствуясь данными соображениями, мы предприняли попытку исследовать в сопоставительном ракурсе представления о будущем супруге старшеклассников и студентов. Для сбора эмпирических данных использовались полуструктурированное интервью и авторская анкета в двух вариантах – для старшеклассников и студентов. Оба варианта были почти конгруэнтны. Их отличия диктовались необходимостью учёта возрастно-психологических особенностей респондентов, их различного социального статуса: школьник – студент.

В исследовании приняли участие 50 студентов Владимирского государственного гуманитарного университета в возрасте 18-20 лет и 50 учащихся старших классов школ г. Владимира 15-17 лет. В обработке эмпирического материала использовался метод контент-анализа, статистические техники.

Под образом потенциального супруга мы понимаем когнитивный и эмоционально-смысловой комплекс представлений о будущем муже/жене, а также сопряжённые с ним взгляды и установки на брачно-семейные, сексуально-эротические отношения.

Выяснено, что на образ возможного супруга проецируются представления об идеальном партнёре. Идеальной женщиной старшеклассники считают ту, которая не устраивает скандалы по пустякам (48% опрошенных) или говорит мужчине: «Я тебя люблю» (35%). Идеальным мужчиной можно назвать того, кто каждый день признается в любви (58%), собирает деньги на покупку жилья (20%) и не разжигает конфликты (18%). Студенты, в отличие от старшеклассников, оказались, определяя идеального партнёра, более единодушны: 80% под ним подразумевают человека, который каждый день признается в любви.

Определённые разногласия между выборками респондентов обнаружились во взглядах на женственность и мужественность. 56% студентов полагают, что женственность – это «изящество, элегантность, культура речи», 36% ассоциируют с ней красоту внутреннего мира девушки. А между тем треть старшеклассников соотносят женственность с целомудренностью – духовной и телесной чистотой девушки.

Обе опрошенные группы проявили завидный оптимизм, выразив уверенность в возможности найти идеального супруга (80%-84%). 70% подростков и 65% студентов мечтают прожить всю жизнь с одним супругом, остальные – не исключают вероятности заключения новых союзов. Счастливую семейную жизнь отождествляют с «уважением, преданностью и взаимной любовью» 53% студентов и 51% старшеклассников. Остальные полагают, что для семейного счастья необходимы: материальное благополучие и профессиональные успехи (23% и 20%), наличие детей и их успешное воспитание (23% и 27%). Бедность и иное вероисповедание потенциального супруга для трети опрошенных являются качествами, способными помешать прочности брачных уз. Явно гедонистически окрашенными оказались ответы на вопрос о цели брака. Большинство респондентов (71% старшеклассников и 66% студентов) хотят создать семью, чтобы «быть вместе с любимым человеком», только пятая часть подростков и треть учащихся высшей школы важнейшей целью семьи видят деторождение. Парадоксально, но при этом почти все испытуемые (97% старшеклассников и 95% студентов) мечтают иметь много детей.

Брачно-семейные установки юношей и девушек находятся в тесном соприкосновении с их представлениями о коренных ценностях: любви, дружбы, счастья, духовности, чести.

Настоящую любовь большая часть респондентов (46% старшеклассников и 60% студентов) рассматривает как великий стимул к нравственной жизни, самосовершенствованию, к проявлению ответственности, чистоты, правды, чести, совестливости. Остальные отождествляют её с искренней дружбой, духовным родством и совсем немного (5% старшеклассников и 3% студентов) с половой страстью. Любовь, по мнению 75% опрошенных, не всегда должна приводить к заключению брака. Любовь – чувство преходящее (52% ответивших); она может пройти, полюбить другого – вполне реально.

Старшеклассники и студенты в целом похоже понимают дружбу как уважение и преданность (54% и 67%) или сотрудничество и поддержку (38% и 30%). Несущественно отличались ответы обучающихся в школе и вузе о том, что такое честь девушки и честь юноши. Однако здесь обнаружились некоторые гендерные особенности. Представительницы прекрасного пола чаще связывают женскую честь с наличием нравственных ценностей и идеалов, а мужскую – с верностью своей девушке и умением постоять за правое дело. Юноши также склоняются идентифицировать честь девушки с высоким уровнем морального сознания, а вот мужскую честь сопрягают со способностью достигать успеха, намеченных целей.

Больше разногласий между опрошенными группами выявилось по вопросу о сущности счастья. Старшеклассники заметно чаще, чем студенты (34% против 10%) соотносят его с материальным благополучием. Студенты (76%) убеждены, что счастье больше зависит от душевной гармонии, наличия крепкой семьи и друзей.

Обе выборки респондентов трактуют духовность в рамках её светского (нерелигиозного) понимания. Под ней подразумевают «желание жить не только для себя, но и для других людей» (62% старшеклассников и 38% студентов) или «стремление к высшим ценностям и самосовершенствование» (38% и 36%). Никто из опрошенных не отметил вариант «вера в Бога и жизнь по закону Божию, сопричастность человека к святости, к Святому Духу».

Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы себя духовной личностью?», большую самокритичность проявили студенты. 34% из них не решились себя таковой назвать, в то время как 98% старшеклассников не сомневаются в своей духовности.

Более зрелыми выглядят и взгляды студентов на сквернословие. Если 95% школьников охарактеризовали его как «дурную привычку», то половина студентов выбрали ответ «поведение, оскорбляющее человеческое достоинство», 40% - «дурная привычка» и 10% - «способ ощутить собственную взрослость и утвердиться в кругу сверстников». При этом никто из протестированных не назвал сквернословие грехом, «молитвой сатане».

Как и предполагалось, не совпадают позиции студентов и старшеклассников по вопросу о наиболее ценных источниках обогащения жизненного опыта. Для студентов книги оказались даже более важными, чем телевидение и Интернет, чего не скажешь о школьниках – ориентированных на технологические новинки.

Данные нашего исследования в целом подтверждают мнения специалистов о либерализации сексуально-эротических установок подрастающего поколения. 73% опрошенных старшеклассников считают для себя возможным вступление в добрачные интимные отношения. В то же время оптимальным возрастом для начала половой жизни 81% подростков назвали «после 17 лет». А 98% заявили, что ответственность за последствия интимной связи лежит только на вступающих в такого рода контакты. Это, по нашему мнению, говорит о снижении уровня инфантильности школьников в вопросах, касающихся личной ответственности за поступки.

По отдельным позициям полученные нами результаты несколько отличаются от выводов исследователей (С.И. Голода, В.Т Лисовского, Е.Н. Новиковой и др.), указывающих, что большая часть молодёжи ничего не имеет против «пробных браков». Среди нашей выборки его одобряют около трети респондентов, остальные – либо не одобряют, либо не имеют определённого мнения.

Полученные результаты свидетельствуют, что на образ будущего супруга опрошенных пока заметное влияние оказывают гендерные стереотипы, присущие нашей патриархатной культуре, хотя они, под воздействием глобализма и постмодернизма, постепенно трансформируются в гендерно эгалитарные установки. Так, по мнению опрошенных, заниматься детьми, покупками и больше обращать внимание на самочувствие другого следует жене (60%-80%), а перейти на высокооплачиваемую (пусть даже неинтересную работу), искать дополнительный заработок, заниматься ремонтом должен муж (80%-90%). В то же время абсолютное большинство протестированных (75%-85%) подчёркивают, что все семейные обязанности следует делить поровну, а жизненные принципы какого-либо из супругов не должны быть определяющими. Причём такие взгляды оказались характерными не только для девушек, пытающихся утвердить своё право на самореализацию и вне семейных отношений, но и для юношей, которые в целом придерживаются более консервативных установок на гендерные роли. Выявленные в ходе исследования представления старшеклассников и студентов о будущем супруге, несмотря на некоторые различия, отражают общую гедонизацию и прагматизацию брачно-семейных установок современной молодёжи, их ориентацию на «модус обладания» (Э. Фромм).

Опираясь на множество научных источников и проведённое исследование, можно сделать вывод, что с возрастанием гетерогенности нашего общества, уменьшением роли предписывающей (традиционной) нормативности, добрачное поведение становится более плюралистичным, более учитывающим индивидуальное своеобразие человека. Современные юноши и девушки в процессе добрачного общения все меньше полагаются на мнение родителей, смелее опираются на собственную позицию, не боятся рисковать, терпимее относятся к гендерным особенностям представителей другого пола. В то же время с нарастанием вариативности добрачной активности у молодых людей искажаются представления о смысле семьи, понижается ценность долговременных привязанностей, что ставит под

вопрос стабильность воспроизводства института семьи в будущем. В связи с этим необходимо задуматься о создании таких общественных условий, которые благоприятствовали бы устойчивой ориентации молодёжи на ценности семьи и родительства.

 

Л Е К Ц И Я № 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных