Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нравственные аспекты воздействия СМИ на детей и молодёжь




(Доклад Н.С.Даведьяновой на Втором Форуме матерей Центрального

Федерального округа России, 29 октября 2011 года)

Источники

1. Медведева, И. «Кто соблазнит малых сих…»: СМИ против детей /

И.Медведева, Т.Шишова. – Клин: Изд. «Христианская жизнь», 2005. – 320 с.

2. Даведьянова, Н.С. Нравственные аспекты воздействия СМИ на детей и

молодёжь / Н.С.Даведьянова // Образование в постиндустриальном обществе:

аксиологические, историко-педагогические, теоретические и прикладные

аспекты / Материалы Седьмых Всероссийских заочных педагогических

чтений, посвящённых памяти И.Я.Лернера. – Владимир: ВлГУ, 2012.

– С.249 – 254.

* * * * * * * *

Общеизвестна колоссальная роль СМИ в нашей жизни и их мощное, порой непредсказуемое, влияние на человека, особенно, на детей и молодёжь. Самым значительным и безграничным арсеналом воздействия на психику и внутренний мир ребёнка обладают электронные СМИ, они навязывают ему нравственные установки и модели поведения. Ничто не выдерживает конкуренции с этими яркими, запоминающимися образами, подкреплёнными соответствующим звуковым рядом. К сожалению, уже более 20 лет длится безумный, отвратительный глобальный эксперимент над детьми и молодёжью, направленный на нравственное и физическое вырождение подрастающего поколения. Статистика показывает, что к 18-летнему возрасту молодой человек становится свидетелем по меньшей мере 25 тысяч убийств, продемонстрированных ему на экране. Психологи отмечают: когда ребёнок погружается в такой экранный мир, у него выключается поиск истины, он перестаёт задавать себе естественные для человека вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что такое совесть?», «Что есть добро и зло?». Он становится игрушкой в руках умелых манипуляторов.

Современные российские педагоги, психологи и писатели Ирина Медведева и Татьяна Шишова в книге «Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей» ярко и убедительно рассказали о негативном воздействии СМИ на современную молодёжь. Мы воспользуемся этой критикой, чтобы проанализировать, как влияют на детей многие сегодняшние сериалы, мультфильмы, компьютерные игры и коммерческие рекламные ролики. Какие моральные установки транслируются детям через средства массовой информации?

1. Прежде всего, это – жестокость и агрессия! Например, в мультфильмах о покемонах (pocketmonsters – карманные чудовища) персонажи всё время пытаются уничтожить друг друга, делая это азартно, изощрённо и ожесточённо. Если уж взрослые, у которых психика гораздо крепче детской, попадаются на эту садистскую удочку, то что говорить о детях? Ребёнок отождествляет себя с героями мультфильма в силу механизма импринтинга (впечатывания). Идентифицируя себя с агрессором, ребёнок постепенно усваивает агрессивные модели поведения. А если агрессоры (покемоны) действуют успешно, то сопереживание им вознаграждается чувством победного торжества. Таким образом подобные мультфильмы целенаправленно развивают в детях садомазохизм, заставляя их испытывать наслаждение от чужой боли. Это умело стимулируется и гипертрофируется аудио- и видеорядом.

2. Подобные мультфильмы – это демонстративность на грани безумия и за

пределами нормы приличия. Под влиянием сериала «Телепузики» даже самые застенчивые дети идут вразнос. Почему? Психологи установили, что модели поведения обаятельных героев экрана обладают огромной притягательностью особенно для юных зрителей (с неустойчивой психикой и ещё не сформировавшейся системой нравственно-эстетических ценностей). Если отклоняющееся, хулиганское, поведение на экране никак не наказывается и даже не порицается, то очень велика вероятность, что дети будут ему подражать. Практика показывает, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов!

Чему же обучают зрителей телепузики? Вот как в этом мультфильме трактуется понятие «украшение». Сперва на ёлке появляется букетик, перевязанный ленточкой; затем он перекочёвывает телепузику за пояс, а затем – оказывается у него в заду. Телепузик, как собачонка, бегает по кругу, пытаясь его вытащить, а остальные задорно смеются, поскольку это дико смешно. При этом телепузиков не отшлёпали, не поставили в угол и даже не сказали, что так вести себя плохо!

А подспудно здесь внедряются ещё и гомосексуальные мотивы, ибо данная модель поведения растормаживает сферу влечений, нарушая очень серьёзные табу; подобное нарушение - прежде невиданное и абсолютно недопустимое в нашей традиционной культуре. Это попытка расшатать норму полоролевого поведения, что впоследствии может аукнуться и более серьёзными искажениями.

3. В мультфильмах поощряется хулиганское поведение в семье с родственниками, например, в сериале «Симпсоны», что внедряет в сознание детей грубость, разнузданность, глумление над старостью, готовность оскорбить любого человека.

4. Затормаживание психического развития. Сегодня б ольшое количество детей в школе не могут усваивать информацию на слух, страдают недоразвитием речи и эмоций. Это так называемые «телевоспитанники» - дети, приученные к экрану специальными приёмами. Мерцающий свет экрана, ритмичность экранного действа, определённым образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает всё, что льётся с экрана, т.е. магнетично притягивается к нему, зомбируется. «Телепузики – это последовательное создание человека – дебила, который будет сидеть у экрана с открытым ртом и заглатывать любую информацию. Такая зависимость сродни наркотической» (С. 60.)

5. В мультфильмах новой волны формируется психология неудачников. Например, во всех 365 сериях телепузики на призыв «Пора спать!» прыгают в люк, расположенный в холме (современный пример подражания – четырёхлетний ребёнок бросился в канализационный люк, оказавшись на грани жизни и смерти; врачи его еле спасли.). Ребёнка часто приучают нарываться на опасность, моделируя рискованное поведение. Например, шесть раз телепузики падали, качаясь на качелях, или промахивались в игре в мяч. Такое поведение вдалбливается как нормальная модель.

6. Подражание уродству. Например, в сериале «Улица Сезам» персонажи на редкость уродливы и отвратительны. Физиономии у этих чудищ одна другой гаже: тупые, злобные или безумные. А ведь ребёнок им подражает, воспринимая такую «эстетическую» модель как норму.

7. Особый разговор о воздействии коммерческой рекламы на душу ребёнка. Известно, что чаще всего реклама включается в самых пиковых, эмоционально напряжённых, моментах фильма или захватывающей телепередачи. Таким способом разрушается процесс душевной или духовной работы зрителя; в нём воспитываются цинизм, равнодушие, верхоглядство, уродуются представления о ценности человеческой дружбы, любви, сострадания, целомудрия, благодарности.

8. О влиянии на ребёнка «умного ящика» - компьютера. Зачастую компьютерные игры становятся школой юного садиста, т.к. буквально нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями, киборгами, злобными разбойниками, людоедами, вышибалами, налётчиками, беспощадными снайперами, ворами, киллерами, террористами, владельцами стриптиз-клубов и казино.Ну, а дети (под предлогом, якобы, борьбы со злом) настраиваются, программируются, на садизм. Вы спросите: «А разве раньше дети не играли в войну?» Ответ первый. Когда дети гоняются друг за другом с пластмассовыми пистолетами, это мало похоже на войну. А в компьютерных играх всё очень натуралистично. Реализм – главная приманка: лужи крови, мозги на стенах, оторванные ноги и головы – всё это изображается ярко и

красочно, и поэтому сцены насилия прочно застревают в подсознании

ребёнка, дети буквально ежедневно пропитываются таким «питательным

бульоном». Ответ второй. Раньше у детей, кроме игры в войну, было немало других (безопасных) игр: лапта, городки, ручеёк, вышибала, горелки, бояре, спокойные настольные игры, спортивные игры.

Компьютерные игры – это новый вид аддикции (зависимости) типа наркомании. Детские врачи давно заметили, что световые мелькания на

компьютерном дисплее навязывают свои собственные ритмы коре головного мозга. В результате у детей могут возникнуть судороги и эпилептоидные приступы (как уже было в Японии).

Детских психиатров волнует, что любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом «пассивном возбуждении», когда удовольствие достигается без усилий, просто путём возбуждения подкорки. Это расслабляет ребёнка, отбивает инициативу, действует как наркотик. Такие дети ничем другим не интересуются, а становятся придатком компьютера.

Особенно увлекаются компьютерными играми, т.н. «проблемные дети»: дети с заниженной самооценкой, с плохой успеваемостью, имеющие трудности в общении со сверстниками. Т.е. чем больше у ребёнка трудностей и психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную реальность, т.к. там у него создаётся впечатление собственного всемогущества: ведь на экране он может простым нажатием кнопки уничтожить десяток врагов. А в жизни не умеет ничего: ни залезть на дерево, ни дать сдачи обидчику, ни подтянуться на турнике, ни играть в казаки-разбойники. Да ему это и не нужно – ведь есть лёгкий способ ощутить себя суперменом.

Разумеется, среди компьютерных игр существует масса полезных. Их и надо выбирать. Это развивающие игры для малышей; игры, помогающие научиться читать, изучать иностранные языки. Есть компьютерные энциклопедии, интерактивные книги, детские «пазлы», игры как цепочки логических задач для достижения цели. Там дружелюбный мир любимых или нейтральных героев (без стрелялок и убийств). Есть много игр, где решаются творческие задачи, где дети сами создают милые и смешные мультики. При этом взрослые могут ещё больше сблизиться с детьми в совместной творческой деятельности.

9. Испокон веков в педагогике известен принцип воспитания детей на положительных примерах. Отрицательные же примеры старались не демонстрировать, а сопровождали их словами осуждения. Ведь не станем мы обучать чистописанию, показывая, как разводят грязь в тетрадках. Или: не станем же мы преподавать грамматику, вдалбливая в сознание детей примеры с ошибками. Результат нас вряд ли обрадует. А в современных СМИ эти азы педагогики весьма часто грубо нарушаются: негативное поведение изображается без оценочных комментариев.

Встаёт вопрос: «Зачем нужна реклама девиантного поведения?» Ответ. Это часть идеологии современной западной цивилизации – глобалистский проект, очевидно направленный на сокращение народонаселения Земли. Глобалисты считают, что ресурсы планеты ограничены, а людей уже слишком много. Поэтому их надо сократить, по возможности, не прибегая к откровенному насилию. Это делается непосредственно в демографической сфере (когда прозападные СМИ навязывают нам идеологию отказа от деторождения, чтобы «жить в своё удовольствие»); это делается и в рекламе разного рода девиаций. В результате часть оболваненной молодёжи пойдёт по кривой дорожке криминала и сядет в тюрьмы. Другая часть должна заняться половыми извращениями, которые в СМИ возводятся в ранг нормы (как, якобы, свободный выбор гражданина демократического общества). А третья часть привыкнет сидеть с открытым ртом у телеэкрана и слепо доверять авторитетам, которые, в частности, внушают молодёжи, что сквернословие – это нормальная часть общечеловеческой культуры, что наркотики – это эффективное и вполне нормальное лекарство от депрессий и прекрасное средство для усиления половой потенции.

Можно сказать, что подобные идеологические приёмы – это своего рода дуст, которым посыпают общество, чтобы «лишние» люди как бы сами собой вымирали.

В завершение приведём цитату из книги И.Медведевой и Т.Шишовой: «…зло до скончания века полностью неуничтожимо, но оно может верховодить, а может, если его шугануть, заползти в крысиную нору» (С.294). Поэтому, с одной стороны, надо быть уверенным, что общественный протест против негативного воздействия СМИ принесёт свои добрые плоды. С другой стороны, необходимо требовать скорейшего принятия закона об информационной безопасности, а также серьёзного государственного контроля за СМИ, который прекратит гнусную «идеологию расчеловечивания». Поэтому мы требуем введения нравственной цензуры в средствах массовой информации и в учреждениях культуры.

В «Евангелии от Матфея» сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих… тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской… Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7).

Соблазн приходит через гримасы и уродство глобализации. А чтобы глобализированный мир не победил наших детей, надо каждому из нас заботиться о чистоте информационного поля.

 

О Т З Ы В

на образовательное пособие в 2 частях

«Дневник здоровья девочки» (для девочек 10 – 14 лет) и

«Дневник здоровья девушки» (для девушек 15 – 18 лет)

(авторы – Н.Г.Бородина и Е.П.Рыжова, г.Владимир, 2012)

 

Данный отзыв на указанное образовательное пособие, внедрённое в учебный процесс нескольких общеобразовательных учреждений города Владимира в 2012/2013 учебном году, составлен на основе психолого-педагогического анализа, осуществлённого профессорами и доцентами кафедры педагогики Владимирского государственного университета. Были проанализированы ключевые понятия и содержание данного пособия на предмет их соответствия научно-педагогическим, правовым и культурным нормам.

1. Поскольку данное пособие является по сути экспериментальным, оно должно было бы пройти через общепринятые в науке и образовании процедуры своего представления и научного обоснования перед специально созданной комиссией Департамента образования Владимирской области, где с точки зрения системного подхода необходимо было указать не только цели и задачи пособия, но и его ценностную основу, обоснование перечня и содержания тематических разделов, методику осуществления так называемых оздоровительных процедур, критерии достижения эффективности данной деятельности, методику отслеживания положительных сдвигов в здоровье школьниц и в их нравственном воспитании. Но этого сделано не было. Подобное явное нарушение системного подхода является столь очевидным, что вызывает недоумение, почему именно данное пособие получило грантовую поддержку городской администрации.

2. Вызывает особое недоумение, что среди авторов и рецензентов – только гинекологи, медики и чиновники, а не учёные-педагоги, психологи, педагоги-практики в области воспитания школьников и здоровьесберегающих технологий.

3. Авторы пособия Н.Г.Бородина, Е.П.Рыжова и фонд «Мама» заявляют, что данное пособие будет способствовать формированию характера и утверждению себя как личности, а автор одного из отзывов О.А.Беляева считает, что оно способствует формированию правильного стереотипа поведения подростков, их духовному развитию и становлению будущих матерей.

Однако более внимательный анализ содержания данного пособия свидетельствует о нарушении целого ряда базовых педагогических принципов, без учёта которых становится невозможным достижение обозначенных выше целевых установок. Нарушены следующие принципы: принцип культуросообразности, принцип преемственности, системности, принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей личности, принцип гармонического развития всех сфер личности при условии приоритета духовно-нравственной сферы подростков (особенно в такой сензитивный, наиболее чувствительный, период жизни, когда формируется мировоззрение человека).

4. В современной педагогической теории, а также в инновационной практике образования со всей очевидностью признается положение о том, что любая программа должна опираться на принцип культуросообразности, который является основополагающим в ряде ведущих международных и российских регламентирующих документов («Конвенция о правах ребёнка», «Конституция РФ», «Закон об образовании РФ»). Этот принцип гласит, что вся система обучения и воспитания должна исходить из базовых национальных культурных ценностей страны проживания ребёнка, в данном случае – России. Несмотря на это в содержание экспертируемого образовательного пособия изначально заложен и последовательно реализуется принцип ТЕЛОЦЕНТРИЗМА, который противоречит традиционным культурным ценностям России.

5. Вопреки декларируемым целям улучшения здоровья данное пособие фиксирует внимание девочек и девушек не на здоровье, а на ОТКЛОНЕНИЯХ ОТ НОРМЫ здоровья, что, как уже многократно доказано и теорией и образовательной практикой, способствует возникновению мнительности, нервозности, депрессивных состояний, разного рода психических расстройств и опасности доведения до суицида (изучение собственных анализов мочи, крови, УЗИ, суточного диуреза, половой формулы по годам жизни, костно-мышечной системы, сосудов мозга и многие другие данные, которые на самом деле могут меняться в короткие промежутки времени, но оставляют тяжёлый негативный след в душе ребёнка). Между тем общеизвестно, что любая эффективная реабилитационная работа исходит из принципа отвлечения человека от негатива, от своих болезней, недомоганий, телесных патологий и нацеливания его на оптимистичные жизненные горизонты и перспективы. Совершенно очевидно, что данное пособие провоцирует ребёнка на регулярную неквалифицированную самодиагностику собственного тела, тем самым отрывая девочку от ведущей в этом возрасте деятельности (учебной) и способствуя возникновению психосоматических ятрогенных (мнимых) заболеваний.

6. Содержание пособия явно провоцирует девочек на преждевременное пробуждение половой сферы и раннее начало половой жизни (так называемый «сексуальный дебют»). Такая техника самодиагностики, как изучение длины и цвета волосяного покрова в лобковой и подмышечной областях, в случае отсутствия некоторых указанных признаков целенаправленно внушает девочке мысль о собственной неполноценности. Требование регулярно посещать гинеколога с самого рождения (заметим, не педиатра, а именно гинеколога) и ежемесячная самодиагностика груди и внешнего вида половых органов фактически ведёт к закреплению навыков мастурбирования, эксгибиционизма и разрушению чувства стыда. Меж тем, в отечественной педагогике чувство стыда всегда считалось первоосновой целомудрия и нравственного становления будущего семьянина.

7. Справедливое и научно обоснованное, на первый взгляд, требование соблюдать норму ежедневного питания согласно принципам «пищевой пирамиды» (3-5 видов овощей, 3 вида мяса или рыбы и т.п.) в современных условиях жизни большинства семей, связанных с существенными материальными затруднениями, фактически приведёт к разрыву родственных связей между детьми и родителями, если те не в состоянии обеспечить данное разнообразие в питании своего ребёнка (в силу материальной необеспеченности семьи). Как следствие, это приведёт к возникновению чувства ущербности детей и родителей.

8. Серьёзные возражения вызывает навязываемое девочке весьма нелепое, наполненное исключительно животными страстями, а потому и абсолютно вредное с педагогической точки зрения, отдающее пошлостью понимание сущности собственной мечты: «Мой организм мечтает о рациональном насыщении». Такой подход, основанный на телоцентризме и эгоизме, культивирующий сугубо витальные потребности и априори исключающий внимание к духовным потребностям, разрушает все усилия педагогов, родителей и самих детей по формированию духовно-нравственной и эмоционально-волевой сфер личности.

9. Содержание первой части пособия практически не обращено к таким значимым для воспитания человека понятиям, как «семья» и «любовь детей к родителям». Одновременно интерпретация содержания понятия «родительская любовь» дана в абсолютно ювенальном контексте. В данном случае совершенно неправомерно внимание школьников сконцентрировано на осмыслении и реализации идеи приоритетности собственных прав над обязанностями, а также исключительно на правах только детей как единственно возможных субъектов права. При этом подчёркивается, что родители «не должны ограничивать самостоятельность детей» независимо от их поведения. Во второй части пособия хотя и говорится о семейных отношениях, но акцент делается на их исключительно материальной основе – «затратности» (затраты, нужда, расходы…). Следует особо подчеркнуть, что такой подход, фактически лишающий ребенка возможности ощутить всю сложность, глубину и одухотворяющую силу семейных отношений, в дальнейшем неизбежно, как показывает практика, будет способствовать формированию у подрастающих детей негативного отношения к перспективам создания собственной семьи и к деторождению как ее важнейшей социально-культурной функции.

10. Абсолютно педагогически нецелесообразно и даже в значительной степени провокационно с точки зрения разрушения духовного мира растущей и формирующейся личности звучит акцентируемый в содержании пособия тезис о том, что первая любовь связана именно с «сексуальной культурой» партнёров и «безопасным сексуальным поведением». На практике у гинекологов это сводится к пропаганде различных видов и средств контрацепции, которая зачастую ведёт к патологии и бесплодию.

11. Совершенно недопустимо включение в пособие тех страниц, которые касаются вероисповедания детей. Посещение церковного прихода, исповедь, причащение – глубоко личное дело каждого. В контексте же физиологических и половых смыслов, которыми переполнено содержание экспертируемого образовательного пособия, это выглядит как издёвка и дискредитация религиозного чувства.

12. В пособии игнорируются требования и нормы возрастной физиологии и психологии, поскольку в обеих частях пособия для девочек от 10 до 18 лет дублируется одно и то же содержание с явным, неоправданным акцентом на проблемы гинекологии.

13. Предложенное авторами пособия содержание материалов по профилактике алкогольной и никотиновой зависимости является фактически информационным инфицированием. Такое подробное ознакомление с человеческими пороками чаще всего подталкивает несформировавшегося подростка к копированию негативного поведения («запретный плод сладок»).

14. Обзор списка литературы свидетельствует об использовании специальной литературы с акцентом на репродуктивные и телоцентристские аспекты при полном игнорировании источников по духовно-нравственной культуре школьников.

15. В пособии не указано, кто именно, где, когда, при каких условиях и с какими целями может воспользоваться столь подробными данными о физическом, психическом, социальном здоровье и личной жизни девочки/девушки. В случае, если этими материалами воспользуются недобросовестные люди (среди которых могут оказаться и сверстники), будет нанесён непоправимый вред психической сфере, а также репутации девочки и её родителей.

16. Считаем также недопустимым предпринятое авторами пособия использование школьного образовательного пространства для рекламы медицинских услуг частной клиники (в данном случае – клиники «Эльф» в городе Владимире).

Исходя из проведённого теоретико-методологического анализа содержания указанного пособия, необходимо признать, что его внедрение является педагогически недопустимым. Использование подобных материалов нанесёт серьёзный вред духовно-нравственной сфере личности, приведёт к усугублению негативных последствий в культурном становлении, физическом и психическом здоровье детей, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему углублению демографического кризиса во Владимирской области.

Отзыв подготовлен кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики ВлГУ Даведьяновой Ниной Сергеевной и кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры общей и теоретической физики ВлГУ Губернаторовой Ларисой Ивановной.

Текст отзыва обсуждён и одобрен на заседании кафедры педагогики ВлГУ (протокол № 4 от 27 ноября 2012 года).

Зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО

«Владимирский государственный университет»,

доктор пед. наук, профессор Е.Н.Селивёрстова

 

Резолюция






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных