Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная философия и философия истории.




Мы уже говорили, что социальная философия вообще - это нормативная дисциплина, которая исследует и устанавливает нормы, ценности, не имеющие отношения к наличной реальности. Но для ряда социально-философских систем существенно, что открываемые социальной философией, так называемые, "социальные закономерности" являются отражением реальности, могут быть выведены из нее, (например, исторический материализм утверждает, что общественное бытие определяет общественное сознание). Но в то же время эти закономерности, которые являются отражением социальной реальности, превращаются марксистской идеологией в императивные нормы, обладающие всеми признаками ценностей. Вот рассуждение, которое весьма характерным для исторического материализма: Почему следует участвовать в деле пролетарской революции и коммунистического строительства? - Потому что, все равно, рано или поздно, коммунизм победит, ибо такова объективная закономерность развития общества, ибо коммунизм неизбежен, и каждый человек должен способствовать реализации этой исторической неизбежности, должен приближать победу коммунизма, должен по возможности "облегчать муки родов" нового общественного строя. Таким образом коммунизм превращается в некоторую безусловную ценность, норму, императив, с которым должно быть согласовано поведение как отдельного человека, так и социальных общностей.
В тех социально-философских системах, которые идут от Канта, подчеркивается принципиальная разноплановость мира необходимости и мира свободы - того, что есть, и того, что должно быть. С этой точки зрения общественное сознание вовсе не отражает общественное бытие. Категорический императив, нормы человеческого общежития вытекают из общих принципов, но они могут никогда и не воплотиться в реальности, что совершенно не умаляет их абсолютной значимости.
Так или иначе, в той или другой системе, но социальная философия всегда сопоставляет норму (идеал, утопию) и реальность, причем "симпатии" ее, если можно так выразиться, всегда на стороне нормы. Социального философа больше интересует вечное, а не время. Социум потому и интересен для философа, что он представляет собой высшее единство. Глядя в глаза Другого, я вижу не только этого Другого, не только свое собственное отражение, но я вижу и Бога (или Абсолют, или.человечество, или принципы устройства Универсума, и т.д.). В "горизонтальных" отношениях людей возникает "вертикаль", собственно философская интенция всякого социального отношения. Поэтому социальная философия и возможна как философская дисциплина.
Таким образом, социальная философия видит общество как некую завершенную в себе, нормативную, абсолютную, логически непротиворечивую, справедливую, жесткую структуру. Эта идея общества выступает как идеал общества, который может принимать самые различные модификации: то как рационально устроенное "открытое общество", то как рационально устроенный "развитой социализм", то как вселенская Церковь или как соборность в русской идеалистической традиции и т.д. С этой точки зрения социальная философия всегда оказывается наукой о законах. Во-первых, о законах как нормах права, о юридических законах, как они сложились в цивилизованном обществе. Во-вторых, о законах, как они формируются объективно, независимо от сознания и воли отдельных людей, "участвующих" в осуществлении этих законов. Естественно, что оба эти смысла социального закона близки, перетекают друг в друга и сходятся, например, в понимании божественного установления: "Все божества олицетворяют закон: все они - законодатели, и закономерны сами" (Вяч. Иванов).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных