Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образовательном учреждении




О.М.Коломиец, Первый Московский государственный медицинский университет им. М.И.Сеченова

В современных условиях перед учителем стоит задача формирования не только предметных знаний, умений, навыков, но и метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) универсальных учебных действий ученика как основы его непрерывного самообразования на протяжении всей жизни. [5]. Они относятся к области психолого-педагогического знания, поэтому учителю необходимо самому овладеть ими как основой развития педагогической деятельности [2]. Профессиональные психолого-педагогические знания обеспечивают выход за пределы нормативной деятельности и возможность творческой самореализации учителя [1].

Результаты проведенного нами исследования показывают, что педагоги не имеют элементарных представлений о психолого-педагогических закономерностях процесса усвоения; отождествляют педагогические цели и задачи своей деятельности с решением задач учебного предмета; не имеет четкого представления о психологической структуре педагогической деятельности и учебной деятельности учащегося; при проведении урока сбиваются на объ­яснение материала, на пересказ содержания из учебника, ограничиваются демонстрацией правильного решения задач, насаждая рецептурность в изучении предмета; не знают психологически трудных мест в его восприятии учениками, характерных, наиболее распространенных ошибок учащихся и не умеют их предотвращать.

Серьезную трудность для большинства учителей представляет проектирование учебной деятельности школьников на уроке. Многие педагоги, привыкнув работать по готовым дидактическим материалам, сводят смысл и содержание своей деятельнос­ти на уроке к передаче обучаемым знаний и объяснению способов решения некоторого набора задач, а не формированию у школьников учебной деятельности. Не случайно на V Всероссийской научно-практической конференции по проблемам психологии образования (Москва, январь 2911) большое внимание было уделено вопросам психолого-педагогического образования педагогов [3].

Организовать развитие педагогической деятельности учителя в школе на основе психолого-педагогической компоненты становится возможным в рамках комплексного подхода к исследованию педагогической деятельности, который используется при создании моделей дея­тельности специалистов разного профиля (Н.Н.Нечаев). Такой подход предполагает выстраивание системообразующих связей между циклом психолого-педагогических наук и реальной практикой обучения; его методологической основой является психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Н.Нечаев и др.) и системный подход к организации процесса усвоения (З.А. Решетова, Н.Е. Дерябина, О.М. Коломиец, Е.Н. Логинова, О.А. Малыгина, И.Г. Шамсутдинова и др.).

Овладение учителем соответствующим содержанием психолого-педагогических наук возможно организовать в совместной деятельности учителя-предметника и специалиста, имеющего психолого-педагогическую подготовку. Это позволит рассмотреть научные положения разных психологических дисциплин (общей психологии, возрастной, педагогической, психологии развития личности и др.) в их конкретном применении к специальности учителя. Тогда по­нятия и психолого-педагогические закономерности выступят в инструментальной функции, средства кон­кретного анализа реальной педагогической ситуации, возникающей в практике учителя-предметника.

Главное средство развития педагогической деятельности учителя – моделирование реаль­ных педагогических ситуаций, т.е. построение абстрактно-теоретической дея­тельности, которая позволяет анализировать и намечать пути совер­шенствования всех сторон практической деятельности педагога. Он действительно формируется как специалист в области развития психической деятельности школьников в учебном процессе и создает такие условия деятельности ученика, при которых каждый может учиться успешно независимо от его индивидуально-психологических особенностей и способностей.

Организация такой работы в школе может быть организована без отрыва учителей от педагогической работы на основе разработанной нами технологии по следующим этапам.

На первом этапе на педагогических советах и методических объединениях, обучающих семинарах и специальных занятиях организуется учебная деятельность педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями и умениями. Изучается система психолого-педагогических условий организации учебного процесса, раскрывается структура и содержание учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, распредмечивается мыследеятельность при решении теоретических и практических задач. Учителям для их самообразования передается электронная библиотека и дидактические материалы для организации учебного процесса.

На втором этапе организуется совместная работа педагога-психолога, руководителя методического объединения с учителями по конкретному предмету по проектированию инвариантной педагогической деятельности учителя и учебной деятельности школьников на уроке в разных педагогических ситуациях. Далее разрабатывается поурочный план для конкретного урока по конкретной теме, прописывается сценарий учебного занятия, подготавливаются учебно-дидактические материалы для его сопровождения.

На третьем этапе проводится посещение урока учителя, структура и содержание которого были спроектированы на предыдущем этапе. В отдельных случаях с целью демонстрации педагогу способов организации его нормативной деятельности в ход ведения урока может включиться педагог-психолог или присутствующий на уроке руководитель методического объединения (по предварительной договоренности с учителем). Урок записывается на видео или составляется стенограмма кем-либо из присутствующих.

На четвертом этапе организуется рефлексия учителем своей педагогической деятельности на уроке на основе самоанализа по карте психолого-педагогического анализа урока, в содержание которой входят:

- результативность учебной деятельности ученика на уроке (уровень усвоения конкретно-предметных знаний и умений и уровень сформированности личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий),

- адекватность выбранных учителем методов, приемов, средств, форм, способов организации деятельности школьника тем целям учебной деятельности на уроке, которые определил для себя сам учащийся,

- влияние использованных на уроке способов организации учебной деятельности школьника на его психо-физиологическое здоровье (положительное, разрушающее, поддерживающее) и т.д. Для проведения рефлексии используется видеозапись или стенограмма, которые позволяют организовать совместное обсуждение деятельности педагога на уроке со всеми, кто на нем присутствовал, провести коррекцию допущенных педагогических ошибок.

Таким образом у учителя формируется рефлексивно-аналитическое умение рефлексии своей деятельности и учебной деятельности школьников на уроке, выявления допущенных психолого-педагогических ошибкок и корректировать их. Далее организуются посещения учителями вместе с педагогом-психологом уроков других коллег с последующей рефлексией педагогической деятельности и учебной деятельности школьников.

В настоящее время в г. Москве на базе школ САО и СВАО в структуре межокружного межшкольного методического объединения по педагогическому проектированию проводится работа по формированию у учителей психолого-педагогической компетентности и развитию на ее основе педагогической деятельности. Диагностика промежуточных результатов этой работы позволили сделать следующие выводы.

1. Имеют место качественные изменения профессиональной деятельности учителя, меняется его понятийный аппарат, формируется системное теоретическое мышление, помогающее учителю в новой педагогической ситуации самому выстраивать связи между психолого-педагогической и методической компонентами его профессиональной деятельности, по-новому проектировать свою деятельность на уроке.

2. Учитель включается в процесс непрерывного самообразования, а не рутинного «урокодательства».

3. Увеличивается количество учителей, предпочитающих проектирование своей педагогической деятельности и учебной деятельности школьников на основе современных психолого-педагогических знаний.

Литература:

1. Громыко Ю.В. К вопросу о Школе будущего//Известия РАО.-2004. – 12 с.

2. Коломиец О.М. Методическое обеспечение развития психолого-педагогической компетентности педагога в образовательном учреждении/ Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции - 2009. – Часть 6. – Москва-Челябинск. - С. 45-52.

3. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Психологи образования: Психологическое обеспечение «Новой школы» - 2010. – Москва. – 497 с.

4. Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. – М.: ИЦ ПКПС, 2005. – 92 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

e – mail: kolom-olga@ mail.ru

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных