![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Н.Г.Каратаева, Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова, г. НовороссийскОбразовательные стандарты второго поколения, принятые в 2000 году, имели целый ряд позитивных моментов, однако сохранили ориентацию на «знаниевую» модель высшего профессионального образования. Основной акцент делался на формирование перечня учебных дисциплин, их содержания и объема, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала, не обеспечивалась гибкость программ при подготовке выпускника под конкретного потребителя, не учитывались современные международные тенденции развития высшего образования. К числу отличительных особенностей третьего поколение ФГОС ВПО, разработанных на основе компетентностного подхода, можно отнести: · отсутствие федерального, регионального и вузовского компонентов при значительном расширении свободы вузов при разработке основных образовательных программ (ООП); · обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций; · установление новой формы исчисления трудоемкости освоения ООП студентами в виде зачетных единиц (кредитов). Отражение компетентностного подхода в новых стандартах осуществляется по следующим направлениям: 1) определение сущности компетенций и их разделение на общекультурные и профессиональные; 2) отражение потребностей рынка труда; 3) участие работодателей в доопределении профессиональных компетенций и разработке ООП; 4) использование инновационных образовательных технологий; 5) формирование структуры образовательной программы; 6) проверка освоенных компетенций. Рассмотрим их несколько подробнее. 1. Определение сущности компетенций и их структуры. В новых ФГОС ВПО требования к результатам освоения образовательных программ представлены в виде определенного набора компетенций, которыми должен обладать бакалавр. При этом компетенция определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. 2. Отражение потребностей рынка труда. В стандартах второго поколения требования рынка труда представлены косвенно в квалификационной характеристике выпускника, взятой из справочника должностей, утвержденного постановлением Минтруда России еще в 1998 году. В новых стандартах эти требования отражены, прежде всего, в формулировке цели образовательной программы. В Разъяснениях по формированию ФГОС ВПО определено, что перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели в области воспитания и обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда. 3. Участие работодателей. Переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей как в разработке образовательной программы, так и в контроле ее качества. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Для максимального приближения текущей и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться, кроме преподавателей конкретной дисциплины, работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п. 4. Использование инновационных образовательных технологий. В «Разъяснениях» определены образовательные технологии, обеспечивающие реализацию компетентностного подхода: широкое использование в учебном процессе семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов в сочетании с внеаудиторной работой. Должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Должен быть также обеспечен доступ студентов к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 5. Формирование структуры образовательной программы. В новых ФГОС ВПО для бакалавров нет указания на прямую связь структуры образовательной программы с формируемыми компетенциями. Определено, что ООП подготовки бакалавров предусматривает изучение следующих учебных циклов: – гуманитарный, социальный и экономический цикл; – математический и естественнонаучный цикл; – профессиональный цикл и разделов: – физическая культура, – практика и научно-исследовательская работа. Учебные циклы имеет базовую (обязательную) часть и устанавливаемую вузом вариативную (профильную). С каждым учебным циклом связывается комплекс приобретаемых знаний, умений и навыков, что обеспечивает формирование определенного набора компетенций. При этом вариативная часть цикла должна давать возможность не только расширения или углубления знаний, умений, навыков, но и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей). 6. Проверка освоенных компетенций. Она обусловлена необходимостью разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений, компетенций будущих выпускников. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущая и промежуточная аттестация) должны создаваться фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., условия для максимального приближения текущей и промежуточной аттестации студентов к условиям их будущей профессиональной деятельности. Проведенный нами анализ требований нормативных документов, образовательных стандартов, практики европейских вузов по использованию компетентностного подхода, особенно в рамках международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING), позволил выявить и систематизировать комплекс принципов компетентностного подхода, составляющих основу построения образовательных программ, Морской государственной академии им. адмирала Ф.Ф.Ушакова. Эти принципы мы разделили на три группы: принципы формирования образовательной программы, принципы ее реализации и принципы контроля эффективности усвоения курсантами содержания программы. К принципам формирования образовательной программы мы отнесли: 1. Необходимость участия работодателей в проведении образовательной политики. 2. Определение требований к результатам освоения ООП подготовки бакалавров и магистров в целом и их разделов в виде компетенций в сфере профессиональной и социально-личностной деятельности. 3. Определение компетенций выпускников с учетом основных функций и видов профессиональной деятельности. 4. Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у курсантов определенные компетенции. 5. Развитие у будущих выпускников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности – основная задача вузовского образования. К принципам реализации образовательной программы мы отнесли следующие. 1. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. 2. Широкое использование в учебном процессе педагогических технологий контекстного типа, обеспечивающих в сочетании с внеаудиторной работой эффективное формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций студентов. 3. Организация в рамках учебных курсов встреч с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов. 4. Создание педагогических условий формирования у будущих выпускников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем. К числу принципов контроля эффективности процесса усвоения образовательных программ мы отнесли следующие. 1. Обеспечение гарантии качества подготовки бакалавров посредством реализации с привлечением представителей работодателей соответствующей стратегии, регулярного проведения самообследования по согласованным критериям и сопоставления с другими образовательными учреждениями. 2. Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты, методы контроля и позволяющих оценить уровень приобретенных компетенций для аттестации курсантов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы. 3. Максимальное приближение программ и процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности. Представленную классификацию принципов компетентностного подхода можно рассматривать в качестве методологической основы формирования образовательных программ и оценки их качества. Литература: 1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. 2. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России.–2010, № 5. – С. 32–37. 3. Петров В.Ю. и др.!!Нужно назвать всех авторов!! Влияние интеграции образования и науки на качество образования. Материалы IV Международной конференции «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалиста».– Красноярск, 2006. e-mail: karataevang@mail.ru
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|