Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 17 ТРУДНОСТИ ТЕРАПИИ




Трудности того или иного рода возникают в процессе лечения практически каждого пациента. Даже опытные терапевты, в совершенстве освоившие и блестяще применяющие техники когнитивной терапии, время от времени сталкиваются с определенными сложностями в установлении терапевтическо­го альянса, в правильной концептуализации проблем пациента, в последова­тельной работе над решением поставленных задач." Следовательно, разумной целью когнитивного терапевта будет не стремление избежать возникновения проблем во время терапии, а скорее, намерение выявлять их, концептуализи­ровать причины их возникновения и планировать пути их разрешения.

Благодаря проблемам, возникающим в процессе терапии, или "тупиковым ситуациям", терапевт получает возможность уточнить концептуализацию дан­ного пациента. К тому же проблемы, возникающие во время сессий, нередко помогают обнаружить сложности, с которыми пациент сталкивается между терапевтическими сессиями. Наконец, работа с трудностями терапии позволя­ет терапевту улучшить его собственные навыки, развить гибкость, творческий подход и проницательность. Имейте в виду, что причиной проблем могут быть не только особенности пациента, но и уязвимость самого терапевта.

В этой главе речь пойдет о диагностике "тупиковых ситуаций" когнитивной терапии, об их концептуализации и путях разрешения.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Когнитивный терапевт может выявить проблемы следующими способами.

 

1. Выслушивание и анализ открытых высказываний пациента.

2. Прямой запрос обратной связи у пациента независимо от того, демонстрирует он вербальные или невербальные признаки наличия проблемы.

3. Просмотр/прослушивание и анализ аудио- или видеозаписей тера­певтической сессии самостоятельно, с коллегой или супервизором.

4. Отслеживание успеха терапии путем проведения объективных тестов/исследований и на основе субъективной оценки пациентом своего состояния (облегчения симптомов).

 

Проще всего распознать возникшую в ходе терапии проблему, когда паци­ент заявляет о ней прямо, например: "Доктор, мне кажется, что вы меня совсем не понимаете" или "Умом я понимаю, о чем вы говорите, но в душе не могу с этим согласиться". Во многих случаях пациенты указывают на наличие про­блемы косвенно: "Я понимаю, что вы предлагаете, но не уверена, что смогу это выполнить" или "Я попробую, но..." (пациент подразумевает, что попытка ока­жется безуспешной). В таких случаях терапевт продолжает задавать пациенту вопросы, чтобы выяснить, в чем заключается данная проблема и насколько она серьезна.

Во многих других случаях, когда пациенту не удается сообщить о наличии проблемы, пусть даже не прямо, а косвенно, терапевт придерживается следую­щей тактики.

 

• Соблюдает стандартную структуру каждой сессии (включая за­прос у пациента обратной связи в конце сессии).

• Внимательно следит за тем, чтобы у пациента не возникло непо­нимания по ходу сессии.

• Анализирует выявленные автоматические мысли пациента, воз­никающие в те моменты, когда его настроение ухудшается.

 

Например, однажды терапевт Салли по невербальным сигналам (ее рассе­янному взгляду, ерзанию на стуле) понял, что она не следит за ходом его мысли или не согласна с ним. У терапевта есть несколько возможностей проверить спою гипотезу.

• Как и в работе с каждым пациентом, он или сам часто подводит итог по ходу сессии, или просит об этом Салли. Он также предла­гает пациентке оценить, насколько она верит в сформулирован­ный итог части сессии: "Салли, мы только что поговорили о том, что на вас не лежит весь груз ответственности за несчастливую жизнь вашего отца, несмотря на то, что вы уехали из родитель­ского дома. Насколько вы уверены в этом сейчас?"

• Терапевт проверяет понимание своей пациенткой, Салли, различ­ных аспектов терапевтической сессии. Например: "Вам понятно, почему еще ваш отец мог гак поступать? ...Можете ли выразить это своими словами?"

• В конце каждой сессии терапевт стремится получить от паци­ентки обратную связь, например, так: "В чем вы со мной сегод­ня не согласны? ...Допустил ли я ошибки?" Рассудив, что Салли может избегать предоставления ему негативной обратной связи, терапевт также задает вполне конкретные вопросы относитель­но той части сессии, на протяжении которой, по предположе­нию терапевта, у девушки могла возникнуть негативная реакция: "Помните, как я предложил вам держаться с отцом увереннее? Не вызвало ли это у вас беспокойства? ...Как вы думаете, если бы это предложение вызвало у вас протест или беспокойство, вы смогли бы сказать мне об этом?"

• Кроме того, терапевт может попытаться установить наличие про­блемы на следующей сессии. (Например, терапевт Салли между сессиями прослушивал аудиозаписи, сделанные во время тера­пии. Тон голоса девушки в определенные моменты сессии на­сторожил его, и на следующей сессии он решил задать пациентке соответствующий вопрос: "Салли, позвольте спросить, как вы чувствовали себя, когда в прошлый раз я спросил вас об отноше­ниях с отцом?" Поскольку Салли ответила на этот вопрос очень уклончиво, терапевт прямо выразил свое беспокойство: "Не сму­тила ли вас моя настойчивость? Или, быть может, вы почувство­вали свою вину перед отцом?")

 

Итак, терапевт стремится выявить проблемы (или смягчить существую­щие) в ходе сессии, проверяя понимание пациентом ключевых моментов, за­прашивая у него обратную связь, а также прямо обращаясь к потенциально "проблемным" вопросам непосредственно на сессии или на следующей встре­че. Он также может предложить пациенту оценивать каждую сессию в пись­менном виде (см. главу 3, рис. 3.3) с возможностью анализа и оценки каждого отчета на последующей сессии.

Начинающему терапевту, однако, не всегда удается установить существование проблемы и/или точно определить, что это за проблема. Ему следует получить разрешение пациента на аудиозапись терапевтических сессий, чтобы анализировать их, желательно вместе с более опытным коллегой. Получить согласие пациента на аудиозапись сессий обычно несложно, если терапевт объяс­няет свою просьбу, подчеркивая преимущества для самого пациента: "Салли, обычно я записываю терапевтические сессии. Позже я могу прослушать их, если думаю, что это поможет мне лучше спланировать терапию. Иногда я про­слушиваю эти записи с коллегой [или супервизором], чтобы получить его со­вет или консультацию. Согласны ли вы, чтобы я делал аудиозаписи ваших сес­сий?"

Терапевт может также установить наличие проблемы, отслеживая успехи пациента. Этого можно достичь, предлагая пациенту на каждой сессии прой­ти объективные исследования, такие как Шкала депрессии Бека (см. прило­жение Г), или побуждая его в начале каждой сессии оценивать свое настрое­ние по шкале от 0 до 10 (см. главу 3). Если состояние пациента не улучшается, терапевт предлагает включить этот вопрос в повестку дня следующей сессии и затем совместно с пациентом пытается выработать более эффективное на­правление дальнейшей терапии.

Наконец, терапевт постоянно пытается поставить себя на место пациента, чтобы оценить, как тот воспринимает его слова, и выявить препятствия, меша­ющие пациенту реалистичнее взглянуть на свои трудности. Например: "Будучи на месте Салли, как бы я чувствовал себя во время терапии? Что бы я подумал, если бы мой терапевт сказал_____________ или____________ ?"

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных