ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основы внутрипроизводственного коммерческого расчета энергохозяйства предприятийСистема коммерческих отношений энергослужбы с производственными потребителями энергии и энергетических услуг должна включать: 1. Положение о коммерческом расчете, введенное приказом руководства — хорошо продуманное, экономически грамотное, защищенное юридически и обязательное для всех подразделений предприятия. В нем, в частности, устанавливается порядок расчетов между энергетиками и производственниками за потребленную энергию и предоставленные энергетические услуги, 2. Систему взаимных коммерческих претензий энергослужбы и всех внутрипроизводственных потребителей. За неправильные действия производственного персонала при эксплуатации энергетического оборудования и особенно за нерациональное потребление и использование энергии соответствующие цеха и службы должны выплачивать энергетикам штрафы в установленном размере —- в порядке перераспределения общей прибыли предприятия. В свою очередь, к энергетикам могут предъявляться штрафные санкции за некачественное энергоснабжение и несвоевременное предоставление энергетических услуг — также при перераспределении прибыли. 3. Систему обеспечения четкого выполнения основных функций управления: организацию коммерческих взаимоотношений, организацию информации при коммерческом расчете; энергетического учета, дифференцированного по всем потребителям, поскольку без него ведение коммерческих отношений просто невозможно; анализа энергоиспользования во всех или наиболее энергоемких производственных установках — для определения степени рациональности энергозатрат в производственных процессах; нормирования энергопотребления — для обоснованности претензий по бережному энергопотреблению; планирования (расчета) энергетических нагрузок и объемов производства и передачи энергии, всей коммерческой деятельности энергохозяйства; контроля и регулирования — для оперативной и действенной корректировки энергоснабжения потребителей. Внедрение отношений внутрипроизводственного коммерческого расчета связано прежде всего с установлением правильных экономических показателей, объективно и точно оценивающих деятельность любого подразделения, особенно энергетического.
Экономистам заводоуправления очень трудно понять, что для энергетиков нельзя устанавливать в качестве основных коммерческих показателей объемы производства и отпуска энергии. Поэтому на очень многих предприятиях хозрасчет энергослужбы предусматривал выполнение планов выработки энергетической продукции. Конечно, каждый раз в конце расчетного периода (квартала, года) приходилось вносить коррективы; если энергетики недовыполнили план из-за мягкой зимы или снижения производственного потребления, это им не ставилось в вину. И наоборот, перевыполнение планов по климатическим или производственным причинам не ставилось им в заслугу. Зачем же было вводить такие заведомо «непоказательные» показатели?
Главным показателем успешной работы энергетиков на предприятии является бесперебойность энергоснабжения потребителей. Однако аварийные перерывы энергопитания, как свидетельствует статистика подобных происшествий, примерно в 30% случаев происходят по вине энергоснабжающих организаций (отключения, глубокие посадки напряжения и т.п.). Еще 30% аварий в энергохозяйстве вызывают производственные службы — технологи, механики, работники службы капитального строительства и др., 10% аварийных отключений возникают при стихийных бедствиях. И только около 30% аварийных ситуаций возникает по вине самих энергетиков. Видимо, с учетом подобных коррективов показатель бесперебойности энергоснабжения можно принять в качестве одного из основных. Планирование и отчетность о результатах производственно-хозяйственной деятельности в энергохозяйстве осуществляются по смете затрат. В силу энергетической специфики самая емкая статья «Покупная энергия и топливо» практически не зависит от деятельности энергетиков, поскольку энергию использует основное производство. В остальной части энергетики могут посильно влиять на эту смету, поэтому выполнение сметы затрат энергохозяйства (без стоимости покупной энергии) может стать объективным показателем коммерческой деятельности энергетиков. На всех предприятиях в настоящее время в связи с ростом цен и тарифов на энергоносители существенно повысилась энергетическая составляющая себестоимости основной продукции. В этих условиях общим делом работников на предприятиях является проведение энергосберегающей политики. Возглавлять эту работу, естественно, должны энергетики, и их ответственность должна быть связана с выполнением организационно-технических мероприятий по энергосбережению, а также других производственных мер, если они касаются энергохозяйства, энергии или энергетического оборудования. Это обстоятельство также может стать показателем внутрипроизводственного коммерческого расчета. Как уже упоминалось, энергослужба многих предприятий недоукомплектована кадрами, и энергетикам приходится выполнять большие объемы работ малыми силами. Экономическим показателем трудозатрат является фонд заработной платы эксплуатационного персонала, который входит в смету затрат энергохозяйства, причем рассчитывается по фактическому составу энергетиков. Более правильно было бы в качестве оценочного показателя применять фонд зарплаты, рассчитанный по плановым трудозатратам, по трудоемкости энергетического обслуживания производства. Кроме основных, для ведения внутрипроизводственного коммерческого расчета необходимы еще две группы показателей — расчетные и нормативно-справочные (табл.18.1). Таблица 18.1. Показатели внутрипроизводственного коммерческого расчета энергохозяйства промышленного предприятия
Показатели внутрипроизводственного коммерческого расчета при их выполнении сами по себе практически не приносят энергетикам ощутимых доходов, кроме экономии по смете затрат, если эта экономия остается в полном распоряжении энергослужбы. В то же время выполнение этих показателей является условием для: — компенсации всех понесенных энергохозяйством материальных затрат: выплаты энергетикам подразделениями-потребителями премий из своей прибыли, а может быть и сверхприбыли, если энергетики своей четкой работой создали все условия для ее получения; — получения доли прибыли предприятия, выделяемой в полное распоряжение энергетиков. Кроме того, коммерческий расчет при наличии необходимого правового обеспечения дает энергетикам возможность получить дополнительные заработки за счет: 1) расширения зон обслуживания с соответствующим увеличением оплаты труда, которое, разумеется, должно подкрепляться дополнительным техническим оснащением. В противном случае это ведет к снижению качества работы с неизбежными негативными последствиями — снижением качества энергоснабжения, отказами оборудования, повышением аварийности и т.п.; 2) работы на сторону — продажа энергии и энергетических услуг сторонним потребителям, с получением основной части прибыли от таких продаж в распоряжение энергетиков.
Возможности такой работы без ущерба для обслуживания основного производства, как правило, имеются. Так, например, ремонтники в энергохозяйстве заняты преимущественно летом, в период спада нагрузки. В остальное время года они вполне могут выполнять заказы сторонних организаций. На многих промышленных предприятиях в энергохозяйстве имеются свободные (резервные) энергетические мощности - пропускная способность электрических подстанции, производительность котельных и др. так что к ним безболезненно можно подключать сторонних потребителей. В общезаводском энергохозяйстве так же, как и в основном производстве, часто имеются «технологические хвосты». Например, если на предприятии имеется вовоздухоразделительная станция, производящая азот и кислород, то, как правило, основному производству нужен либо кислород (металлургическая отрасль), либо азот (химические и нефтехимические предприятия). А «ненужный) компонент в большинстве случаев просто выбрасывается, хотя может собираться, проходить дополнительную очистку, закачиваться в баллоны и продаваться заинтересованным потребителям;
3) проведения жесткой энергосберегающей политики на предприятии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|