Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расчет экономической эффективности внедрения ЭВМ в управление энергосистемой




Внедрение вычислительной техники в управление производством в энергосистемах и на энергопредприятиях приводит к снижению затрат на производство энергии, росту производительности труда, повышению качества энергии, снижению стоимости ремонта оборудования, расхода топлива, потерь электроэнергии в сетях и т. д. Это обеспечивает рост прибыли и эффективности функционирования энергетических предприятий.

Методы оценки эффективности использования ЭВМ. Для оценки экономической эффективности от внедрения ЭВМ используются два метода:

1) определяются расчетные коэффициенты повышения эффективности от внедрения групп задач, подсистем и на основании этих коэффициентов рассчитывается экономический эффект от внедрения этих задач на любом энергетическом объекте;

2) сопоставляется фактический эффект внедрения задачи на конкретном энергетическом объекте (энергосистеме, ТЭС, ГЭС, ПЭС и т. д.) с фактическими затратами, которые имели место при внедрении ЭВМ на этом объекте. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки.

При использовании метода расчетных коэффициентов экономический эффект определяется в результате умножения коэффициентов на со­ответствующие показатели деятельности энергосистемы. Коэффициенты рассчитываются на основе опыта внедрения задач на энергетических объектах. Достоинства метода: простота пользования; единообразие расчетов на всех энергетических объектах. Недостатком метода является то, что считается не реальный эффект, получаемый от внедрения отдельных задач или АСУ в целом, а условный, который должен быть получен от автоматизации управления при внедрении рассматриваемых задач.

Для определения фактического эффекта в каждой энергосистеме должен сопоставляться эффект от внедрения ЭВМ с затратами. При этом по каждому энергетическому объекту или энергосистеме будет оцениваться реальный эффект от внедрения задач. Недостаток метода — отсутствие единообразия в расчетах; все расчеты уникальны, а это увеличивает потребность в квалифицированных специалистах по проведению технико-экономических расчетов.

В соответствии с методикой определения экономической эффективности автоматизированных систем управления предприятиями и производственными объединениями в Минэнерго разработаны методики для оценки экономической эффективности внедрения АСУ в энергосистемах и на отдельных энергетических предприятиях.

В энергетике для определения экономической эффективности внедрения ЭВМ в энергосистемах и на энергообъектах принят метод расчетных коэффициентов. Коэффициенты дифференцированы в зависимости от количества задач, решаемых в энергосистемах, размеров энергосистем и энергетических объектов, это приводит к изменению технико-экономических показателей деятельности энергосистем. Эти изменения учитываются при определении объема реализации продукции, себестоимости производства и передачи электро- и теплоэнергии, услуг по капитальному ремонту, выполняемому хозяйственным способом. Рассмотрим подробно расчет отдельных составляющих: годового объема реализованной продукции; изменения себестоимости годового выпуска реализованной продукции; изменения оборотных средств; единовременных затрат на создание и внедрение АСУ.

Расчет годового объема реализованной продукции производится с учетом и без учета внедрения АСУ. Объем дополнительной реализации учитывается по электроэнергии и определяется по формуле

А1э γi (16.30)

где Аэ — планируемый объем реализуемой электроэнергии по электроэнергии в расчетном году; γi — расчетный коэффициент, определяющий долю участия АСУ в формировании ежегодного прироста реализуемой продукции по электроэнергии.

При расчетах объема реализации по энергосистеме, несмотря на то, что рост объема производства теплоэнергии имеет место, по энергосистемам он не учитывается, так как объем задач управления режимами потребления теплознергии незначителен, и в основном в АСУ энергосистем преобладают задачи, связанные с производством электроэнергии,

Рост объема реализации теплознергии учитывается при расчете экономической эффективности от внедрения ЭВМ.

Расчет годового объема реализованной продукции А1 без учета внедрения АСУ рассчитывается как разница между планируемым объемом реализованной продукции всех видов в расчетном году (А2) и ростом до­полнительной реализованной продукции, связанной с внедрением ЭВМ:

А1=А2эр. (16.31)

В общем случае объем реализованной продукции на планируемый год определяется с учетом новых потребителей, роста объема продукции существующих, но расширяемых потребителей, естественного роста нагрузки существующих потребителей и т.д. Рост реализации электроэнергии покрывается за счет ввода нового оборудования электростанций, а также улучшения использования существующего оборудования, в том числе внедрения вычислительной техники в управление энергосистемами. Внедрение АСУ позволяет сократить сроки ремонта оборудования, повысить надежность работы оборудования и тем самым снизить недоотпуск электроэнергии и потери в сетях.

Расчет и изменения себестоимости выпуска реализованной продукции производится по таким составляющим, как изменение себестоимости электроэнергии (Иэ), изменение себестоимости теплоэнергии (Итэо) изменение себестоимости годового объема реализованной продукции, услуги по капитальному ремонту, выполняемому хозяйственным способом, текущие затраты, связанные с функционированием АСУ (ИАСУ).

В общем виде годовой объем себестоимости реализованной продукции

ИР = ИаАСУ±∑ ΔИавт-экс1- Иi (16.32)

где Иа — себестоимость годового выпуска реализуемой продукции с учетом создания АСУ, планируемая в расчетном году; ΔИi — изменение себестоимости при производстве годового объема i-ro вида реализованной продукции в результате внедрения АСУ; i — число видов реализованной продукции.

Себестоимость определяется по предусмотренному изменению отдельных видов затрат, на которые влияет использование ЭВМ. При расчете изменения себестоимости электроэнергии учитываются изменения затрат на топливо и технологические цели (Итоп), на заработную плату производственных рабочих Изп, на текущий ремонт Итр общестанционных затрат Ио.

Изменения себестоимости электроэнергии

ΔИ = ΔИтп + ΔИзп + ΔИтр + ΔИо, (16.33)

При расчете изменения себестоимости теплоэнергии не учитывается составляющая расхода топлива, так как применяемый физический метод распределения топлива на ТЭЦ между электроэнергией и теплоэнергией предполагает, что вся экономия топлива от улучшения режима относится на выработку электроэнергии. Общая формула для расчета изменения себестоимости теплоэнергии имеет вид:

ΔИт = ΔИзп + ΔИтр + ΔИо (16.34)

Услуги по капитальному ремонту, выполняемому хозяйственным способом ΔИкр определяются по изменению:

1) заработной платы с начислениями (ΔИзп кр,) за счет оптимизации текущего планирования, сетевых графиков ремонта и т. д.;

2) расходов на сырье и материалы благодаря увеличению межремонтных сроков, учету наличия материалов и запасных частей (ΔИмат кр);

3) общезаводских расходов (ΔИокр) в результате решения группы задач материально-технического снабжения, управления ремонтами и др.

Таким образом, изменение себестоимости годового объема реализуемой продукции по капитальному ремонту, выполняемому хозяйственным способом, можно рассчитать по формуле

ΔИкр == ΔИзп кр + ΔИмат кр р + ΔИокр (16..35)

Изменение оборотных средств от использования ЭВМ определяется по формуле

ΔFоб=Fоб α об (16.36)

где Fоб — оборотные средства, планируемые в расчетном году; α об— коэффициент, характеризующий изменение оборотных средств под влиянием АСУ.

Изменение оборотных средств устанавливается в зависимости от роста объема производства, характера и состава задач, включенных в АСУ.

В зависимости от числа внедренных задач определяются коэффициенты экономической эффективности по каждому виду затрат. Умножением значения затрат до внедрения ЭВМ на соответствующий коэффициент рассчитывается экономическая эффективность от внедрения задачи или группы задач.

Расчетные коэффициенты, характеризующие граничные изменения составляющих экономической эффективности использования ЭВМ для различных энергетических предприятий, приведены в табл. 16.1.

Выбор расчетных коэффициентов производится в зависимости от состава решаемых задач.

Единовременные затраты на создание и внедрение автоматизированной системы включают предпроизводственные затраты (Кпа) и капитальные вложения (Кка).

Предпроизводственные затраты представляют собой единовременные расходы на следующее: разработку технического задания, технического и рабочего проекта; внедрение системы в промышленную эксплуатацию; научно-исследовательские работы; подготовку и переподготовку кадров.

Капитальные вложения на создание АСУ включают затраты на оборудование и строительно-монтажные работы ВЦ, стоимость оборудования и монтажа системы сбора и передачи информации. При расчете капиталовложений должна учитываться ликвидационная стоимость оборудования, зданий, устройств, которые могут быть реализованы, но не могут быть использованы в энергосистеме или на предприятии, где внедряется система.

Разработка и внедрение АСУ осуществляются в течение ряда лет и соответственно капиталовложения распределяются по годам, поэтому определение единовременных затрат на создание и внедрение системы должно производиться с учетом фактора времени. Это осуществляется приведением затрат к одному моменту времени (расчетному году) через норматив приведенных капиталовложений по известной формуле сложных процентов. Единовременные затраты на создание и функционирова­ние АСУ определяются по действующим ценам заводов-изготовителей, ценникам на строительно-монтажные работы и другим действующим нормативам и расценкам.

 

Таблица 16.1. Расчетные коэффициенты экономической эффективности АСУ

 

Показатели и их обозначения Предельные значения коэффициентов по энергетическим объектам
Энергосистеме ТЭС ПЭС
Прирост реализуемой продукции γi 0,004…0,006 0,002…0,005 0,001…0,003
Снижение расхода топлива за счет оптимизации:      
Планирования работы энергосистем, βп 0,002…0,04 - -
Работы тепловой электростанции βт 0,0015…0,003 0,004…0,011  
Сокращение потерь в сетях β 0,03…0,005 - 0,03…0,08
Снижение себестоимости электроэнергии по составляющим:      
текущему ремонту αтр 0,01…0,02 0,02…0,06 0,01…0,02
заработной плате αзп 0,005…0,001 0,005…0,01 -
Общезаводские расходы αо 0,002…0,004 0,005…0,01 -
Сокращение затрат на капитальный ремонт по составляющим:   0,01…0,05 0,005…0,08
заработной плате αзп кр 0,005…0,001 - -
сырью и материалам αмат кр 0,002…0,04 - -
Увеличение выработки ГЭС αокр 0,005…0,01 - -
Увеличение выработки βгэс 0,003…0,01 - -
Изменение оборотных средств αоб 0,015…0,03 - -

 

Вследствие использования ЭВМ могут изменяться значения оборотных средств за счет снижения абонентской задолженности, оптимизации планов топливоснабжения, сокращения запасов материалов на складах, экономии топлива, при оптимизации планов производства и т. д. Это изменение происходит при внедрении комплекса задач, подсистемы или системы в целом единовременно и поэтому учитывается при расчете единовременных затрат.

Экономическая эффективность АСУ оценивается по годовой экономии (годовому приросту прибыли); годовому экономическому эффекту; коэффициенту эффективности капиталовложений; сроку окупаемости капиталовложений. Для расчета показателей используются представленные в этом параграфе формулы. Коэффициент эффективности установлен в пределах 0,33... 0,5 для различных отраслей промышленности; в электроэнергетике ЕАСУ = 0,44.

В качестве примера рассмотрим расчет экономической эффективности автоматизации технологических процессов на тепловой электростанции. Показатели хозяйственной деятельности электростанции приведены в табл. 16.2.

 

Таблица 16. Расчет экономической эффективности АСУП

Исходные данные:

Показатели Единица измерения Обозначение в расчете Контрольный пример расчета
1. Планируемый объем реализуемой продукции всех видов в расчетном году тыс.руб/год А1  
  В том числе:      
  Планируемый объем реализуемой продукции электроэнергии в расчетном году » Аэ  
  Годовой объем реализации теплоэнергии » Ат  
  Годовой объем реализуемой продукции по капитальным ремонтам (хозспособ) » Ар  
2. Себестоимость годового выпуска реализуемой продукции с учетом создания АСУ, планируемая в расчетном году » С1  
  В том числе: »    
  Себестоимость энергии » э  
  Себестоимость теплоэнергии » Ст  
  Себестоимость капитальных ремонтов » Скр  
3. Планируемые затраты на топливо на производство » Сгэ  
4. Планируемая выработка на ГЭС в расчетном году с учетом гидрологического цикла млн.кВт ч год WГЭС  
5. Планируемый уровень потерь в магистральных сетях в расчетном году   ΔWсn  
6. Планируемый уровень потерь в распределительных сетях в расчетном году » ΔWсn  
7. Планируемый уровень удельного расхода топлива в расчетном году на производство энергии г/кВт ч В  
8. Планируемая цена условного топлива в расчетном году Руб/т у.т. Ц  
9. Величина оборотных средств, планируемая в расчетном году тыс.руб Собор  
10. Себестоимость по статье калькуляции «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования» (текущий ремонт) » Стр  
11. Капиталовложения на создание АСУ, включающие затраты на оборудование и строительно-монтажные работы » КАд  
12. Экономия заработной платы от внедрения АСУ » ΔЦэ  
13. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией элементов АСУ » Сасу 843,4

 

2. Годовой объем реализуемой продукции после внедрения АСУП

А2 1эα р=548753+421006 0,0045=550671 тыс.руб.,

где α р – расчетный коэффициент, определяющий долю участия АСУП в формировании ежегодного прироста продукции по электроэнергии α р=0,004 – 0,006. Меньшее значение соответствует энергосистеме большей мощности.

3. Годовая экономия, связанная с формированием прибыли, после внедрения АСУП

Э1=m12 - А1 )/А1 = 167341 (5550671 – 548753)/548753=502,0 тыс. руб.,

где m1= А1 – С1 =548753-381412=167341 тыс. руб.

4. Экономия затрат за счет оптимального распределения нагрузок между электростанциями.

ΔСтэ= Стэ тт) = 866480 (0,003+0,002)=4332 тыс. руб.,

где βт — коэффициент, характеризующий сокращение потерь в магистральных сетях за счет оптимизации режима работы по напряжению и реактивной мощности; βт— 0,02-0,5 принимается в зависимости от объема внедрения программ оптимизации схем магистральных сетей и от периода расчетов, в расчете принимается 0,02; βт — коэффициент, характеризующий сокращение расхода топлива за счет оптимизации распределения активных нагрузок между электростанциями (βт = 0,003); βт—• коэффициент, характеризующий сокращение расхода топлива за счет улучшения эксплуатации ТЭС и оптимизации распределения нагрузок между агрегатами ТЭС (βт= 0,002).

5. Экономия затрат от дополнительной выработки ГЭС;

ΔСтг = Wгэс Bэ Ц βгэс= 3550-103-0,004-0,3-0,291 = 1239 тыс. руб.,

где Wгэс — предполагаемая выработка ГЭС в расчетном году; βэ— удельный расход условного топлива на производство электрической энергии βэ = 291 г/кВт-ч; Ц — цена условного топлива; βгэс— коэффициент, учитывающий дополнительную выработку ГЭС за счет оптимизации режимов сработки водохранилищ ГЭС (βгэс—0,004).

 

5. Экономия затрат от сокращения потерь в сетях:

ΔСпс = ΔWсм • βэ• Ц • Вэ + ΔWср • βэ• Ц • Вэ =

= 942-103-0,024-0,3-0,291 + 1415-103 0,3 0,291 = 1973 + 4941 = 6914 тыс. руб.,

где ΔWсм — потери электроэнергии в магистральных сетях в расчетном году; ΔWср — потери энергии в распределительных сетях; βэ— коэффициент, характеризующий сокращение потерь в распределительных сетях за счет оптимизации режима работы по напряжению и реактивной мощности (βэ = 0,04).

 

6. Экономия затрат по статье «Топливо на технологические цепи»:

ΔСт = ΔСтэ + ΔСтг + ΔСпс = 4332 + 1239 + 6914 = 12485 тыс. руб/год.

 

7. Экономия затрат на текущий ремонт оборудования

ΔСтр = ΔСтр + αтр = 6400 • 0,01 = 64,0 тые.руб.,

где ΔИт — затраты на текущий ремонт, выполняемый хозяйственным способом в год внедрения без учета АСУ; αтр — коэффициент, учитывающий снижение затрат на текущий ремонт (благодаря увеличению межремонтных сроков, применению сетевого планирования и т.д.) αтр = 0,01.

 

8. Экономия затрат по капремонту, выполняемому хозспособом:

ΔСкр = ΔСкр + αкр= 2053 0,01 =20,5 тыс, руб.,

где Скр — затраты на капремонты в год внедрения без учета влияния АСУ; αкр — коэффициент, характеризующий снижение затрат на капитальные ремонты за счет внедрения сетевых графиков, более точного прогнозирования и т.д (αкр = 0,01).

 

9. Себестоимость годового выпуска реализуемой продукции после внедрения АСУ17:

СА = С1 - ΔСт - ΔСтр – ΔСкр - ЦЗ + сасу = 381412 - 12485 - 64 - 20,5 - 240 + 843,4 == 369445 тыс. руб.

 

10. Годовая экономия, связанная с формированием себестоимости после внедрения А1СУП:

Эс = (С11 - СА2)- А2 = (381412/548753 - 369445/550671)-550671 = = 0,0025 550671 = 1376 тыс. руб.

11 Годовая экономия после внедрения АСУП:

Эгод = Эс + Э1 = 1376 + 502 = 1878 тыс. руб.

12. Годовой экономический эффект после внедрения АСУП:

Э = ЭгоднДА= 1878-0,33 5142= 182 тыс. руб.

13. Срок окупаемости затрат на создание АСУП:

Т = КдАгод = 5142/1872 = 2,7 года < 3.

Контрольные вопросы к главе 16

1. Опишите виды экономического эффекта от автоматизации управления. Какие составляющие экономического эффекта могут быть рассчитаны от внедрения ЭВМ в управление?

2. Назовите функции, подлежащие первоочередной автоматизации. В чем выражается экономический эффект в управляющей системе и как его можно подсчитать?

3. Перечислите основные показатели при оценке экономической эффективности использования ЭВМ. Как они рассчитываются?

4. Охарактеризуйте задачи, которые должны автоматизироваться в системе оперативного управления. Как оценить экономический эффект от автоматизации оперативного управления?

5. Опишите порядок определения областей и функций при совершенствовании их информационного обеспечения. Как оценить экономический эффект от организации информации?

6. Перечислите методы оценки экономической эффективности внедрения ЭВМ в управление энергосистемой и дайте их оценку. Что, по Вашему мнению, даст наибольший эффект?

Глава 17. Планирование в управлении национальной экономикой

Основные задачи и показатели планирования

Планирование является одной из функций экономического управления любым производственным объектом — экономикой страны в целом, ре­гионом, отраслью материального производства, каждым предприятием, в том числе энергетическим. Планирование производственно-хозяйственной и социально-сервисной деятельности на каждом объекте имеет свои специфические черты, и в то же время его основные положения являются общими для всех. Поэтому целесообразно рассмотреть в первую очередь основные положения планирования на общенациональном уровне.

В недавнем прошлом при неограниченной централизации управления национальной экономикой понятие «планирование» стало синонимом тоталитарного централизма в управлении при противопоставлении «план — рынок», и с переходом на рыночные отношения в экономике сама необходимость планирования подвергалась сомнению. Между тем, несмотря на развитую рыночную экономику, в капиталистических странах планирование давно уже взято на вооружение как непременный элемент управления на уровне предприятия (объединения, фирмы, корпорации, ассоциации) для упорядочения производственно-хозяйственной деятельности, а на уровне национальной экономики планирование (или по западной терминологии — программирование) является мощным инструментом антикризисной политики.

Планирование и последующий контроль выполнения планов — это один из основных методов управления экономикой любой страны с развитой системой товарно-денежных отношений. Вопрос на современном этапе развития экономики состоит не в том, надо ли планировать, а в какой мере государство использует план для конкретного управления страной, отраслями промышленности, корпорациями и отдельными предприятиями. Для этого в развитых капиталистических странах государство обычно использует методы финансового контроля и управления, через размещение госзаказов, кредиты, дотации, лицензирование и т. д., т.е. используются экономические методы.

Его воплощение зависит от принятых методов управления, характерных для соответствующего государственно-экономического строя:

преимущественно экономические и социально-психологические в демократических государствах, в том числе при государственном капитализме, когда значительная часть экономики — государственный сектор;

преимущественно организационно-распорядительные, а также идеологические (социально-политические) — в странах с тоталитарными режимами;

смесь организационно-распорядительных и эконолшческих методов в некоторых странах. Азии, особенно ярко выраженная в современном Китае, где госсектор экономики управляется преимущественно командными методами, а негосударственная, капиталистическая часть экономики всячески поощряется экономически.

Поэтому в условиях рыночной экономики планирование на всех указанных уровнях управления совершенно необходимо, разумеется, при существенном переосмыслении его основных понятий и категорий, при отказе от плановости как орудия централизма и заорганизованности в экономике страны.

Планирование как один из методов управления имеет ряд особенностей, которые могут быть сгруппированы по:

— масштабам организации, для которой осуществляется планирование;

— срокам планирования;

— методам реализации планов;

— целям планирования.

По масштабам объектов, для которых осуществляется планирование, можно выделить;

планирование для страны в целом;

внутрифирменное планирование (отраслевое планирование);

планирование на уровне предприятия.

За рубежом наиболее развито внутрифирменное планирование. В нашей стране была сделана попытка создания единого плана, начиная с верхнего уровня и кончая отдельным предприятием.

Планирование отраслевое у нас и внутрифирменное планирование за рубежом имели много общего. В каждой стране есть своя специфика, своя система ценностей, которые накладывают отпечаток на цели и задачи планирования. Внутрифирменное планирование, являясь функцией управления, обосновывает основные пропорции развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на расчетный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения задач планирования.

Назначение планирования состоит в стремлении учесть на обозримую перспективу внешние и внутренние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы (отрасли) и входящих в нее предприятий.

Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих достижение поставленных целей с учетом возможностей производства, реальных ресурсов и рынков сбыта продукции. Основной задачей планирования является взаимоувязка отдельных структурных подразделений отрасли (фирмы), включая научные исследования и разработки, производство и сбыт. Планирование основывается на выявлении и прогнозирова­нии потребительского спроса, анализе и оценке имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Для реализации планов необходима четкая увязка показателей плана с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее могут быть планы и их выполнение. Таким образом, точность составления и эффективность планирования зависят от точности прогно­за потребности; уровня монополизации рынка; организации производства и качества снабжения.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов.

Формы планирования — в зависимости от длительности планового периода выделяются перспективное планирование (прогнозирование); среднесрочное планирование; текущее планирование; оперативное планирование.

Виды планов; в зависимости от содержания хозяйственной деятельности — планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовые планы; в зависимости от организационной структуры фирмы — сводные планы (по отрасли, фирме, компании в целом); планы дочерних компаний или подразделений.

Качество и выполнимость планов определяются квалификацией исполнителей, полнотой и достоверностью исходной и прогнозной информации и, что самое главное, наличием объективной оперативной информации по выполнению основных плановых показателей. Это дает возможность корректировки долговременных планов и приведение их в соответствие с реальной объективной ситуацией на рынке.

Каждая из стран имеет свои специфические особенности, связанные как с развитием материальной базы, так и с менталитетом инженерно-технического персонала. Поэтому несмотря на то, что все страны составляют планы, их основные цели в различных странах могут в значительной степени отличаться.

Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей: в американских компаниях главное — это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов; в анг­лийских — ориентация на распределение ресурсов; в японских — ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.

Поэтому, когда для развития наших предприятий берутся методики и структура иностранных бизнес-планов, они могут совершенно не соответствовать менталитету нашей страны и не учитывать нашего многолетнего опыта планирования развития производства, предприятий, отраслей и страны в целом. Надо брать лучшее, что есть в зарубежном опыте, но обязательно преломлять через наши реальные условия и нашу практику.

Планирование в общем случае предполагает обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий реализации плана и контроля реализации плановых заданий; методы достижения целей; систему адаптации плановых заданий к реально изменяющейся ситуации.

Планирование — это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до реализации, основных плановых заданий.

Оставаясь функцией управления, планирование является выражением одного из объективных экономических законов, присущих любому общественному строю с товарно-денежными отношениями — закона планомерного пропорционального развития экономики.

Пренебрежительное отношение к этому закону и, следовательно, к самому планированию приводит к периодическим экономическим спадам и кризисам, что было характерно для рыночной экономики на первых стадиях капиталистического развития и преодолено в дальнейшем именно за счет программирования (планирования) развития национальной экономики во всех промышленно развитых странах. А искаженное (зацентрализованное, заорганизованное) планирование в попытке подменить им товарно-денежные отношения естественного рынка в стране приводит к разладу в экономике, к неуправляемости хозяйственных комплексов. Что и случилось у нас в период стагнации (застоя), а в дальнейшем привело к глубокому экономическому кризису.

Между всеми отраслями и подотраслями национального хозяйства и промышленности, производственной и непроизводственной сферами имеются тесные хозяйственные, социальные, правовые и другие связи, требующие единого комплексного управления. Планирование как одна из функций управления также охватывает все эти сферы, отрасли и подотрасли при оценках совокупного валового общественного продукта и национального дохода. Для этого требуются устойчивые информационные связи, раньше проходившие почти исключительно через центральные органы власти (Госплан, Госснаб и др.), а ныне все больше приобретающие горизонтальный характер — непосредственно между отраслями, регионами, предприятиями.

С точки зрения функционирования государства, всего общества, включающего все сферы деятельности людей — производственную и непроизводственную, конечным результатом хозяйственного планирования в стране должно выступать развитие самого человека, удовлетворение его потребностей. Такая закономерность вызвана действием еще одного объективного экономического закона — закона роста благосостояния народа.

Прежде у нас этот закон декларировался, но на деле не выполнялся; а в капиталистических странах, где, казалось бы, ни государство, ни собственники не должны заботиться о благе отдельных людей, во исполнение этого объективного закона происходил постоянный рост жизненного уровня.

В материальном производстве конечным результатом является конечный общественный продукт.

Конечный общественный продукт составляют все те потребительские стоимости, которые выходят за пределы производственного цикла данной отрасли, и предназначаются для удовлетворения производственных и личных потребностей народа.

В региональном разрезе конечный результат производства составляют те материальные блага, которые выходят из сферы производства в данном регионе и идут на удовлетворение потребностей внутри региона и за его пределы. Вклад каждого предприятия (фирмы) в получение конечного результата (конечного продукта) определяется набором конкретных продуктов, потребительных стоимостей, служащих удовлетворению тех или иных конкретных потребностей экономики, и находит свое выражение в плане производства продукции в необходимом ассортименте и номенклатуре. При этом объем производства, уровень качества продукции и ее ассортимент определяются рынком или, в ограниченных пределах, государственным заказом.

Хорошо и грамотно разработанный, экономически обоснованный, стимулируемый законами рынка, в частности законом максимальной прибыли, план производства продукции на каждом независимом и отдельно взятом участке национальной экономики должен обеспечивать его эффективную сбалансированность и получение конечного продукта, соответствующего по объему и структуре общественным потребностям, максимальному их удовлетворению. Роль государства в этом процессе сводится к координации, стимулировании различными мерами и способами производства нужной продукции. Этим действиям можно дать такое определение.

Планирование национальной экономики — это целенаправленная деятельность государства по определению на ближнюю и дальнюю перспективу объемов, пропорций, структуры и темпов общественного воспроизводства при реализации экономических, социальных и научно-технических задач.

В условиях рыночной экономики многие составные части производственно-потребительских отношений саморегулируются на основе баланса спроса и предложения. Однако для стабильного и бескризисного развития, как это проверено опытом развитых капиталистических стран, необходимо регулирование рынка, особенно в части производства «общественных товаров» — социального обеспечения, обороны, решения экологических проблем и т.п.

Государственное регулирование рынка — это вмешательство государства в функционирование рынка, реализуемое через социально-экономическую, валютно-финансовую, структурно-инвестиционную политику и научно-технический прогресс с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства и решение социальных проблем посредством различных экономических рычагов: целевых программ с ресурсным обеспечением, налогов и таможенных тарифов, госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения, государственного ценообразования.

На уровне национальной экономики применяются такие плановые (соответственно, отчетные) показатели:

— валовый (совокупный) общественный продукт — стоимость продукции промышленности, сельского хозяйства, строительства, а также транспорта, связи (обслуживающей производство), торговли — в части, которая является продолжением и завершением производства в сфере обращения (перевозка грузов, хранение, расфасовка, упаковка товаров и т.п.). По этому определению видно, что в совокупный валовый продукт многократно входит одна и та же продукция. Так, здесь учитывается стоимость добытого топлива, затем стоимость того же топлива после его переработки, обогащения. Далее вбщественный продукт включается стоимость электрической и тепловой энергии, выработанной при сжигании все того же топлива. Продукция, выработанная при потреблении энергии, также войдет в совокупный продукт, хотя иногда ее стоимость определяется именно стоимостью этой энергии (например, при производстве алюминия более 90 % издержек — стоимость покупной электроэнергии), и т.д. Аналогично можно проследить многократный учет одних и тех же стоимостей и в других отраслях материального производства;

— фонд возмещения — часть общественного валового продукта, направляемая на возмещение средств производства, израсходованная в процессе его (валового продукта) производства. Этот фонд позволяет практически учесть многократность включения в совокупный валовый продукт одних и тех же стоимостей: сырья, материалов, комплектующих, энергии, воды, а также стоимость израсходованных основных производственных средств (через суммы амортизационных отчислений), потребленных в процессе производства валового продукта;

— национальный доход — часть валового общественного продукта, оставшаяся после вычета фонда возмещения и воплощающая вновь затраченный труд. В натуре это предметы потребления для удовлетворения личных потребностей населения и средства производства» обеспечивающие расширенное воспроизводство. Произведенный национальный доход — это сумма чистой продукции всех отраслей материального производства. Он включает фонд потребления и фонд накопления;

— фонд потребления — часть национального дохода, используемая для удовлетворения /материальных и культурных потребностей членов общества;

— фонд накопления — часть национального дохода, используемая для прироста производственных и непроизводственных основных фондов, а также создания оборотных средств и резервов. (Иногда считают, что резервы образуют специальный резервный фонд.)

Состав и структура совокупного валового продукта показаны на рис. 17.1.

 

Совокупный валовый продукт
Фонд возмещения  
Национальный доход  
включает  
фонд накопления  
Фонд потребления  
резервный фонд  

 

Рис. 17.1. Состав совокупного общественного (валового) продукта н национального дохода

 

Следует отметить полную аналогию плановых показателей всей экономики страны и показателей, применяемых на промышленных предприятиях: валовый объем производства — аналог валового общественного продукта; материальные затраты в производстве — аналог фонда возмещения; чистая продукция — аналог национального дохода; а фонды потребления, накопления и резервный — одноименны. Такая аналогия соответствует и единой экономической сущности этих показателей.

За время безграничного господства в экономике централизованных начал сформировались, в общем-то, верные принципы планирования, но в то время они существенно искажались акцентами на централизм. Ныне все эти принципы требуют переосмысления применительно к рыночным отношениям, значительно ограничивающим область централизованного административного руководства. Поскольку планирование является одной из функций управления, здесь имеют место сходные, а порой и идентичные принципы. В то же время принципы планирования имеют ряд особенностей, которые следует пояснить.

Принцип единства политики и экономики в современных условиях означает подчинение политических целей целям экономическим, достижению желаемого уровня благосостояния народа, свободному развитию личности. Политические акты (законы) должны га­рантировать решение задач, поставленных обществом.

Принцип научности планирования предусматривает сегодня отказ от тотального планирования всего производства в стране «сверху донизу» и сосредоточение внимания на макроэлементах экономики — пропорциях, структуре, темпах развития, научно-техническом и социальном прогрессе и т.п. Планирование производства на предприятиях осуществляется ими самими и саморегулируется конъюнктурой рынка. Планирование в остающемся государственном секторе (по мнению экономистов, он не должен превышать 30% от всего хозяйственного комплекса) также должно стать более демократичным, опирающимся на местную инициативу. Научность планирования в целом — это использование при планировании всех известных основополагающих научных принципов. Например, комплексный подход к составлению плановых заданий с учетом, по возможности, всех разноречивых рыночных, политических, социальных и производственных факторов (иногда это положение выделяют в отдельный принцип комплексности). Кроме того, научность планирования должна находить свое выражение в широком применении современных достижений науки управления (менеджмента), экономико-математических методов и вычислительной техники,

Демократический централизм, в развитие принципа научности, означает разумное сочетание централизованного руководства с местной инициативой, целесообразное государственное регулирование рынка.

Принцип директивности планов может остаться только в государственном секторе экономики, а также при выдаче (и добровольном заинтересованном принятии) государственных заказов предприятиям с любой формой собственности. Этот принцип остается обязательным при внутрипроизводственном (внутрифирменном) планировании.

Непрерывность планирования предусматривается при определении на текущий период, на ближнюю и дальнюю перспективу макроэкономических показателей, имея в виду их преемственность, дополнение и корректировку во времени. Непрерывность планирования также можно понимать как постоянное отслеживание рыночной конъюнктуры с отражением ее изменений в соответствующих разделах и строках плана.

Принцип сочетания отраслевого и территориального планирования для энергетики особенно важен в виду того, что электроэнергетика и весь топливно-энергетический ком­плекс, являясь отраслями промышленности и всей экономики страны, обслуживают определенные территории — республики, регионы, города, населенные пункты и пр. Здесь необходим учет как отраслевых, так и ре­гиональных интересов. Так, известна эпопея со строительством ГЭС на Нижней Тунгуске, против чего возражали власти Якутии. Там отчужда­лись сельскохозяйственные угодья, которых в этой северной республике и без того мало. В результате пришлось поставить региональные интересы выше отраслевых и отказаться от сооружения ГЭС.

Принцип выделения ведущего звена в экономике — объекта планирования предполагает определение главных и решающих направлений развития (страны, региона, отрасли, отдельного предприятия или фирмы). Так, на многих, если не на большинстве, российских предприятий сегодня остро стоит вопрос о необходимости технического перевооружения, поскольку им не занимались с 60-х годов. Иначе наша продукция на внутреннем и тем более на мировом рынке останется неконкурентоспособной как по техническим, качественным признакам, так и по экономическим показателям. Поэтому все текущие и перспективные планы должны изыскивать собственные и заемные средства на существенную реконструкцию и модернизацию производства как важнейшее условие, «ведущее звено» всей производственно-хозяйственной деятельности.

Остальные принципы планирования являются не столь актуальными сегодня или вытекают из названных (например, принцип комплексности). Всеми этими принципами целесообразно руководствоваться в пла­новой работе при составлении ориентированных на условия рынка, наиболее оптимальных производственных, хозяйственных, социальных и других планов.

Виды и методы планирования

Планирование как функция управления подразделяется на подфункции, классифицированные по плановым срокам:

прогнозирование — планирование на перспективу свыше 30 лет; такие же и еще более длительные периоды использовались при прогнозиро­вании в энергетике за рубежом;

долгосрочное планирование — на перспективу от 5 до 15 и более лет;

перспективное планирование — на перспективу свыше 1года и до 5 лет;

текущее планирование — на текущий год, по целесообразности с разбивкой по кварталам и месяцам, включая разработку плана на следующий год (с такой же разбивкой);

оперативное планирование — на оперативный момент времени, каковым в энергетике является период от мгновения до суток.

Эти подфункции одновременно являются видами планирования.

Прогнозирование для энергетики имеет очень большое значение, поскольку подготовка к удовлетворению растущих потребностей общества в энергетических ресурсах требует значительных отрезков времени. Отсюда возник тезис об опережающем развитии энергетики по сравнению с развитием других отраслей промышленности и национальной экономики. При рыночной экономике прогнозировать приходится не только отдаленную перспективу, но и текущее положение на рынке, так что сегодня под прогнозированием уместно понимать вероятностное планирование независимо от удаленности периода времени при разработке прогноза (по аналогии с прогнозом погоды).

Долгосрочное планирование сегодня не столь актуально ввиду неопределенности многих хозяйственных перспектив, неясности будущих направлений и форм развития отечественной экономики. Однако попытка долгосрочного планирования предпринята при разработке Концепции энергетической политики России.

Там же на основе анализа современного состояния экономики в общих чертах разработаны некоторые аспекты перспективных планов. Действительно перспективное планирование энергетика, очевидно, обретет тогда, когда (и если) правительством будет возобновлена практика перспективного планирования — на 3,5, 7 лет или на любые другие сроки. В упомянутой Концепции, в отличие от многих прежних программ разви­тия энергетики, вопрос поставлен «с головы на ноги»; ставится задача рационализации и оптимизации энергопотребления, а затем, выявив рациональный уровень потребностей, планируется развитие энергогенерирующих мощностей. Таким образом, задачи перспективного планирования образуют две группы:

1) поэтапное техническое перевооружение отечественной промышленности с широким применением энергосберегающих технологий, модернизация устаревшего энергооборудования, сокращение энергетических потерь в производстве путем нормализации, рационализации и оптимизации энергоиспользования;

2) развитие (а не просто наращивание мощностей) электрических станций различных типов и мощностей, в том числе новых, в максимально возможной степени безопасных АЭС, электрических и тепловых сетей, энергообъединений с их сложной и развитой структурой и других объектов энергетики.

Оперативное планирование в энергетике занимает особое место, поскольку в силу специфики отрасли необходимо ежемоментно балансировать производство и потребление энергии. Как уже говорилось, в элек­троэнергетике существует особая ветвь управления — централизованная оперативно-диспетчерская служба, которая должна иметь заранее разработанные оперативные планы своей деятельности как для обычной, нормальной, «штатной» работы, так и для аварийных ситуаций. Поэтому в электроэнергетике оперативное планирование имеет два аспекта;

1) диспетчерские графики нагрузок по энергосистеме и для всех электрических станций, подстанций и сетей по часам (иногда—получасовые) для каждых суток в течение года с учетом сезона, климатических особенностей региона и дня недели;

2) порядок действий дежурного энергетического персонала при возникновении и развитии любых аварий в системах электроснабжения.

Для осуществления плановой работы выработан целый арсенал специальных методов, однако любой план должен представлять собой баланс и содержать две части — расходную и приходную.

Поэтому неточно считать одним из методов планирования балансовый метод, как это указывается и большинстве учебников. Если план содержит только одну из частей баланса (как правило, расходную) или не сбалансирован, то это не план, а плановое задание «благие пожелания». В самой форме такого плана уже закладываете возможность ею невыполнения или даже просто невыполнимость.

Расчет любого планового баланса должен начинаться с расходной части. В условиях рынка это является непростым делом, поскольку здесь необходимо в полной мере учесть рыночную конъюнктуру: виды товаров, пользующихся спросом, и их количество (предложение); рыночные цены на продукцию, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, потребляемые в процессе производства, и т.п. Одним словом, следует провести серьезное маркетинговое исследование рынка.

Приходную часть баланса рассчитывают исходя из выявленных потребностей рынка и собственных возможностей с учетом обеспеченности производственного процесса средствами и предметами труда, укомплектованности кадрами и других производственно-экономических факторов.

Методы планирования можно подразделить на следующие группы; 1; нормативные методы планирования; 2) программные методы (методы целевых комплексных программ — ЦКП); 3) методы экономико-математического моделирования.

Каждая группа методов имеет свои разновидности при осуществлении плановых расчетов и свои области применения.

Нормативные методы планирования основаны на применении норм и нормативов в совокупности с плановыми заданиями по объемам производства, ассортименту и сортаменту, продукции и т.п. Для их лучшего понимания и применения в шинировании требуется достаточно хорошо понимать сущность другой, смежной функции управления — нормирования.

Сущность нормативных методов планирования состоит в вычисле-

плановой потребности в энергоресурсах (Q) путем умножения плани­руемого объема производства по каждому i -му виду продукции (Пi) на соответствующую норму (qj):

 

Q = Σqi Пi. (17.I)

 

Различия нормативных методов заключаются в разных способах определения как норм, так и объемов производства. Так, нормы могут устанавливаться четырьмя методами: 1) опытным или экспериментальным; 2) расчетным или расчетно-аналитическим; 3) опытно-расчетным или комбинированным; 4) статистическим. Кроме того, нормы могут (и развитой системе нормирования — должны) разрабатываться не только на конечную готовую продукцию, но и на полупродукты, переделы, отдельные процессы, агрегаты и аппараты и т.п. (подробнее о нормировании говорится в курсе «Организация производства»). Расчет плановых объемов также является непростым делом, ибо на многих многономенклатурных производствах один вид продукции может потребляться для производства другого вида, существует множество промежуточных продуктов и т.д.

Програмно-целевые методы планирования или методы целевых комплексных программ (ЦКП) являются основным способом государственного регулирования национальной экономики в развитых капиталистических странах. Там регулярно составляются национальные программы для решения конкретных локальных вопросов экономического развития (почему то само планирование получило название программирования). Так, после энергетического кризиса 1972 г. в большинстве европейских стран были разработаны и успешно осуществлены национальные программы энергосбережения, в результате чего энергоемкость национального дохода (количество расходуемых энергоресурсов на единицу стоимости национальною дохода) к 1980 г. сократилась в среднем на 15 %, а в Бельгии даже на 25 %.

Эти методы широко используются и в практике отечественного планирования. Однако большинство программ прежде составлялись как директивные задания и не подкреплялись ресурсным обеспечением, а потому зачастую не выполнялись. Например, наши многочисленные программы энергосбережения (государственные, отраслевые, региональные, локальные для отдельных предприятий) предусматривали только контрольные цифры экономии энергоресурсов без определения способов экономии, источников финансирования, без выделения необходимого энергосберегающего оборудования. В результате достижение некоторой экономии топлива и энергии достигалось почти исключительно благодаря инициативе предприятий и усилиям промышленных и иногда коммунальных энергетиков.

Целевые комплексные программы как метод планирования при решении актуальных вопросов развития экономики на уровне государства, отрасли, региона или отдельного предприятия должны состоять не просто в разработке неких плановых заданий, а представлять собой баланс расходов и источников их покрытия для осуществления этих заданий. К сожалению, современная практика, когда в Российской Федерации существует множество федеральных, отраслевых и региональных программ, не в полной мере учитывает прошлые неудачи. Здесь выделение ресурсов, в том числе финансовых, считается делом отраслей и peгионов и лишь в малой, незначительной степени предусматривается из федеральною бюджета, в основном из-за его напряженности.

Целевая комплексная программа — это директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение проблем на­циональной экономики, региона, отрасли или отдельного предприятия наиболее эффективными путями и в установленные сроки. ЦКП имеют, как правило, иерархическую структуру, т.е, содержат подпрограммы разного уровня. Каждая подпрограмма, включающая задания и мероприятия, направленные на реализацию одной или нескольких задач, представляет собой относительно самостоятельную часть ЦКП. При обосновании целесообразности ЦКП необходимо выяснить состояние проблемы в стране и за рубежом; комплекс вопросов и проблем, решаемых программой; структуру программы; отдельные подпрограммы и их взаимосвязь; количество и источники получения материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения программы; предложения по распределению ресурсов между участниками реализации программы; экономическую эффективность программы; скоординированные сроки выполнения мероприятий; направления решения проблемы за пределами планового периода, ожидаемые социальные, экономические, экологические, научно-технические и другие последствия.

Методы плановых моделей или экономико-математические методы планирования, принятые в отечественной теории и практике, строго говоря, не являются самостоятельными. Это лишь способы составления плановых балансов или поиска, выявления и расчета некоторой части исходных данных, необходимых для планирования. Так, нормы расхода энергоресурсов, необходимые для осуществления планирования нормативным мето­дом, могут определяться с помощью математической статистики, в частности путем регрессионного анализа, парной или множественной корреляцией. Объемы промышленного, в том числе энергетического производства, нередко выявляются методами экстраполяции.

Однако современное развитие экономико-математических методов создало такой богатый арсенал способов и приемов для проведения плановых расчетов, что выделение этой группы методов планирования в значительной степени оправдано. Так, все более широко используются комплексные автоматизированные системы плановых расчетов (АСПР), особенно при создании автоматизированных рабочих мест (АРМ) в планирующих подразделениях предприятий и организаций.

Таким образом, методы экономико-математического моделирования в планировании состоят в комплексном применении математического аппарата, преимущественно методов математической статистики. Одним из таких современных приемов является разработка межотраслевого баланса производства и распределения продукции (МОБ), известного во всем мире как «матрица Леонтьева», Основные положения разработки такого баланса следующие.

Межотраслевой баланс (МОБ) производства и распределения продукции показывает многообразные натуральные и стоимостные связи в хозяйстве страны, в регионе, в отрасли или на промышленном предприятии (при внутризаводском обороте). Таблица МОБ (табл.17.1) включает четыре основных раздела (квадранта) — это шахматная таблица межотраслевых материальных связей.

 

Таблица 17.1. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции

 

Отрасли производящие Текущее производственное потребление (промежуточный продукт) Конечный продукт
Отрасли потребляющие непроизводственное потребление Фонд накопления Другие элементы (экспорт-импорт) Итого: Всего валовой продукции
    J n Итого
  а11 Х1 а12 Х2 аij Хj а1nХn Σаij Хj а16М f1   Y1 X1
  а21 Х1 а22 Х2 аij Хj а2nХn Σа2j Хj а26М f2   Y2 X2
 
I аi1 Х1 аi2 Х2 аij Хj аinХn Σаij Хj а26М fi   Yi XI
 
N аn1 Х1 аn2 Х2 аij Хj аnnХn Σаnj Хj а26М fn   Yn Xn
Итого Σai1 X1 Σai2 X2 Σaij Xi Σain Xn ΣΣaij Xj Σа26М Σfj   ΣYj ΣXj
Амортизации α1 α2 . αj . αn Σ αj          
Чистая продукция Z1 Z2 . Zj . Zn ΣZj          
Условно-чистая продукци α1+Z1 α2+Z2 . αj+Zj . αn+Zn Σ(αj+Zj)          
Всего валовое потребление X1 X2 . Xj . Xn ΣXj          

 

Первый раздел (квадрант) характеризует распределение продукции и формирование затрат на ее производство, относится к сфере материального производства и показывает межотраслевые потоки продукции в процессе текущего производственного потребления. Позиции этого раздела имеют одинаковую классификацию как по строкам, так и по колонкам. Благодаря такому шахматному построению каждый показатель первого раздела имеет двойственное значение: во-первых, он характеризует направления распределения продукции, а во-вторых, ее расход на выпуск какого-либо другого вида продукции. Эти показатели, помещенные на пересечении строк и столбцов, представляют собой величины межотраслевых потоков продукции. В экономико-математической модели МОБ они обозначаются Хij, где i — номер отрасли-производителя; j — номер отрасли-потребителя продукции.

Для вычисления производственного потребления в каждой клетке первого раздела вычисляется произведение удельного расхода продукции отрасли-производителя (аij) на единицу продукции отрасли-потребителя (Xj): aij'Xj; в итоговой клетке суммируется: ZaijXj.

Второй раздел таблицы показывает конечное потребление продукции Yi.

В третьем разделе отражается сумма амортизационных отчислений от величин производственных фондов и вновь созданная стоимость в отраслях материального производства.

В четвертом разделе приводятся сведения о перераспределении вновь созданной стоимости.

При составлении межотраслевого баланса в натуральном выражении третий и четвертый разделы не формируются.

Основное уравнение межотраслевого баланса выглядит так:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных