Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИЧЕСКОК РУКОВОДСТВО 8 страница




Разрушение заданных коммуникационных петель в переходной точке принятия решения

 

 

Когда Фред провел свое первоначальное неконгруэнтное послание, Мари ответила тем, что напряглась, сжалась -она была определенным образом запрограммирована (дей­ствовала в рамках фиксированного в прошлом общения)

Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

 

 

отвечать только на определенную часть послания. По мере того, как она наблюдала процесс обучения Фреда терапев­том и различия между его намерениями и реальным вне­шним результатом, она также узнавала то, каким образом она запрограммирована игнорировать все другие стороны послания от Фреда, кроме этого определенного аспекта. Она совершенно не воспринимала слова Фреда, она вос­принимала лишь тон его голоса и его жесты. Ведь в конеч­ном итоге она решила, что эта сторона послания Фреда — и есть его настоящее послание, и отвечала только на него. Противодействуя, терапевт в данном случае поступает сле­дующим образом:

 

 

Терапевт: Мари, когда я слышал, что Фред просил вас быть более любящей, я видел вашу реакцию, и мне интересно узнать, что вы видите, слышите, чувствуете, когда он все это говорит.

Мари: А, он только снова меня критиковал. Я ни­когда не бываю достаточно чувствительной для него.

 

 

Терапевт: Я слышал, как он что-то просил для себя. Мне интересно, откуда у вас появилось чувство, что он вас критикует? Был ли это тон голоса или то, как он выглядел?

 

 

Мари: У меня было такое чувство, что он кричал на меня за какую-то ошибку. Хмм... Наверное, я посчита­ла, что он не чего-то просит, а отчитывает меня за что-то.

 

 

Терапевт: Вы можете проверить это. Мне кажется, что Фред сделал ошибку, прямо попросив об этом. Воз­можно он верит, что никаким другим способом он это­го не получит, поэтому он просит это таким неуклю­жим способом. Я думаю, что вы также не знаете, как можно его понять, когда он сам не знает, как просить. Скорее всего, здесь для вас обоих есть нечто, что вам необходимо знать, если вы конечно этого захотите. Я бы

Часть вторая Типы коммуникационных систем

хотел подтвердить сказанное на его примере и попы­таться найти какой-нибудь выход из этого тупика.

 

 

Начиная с этого момента, терапевт может научить Мари понимать, что обе стороны послания, воспринимаемого ею от Фреда, достаточно значимы, и что она реагировала только лишь на одну часть послания — на жесты и на тон голоса. Если она будет спрашивать, то у нее появится спаситель­ная обратная связь; если же она будет продолжать задан­ное общение, то вновь получит одни лишь неприятности. В то же самое время это показывает Фреду, что его обраще­ние, послание было неуклюжим, грубым, и поэтому Мари давала ответ на невербальную часть послания. Более того, его понимание ее ответа было неправильной интерпретаци­ей ее невербального послания.

Разрушение заданных коммуникационных петель в точке обобщения или умозаключения

 

 

Терапевт также может выбрать в качестве точки пребы­вания точку обобщения, умозаключения. Когда Мари вос­принимает неконгруэнтное обращение от Фреда, то решает принять во внимание только невербальную часть его обра­щения. Также как Фред не понимает, что то, что он выдает в качестве послания, не совпадает с его намерениями, так­же и Мари не понимает, что ее восприятие не совпадает с намерениями Фреда. Его жесты и тон его голоса совершен­но не совпадают с тем, что он просит у Мари, но они соот­ветствуют ее представлениям, что он что-то требует. У нее было чувство, что он критикует ее и требует что-то — та­кой она сделала вывод.

Давайте более детально исследуем процесс обобщения.

 

 

Фред неконгруэнтен в своем общении, выдавая Мари серию посланий, которые не совпадают. И в самом деле, на сознательном уровне он просит ее проявлять больше люб­ви к нему, и его слова совпадают с его сознательными на-

Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

 

 

мерениями; также он чувствует беспомощность, и это чув­ство (в основном вне его сознания) отражается в тоне его голоса, позе тела, жестах...

 

 

Теперь Мари должна ответить. Она видит позу тела Фреда, жесты, слышит тон его голоса, и она отвечает в основном на эту группу признаков, а не на смысл его слов.

 

 

В ее раннем опыте отношений с Фредом (и с другими) этот тон голоса, поза тела, жесты и движения ассоциирова­лись с требованиями, которые он предъявлял ей.

 

 

Решение, принятое Мари на второй стадии (выше), плюс ее ранний опыт, относительно той части неконгруэнтного общения со стороны Фреда, которую она воспринимала и на которую давала ответ, привело ее к обобщению (умозак­лючению), что Фред что-то требует от нее.

 

 

В прошлом у Мари эти требования вызывали чувства беспомощности и гнева на проявленную по отношению к ней несправедливость. И теперь ее ответ Фреду автомати­чески основывается по большей части на этих прошлых чувствах гнева и беспомощности, и не обусловлен конкрет­ной ситуацией.

 

 

Терапевту необходимо осознавать, что под поверхност­ным общением находятся более глубоко расположенные послания, которые, если их вывести на поверхность, могут помочь установить обратную связь. Такой процесс вывода заключения составляет другую переходную точку, в кото­рой заданность может быть разрушена. Например:

 

 

Терапевт: Мари, Фред только что задал вам воп­рос, и мне интересно, как вы это восприняли. Что вы чувствовали в тот момент, когда Фред попросил вас уделять ему больше любви и внимания?

Мари: Ну.., я чувствовала, как если бы он меня от­читывал, говоря мне, что мне следует делать.

Часть вторая. Типы коммуникационных систем

Терапевт: Не могли бы вы сказать, что заставляет вас чувствовать таким образом?

Мари: Ну, он выглядел очень презрительно и то, что он говорил, звучало очень сердито и гневно.

Терапевт: А как вы чувствуете, что он делает имен­но это?

Мари: Я догадываюсь, поскольку я чувствую себя притесненной и обороняющейся.

 

 

Терапевт: Мари, когда вы видите Фреда презритель­ным, говорящим намеренно громко — все так, как вы описывали, означает ли это, что он на самом деле кри­тикует и притесняет вас?

Мари: Конечно, он достаточно часто это проделывает.

 

 

Терапевт: Допустим, это так. Мари, вы когда-ни­будь сами испытывали ощущение презрения или гнева, и когда вы разговаривали с кем-либо, это все происхо­дило именно так, как вы описываете?

Мари: О, да. Но это совершенно разные вещи — он постоянно проделывает это.

 

 

Терапевт: Вы так в этом уверены? А не получается ли так, что этот большой и сильный парень испытыва­ет внутри себя несколько другие чувства, так что когда он говорит с вами о чем-то, что так важно для него, то снаружи это проявляется не совсем верно? Может та­кое происходить?

Мари: Да, я начинаю догадываться.

 

 

Терапевт: Пожалуйста, подумайте над этим, мне ка­жется, что когда Фред чувствует себя не важно, и выг­лядит и говорит так, как сейчас, то вам следует при­смотреться к нему и спросить себя: «О боже, чтобы я могу сейчас сделать, чтобы помочь ему?»

 

 

Прерывание заданного общения в точке обобщения тре­бует, чтобы у терапевта был доступ к некоторому опыту семейного общения, который бы противоречил данному

Ричард Бэндлгр Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

 

 

обобщению или терапевт может сам создать такой опыт, устроив проверку такого обобщения с другими членами се­мьи. Так же обобщение может быть преодолено лингвисти­чески с помощью преувеличения. Например, терапевт мо­жет сказать:

 

 

Терапевт: Мари, если вы верите в это, то вы оба просто связаны. Вы считаете, что Фред должен посто­янно счастливо улыбаться и всегда казаться счастли- ^ вым, либо критиковать вас и предъявлять вам требова­ния? Это тяжелый груз для каждого из вас. Это именно то, что вы хотите мне сказать?

Прерывание заданного общения в точке фиксированных обобщений, сделанных в прошлом («сложное равенство»)

 

 

Фиксированные обобщения, сделанные в прошлом, — это следующая переходная точка в заданном общении и так же еще один пункт, в котором возможно противодействие терапевта. Можно помочь Мари создать программу, кото­рая, в основном, будет вне осознания, в которой будут сле­дующие пункты:

 

 

Когда Мари думает, что кто-то сердится на нее, она чув­ствует себя весьма скверно. Когда Фред общается с ней, но вовсе не сердится на нее, но она ощущает себя столь же скверно, тогда она делает програмированное обобщение, которое выглядит следующим образом: «Если я чувствую себя так скверно, то Фред должен сердиться на меня.»

 

 

Мари пришла к тому, что она ощущает и воспринимает этот мир совершенно определенным образом, и она научи­лась двигаться в этом мире, обращая внимание исключи­тельно на определенные ключи извне, в то же самое время игнорируя все другие послания, которые она получает. Это ограничивает ее восприятие (возможности восприятия). И когда терапевт помогает Мари избегнуть фиксированного

Часть вторая. Типы коммуникационных систем

 

 

обобщения, которое держит ее в постоянном рабстве, он помогает ей начать воспринимать и реагировать на другие ключи, ранее просто не воспринимаемые. Другими слова­ми, когда Фред сердится и требует, он выдает целую груп­пу посланий. Когда он общается неконгруэнтно, он выдает небольшую часть группы посланий, используемых им и тогда, когда он сердится. Мари посредством фиксирован­ного обобщения запрограмирована так, что она в случае обнаружения любого сигнала, говорящего, что Фред сер­дит (независимо, сердит он на самом деле или просто он неконгруэнтно общается) решает, что он сердиться. Таким образом, из-за своей запрограмированности она восприни­мает только часть послания Фреда. Терапевт может воз­действовать лишь одним способом: он должен прояснить до конца имеющееся сложное равенство — выявить, поме­тить его и за тем показать, что оно не всегда выполняется, что его следует проверять, и что на самом деле оно только вредит процессу общения.

 

 

Мари: Да, я знаю, что он говорил: что я недостаточ­но хорошо себя веду и что он устал от этого, и что я не даю ему того, что ему необходимо.

 

 

Терапевт: Я слышу не это. Что заставляет вас ду­мать, что он вкладывает в свои слова именно этот смысл, что он устал и что вы недостаточно хорошо себя веде­те?

Мари: А вы только посмотрите на него.

 

 

Терапевт: А что конкретно в том, как он выглядит, заставляет вас думать, что он устал от вас, и что вы недостаточно хорошо себя ведете?

 

 

Мари: Он всегда так выглядит, когда он устает от того, что я делаю одни и те же ошибки, даже если это не отражается на моей чековой книжке.

Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

iiff

 

 

Терапевт: Таким образом, если Фред так выглядит, тогда, чтобы он ни сказал, это всегда будет означать, что он устал от ваших ошибок?

Мари: Ну, вообще-то это звучит как-то...

Терапевт: А что, если он будет так выглядеть и ска­жет вам, что ему надо пойти туалег, в этом тоже будет ваша вина?

Мари: Нет.

Терапевт: Значит, это правило не всегда выполняется?

Мари: Нет.

 

 

Терапевт: Тогда вполне возможно, что Фред мог иметь ввиду что-то другое, и возможно так же, что вы лишь использовали его вид, как возможность обидеть­ся на что-то, не правда ли? (она кивает «да») Давайте вместе преодолеем это, сможем?

Здесь терапевт может придать новое значение и, следо­вательно, предоставить возможность выбора в процессе се­мейного поведения.

 

 

Прерывание запрограмированного общения таким обра­зом учит не только тому, что члены семьи вовсе не медиу­мы, которые могут читать мысли, и не тому, что они неку-дышные логики. Существенно более важно то, что терапевт предоставляет модель поведения для членов семьи в то вре­мя, когда они видят непонимание или только подозревают, что это непонимание существует. Они обучаются тому, что обратная связь работает в обе стороны, что суть процесса общения заключается не столько в обмене информацией, сколько в удовольствии и гармонии взаимоотношений; кро­ме того, оно приносит душевное понимание. Успешные дей­ствия терапевта при разрушении запрограмированного об­щения будут в дальнейшем служить моделью для членов семьи. Полученный опыт станет побудительной силой для дальнейших изменений, особенно, когда все происходит легко, бережно и без скандалов.

Часть вторая. Типы коммуникационных систем

 

 

Бывает так, что запрограммированность настолько твер­до установилась в семейном взаимодействии и ответы на­столько запрограммированны, что если один член семьи делает А, другой автоматически отвечает Б. Например, ди­алог, когда один из членов семьи начинает о чем-то гово­рить, а другой ему отвечает: «Я знаю, о чем ты думаешь, можешь мне не рассказывать», — это совершенно типич­ный пример «чтения мыслей». На этой стадии перед тера­певтом стоит выбор: он может резко вмешаться в «чтение мыслей», чтобы прервать запрограммированность. Такое вмешательство может представлять собой систематическое прерывание, которое будет продолжаться до тех пор, пока само прерывание не станет частью процесса, и тогда уже может произойти вмешательство (на стадии прерывания), которое приведет к разрушению запрограммированности. Например, всегда, когда Ами начинает говорить, ее муж, Билл, начинает качать головой и повторять «нет», прежде чем она успевает произнести хоть полслова. Ами немедлен­но впадает в ярость, но это именно то, что по словам Бил­ла, должно произойти. Тогда Ами снова пытается ответить, сказать, что такое поведение сводит ее с ума, но как только она начинает отвечать, Билл снова начинает трясти голо­вой. Для того, чтобы как-то изменить данную схему обще­ния, терапевту необходимо прервать ее на достаточно дол­гий промежуток времени, чтобы привлечь внимание обоих членов семьи. Для этого, как предложила Ами, терапевт применил систему общения Билла с Ами к самому Биллу. В данном случае и юмор и прерывание стали мощными ин­струментами для изменения процесса общения. Прежде всего терапевт сказал обоим, чтобы они остановились.

Терапевт: Билл, перед этим вы сказали, что очень хотели бы немного покоя и тишины и чтобы Ами пере­стала изводить вас, не так ли?

Билл: Да, я так сказал.

Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

Терапевт: Я думаю, что могу помочь вам в этом, если вы согласитесь провести со мной маленький экс­перимент, хотите?

Билл: Ладно.

 

 

Терапевт: Я попрошу вас положить руки на голову, чтобы одна рука закрыла одно ухо, а другая — другое ухо, достаточно плотно. Если Ами начнет вас изводить или кричать на вас, сожмите уши руками, чтобы ниче­го не было слышно, и одновременно вы должны рука­ми удерживать голову в неподвижном положении, по­скольку я заметил, что как только Ами начинает говорить, ваша голова качается взад и вперед, и вы оба начинаете галлюцинировать и зарабатываете головную боль. Вы ведь знаете, о чем я говорю?

Билл: (посмеивается, и Ами посмеивается тоже) Хо­рошо.

 

 

Терапевт: Теперь, Ами, у вас есть прекрасный шанс сказать все, что вы хотели сказать Биллу, но помните, что если вы будете кричать или изводить его, он закро­ет уши и перестанет вас слышать. Итак, попробуйте, но не зарабатывайте себе головную боль, о'кей!

Ами: (смеясь) Так он выглядит просто прелестно.

Терапевт: Интересно, наверное, он не всегда так при­влекательно выглядит в ваших глаза?

Ами: Да, это так, но когда я сейчас смотрю на него, мне больше хочется смеяться, чем сердиться.

 

 

Терапевт: Хорошо, а теперь, мне кажется стоит по­мочь вам организовать ваши каналы восприятия таким образом, чтобы вы действительно слышали друг друга, но продвигаться мы будем медленно и постараемся не заработать головную боль. Вы оба этого хотите?

 

 

Такой тип прерывания (юмор и преувеличение с помо­щью невербальных действий) позволяет замедлить процесс, чтобы внести что-то новое в запрограммированное обще-

вторая. Типы коммуникационных систем

 

 

ние. В то же время, можно взглянуть на запрограммиро­ванное общение с другой стороны, и это тоже может повли­ять на принятие решения, — к картине будет добавлено послание, которое было прежде вычеркнуто. Например, в данном конкретном случае терапевту следует проинструк­тировать Билла:

 

 

Терапевт: Теперь, Билл, когда ты руками зажима­ешь уши и тем самым защищаешься от криков Ами, я бы хотел, чтобы ты повторял все громче и громче: «Не говори ничего плохого или громкого, я слишком хруп­кий.» И Ами, когда он будет это делать, я хочу, что вы повторяли достаточно громко, чтобы он услышал вас: «Я не кричу, ты только послушай меня, я не кричу.» Хорошо, делайте это одновременно.

 

 

Обычно в результате такого противодействия оба члена семьи воспринимают опыт общения, который им знаком, и, в то же самое время, относятся к происходящему с юмо­ром, без скандалов, криков и унижений. Скоро они уста­нут от глупости происходящего и будут готовы попробо­вать что-нибудь новенькое, особенно, когда заданное преувеличение пройдет через все стадии цикла общения. Число методик для прерывания заданного «чтения мыслей» зависит только от того, насколько творчески терапевт под­ходит к делу. Тем не менее, процесс в основном протекает по следующей схеме: сначала определяется схема «чтения мыслей» и выделяется из процесса общения; процесс про­водится таким образом, чтобы оба участника убедились, что необходимо установить обратную связь. Мы часто за­канчиваем занятия, говоря членам семьи: «У вас есть раз­решение нормально общаться? Вы уверены в том, что у вас есть на это право: я не знаю, давал вам его кто-нибудь или нет?» Члены семьи должны очень хорошо уяснить две вещи: во-первых, как прорваться через заданность без крика и

Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

 

 

скандалов, и, во-вторых, как установить обратную связь. Когда разрушается заданность, у членов семьи появляется возможность начать использовать разные способы обще­ния и получать сообщения. На этой стадии важнее всего то, что человек намеревается (сделать, сказать и т.д.), не всегда совпадает с тем, что воспринимают другие. Или, как мы говорим, карта — это еще не территория. Если у двоих людей две разные карты, то эти карты не могут быть изоб­ражением одной и той же территории. Но если обладатели карт сравнят различия и сделают это без крика и сканда­лов, то полученный в результате опыт будет лучшим про­водником для обоих. А аргументы относительно того, чья карта лучше, это просто показатель того, что оба человека забыли, что ни одна из них не является правильной.

Возможные перспективы процесса (достижение промежуточного положения по отношению к процессу в

системе)

 

 

Три общие стратегии, которые мы представили в этой главе, будут в определенной мере пересекаться; поэтому следует обратить внимание на различия. Их нужно рас­сматривать как побудительные стимулы для организации вашего поведения, а не как нечто территориально изолиро­ванное. Помня об этом, перейдем к тому, как помочь чле­нам семьи осознать перспективы. Для того, чтобы терапевт смог помочь членам семьи достичь этого, ему необходимо облечь все в конкретную форму, так, чтобы члены семьи смогли это понять и чтобы у них появилась возможность видеть, слышать и ощущать по мере вовлечения в этот про­цесс. Систематический подход — это такой подход, когда все те примеры, которые мы описывали в этой книге, со­впадают и образовывают что-то единое. Терапевт сможет сделать семейную систему открытой только в той степени, в которой он сам понимает, что проблема — вовсе не про-

Часть вторая. Типы коммуникационных систем

 

 

блема: то, как осуществляется копирование, — вот главная проблема. А именно, когда семья обращается к терапевту, и жена говорит, что ее муж, Том, эгоист, потому что он запрещает ей найти работу и сделать свою собственную ка­рьеру, а Том громко отвечает: «Ты несешь ответственность за детей, и я не позволю, чтобы у них не было матери и полноценного детства с материнской любовью и внимани­ем,» — тогда задача терапевта состоит вовсе не в том, что­бы сказать, кто прав; достижение компромисса — это не его сфера. Решение проблемы — это не главная задача те­рапевта. Даже если эта конкретная проблема будет реше­на, то запрограммированное общение, вызвавшее эту про­блему, тут же вызовет другую. Задача терапевта — разрушить заданность общения и подготовить окружающих к тому, что они должны сами исследовать свои ресурсы и возможности выбора, которые можно использовать для ре­шения любой конкретной проблемы. Терапевт отвечает за процесс, а не за содержание; он отвечает, например, за то, чтобы любой член семьи смог достичь такого состояния ис­полнения своих желаний, при котором все проблемы будут решены. Также он должен так запустить и дополнить этот процесс, чтобы в дальнейшем все члены семьи могли ре­шать свои собственные проблемы самостоятельно, без по­сторонней помощи. Далее, каждый новый конфликт -это возможность для любого члена семьи установить обрат­ную связь. Если семейный терапевт не сможет действовать на этом уровне, то он будет поглощен и станет частью про­цесса, который лишь породит еще больше трудностей.

 

 

Например, если терапевт спросил Тома, почему он со­противляется желанию Ами найти работу, Том наверняка тщательно разовьет свою идею во всех аспектах, и, опира­ясь на это, лишь увеличит свои требования к терапевту он захочет, чтобы терапевт сказал, кто из них прав, а кто -нет. А если вместо этого терапевт спросит Тома, как по его мнению нужно действовать, чтобы обеспечить безопасность

Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

 

 

своих детей, и как желания Ами согласуются с этим, тогда вопросы терапевта будут направлены на сбор информации и на поиск такого решения, которое позволит этой паре выйти из тупика и двинуться в правильном направлении. Если спросить Тома, почему он не хочет, чтобы Ами пошла работать, то это только усилит порочные тенденции. Тера­певт сам должен развивать процесс. Это означает, что те­рапевт должен полностью задействовать свои глаза, уши и тело во время общения членов семьи, и в то же время оста­ваться вне семейной системы. Терапевт вовлечен в процесс исследования, он постоянно ощущает, как идет процесс, он предпринимает новые, порой рискованные шаги и т.д. Чле­ны семьи вовлечены в содержание, пытаются как-то выпу­таться из этих сложностей, стараются хорошо выглядеть, не делать ничего плохого. Они живут сегодняшним днем, а терапевт учит их использовать такие инструменты, кото­рые будут им полезны всю оставшуюся жизнь. Для того, чтобы такое обучение было успешным, терапевту нужно добавить нечто новое к трансформации семейной системы. Это можно сделать, просто ознакомив членов семьи с но­выми перспективами, чтобы они посмотрели на свою систе­му его глазами. Разрушение запрограммированности про­изойдет только в том случае, если члены семьи хорошо усвоят, как именно они должны установить обратную связь и разрушить существующие петли общения. Процесс се­мейной терапии становится еще глубже, когда терапевт до­бавляет к этому еще и свое четкое восприятие семейного процесса, как изнутри, так и снаружи. Члены семьи, вов­лекающие друг друга в содержание, в какой-то момент дол­жны остановиться и начать работать на перспективу, на будущее, что позволит им пойти дальше. У работы с содер­жанием ограниченные возможности. Многие проблемы, от­носящиеся к содержанию процесса, могут быть решены с помощью новых способов копирования и взаимодействия, как только члены семьи начнут понимать, как работает их

Часть вторая. Типы коммуникационных систем

 

 

семейная система, и получат необходимые инструменты и средства для того, чтобы заставить эту систему работать на себя. Наша цель — предоставить в распоряжение членов семьи все средства, которые только есть. Наш подход осно­вывается на том, что конкретные проблемы бесконечны. Если терапевт использует подход, фокусирующийся на про­блемах, то он находится в проигрышном положении. По­этому мы используем подход, «фокусирующийся на про­цессе копирования». Проблемы — это не проблема, копирование — вот проблема.

 

 

Одна из очень сильных и результативных методик, по­казывающая и достигающая перспективы процесса, кото­рый мы в данное время осознаем, — это создание «скульп­тур». Это метод перевода семейного процесса на язык тела и движений, которые показывают общение, наблюдаемое на занятии. Например:

 

 

Отец, Джек, должен сначала встать прямо; тело напря­женное и жесткое, голова задрана вверх, вид очень умный, сверх логичный, непоколебимая колонна сил и разума. Ког­да он делает это, его жена, Джойс, становится на колени перед ним в позе, полной восхищения и мольбы. В это вре­мя каждый из троих детей вскарабкивается Джеку на спи­ну до тех пор, пока он же больше не может выдерживать их вес и падает на пол. В этот момент Джойс встает с ко­лен, вырастает, принимает позу обличителя, указывает паль­цем, ее ноздри раздуваются. Это продолжается до тех пор, пока Джек в результате борьбы снова не встает на ноги и не превращается в колонну. Тогда Джойс снова может встать перед ним на колени.

 

 

Такое визуальное представление демонстрирует членам семьи картину процесса. Это также позволяет им видеть, как меняется содержание цикла их общения, в то время как сам процесс остается неизменным.

Терапевт может достичь определенных дополнительных целей, если будет описывать процесс по мере того, как чле-

Ричард Бэндлер Джон Гриндер Вирджиния Сатир "Семейная терапия"

ны семьи проходят не только через визуальное, но и через физическое описание процесса:

Стадия первая: Джек стоит прямо. Джойс на коленях, дети начинают карабкаться на Джека.

 

 

Терапевт: Я вижу, как Джойс восхищается способ­ностью Джека удерживать все вместе, быть таким ост­роумным, находчивым, быть человеком, на которого она может смотреть снизу вверх. В это время дети ле­зут на него, чтобы привлечь его внимание, поскольку он постоянно слишком занят тем, что удерживает все вместе, а ваши дети хотят ощущать связь с этим боль­шим, сильным, находчивым человеком. Поскольку он выдерживает это, дети стараются еще больше и залеза­ют на него, чтобы он их заметил. Возможно, у вас труд­ности в школе, и он должен помочь вам с домашним заданием. Или вы можете задавать ему нескончаемый поток вопросов, и, поскольку он очень находчив, он сумеет на них ответить. В это время вы, Джойс, восхи­щенно смотрите на него, преклоняясь перед его спо­собностью удерживать все в своих руках до тех пор, пока он, выглядевший таким сильным, неожиданно не падает на землю, совсем лишившись сил. Теперь ваши дети могут войти с ним в полный контакт — он может проводить время с вами, но бедную Джойс что-то вне­запно швыряет в положение человека, который дол­жен все держать в своих руках. А где ее большой силь­ный муж? Теперь он нуждается в ней, она должна его защитить, она пилит его все больше и больше, и в кон­це концов он снова встает на ноги. В конечном итоге Джеку настолько надоедает то, что делает Джойс, что он снова начинает бороться и снова претендует на то, что он силен, как бык. Теперь ему необходимо не обра­щать никакого внимания на детей, потому что ему надо много и тяжело работать, чтобы наверстать упущенное

Часть вторая. Типы коммуникационных систем

за то время, когда он был повержен. Ваши дети упус­кают его, а вы снова начинаете молиться на него.

 

 

Это помогает по-новому посмотреть на картину процес­са. Терапевт может пойти еще дальше и попросить членов семьи рассказать о своих ощущениях, по мере того, как они двигаются в этом «балете». Например, Джек, когда он стоит прямо, уверенный и сильный, может сказать, что он чувствует себя одиноким и ощущение у него, как у ветки дерева, которая вот-вот сломается. Когда Джойс негодует над поверженным Джеком, она может сказать, что она вов­се не сумасшедшая, просто она испугана и доведена до от­чаяния. Это также может дать некоторую дополнительную информацию о процессе. Следующий шаг состоит в том, что каждый член семьи должен сказать, как снять напря­жение. Джек должен попросить Джойс встать и помочь ему, вместо того, чтобы восхищаться им. Встав, она может ска­зать: «Я всегда хотела встать и помочь тебе, быть с тобой на одном уровне, но я думала, что ты можешь быть таким сильным только если ты думаешь, что я слабая и мне необ­ходима твоя сила.» Такое расширение процесса не только удаляет гнев и прерывает заданность, но также позволяет членам семьи осознать процесс. Это дает членам семьи вы­бор — на что обращать внимание, когда возникает непри­ятность. Раньше они видели только одну цель процесса — свою собственную. Теперь они могут добавить к этому и дру­гие цели и понять, что в одном и том же процессе у разных членов семьи могут быть разные цели.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных