Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общественные функции физической культуры




 

функций   Материально-преобразующая Социальная   Политическая Духовная
Специфи­ческие (внутрен­ние) Оптимизация физического раз­вития Профессиональ­но прикладная Реабилитацион­ная Социально-организаци­онная Управленческая Военно-прикладная Специально-теоретическая Психорегулирующая Мотивационная
Педагогическая (воспитательная образовательная, развивающая)
Общие (внешние)   Экономическая Социализа­ции Социально-профилактическая
Материально-технического обеспечения Производственно-профилактическая     Индивидуа­лизации Коммуника­тивная Организа­ции здоро­вого досуга Семейно-бытовая   Миротворческая Агитационно-пропагандистская Мировоззрен­ческая Ценностно-нормативная Нравственная Эстетическая Гедонисти­ческая Катарсическая
   
           

Политическая функция. Политическая функция ФК раскрывается прежде всего через управленческую деятельность, осуществляемую в раз­личных организациях. К специфическим политическим функциям ФК отно­сятся: управленческая (регулятивная), военно-прикладная. Для поли­тической функции ФК характерен и ряд ее общих разновидностей: социаль­но-профилактическая, миротворческая, агитационно-пропагандистская.

Духовная функция. Духовные, идеальные процессы пронизывают все стороны физкультурной деятельности, в том числе и двигательную. Специфические духовные функции ФК включают в себя: специально-тео­ретическую, психорегулирующую, мотивационную. Духовное развитие человека многообразно и бесконечно, поэтому в сфере ФК можно выделить ряд многочисленных общих духовных функций, к числу которых относятся: мировоззренческая, ценностно-нормативная, нравственная, эстети­ческая, гедонистическая, катарсическая.

Помимо рассмотренных выше основных типов функций ФК следует выделить "скрывшийся" между ними очень важный тип общественных фун­кций - педагогическую. Своеобразие этой функции в том, что она носит "сквозной" характер, т.е. пронизывает все перечисленные типы общественных функций ФК. Исторически деятельность в сфере ФК носит педагогический характер и направлена на формирование двигательных качеств, умений и навыков, а также соответствующих им знаний. К основным разновидностям педагогической функции ФК относятся: воспитательная, направленная на воспитание духовных основ физкультурной деятельности; образовательная, связанная с формированием физкультурных знаний, умений и навыков; раз­вивающая, способствующая в целом физическому и личностному развитию человека.

 

Основные формы ФК

Многообразие сфер функционирования ФК обусловливает и многооб­разные формы ее проявления.

Форма ФК - это конкретное выражение специфического содержания ФК в зависимости от той или иной сферы ее функционирования. В течение дня человек может выполнять различные виды физкультурных упражнений, и в каждом случае назначение, содержание и формы ФК будут различны. Для того чтобы разобраться в этом многообразии форм, их необходимо кла­ссифицировать. Существует несколько классификаций форм ФК: классификация по первичным (исходным) формам ФК; классификация по субъектам деятельности; классификация по социальным сферам и др.

В нашем пособии мы более подробно остановимся на классификации по социальным сферам. В этой классификации ФК проявляется в таких формах, как базовая, прикладная, бытовая. Разнообразие форм представлено на рис. 4.

Базовая ФК - это вид ФК, характеризующий уровень достижения ос­новы физического совершенства (ФС) как отдельного человека, так и об­щества в целом. Под основой ФС понимают основу в каждом из ведущих его уровней: биологическом, социальном, психическом и т.д. Базовая ФК носит; "сквозной" характер, поскольку проявляется во всех остальных формах ФК. Её основное назначение - общее и всестороннее физическое развитие чело­века, обеспечение "фундамента" для остальных форм ФК.

Прикладная ФК - это вид ФК, характеризующий уровень достижения физического совершенства человеком применительно к его специализи­рованной деятельности.

Рис. 4. Соотношение форм физической культуры

 

Условные обозначения: П1-П5 - соответственно, профессионально-прикладная, военно-прикладная, учебно-прикладная, спортивно-прикладная и лечебная формы физической культуры; Б1-БЗ - соответственно семейная, смешанная и внесемейно-бытовая формы ФК.

В настоящее время трудно охватить круг специализированных видов деятельности человека, поэтому мы обозначим группы наиболее крупных и ведущих видов специализированной деятельности, а точнее, специфических сторон жизнедеятельности общества. К их числу относят: материальное производство, оборону, здравоохранение, сферу воспитания и образования и отчасти сферу оздоровительного спорта. Соответственно выделяют сле­дующие разновидности прикладной ФК: производственная ФК, сущность данной формы в формировании профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков, поддержании работоспособности, ускорении восстановительных процессов, формировании соответствующих знаний, потребностей и т.д.; военно-прикладная ФК направлена на форми­рование двигательных умений и навыков в зависимости от особенностей дея­тельности в тех или иных родах войск, развитие соответствующих физических и психофизических качеств и др.; сущность лечебной ФК заключается в восстановлении здоровья человека после различных заболеваний с помощью средств ФК; учебная ФК рассматривает ФК как предмет преподавания в различных учебно-воспитательных учреждениях, её основное пред­назначение - подготовка подрастающего поколения к будущей трудовой, оборонной, семейной и другим видам деятельности, используя педаго­гические возможности физкультурной деятельности; оздоровительный спорт направлен на формирование двигательных умений и навыков с учетом избранного вида спортивной деятельности.

Бытовая ФК - это форма ФК, характеризующая уровень развития и удовлетворения личных потребностей человека в ФС в условиях бытовых отношений и деятельности. К основным разновидностям бытовой ФК от­носятся: семейная ФК, проявляемая как в деятельности каждого члена семьи, так и в их совместной деятельности (утренняя гимнастика, самостоятельные оздоровительные занятия и т.п.); внесемейно-бытовая ФК, для этой разновидности ФК характерно удовлетворение личных потребностей вне рамок семейных условий (посещение саун, бассейнов, тренажерных залов и т.п.); смешанная бытовая ФК, в ней переплетены элементы других разно­видностей бытовой ФК, например, занятия с малышами в детском бассейне проводят родители под методическим руководством тренера.

Контрольные вопросы

1. Какая функция является ведущей по отношению к другим типам общественных функций ФК? Опишите её разновидности.

2. Почему педагогическая функция носит сквозной характер, и как она взаимосвязана с другими функциями?

3. Дайте характеристику основных форм ФК.

4. Какие задачи могут решаться в сфере бытовой ФК?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных