Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закономерности обучения двигательным действиям




Закономерности формирования информационной основы дви­гательного действия:

- комплексное использование дидактической информации;

- степень мотивированности, т.е. настроенности учащихся на усвоение учебного материала; предварительное ознакомление с предметом обучения, повышающее способность учащихся к наблюдению;

- информация (показ) лучше воспринимается в покое, чем в движении;

- информация о движениях медленных и циклических воспринимается более эффективно, чем информация о движениях быстрых и ациклических;

- последовательные движения воспринимаются лучше параллельных.

Закономерности формирования мотивационной основы дви­гательного действия:

- зависимость активности учащихся от степени сложности задания (рис.7);

Рис. 7. Зависимость активности обучения от сложности задания

Примечание: зоны безразличной (1), стимулирующей (2) и угнетающей (3) сложности:

- формирование положительных эмоций у занимающихся в процессе занятий. Для этого необходимо учитывать, что положительные эмоции возникают при удовлетворении учащимися своих потребностей. В свою очередь, для этого необходимо, чтобы их потенциальные силы и возможности соответствовала уровню тех возможностей, которые необходимы для освое­ния движения;

- подкрепление (стимуляция) поведения занимающихся, для этого необ­ходимо соблюдать: своевременность подкрепления (в момент действия, а не после него), оптимальность величины подкрепления, сочетание различных режимов подкрепления: постоянного (в начале обучения), вариативного и закрепленного (через строго определенное время).

Закономерности формирования ориентационной основы двига­тельного действия:

- формирование ориентационной основы как единства различных пред­ставлений (смыслового, зрительного и т.д.) об изучаемом действии;

- выделение в процессе решения двигательной задачи основных опорных точек,.которые представляют собой конкретные представления (образы) зани­мающихся об основных моментах действия;

- использование в процессе создания общего представления знаний об условиях и правилах выполнения движения, возможных ошибках и путях их преодоления, травмирующих моментах, дозировке нагрузки и т.п.;

- фазовость формирования ориентационной основы: в начале обучения создается основа представления о нем, затем происходит расширение пред­ставления за счет его детализации и, наконец, свертывание ориентировочной основы, большая часть ее уходит в подсознание, а в сознании остаются наиболее важные, определяющие признаки движения.

Закономерности формирования исполнительной основы двигательного действия:

- взаимодействие, т.е. перенос двигательных навыков. В процессе форми­рования нескольких двигательных навыков они оказывают влияние друг на друга. В том случае, когда ранее сформированный навык облегчает форми­рование последующего, происходит положительный перенос. Например, ос­воение метания малого мяча облегчает освоение метания гранаты. Если ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего, проис­ходит отрицательный перенос. Например, параллельное обучение прыжкам в длину и в высоту: навык прыжка в длину "задавливает" навык прыжка в высоту, т.к. направление "вперед-вверх" осваивается быстрее, чем направ­ление "вверх-вперед";

- неравномерность формирования двигательных навыков. В зависимости от вида движения и индивидуальных особенностей овладение движением происходит неравномерно: быстрое или медленное начальное освоение навыка, а затем замедление и, наконец, задержка в развитии навыка;

- фазовость формирования навыка: неуверенное выполнение движений (иррадиация нервных процессов); точное, но не стабильное выполнение движений (концентрация нервных процессов); автоматизированное вы­полнение действий, без прямого контроля сознания (динамический сте­реотип);

- последовательность обучения: знание; общее представление; дви­гательное умение - двигательный навык. Последовательность обучения фазам движения - "от основы движения - к деталям", осваивать движение нужно с главной определяющей фазы, затем присоединять к ней в процессе освоения другие фазы. Возможные различные варианты последовательности обучению приведены в табл. 3.

Таблица 3

Варианты последовательности обучения двигательному действию

(по А.А. Тер-Ованесяну, И.А. Тер-Ованесяну, 1985)

Варианты обучения Этапы
           
Основная фаза в начале движения (прыжок в длину с места) н с нс к ск нск
Основная фаза в середине движения (прыжок в длину с разбега) с н нс к ск нск
Основная фаза в конце движения (метания) к с ск н нс нск

Примечание: н, с, к - соответственно, начальная, средняя и конечная части двигательного действия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных