ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Закономерности обучения двигательным действиямЗакономерности формирования информационной основы двигательного действия: - комплексное использование дидактической информации; - степень мотивированности, т.е. настроенности учащихся на усвоение учебного материала; предварительное ознакомление с предметом обучения, повышающее способность учащихся к наблюдению; - информация (показ) лучше воспринимается в покое, чем в движении; - информация о движениях медленных и циклических воспринимается более эффективно, чем информация о движениях быстрых и ациклических; - последовательные движения воспринимаются лучше параллельных. Закономерности формирования мотивационной основы двигательного действия: - зависимость активности учащихся от степени сложности задания (рис.7); Рис. 7. Зависимость активности обучения от сложности задания Примечание: зоны безразличной (1), стимулирующей (2) и угнетающей (3) сложности: - формирование положительных эмоций у занимающихся в процессе занятий. Для этого необходимо учитывать, что положительные эмоции возникают при удовлетворении учащимися своих потребностей. В свою очередь, для этого необходимо, чтобы их потенциальные силы и возможности соответствовала уровню тех возможностей, которые необходимы для освоения движения; - подкрепление (стимуляция) поведения занимающихся, для этого необходимо соблюдать: своевременность подкрепления (в момент действия, а не после него), оптимальность величины подкрепления, сочетание различных режимов подкрепления: постоянного (в начале обучения), вариативного и закрепленного (через строго определенное время). Закономерности формирования ориентационной основы двигательного действия: - формирование ориентационной основы как единства различных представлений (смыслового, зрительного и т.д.) об изучаемом действии; - выделение в процессе решения двигательной задачи основных опорных точек,.которые представляют собой конкретные представления (образы) занимающихся об основных моментах действия; - использование в процессе создания общего представления знаний об условиях и правилах выполнения движения, возможных ошибках и путях их преодоления, травмирующих моментах, дозировке нагрузки и т.п.; - фазовость формирования ориентационной основы: в начале обучения создается основа представления о нем, затем происходит расширение представления за счет его детализации и, наконец, свертывание ориентировочной основы, большая часть ее уходит в подсознание, а в сознании остаются наиболее важные, определяющие признаки движения. Закономерности формирования исполнительной основы двигательного действия: - взаимодействие, т.е. перенос двигательных навыков. В процессе формирования нескольких двигательных навыков они оказывают влияние друг на друга. В том случае, когда ранее сформированный навык облегчает формирование последующего, происходит положительный перенос. Например, освоение метания малого мяча облегчает освоение метания гранаты. Если ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего, происходит отрицательный перенос. Например, параллельное обучение прыжкам в длину и в высоту: навык прыжка в длину "задавливает" навык прыжка в высоту, т.к. направление "вперед-вверх" осваивается быстрее, чем направление "вверх-вперед"; - неравномерность формирования двигательных навыков. В зависимости от вида движения и индивидуальных особенностей овладение движением происходит неравномерно: быстрое или медленное начальное освоение навыка, а затем замедление и, наконец, задержка в развитии навыка; - фазовость формирования навыка: неуверенное выполнение движений (иррадиация нервных процессов); точное, но не стабильное выполнение движений (концентрация нервных процессов); автоматизированное выполнение действий, без прямого контроля сознания (динамический стереотип); - последовательность обучения: знание; общее представление; двигательное умение - двигательный навык. Последовательность обучения фазам движения - "от основы движения - к деталям", осваивать движение нужно с главной определяющей фазы, затем присоединять к ней в процессе освоения другие фазы. Возможные различные варианты последовательности обучению приведены в табл. 3. Таблица 3 Варианты последовательности обучения двигательному действию (по А.А. Тер-Ованесяну, И.А. Тер-Ованесяну, 1985)
Примечание: н, с, к - соответственно, начальная, средняя и конечная части двигательного действия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|