Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение теории и критики детской литературы




Исходный пункт эстетики Белинского лёг в основу его первой статьи под названием «Литературные мечтания» (1834). Почти одновременно с ней были напечатаны его первые рецензии на детские книги. С тех пор наряду с проблемами взрослой литературы Белинский занимался вопросами и детского чтения. В своих отзывах на детские книги Белинский был очень требователен и резок.

Белинский начал свою деятельность когда пошли гонения на школы и универы. Началось это с восстания декабристов и продолжалось до конца правления Александра первого. Именно в это время было создано знаменитое 3е отделение и в большинстве учебных заведений были вновь введены телесные наказания. В этих условиях первое требование Белинского: Необходимо уважительного относиться к ребёнку. Он писал о том что необходимо развивать индивидуальные способности каждого ребёнка, учитывать возрастные ограничения детей, заботиться о том чтобы образование имело связи с реальной жизнью. В соответствии с этими требованиями Белинский и оценивал все выходящие в то время произведения для детей, однако удачных произведений он видел довольно мало. Особенно его огорчало обилие плохо переведённых и изданных на скорую руку книг иностранных авторов. Их он называл низкопробной беллитристикой которая опасней кори или оспы. Не менее жёсткую характеристику получали и отечественные произведения. Наиболее важные выводы о детской литературе Белинский дал в ряде статей. Первая статья называлась «О детских книгах. Подарок на новый год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких детей» и вышла статья «Детские сказки дедушки Иринея». Детская литература как полагал Белинский – это отнюдь не простое занятие. Для этого нужно иметь определённого рода талант. Критик подчёркивал что влияние критики на ребёнка очень сильно. Т.к. она действует на него не только в образовательном, но и в эстетическом плане. Таким образом любое детское произведение должно быть в первую очередь хорошей литературой.

Язык детских книг по мнению критика должен отличаться лёгкостью, правильностью и простотой.

С расширением образованности и ростом культуры усиливается интерес к педагогическим идеям. Появляются журналы «Подснежник» и «Рассвет», которые были идейно близки журналу «Современник». Поэтому с ними охотно сотрудничали многие крупные писатели и учёные.Например такие как Щелгунова, Острогорский, Ушинский. Помимо Белинского к вопросам детской литературы обращались так же Чернышевский и Добролюбов. Они придавали большое значение народности детской книге, т.е. глубина изображения жизни в том или ином произведении находится в прямой зависимости от духовной близости писателя к народу. Оба критика полагали, что литература должна отвечать 2 основополагающим критериям: Правдивость и Идейность. В 1858 году в журнале «Современник» возникла дискуссия о том, приносят ли современные писатели пользу детской литературе или вредят ей. Обсуждались произведения Гоголя, Тургенева, Льва Толстого, Аксакова и некоторых иностранных авторов. По мнению Добролюбова детям недопустимо читать писателей, которые проповедуют старые ценности: послушание, покорность, скромность. Их идеалом было воспитание человека-борца, который духовно близок к народу и всегда готов выступить в защиту его интересов. Критики так же уделяли внимание научной литературы, которая по их мнению находилась в самом жалком неприглядном состоянии. Их неустраивал уровень книг популяризирующих историю. По их мнению э то жалкие компеляции со сваленными в кучу именами и датами. Не лучше обстояло дело и с естественнонаучными книгами и книгами по географии.Например Чернышевский критиковал современную научно-популярную литературу за бестолковость, пустоту и недоверие к уму детей.

Оба критика полагали, что детей нельзя уводить в мир ложных представлений а именно в сказку. Добролюбов признавал что сказка помогает развивать воображение но при этом он отдавал предпочтение рассказу из реальной жизни. Из литературных сказок он рекомендовал некоторые произведения братьев Гримм, некоторые сказки Гауфа и больше всего Андерсона.

 

13. РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С. Т. АКСАКОВА «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА»)

Для Сергея Тимофеевича Аксакова семья – это «институт», «древнейшее учреждение», в котором происходит становление и развитие личности ребёнка. Семья является главным объектом его восприятия. В этом писатель видел особую необходимость, потому что в литературе того времени идея семьи была представлена узко и плоско. В иерархии человеческих переживаний чувства родственные и семейные занимали низшие ступени, и литература той эпохи мало способствовала возвышению семьи. Ю. Манн отмечает: «Особая сила «Детских годов Багрова-внука» заключается в изображении прекрасной семьи, вернее – целого рода, то есть преемственности двух семейств, переходящих в будущую, третью через посредство внука и сына, через посредство ребёнка: семья показывается через её результат…» [2, с. 39]. Показательно, что рождение Серёжи Багрова (главного героя книги) было отмечено необыкновенной радостью и весельем: «…желанный, прошеный и моленый, он не только отца и мать, но и всех обрадовал своим появлением на свет; даже осенний день был тёпел, как летний! Даже доктор, принимавший роды, сказал: «Какой счастливый мальчишка! Как все ему рады!» [1, с. 221]. Данные обстоятельства: положительный, благоприятный климат в семье и та безграничная радость и любовь, с которыми был встречен новорождённый, безусловно, сказались на дальнейшем его воспитании и становлении как личности, в том числе языковой.

В книге «Детские годы Багрова-внука» образы матери и отца необычайно конкретны, хотя и переданы через детское восприятие. Мать относится к своему ребёнку с глубокой нежностью и любовью, что находит своё отражение в соответствующей лексике: «мать нежно приласкала меня» [1, с. 370]; «… её слова, <…> ласковые…» [1, с. 302]. С. Т. Аксаков был наделён от природы даром слова и художественной интуицией, которые постепенно развились благодаря правильному и тонкому семейному, прежде всего материнскому, воспитанию. Именно в детстве закладываются основные задатки будущей личности. Вкус к слову, любовь к чтению привила маленькому Серёже мать; быть может, это обстоятельство способствовало тому, что он стал писателем. Если мать привила мальчику эстетический вкус, развивала главным образом его духовный мир, то отец играл в жизни главного героя книги другую, не менее важную роль: он открыл ребёнку мир природы, научил видеть красоту окружающей действительности, приобщил к занятиям рыбной ловлей, к охоте, научил трудиться и уважать труд других людей.

Родители учат ребёнка нормам поведения в обществе, способствуя тем самым процессу его социализации: «Запах постного масла бросился мне в нос, и я сказал: «Как нехорошо пахнет!» Отец дёрнул меня за рукав и опять шепнул мне, чтоб я не смел этого говорить…» [1, с. 275]. Большое внимание семья Багровых уделяет этикету, воспитанию правильного поведения за столом, соответствующего их социальному статусу. Мы находим пример этому в тексте: «За обедом нас всегда сажали на другом конце стола, прямо против дедушки, иногда он бывал весел и говорил с нами, <…> а иногда он был такой сердитый, что ни с кем не говорил; бабушка и тётушка также молчали, и мы с сестрицей, соскучившись, начинали перешёптываться между собой; но Евсеич, который всегда стоял за моим стулом, сейчас останавливал меня, шепнув мне на ухо, чтобы я молчал; то же делала нянька Агафья с моей сестрицей. После они сказали нам, чтобы мы не смели говорить, когда старый барин, то есть дедушка невесел. <…> нас <…> сажали против дедушки, <…> после ужина мы прощались и уходили спать. <…> Мы только и виделись с нею [тётушкой] и со всеми [дедушкой и бабушкой] за обедом, ужином, при утреннем здорованье и вечернем прощанье …» [1, с. 279].

Убедителен пример наказания и последующего раскаяния ребёнка. Однажды произошла ссора между Серёжей Багровым и другом его дяди Волковым: последний дразнил мальчика тем, что якобы хочет жениться на его сестрице и забрать его любимое имение Сергеевку («дитя не может ясно различать границ между шуткой и правдою …»[1, с. 298]). Мальчик проявил агрессию по отношению к Волкову: «… я схватил деревянный молоток, и подошёл поближе, пустил молотком прямо в Волкова…» [1, с. 302]. После этого последовало наказание: «Наказание, о котором прежде я только слыхал, было исполнено надо мной: меня одели в какое-то серое, толстое суконное платье и поставили в угол совершенно в пустой комнате…» [1, с. 302]. Мать умела найти нужные слова, объяснить ребёнку, что он поступил плохо: «Долго говорила она; её слова, нежные и грозные, ласковые и строгие и всегда убедительные, её слезы о моём упрямстве поколебали меня: я признавал себя виноватым перед маменькой и даже дяденькой, которого очень любил…» [1, с. 302].

Таким образом, в книге С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» родители играют важную роль в формировании личности ребёнка, его мировоззрения. Мать и отец находятся всегда высоко, выше на социальной лестнице; здесь имеет место субординация в отношениях: «я – мать», «я – отец». Семейный (микросоциальный) мир прежде всего способствует социализации главного героя: здесь происходит развитие нравственного, духовного, морально-этического облика ребёнка. С. Т. Аксакову удалось ярко и глубоко показать важность семейного воспитания, семейных традиций и отношений в формировании картины мира Сережи Багрова, его личности. Семейные отношения в автобиографической повести выстроены на любви, взаимопонимании, добре, что представляет особую ценность для современного читателя.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных