ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нонсенс, стилизация и пародия в творчестве обэриутов (Д.Хармс)Ленинградская литературно-философская группа «Объединение реального искусства» вошла в историю авангарда под сокращенным названием ОБЭРИУ (1927— 1930). Эта аббревиатура, по мнению авторов, должна восприниматься читателем как знак бессмыслицы и нелепицы. В своем манифесте от 24 января 1928 года обэриуты заявили, что они «люди реальные и конкретные до мозга костей», что необходимо отказаться от обиходно-литературного понимания действительности ради «нового ощущения жизни и ее предметов»Философская база кружка в целом представляла собой синтез идей «Критики чистого разума» И. Канта, философии интуитивизма и реального сознания (А.Бергсон и Н.О.Лосский), феноменологии Г. Шпета и «техники поведения» древнекитайского мудреца Лао-цзы. В группу «чинарей», как еще они себя называли, в разное время входили писатели И. Бахтерев, А. Введенский, Ю. Владимиров, Н.Заболоцкий, Н.Олейников, Даниил Хармс, К. Вагинов, Д.Левин, философы Я. Друскин и Л. Липавский. В этом кружке ценились оригинальный интеллект и широкое образование, дающие право вырабатывать новую концепцию культуры молодого века. Отличие обэриутов состояло в том, что они отказались от поисков в сферах мистико-религиозных, этико-философских или идеолого-эстетических мыслей. Их молодые умы обратились к математике, геометрии, физике, логике, астрономии и естественным дисциплинам. Отвергли они поначалу и аристотелевскую теорию отражения, активно претворяя свои взгляды в реальной жизни.Одним из обэриутов был Даниил Хармс. Арестованный, он на допросе 13 января 1932 года так пояснял следователю замысел стихотворения «Миллион» (1930): «В "Миллионе" тема пионерского движения подменена мною простой маршировкой, которая передана мною и в ритме самого стиха, с другой стороны, внимание детского читателя переключается на комбинации цифр». В мартовском номере «Чиж» за 1941 год публикует стихотворение «Цирк Принтинпрам», в котором Хармс продолжает отстаивать право чисел, так сказать, на самоопределение. Клоуны, силачи, ученые ласточки и комары, тигры и бобры не просто актерствуют, но представляют математические игры.Бесстрастно и педантично анализировали обэриуты реальные или ими же вымышленные «случаи». Может быть,, поэтому их творчество оценивалось читателем, воспитанным в консервативных традициях, как «жестокое» или находящееся вне этики. Обэриуты по-своему решили весьма трудную в детской литературе проблему иронии (известно, что из всех видов комического дети позднее всего воспринимают именно иронию): в частности, Хармс позволил себе смеяться над нравственно-дидактическими штампами детской литературы, над педагогикой в картинках.Творчество Николая Заболоцкого не во всем совпадало с обэ- риутской концепцией поэзии. Поэт увлекался натурфилософскими идеями Лейбница, Тимирязева, Циолковского, народной астрономией, он верил в разум, свойственный всей живой и неживой природе. В его стихах звери и растения — уже не литературные олицетворения и аллегории, а мыслящие существа. Н.Заболоцкий — единственный среди обэриутов имел педагогическое образование (в 1928 году он окончил Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена). Стихи поэта, написанные для детских изданий, показывают его понимание детской психологии, знакомство с педагогикой.Поколению детей и подростков 60—80-х годов Заболоцкий больше был знаком по «взрослым» стихам («Некрасивая девочка», 1955; «Не позволяй душе лениться», 1958), по стихотворному переложению «Слова о полку Игореве» (1938, 1945).К созданию своего стиля обэриуты шли от «реального» понимания таких феноменов, как движение, мышление, память, воображение, речь, зрение и слух. В каждом явлении они обнаруживали некий сдвиг, неточность, ускользание от «правильности», т.е. реальность открывалась обэриутам как царство абсурда. В стихах Хармса крутится забавный абсурдный мир, где все наоборот: кашу не ели, а пили, шли задом наперёд, а непонятное нечто «чирикало любезно…Юрий Владимиров продемонстрировал чудеса стихотворства в небольшом стихотворении «Барабан», употребив сорок пять однокоренных слов. Текст буквально громыхает барабанным громом. Цель виртуоза — передать текучесть звуков, образующих речь.Стихи обэриутов, в особенности детские, представляют собой разные игры. Излюбленный мотив «чинарей» — путаница (можно сравнить «Путаницу» Чуковского с «Ниночкиными покупками» и «Чудаками» Юрия Владимирова). Обэриуты нашли новые способы диалога с читателем, «заимствованные» из детских правил общения: веселый подвох, розыгрыш, провокация. Особенно много таких примеров у Хармса.Чуковский, Маршак, Барто, Михалков стали мастерами детской поэзии во многом благодаря учебе у детей, обэриуты же пошли дальше всех, вовсе отвергнув классические жанры лирики, зато признав все жанры народной детской поэзии: считалки, загадки, небылицы, перевертыши, игровые припевки. Чаще других размеров использовался «детский» хорей с его акцентированными ударениями, сжатой пружиной ритма. Часто стихотворения обэриутов напоминают запись балаганного представления, комические диалоги нелепых персонажей. Слова будто случайно попадают в строку, неожиданно рифмуются. При этом привычный, стертый их смысл смывается и обнажаются нерастворимые ядра слов. Помимо житейской необходимости причина лежала в сближении их исканий с алогизмом детской жизни, которая вся — сдвиг и неточность. Свои произведения обэриуты печатали в основном в детских журналах. Они тесно сотрудничали с «академией» Маршака. Самый значительный след в русской литературе для детей оставил Хармс, несмотря на его неоднократные признания, что детей он не любит — за нахальство. Особенное значение для истории русской детской литературы имеет то, что Хармс и Введенский являются мировыми основоположниками литературы абсурда. Данное обстоятельство доказывает, что детская литература может быть полигоном для самых смелых экспериментов, что она в иных случаях может опережать генеральное движение литературы для взрослых.Судьба поэтов-шутов трагична. В 1931 году были арестованы и высланы Введенский и Хармс, погиб случайной смертью молодой Юрий Владимиров (род. в 1909 г.). В 1938 году арестован Заболоцкий (1903 — 1958), он вышел на свободу только в 1945 году. В 1937 году Хармс (1905—1942) и Введенский (1904—1941) были снова арестованы, после третьего ареста в августе 1941 года Хармс был направлен из тюрьмы в психиатрическую больницу, где скончался, а Введенский погиб в заключении.
56. Вера Чаплина: творчество Первые рассказы В это же время в журнале "Юный натуралист" были напечатаны первые рассказы Чаплиной. После их выхода издательство "Детгиз" решило заключить с Верой Васильевной договор на создание книги о площадке молодняка. В 1935 году она была опубликована. Книга называлась "Малыши с зеленой площадки". Она имела успех, однако сама писательница критически оценила свою книгу. Она значительно переработала ее текст и выпустила новый сборник рассказов, а этот и вовсе не включала в последующие издания. "Мои воспитанники" Для Чаплиной, как и для многих других авторов, определяющей стала вторая книга. В 1937 году были напечатаны "Мои воспитанники". Вошедшие в этот сборник рассказы обнаружили особый стиль писательницы, стали одними из самых удачных в ее творчестве. Особенно это относится к таким произведениям, как "Лоська", "Арго", "Тюлька". А история про воспитанную в квартире львицу Кинули (на фото ниже) стала настоящим бестселлером. Мировая известность Описанные в повести "Кинули" события начались в 1935 году, весной. А уже осенью они стали широко известны как в столице, так и далеко за ее пределами. Многочисленные репортажи в киножурналах и газетные заметки сделали свое дело. На Веру Васильевну обрушился поток писем от взрослых и детей из различных городов страны. Вера Чаплина вскоре получила мировую известность. "The Christian Science Monitor" из Америки в декабре опубликовала статью, посвященную Кинули, Вере и площадке молодняка. С писательницей был заключен договор об издании за границей произведений. В Лондоне в 1939 году выходит книга рассказов Веры Чаплиной "My animal friends". Довоенные и военные годы Вера Васильевна участвовала в состоявшейся 4 апреля 1938 г. первой студийной передаче Московского телецентра. В 1937 году она стала заведующей секцией хищников. Вере Чаплиной в мае 1941 г. объявили благодарность как ударнице Московского зоопарка. Веру Васильевну в начале войны вместе с несколькими особо ценными животными отправили на Урал в эвакуацию. Так она оказалась в Свердловском зоопарке. Корма не хватало, и приходилось прикладывать большие усилия для того, чтобы спасти животных. Чаплина в тяжелых условиях войны проявила себя решительным и умелым организатором. Она стала летом 1942 года замдиректора Свердловского зоопарка. Весной 1943 г. Вера вернулась в Москву. Она работала теперь уже в должности директора производственных предприятий в том же Московском зоопарке, которому Вера Чаплина отдала более 30 лет своей жизни. "Четвероногие друзья" В 1946 году Вера Васильевна занялась постоянной литературной работой. Новый сборник ее произведений ("Четвероногие друзья") появился спустя год. В него кроме переработанного текста "Кинули" были включены новые рассказы: "Шанго", "Куцый", "Волчья воспитанница", "Фомка-белый медвежонок" и др. Необычайный успех имели "Четвероногие друзья". Их переиздали не только в столице, но и в Праге, Варшаве, Софии, Братиславе, Берлине. В 1950 году Вера Чаплина была принята в Союз Писателей. Сотрудничество с Г. Скребицким Георгий Скребицкий, писатель-натуралист, стал литературным соавтором Чаплиной с конца 1940 гг. Вместе они создали сценарии к мультфильму 1951 года "Лесные путешественники" и 1954 года "В лесной чаще". В 1949 году, после их поездки в Западную Белоруссию, была написана книга очерков под названием "В Беловежской пуще". В 1955 году был опубликован новый сборник рассказов Чаплиной "Питомцы зоопарка". В 1950-60-х гг. с персонажами произведений Чаплиной познакомились читатели Японии, Франции, США. Издательство "Международная книга" опубликовало "Питомцев зоопарка" и "Четвероногих друзей" на арабском, хинди, испанском и других языках. "Друг чабана" и "Случайные встречи" В 1961 году появился сборник "Друг чабана". В нем, а также в цикле рассказов 1976 года "Случайные встречи" мы находим новые черты творчества этой писательницы. На смену ярким краскам и крупным планам, создававшим веселые, а иногда и драматичные портреты животных, приходят образы, на первый взгляд, меньшего масштаба. Однако они появляются теперь как будто из жизни читателя. Вере Чаплиной удалось не столько рассказать истории, сколько заметить и разглядеть крылатых и четвероногих наших соседей, не всегда приметных. Рассказы "Испорченный отпуск", "Забавный медвежонок", "Как хорошо!", "Пуська" полны комических ситуаций, в которые мы попадаем порой при близком знакомстве с различными "очаровательными" зверятами. Они вытворяют такое, что способно вывести из себя даже самого спокойного человека. Интересные произведения, не правда ли, создала Вера Чаплина? Отзывы о них самые положительные - читатели отмечают, что Вера Васильевна остроумно рассказывает обо всем этом. Видно, что и сама она нередко попадала в подобные истории. Нужно отметить, что люди, которых Вера Васильевна показывает рассерженными и растерянными, способны, несмотря ни на что, сохранить человеческое, доброе отношение к маленьким "мучителям". Значение творчества Веры Чаплиной На произведениях Веры Чаплиной выросло не одно поколение читателей. На сегодняшний день общий тираж ее книг составляет более 18 млн экземпляров. Кроме того, множество художественных, короткометражных и научно-популярных фильмов было создано по произведениям, которые написала Вера Чаплина. Краткая биография завершается последней датой - 19 декабря 1994 года умерла великая писательница.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|