Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






литературная детская сказка 1960-1970гг




В 1960 - 1970-е существенное развитие получила реалистич. проза для детей. Критики связывают с нею наиболее заметные достижения в детской лит-ры Сибири той поры. И тематически, и жанрово она достаточно разнообразна.

Значительный ее пласт был посвящен военному и послевоенному детству, дань которому отдали многие сиб. писатели. Но это уже не те произведения о «детях на войне», которые писал Н. Осинин. Повести «Кандаурские мальчишки» Г. Михасенко (1959), «Синее море - белый пароход» Г. Машкина (1965), «Дикие побеги» В. Колыхалова (1968), «На долгую память» В. Лихоносова (1969), «Димка и Журавлев» В. Коньякова (1974), «Дивное дело» А. Плетнева (1976), трилогия «Светозары» П. Дедова (1976 - 1986), «Белые птицы детства» В. Сукачёва (1984), «Уроки французского» В. Распутина и др. рассказывают по большей части о детях военной и послевоенной сиб. деревни. А вот «пора первоначальная» героев повести К. Чаусова «Степкина правда» (1963), рассказывающая о пионерах Иркутска 1920-х, и мальчишек с рабочей окраины в романах Б. Попова «Это ты, молодость» (1968) и «Кир из Порт-Артура» (1974) выпала на годы великих рев. потрясений. Роднит же все эти произведения худ. отображение «досрочного» созревания и становления их юных героев в грозовой социальной атмосфере. Близко им по духу, хотя и стоит несколько особняком, объемное повествование В. Астафьева «Последний поклон», вобравшее большой пласт сиб. жизни. Хотя говорить о нем как о произведении лишь детской лит-ры вряд ли правомерно. Налицо его «универсальность», привлекающая читателей разных возрастов. Впрочем, относится это и к лучшим образцам прозы о «военном детстве».

С середины 1950-х Сибирь становится краем великих строек и больших преобразований. Это не прошло мимо внимания литераторов, пишущих для детей. Их герои нередко и сами оказываются в эпицентре больших событий, как происходит это, например, в цикле повестей Н. Печерского «Генка Пыжов - первый житель Братска» (1958), «У тебя все впереди, Валерка» (1959), «Красный вагон» (1960), «Кеша и хитрый бог» (1962), «Масштабные ребята» (1964), «Будь моим сыном» (1972), представляющем собой своеобразное территориальное и худ. единство. В силу разных обстоятельств юные герои этих повестей оказываются на передовых рубежах освоения Сибири, что позволяет автору развернуть рассказ об их приключениях и взаимоотношениях на широком социально-историч. фоне, а юного читателя окунуть в атмосферу большого трудового накала и высокой романтики.

Не забывали сиб. писатели и такую важную часть жизни ребенка, как школа. Свое отражение она нашла в произведениях Н. Осинина, Г. Прашкевича., А. Шастина, М. Сергеева, Ю. Сальникова, Г. Граубина, М. Михеева, и др. Очень много о школьниках и для них писал алтайский прозаик и драматург Л. Квин. Особую известность получили его книги «Город не спит» (1963), «Сколько осталось до звонка» (1967), «Мы, которые оболтусы» (1969). Их отличает острый, насыщенный сюжет, подкрепляемый пониманием детской психологии и умением воссоздать живые характеры ребят. Во многих театрах страны ставились и его веселые пьесы о школьниках. Большая часть творчества писателя из Братска Г. Михасенко тоже посвящена школьной жизни. А опубликованная в 1974 в ж. «Юность» повесть «Милый Эп» получила всесоюз. известность. Жизни сов. детей, школьников посвящено большинство произведений известной детской писательницы, начинавшей свой творч. путь в Иркутске, А. Кузнецовой. Ее повести «Свет-трава» (1956), «Честное комсомольское» (1958) и др. поднимают острые проблемы морально-этич. и нравственного воспитания подрастающего поколения.

Продолжал развиваться в 1960 -1970-х любимый у детей и юношества приключ. жанр. Появляются кн. приключений и фантастики М. Михеева - «Далекая от солнца» (1969), «Милые роботы» (1972), Л. Квина - «Город не спит» (1963), «Семьдесят неизвестных» (1967), «.начинают и проигрывают» (1968), Д. Сергеева «Загадка большой тропы» (1959), «Костры в тайге» (1962), «Доломитово ущелье» (1965). Сказки, приключ. и фантастич. повести для детей пишет Ю. Самсонов. С именами этих писателей, прежде всего и связан подъем приключ. жанра в лит-ре Сибири второй пол. XX в.

Весьма популярной у сиб. прозаиков, пишущих для детей, была тема «природа и человек». С разным ус-пехом ее поднимали в своих произведениях Н. Осинин, А. Якубовский, Г. Немченко, Р. Кошурникова, Ю. Чернов, Ж. Земкаюс, В. Никонов, Д. Сергеев и др. Оставаясь наедине с природой, их маленькие герои не только постигают красоту окружающего мира. К ним приходит осознание тесной взаимосвязи всего в мире сущего и личной ответственности за окружающее. Мир природы сиб. писатели раскрывали не только в худ. произведениях. В жанре науч.-поп. лит-ры стремится расширить знания юных читателей о полезных растениях, сиб. природе, научить бережно и грамотно относиться к ней А. Смирнов. Используя науч.-поп. форму, занимательные и добрые кн. о жизни зверей, птиц, живой природы писала Е. Крутовская. В кн. Г. Граубина «Четырехэтажная тайга» (1965) масса полезной информации о флоре и фауне родного края, его геологич. прошлом, но пишет автор об этом ярко, образно, увлекательно. Познавательная литература для детей по разным отраслям знаний и сферам жизни, следуя традициям, заложенным М. Кравковым и др. писателями 1930-х, получает во второй пол. XX в. большое распространение. Просто, доступно, интересно авторы старались рассказать о сложных вещах и явлениях. Как делает, например, В. Марина в кн. очерков «Опасный рейс», знакомящей школьников с тружениками разных профессий - машинистами, верхолазами, рабаками... Или В. Шапошников, представивший в кн. «Великие литературные открытия» (1981) историю мировой лит-ры в виде непрерывной цепи открытий, совершавшихся под пером великих писателей. Или И. Ткаченко, который в кн. «Сережка, Вовка, Зина и вычислительная машина» (1987) в детективной форме знакомит юных читателей с историей создания вычислительной техники и основами программирования.

Заметные подвижки происходили и в детской поэзии. Лучшие свои произведения для детей создает в 1960-е Е. Стюарт - кн. «Солнечная денежка» (1962), «Волшебная палочка» (1975) и др. Активно пишут для маленьких читателей в 1970-х М. Сергеев, Г. Граубин, Г. Карпунин, А. Плитченко, Н. Закусина, В. Башунов и др. А для Т. Белозерова и А. Береснева стихи для детей стали делом всей жизни. Их творчество остается заметным явлением детской лит-ры.

Впрочем, целый ряд сиб. литераторов (А. Кузнецова, Н. Осинин, Н. Печерский, Г. Михасенко, Г. Граубин, В. Нечунаев, В. Сидоров, В. Кудрявцева, Д. Нагишкин и др.) можно отнести к числу чисто детских писателей.

Развитию лит-ры для детей в значит. степени способствовало создание в нач. 1950-х в крупнейших сиб. изд-твах детских редакций, которые вели большую целенаправленную работу в поисках талантливых авто-ров и произведений этой весьма специфич. области словесности, печатали кн. и альманахи. Так, Новосибирское кн. изд-во выпускало альманахи для детей «Золотые искорки» (1951 - 1958) и «Тропинка» (1967 - 1970), а в 1980-х - сб. для юношества «Собеседник». В 1989 в Новосибирске было открыто СО изд-ва «Детская литература», про-существовавшее до 2001. Изд. оно преимущест. приключ. лит-ру. Но сиб. авторы в его деятельности практически не участвовали, и никакого влияния на состояние детской лит-ры в регионе оно не оказало.

Социальная дестабилизация 1990-х, развал отлаженной книгоизд. системы болезненно сказались и на лит-ре для детей. Появляется немало сомнительного худ. достоинства произведений, изд. на авторско-спонсорские средства, но по-настоящему качественной прозы и поэзии для детей становится все меньше. В несколько лучшем положении лит-ра познавательная и краеведческая. Активно в этом направлении в последние годы работало изд-во «Сибирская горница». А такие его кн., как «Беседы о сибирской литературе» А. Горшенина (1997) и «Встречь солнцу» М. Щукина (2001), рассказывающие об истории Сибири, ее лит-ре и культуре, рекомендованы для внеклассного чтения в общеобразов. школах. К сожалению, подобные примеры - скорее исключения, чем тенденция. В целом же, детская лит-ра в Сибири, как и во всей стране, в нач. XXI в. переживает значит. кризис.

 

58.

 

59.

 

60.

 

61.

 

62.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных