Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типологизация и классификация мемов




В ходе нашей работы мы исследовали корпус примеров (в количестве 341 шт.), состоящий из графических откликов – мемов, включающих в себя медиафайлы без текста и без комментария, а так же медиафайлы с текстом.

База примеров включает в себя отклики на 40 самых популярных постов на двух исследуемых сайтах, где общее количество комментариев к каждому посту – не менее 200. При отборе материала учитывалось содержание поста – в нашу выборку входили практически равнозначные по своей направленности посты с обоих ресурсов. Обычно мемы являются юмористическими картинками или комиксами с подписями, передающие определенные послания обществу или конкретным пользователям. Кроме того, мемы хорошо опи­сывают культурный кругозор изготавливающих и\или использующих их пользователей.

Как уже говорилось ранее, для набора материала использовались комментарии к самым популярным записям. Стоит отметить, что число этих самых популярных записей - всего по 20 с каждого Интернет-ресурса, однако уже сейчас выявлены заметные различия между стилями коммуникации на этих ресурсах.

 

Мемы относятся к различным категориям. И если на сайте 9GAG мемы обычно используются в качестве самих постов и реже – реакций на них, то на Пикабу мемы преобладают больше в комментариях в качестве инструмента общения и выражения своей индивидуальности. Кроме того, мемы хорошо опи­сывают культурный кругозор изготавливающих или использующих их пользователей. Фактически, тот набор мемов, который использует пользователь на сайте, является его «лицом».

 

Обычно мемы являются юмористическими картинками или комиксами с подписями, передающие определенные послания обществу или конкретным пользователям, но в комментариях можно часто заметить мемы без надписей (упрощенные), т.к. подразумевается, что контингент сайта знает значение используемого мема.

 

Нами выявлены заметные различия между стилями коммуникации на этих ресурсах.

· Русский Интернет-дискурс довольно легко и практически полностью перенимает и перерабатывает или адаптирует опыт англоязычного сетевого общения. Исключениями являются лишь специфичные реалии иностранного быта, которые совершенно непонятны русским интернет-пользователям. Отталкиваясь от опыта КОК 9gag, Пикабушники формируют аналогичные способы интернет-коммуникации, основываясь на собственном и межкультурном опыте коммуникации и привнося новые реалии нашего быта.

· На Пикабу коммуниканты более гибки, т.е. общение воспринимается как игра и как возможность проявить себя и показать уровень юмористической гибкости и находчивости. Использование мемов воспринимается больше как игра, от которой участники получают удовольствие.

· Фактически, тот набор мемов, который использует пользователь на сайте Пикабу, является его «лицом».

· На Пикабу мемы преобладают больше в комментариях в качестве инструмента общения и выражения своей индивидуальности.

· 9GAG пользователи более нацелены на простое текстовое общение и используют мемы не как основной инструмент общения или поддержания виртуальной личности, а скорее как вспомогательный способ выражения своих эмоций и мыслей.

· На сайте 9GAG мемы обычно используются в качестве самих постов и реже – реакций на них.

· Наиболее часто употребимый формат мемов на Пикабу – изображение (статическое). На ресурсе 9GAG – gif файлы.

 

Анализируя структурно-семантические, семиотически и функциональные характеристики исследуемой базы графических откликов-мемов мы выявили некоторые закономерности. В целом, мемы можно классифицировать по множеству разных оснований.

 

В первую очередь выделяются группы мемов по технологии создания:

· мемы формата gif\ гифы\ анимированные изображения (невербальные отрывки из любого видео в среднем не дольше 3 секунд, фиксирующие определенные эмоции или действия),

· видео мемы (отрывки из видео, вербальные и невербальные, такие же короткие, как и gif),

· аудио мемы (отрывки аудио, например аудиоряд из фильма ужасов, когда кто-то опасный подкрадывается к герою),

· единичные простые по составу изображения (ярким примером является рейдж-изображение тролля),

· комиксы (наиболее часто встречающиеся – четырехчастные коллажи, их структура определяется последовательностью использованных иллюстраций),

· текстовые мемы подразделяются еще на два подтипа:

1. Чисто текстовые (простой текст, реферирующий к мемам любого характера, даже к видео и аудиальным мемам, или носящий в себе характеристики метафор, лозунгов или анекдотов)

2. Псевдотекстовые, или текст-изображение (фактически это текст, заключенный в изображение. Такого типа мем являет собой визуальное воплощение текстовой шутки, анекдота, часто – беседы 2 или 3 человек. В качестве примера можно привести псевдоподлинные скриншоты диалогов в смс, вконтакте).

 

 

По структурно-семантическим типам исследуемые мемы разделяются на:

· односоставные (мемы, состоящие лишь из одной единицы информации: одно изображение без текста, один текст без изображения и т.д. Что характерно, односоставные мемы часто обладают свойствами метамемов),

· двусоставные (мемы, типично состоящие из одно или двухчастного высказывания, соответствующего графическому изображению и вступающие с ним в определенные смысловые отношения).

1. К одночастным можно отнести мемы, состоящие из одного изображения и одночастного сопутствующего предложения на изображении или в текстовом формате. Например, «Ты пытался», «Лодка подана, Капитан!» «Ничоси».

2. А типичным примером двухчастного мема является наличие завязки (или представления предмета обсуждения) и панчлайна (или иной формы развязки). Они разделены графически на две части – вверху и внизу изображения. Например, «Изыди, \\ Демон!», «Хочется взять \\ и подарить!».

· синтаксические (структура таких мемов базируется на определенном синтаксическом шаблоне выражения. Они могут состоять из картинки с текстом или из одного текста, но остаются, безусловно, узнаваемыми. Графическое изображение может меняться, но смысл всегда узнаваем благодаря устойчивому выражению. Например «Х, аххаха, что ты делаешь, продолжай\прекрати» или «Я X, я не хочу ничего решать, я хочу Y»),

· ситуативные (мемы, прямо противоположные по своей натуре синтаксическим. Опорой является именно визуальный ряд. Вербальная структура мема задается именно определенной визуальной последовательностью изображений)

· метамемы\мемы-референты (этот тип мемов строится на отсылках\референциях к другим мемам. Аудитории, не владеюшей широкими познаниями в определенной среде контекста такие отсылки могут быть совершенно непонятны).

· Мемы игры слов (название говорит само за себя, и в качестве примера можно привести такие мемы, как «никогда-нибудь», «стрессия»).

 

 

По функциональности мемов можно выделить следующие типы:

· эмотиконы или же стандартные эмоции (сюда входят все варианты мемов, отвечающие следующим требованиям: 1 соответствовать простым эмоциям - злоба, радость, счастье, презрение, стыд, самодовольство; 2 графически быть простыми и понятными. Персонаж, выражающий ту или иную эмоцию неважен и выбирается на усмотрение создателя отклика. Нацелены на яркое и понятное выражения мнения\эмоции комментирующего всем остальным коммуникантам).

· эдвайсы\побуждения (к этой категории мемов можно отнести советы, рекомендации и направляющие намеки. Эдвайсы-мемы в практически всегда являются графическими мемами, но наличие текста необязательно. В качестве примеров можно привести изображение-мем «коробка с запятыми», которая фактически является прямым намеком адресату следить за ошибками в своем тексте.)

· оценочные (название категории говорит само за себя. Создатель отклика дает оценку посту или иному отклику. В качестве примера «мимиметр зашкаливает», «10 из 10, Господи!»)

· ностальгические мемы (тип мемов, куда входят все возможные комбинации графического изображения и текста на этом изображении, но основной тематикой являются воспоминания о прошлом – неважно, радостные ли они, грустные, ироничные. Нацелены вызвать или изменить у тех, к кому обращен мем, определенные эмоции, связанные с реалиями прошлого)

· экзистенциальные мемы (крайне любопытный тип мемов. При его создании вкладывались идеи лишь комическо-парадоксального эффекта о быте, однако в русской среде данный мем приобрел оттенок прямо противоположный комическому. Например, экзистенциальные мемы о России подчеркивают трагизм и безысходность жизни в этой стране. В целом, это мемы о безысходности и тщетности бытия, нацелены вызвать у адресата депрессивные мысли о происходящем)

 

По типу конструкции мемы подразделяются на:

· компаративные\сравнительные мемы (представляют собой сопоставление одного или нескольких объектов, людей по каким-либо характеристикам, чем и достигается юмористический эффект. В качестве примера можно привести компаративные примеры по типу «Бро – не бро»),

· комиксы (все мемы, имеющие в своей конструкции картинку, состоящую их двух или более изображений. Представляют собой вербально-визуальные ситуативные очерки. Наиболее распространенный тип – 4 «кадра» ситуации),

· персонажные мемы (один из наиболее распространенных типов. Основная отличительная черта – использование изображения узнаваемого, прецедентного персонажа. Визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Поскольку именно большинство мемов строится на прецедентности персонажа или личности, то в этом типе можно выделить множетсво подгрупп по прецедентности). Можно говорить как о прецедентных интернациональных именах, личностях, персонажах фильмов, мультфильмов, исторических личностях (и политики, и деятели культуры), животные, персонажи из комиксов и пр.

 

Говоря о прецедентности мемов, нужно понимать, что в них есть свои особенности. Часть прецедентных мемов не являются персонажными. Некоторые хорошо узнаваемы по всему миру так как принадлежат поп-культуре или классике, другие – лишь в узких кругах. Поэтому мы находим важным типологизировать мемы по следующим широте узнаваемости:

· Интернациональные прецедентные имена\места\объекты\феномены.

· Национальные прецедентные имена\места\объекты\феномены.

· Региональные прецедентные имена\места\объекты\феномены.

· Локальные прецедентные имена\места\объекты\феномены.

· Узко-групповые прецедентные имена\места\объекты\феномены.

 

Заключение:

 

В ходе работы над дипломной работой мы систематизировали информацию по исследуемому вопросу, вывели определения дискурса, компьютерно-опосредованной коммуникации и компьютерно-опосредованного дискурса, отклика, мема, а также охарактеризовали и создали типологизацию всех исследуемых нами откликов-мемов в интернет среде.

Кроме того, мы выявили схожести и различия в использовании мемов, как графических вариантов откликов в русскоязычной и англоязычной КОК.

 

Безусловно, количество и разнообразие мемов делает очень трудной задачу более узкой типологизации, но мы постарались выделить и классифицировать весь объем исследуемого нами материала. Предоставленные нами классификации готовы для расширения и последующего использования их в науках, затрагивающих изученный нами аспект языкознания.

 

 

Библиографический список:

Андрианова Н. С. Жанры интернет-коммуникации: о некоторых подходах / Н. С. Андрианова // Вестник Днепропетровского университета. Серия: Языкознание. — 2008. — URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/ natural/ vdpu/Movozn/2008_14/article/3.pdf (дата обращения: 06.01. 2016).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных