ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типологизация и классификация мемовВ ходе нашей работы мы исследовали корпус примеров (в количестве 341 шт.), состоящий из графических откликов – мемов, включающих в себя медиафайлы без текста и без комментария, а так же медиафайлы с текстом. База примеров включает в себя отклики на 40 самых популярных постов на двух исследуемых сайтах, где общее количество комментариев к каждому посту – не менее 200. При отборе материала учитывалось содержание поста – в нашу выборку входили практически равнозначные по своей направленности посты с обоих ресурсов. Обычно мемы являются юмористическими картинками или комиксами с подписями, передающие определенные послания обществу или конкретным пользователям. Кроме того, мемы хорошо описывают культурный кругозор изготавливающих и\или использующих их пользователей. Как уже говорилось ранее, для набора материала использовались комментарии к самым популярным записям. Стоит отметить, что число этих самых популярных записей - всего по 20 с каждого Интернет-ресурса, однако уже сейчас выявлены заметные различия между стилями коммуникации на этих ресурсах.
Мемы относятся к различным категориям. И если на сайте 9GAG мемы обычно используются в качестве самих постов и реже – реакций на них, то на Пикабу мемы преобладают больше в комментариях в качестве инструмента общения и выражения своей индивидуальности. Кроме того, мемы хорошо описывают культурный кругозор изготавливающих или использующих их пользователей. Фактически, тот набор мемов, который использует пользователь на сайте, является его «лицом».
Обычно мемы являются юмористическими картинками или комиксами с подписями, передающие определенные послания обществу или конкретным пользователям, но в комментариях можно часто заметить мемы без надписей (упрощенные), т.к. подразумевается, что контингент сайта знает значение используемого мема.
Нами выявлены заметные различия между стилями коммуникации на этих ресурсах. · Русский Интернет-дискурс довольно легко и практически полностью перенимает и перерабатывает или адаптирует опыт англоязычного сетевого общения. Исключениями являются лишь специфичные реалии иностранного быта, которые совершенно непонятны русским интернет-пользователям. Отталкиваясь от опыта КОК 9gag, Пикабушники формируют аналогичные способы интернет-коммуникации, основываясь на собственном и межкультурном опыте коммуникации и привнося новые реалии нашего быта. · На Пикабу коммуниканты более гибки, т.е. общение воспринимается как игра и как возможность проявить себя и показать уровень юмористической гибкости и находчивости. Использование мемов воспринимается больше как игра, от которой участники получают удовольствие. · Фактически, тот набор мемов, который использует пользователь на сайте Пикабу, является его «лицом». · На Пикабу мемы преобладают больше в комментариях в качестве инструмента общения и выражения своей индивидуальности. · 9GAG пользователи более нацелены на простое текстовое общение и используют мемы не как основной инструмент общения или поддержания виртуальной личности, а скорее как вспомогательный способ выражения своих эмоций и мыслей. · На сайте 9GAG мемы обычно используются в качестве самих постов и реже – реакций на них. · Наиболее часто употребимый формат мемов на Пикабу – изображение (статическое). На ресурсе 9GAG – gif файлы.
Анализируя структурно-семантические, семиотически и функциональные характеристики исследуемой базы графических откликов-мемов мы выявили некоторые закономерности. В целом, мемы можно классифицировать по множеству разных оснований.
В первую очередь выделяются группы мемов по технологии создания: · мемы формата gif\ гифы\ анимированные изображения (невербальные отрывки из любого видео в среднем не дольше 3 секунд, фиксирующие определенные эмоции или действия), · видео мемы (отрывки из видео, вербальные и невербальные, такие же короткие, как и gif), · аудио мемы (отрывки аудио, например аудиоряд из фильма ужасов, когда кто-то опасный подкрадывается к герою), · единичные простые по составу изображения (ярким примером является рейдж-изображение тролля), · комиксы (наиболее часто встречающиеся – четырехчастные коллажи, их структура определяется последовательностью использованных иллюстраций), · текстовые мемы подразделяются еще на два подтипа: 1. Чисто текстовые (простой текст, реферирующий к мемам любого характера, даже к видео и аудиальным мемам, или носящий в себе характеристики метафор, лозунгов или анекдотов) 2. Псевдотекстовые, или текст-изображение (фактически это текст, заключенный в изображение. Такого типа мем являет собой визуальное воплощение текстовой шутки, анекдота, часто – беседы 2 или 3 человек. В качестве примера можно привести псевдоподлинные скриншоты диалогов в смс, вконтакте).
По структурно-семантическим типам исследуемые мемы разделяются на: · односоставные (мемы, состоящие лишь из одной единицы информации: одно изображение без текста, один текст без изображения и т.д. Что характерно, односоставные мемы часто обладают свойствами метамемов), · двусоставные (мемы, типично состоящие из одно или двухчастного высказывания, соответствующего графическому изображению и вступающие с ним в определенные смысловые отношения). 1. К одночастным можно отнести мемы, состоящие из одного изображения и одночастного сопутствующего предложения на изображении или в текстовом формате. Например, «Ты пытался», «Лодка подана, Капитан!» «Ничоси». 2. А типичным примером двухчастного мема является наличие завязки (или представления предмета обсуждения) и панчлайна (или иной формы развязки). Они разделены графически на две части – вверху и внизу изображения. Например, «Изыди, \\ Демон!», «Хочется взять \\ и подарить!». · синтаксические (структура таких мемов базируется на определенном синтаксическом шаблоне выражения. Они могут состоять из картинки с текстом или из одного текста, но остаются, безусловно, узнаваемыми. Графическое изображение может меняться, но смысл всегда узнаваем благодаря устойчивому выражению. Например «Х, аххаха, что ты делаешь, продолжай\прекрати» или «Я X, я не хочу ничего решать, я хочу Y»), · ситуативные (мемы, прямо противоположные по своей натуре синтаксическим. Опорой является именно визуальный ряд. Вербальная структура мема задается именно определенной визуальной последовательностью изображений) · метамемы\мемы-референты (этот тип мемов строится на отсылках\референциях к другим мемам. Аудитории, не владеюшей широкими познаниями в определенной среде контекста такие отсылки могут быть совершенно непонятны). · Мемы игры слов (название говорит само за себя, и в качестве примера можно привести такие мемы, как «никогда-нибудь», «стрессия»).
По функциональности мемов можно выделить следующие типы: · эмотиконы или же стандартные эмоции (сюда входят все варианты мемов, отвечающие следующим требованиям: 1 соответствовать простым эмоциям - злоба, радость, счастье, презрение, стыд, самодовольство; 2 графически быть простыми и понятными. Персонаж, выражающий ту или иную эмоцию неважен и выбирается на усмотрение создателя отклика. Нацелены на яркое и понятное выражения мнения\эмоции комментирующего всем остальным коммуникантам). · эдвайсы\побуждения (к этой категории мемов можно отнести советы, рекомендации и направляющие намеки. Эдвайсы-мемы в практически всегда являются графическими мемами, но наличие текста необязательно. В качестве примеров можно привести изображение-мем «коробка с запятыми», которая фактически является прямым намеком адресату следить за ошибками в своем тексте.) · оценочные (название категории говорит само за себя. Создатель отклика дает оценку посту или иному отклику. В качестве примера «мимиметр зашкаливает», «10 из 10, Господи!») · ностальгические мемы (тип мемов, куда входят все возможные комбинации графического изображения и текста на этом изображении, но основной тематикой являются воспоминания о прошлом – неважно, радостные ли они, грустные, ироничные. Нацелены вызвать или изменить у тех, к кому обращен мем, определенные эмоции, связанные с реалиями прошлого) · экзистенциальные мемы (крайне любопытный тип мемов. При его создании вкладывались идеи лишь комическо-парадоксального эффекта о быте, однако в русской среде данный мем приобрел оттенок прямо противоположный комическому. Например, экзистенциальные мемы о России подчеркивают трагизм и безысходность жизни в этой стране. В целом, это мемы о безысходности и тщетности бытия, нацелены вызвать у адресата депрессивные мысли о происходящем)
По типу конструкции мемы подразделяются на: · компаративные\сравнительные мемы (представляют собой сопоставление одного или нескольких объектов, людей по каким-либо характеристикам, чем и достигается юмористический эффект. В качестве примера можно привести компаративные примеры по типу «Бро – не бро»), · комиксы (все мемы, имеющие в своей конструкции картинку, состоящую их двух или более изображений. Представляют собой вербально-визуальные ситуативные очерки. Наиболее распространенный тип – 4 «кадра» ситуации), · персонажные мемы (один из наиболее распространенных типов. Основная отличительная черта – использование изображения узнаваемого, прецедентного персонажа. Визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Поскольку именно большинство мемов строится на прецедентности персонажа или личности, то в этом типе можно выделить множетсво подгрупп по прецедентности). Можно говорить как о прецедентных интернациональных именах, личностях, персонажах фильмов, мультфильмов, исторических личностях (и политики, и деятели культуры), животные, персонажи из комиксов и пр.
Говоря о прецедентности мемов, нужно понимать, что в них есть свои особенности. Часть прецедентных мемов не являются персонажными. Некоторые хорошо узнаваемы по всему миру так как принадлежат поп-культуре или классике, другие – лишь в узких кругах. Поэтому мы находим важным типологизировать мемы по следующим широте узнаваемости: · Интернациональные прецедентные имена\места\объекты\феномены. · Национальные прецедентные имена\места\объекты\феномены. · Региональные прецедентные имена\места\объекты\феномены. · Локальные прецедентные имена\места\объекты\феномены. · Узко-групповые прецедентные имена\места\объекты\феномены.
Заключение:
В ходе работы над дипломной работой мы систематизировали информацию по исследуемому вопросу, вывели определения дискурса, компьютерно-опосредованной коммуникации и компьютерно-опосредованного дискурса, отклика, мема, а также охарактеризовали и создали типологизацию всех исследуемых нами откликов-мемов в интернет среде. Кроме того, мы выявили схожести и различия в использовании мемов, как графических вариантов откликов в русскоязычной и англоязычной КОК.
Безусловно, количество и разнообразие мемов делает очень трудной задачу более узкой типологизации, но мы постарались выделить и классифицировать весь объем исследуемого нами материала. Предоставленные нами классификации готовы для расширения и последующего использования их в науках, затрагивающих изученный нами аспект языкознания.
Библиографический список: Андрианова Н. С. Жанры интернет-коммуникации: о некоторых подходах / Н. С. Андрианова // Вестник Днепропетровского университета. Серия: Языкознание. — 2008. — URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/ natural/ vdpu/Movozn/2008_14/article/3.pdf (дата обращения: 06.01. 2016). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|