Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследование дискурса в трудах различных лингвистов




Прежде чем начинать говорить о таких узких и одновременно сложных понятиях, как поликодовый отклик и его особенности, мы считаем правильным для начала разобраться, что же такое дискурс и далее следовать от общего к частному.

На данном этапе развития языкознания дискурс не является устоявшимся понятием, и у каждого из исследователей во время работы появляется свое видение и определение его. Рассмотрев определения дискурса, данные такими лингвистами, как Н.Д.Арутюнова, В.Н.Ярцева, М.Макаров, (Stubbs 1983: 1; ср.:Schiffin 1994: 23; Steiner, Veltman 1988 и др.), (В.А.Звегинцев 1976; 170), (Fasold 1990: 65), (Brown, Yule 1983: 1; cp.:Schiffrin 1994: 31), мы предлагаем обобщить и конкретизировать полученную информацию и предлагаем следующее определение дискурса:

Дискурс - это любая форма языкового общения в его употреблении, связанная с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами. Мы понимаем, что ситуаций употребления языка, его вариантов, сфер применения, различных кругов общения – немыслимое множество и для каждого варианта существует свой дискурс.

Дискурс является очень широким и многозначным понятием, которое принадлежит к таким наукам, как языкознание, психология, социология и др.

М.Макаров объясняет, что дискурс является понятием междисциплинарным и взаимообусловленным. Он подтверждает это цитатой Ф. де Соссюра «Лингвистика весьма тесно связана с рядом других наук, которые то заимствуют у нее данные, то предоставляют ей свои. Границы, отделяющие ее от этих наук, не всегда выступают вполне отчетливо». (1997:44).

На данный момент дискурс представляет собой одно из наиболее активно развивающихся направлений современного языкознания, включающее в себя не только исследования и синтез абстрактных теорий и концепций коммуникации, но и изучение языковой системы, живой речи и её развития в условиях реального времени.

1.1 Определение понятия «дискурс»

С целью конкретизации, упрощения и обобщения различных взглядов на предмет исследования и согласования их с нашим пониманием предмета исследования, мы приводим еще одно определение понятия дискурса:

Дискурс – это понятие, необходимое для цельного определения акта коммуникации (письменного или устного), в котором учитываются: адресант, сам текст, адресат, принимающий информацию, возможная аудитория, использующая подобный дискурс, окружение, место и ситуация на момент коммуникативного акта. Объектом дискурса является живая коммуникация с учетом всех факторов на момент общения.

Стоит учесть, что к древним текстам и мертвым языкам не применим термин «дискурс», поскольку они не могут быть рассмотрены в жизни, в действии именно так, как это было во времена их существования и активного пользования.

В новых подходах изучения дискурса так же принято учитывать множество других факторов, таких, как знания, мнения, установки, цели адресата. Все это считается необходимым для понимания текста\речи.

Предметом дискурсивных исследований являются текст или речь различных субъектов в отдельности и в обществе. Основной целью данного исследования является изучение феномена коммуникации в «живой среде» для разных социогрупп.

Типология дискурса

Следует выделять дискурс устный и дискурс письменный, то есть речь и текст. Поскольку не всякая речь поддается текстовому перекодированию, и далеко не любой текст можно «озвучить». Именно благодаря этому дискурс воспринимается как очень широкое понятие, охватывающее все, что пишется и все что произносится. Дискурс рассматривается одновременно и как процесс (с учетом воздействия социокультурных и ситуативных факторов), и как результат в виде фиксированного текста или речи.

У многих лингвистов (языковедов) были свои взгляды на понятие категории дискурса. Мы выделяем несколько наиболее популярных подходов по мнению Р.Белл, В.Г.Гак, Дж.Серл, И.П.Сусов, Д.Хаймс и др., которые являются по нашему мнению наиболее значимыми:

· Подход, учитывающий участников общения (статусно-ролевые и ситуативно-коммуникативные характеристики)

· Подход, учитывающий условия общения (сфера общения, коммуникативная среда)

· Подход, учитывающий организацию общения (мотивы, цели и стратегии, контроль общения и разнообразие коммуникативных средств)

· Подход, учитывающий способы общения (канал и режим, стиль и жанр общения).

Основываясь на работе В.И.Карасика «О категориях дискурса» предлагаем чуть более подробно рассмотреть некоторые из представленных категорий дискурса в качестве примера: конститутивный, жанрово-стилистический, содержательный и структурный.

По словам В.И.Карасика в составе конститутивной категории выделяется прежде всего относительная оформленность - наличие сигнала со стороны говорящего и готовность воспринять этот сигнал со стороны слушающего.

Жанрово-стилистическая категория дискурса позволяет адресату отнести произносимую речь или текст к определенной сфере на основании логических умозаключений, этике, уместности, нормах общения. Наиболее важным критерием здесь являются отношения между говорящим и принимающим информацию, поскольку статус, профессия, характер и заинтересованность тех или иных коммуникантов имеет очень важное значение. Возьмем, например, простое общение между сокурсниками, или общение педагога и студента, где у педагога во время общения будет более весомая роль, следовательно, студент будет использовать во время общения с ним педагогический дискурс.

К числу содержательных категорий дискурса относится интерпретируемость текста. К тому же эта категория характеризуется адресованностью текста и проявляется в более частных признаках, таких, как точность, ясность и глубина текста. Так, например, точность научного текста заключается в развертывании и уточнении характеристик понятия, точность делового текста - в строгом следовании жанровому канону (Е.В.Ковшикова, 1997), точность художественного текста - в динамике образных ассоциаций (Е.В.Тряпицына, 1998). Однако ясность художественного текста определяется по тому, какое и насколько сильное эмоциональное воздействие оказывает текст, и доставляет ли большее удовольствие повторное восприятие этого же текста. Если это происходит, то посыл автора реализовался успешно. Ясность научного текста определяется четкостью понятийно-терминологического аппарата, логичностью изложения, иллюстративным материалом и простым и строгим литературным языком (В.И.Карасик).

Структурная же категория дискурса напрямую связана со всеми описанными выше, но наиболее зависима от жанровой и содержательной категориями, поскольку это зависит и от стиля текста или речи, и от адресанта. Например, проза, стихи, диссертация или же письмо другу или записка.

Чтобы более подробно разобраться в структуре дискурса, следует рассмотреть аспекты, типы дискурса.

Начнем коротко с аспектов. Согласно В.В. Богданову, речь и текст являются двумя аспектами дискурса. Не всякую речь можно перевести в текстовую форму и не всякий текст можно озвучить. Соответственно, дискурс понимается как речевая деятельность, которая является в то же время языковым материалом.

Далее коснемся глубже типов дискурса. Фундаментальные типы дискурса – устный, письменный и мыслительный.

Спонтанный коммуникативный акт, то есть дискурс с учетом ситуации не всегда подчиняется структуре. Поэтому основными типами дискурса сейчас принято считать – разговорный (неформальный) и институциональный (официальное мероприятие, урок, интервью, заседание суда).

Приведем основные различия указанных типов основываясь на исследовании М.А.Андросовой в виде таблицы:

Разговорный дискурс Институциональный дискурс
Ориентация на процесс Ориентация на структуру
Минимум речевых ограничений Максимум речевых ограничений
Относительно свободная смена коммуникативных ролей Относительная фиксированная смена коммуникативных ролей
Большая обусловленность непосредственным контекстом Меньшая обусловленность непосредственным контекстом
Преобладающее значение локальной организации Преобладающее значение глобальной организации
Целей много, но они имеют локальный характер Целей немного, но они имеют глобальный характер

 

Конечно же, этими двумя наипростейшими типами нельзя описать, что есть дискурс для разных аудиторий, социокультурных групп и т.д.

Зачастую дискурс определяется концентрацией особенной речи для какой-либо обособленной группы людей. Создается так называемый контекст, куда входит собственное представление о быте, объектах, характеристиках, поступках и т.д., используемое этой группой.

Получается, что для какой-либо конкретной группы дискурс есть не что иное, как особое использование языка для выражения своих особенных понятий, что в свою очередь можно назвать ментальным миром, «мышлением на одной волне».

Образование подобного дискурса ведет к формированию особой системы речи: синонимов, новых слов, (заимствования, кальки), переиначиванию или градации некоторых черт и особенностей языка, изменению структуры, грамматики. Подобный дискурс диктует особые правила лексики и определенные принципы поведения.

В частности существуют такие типы дискурсов, как научный, идеологический, политический, педагогический, медицинский, рекламный, дискурс интернет-сообществ, дискурсы известных личностей (Пушкин, Раневская, Ленин), и т.д. В данной работе мы рассмотрим немного более подробно дискурс интернет-сообществ.

2. Взаимосвязь понятий «Интернет-дискурс» и «компьютерно-опосредованная коммуникация (КОК)»

Интернет-дискурс

Как известно, существуют различные интернет-ресурсы, посвященные различным темам и являющие собой разные типы – развлекательные, информирующие, обучающие, энциклопедические, сайты-визитки, образовательные и пр. Также важной характеристикой интернет-дискурса является огромное разнообразие жанров.

Интернет-дискурс используется во многих ситуациях онлайн-коммуникации: в чартах, электронной почте, досках объявлений, онлайн играх, виртуальных мирах.

Каждый из сайтов привлекает определенный круг людей, заинтересованных в предоставленной на нем информации. Например, сайт, посвященный техническим особенностям компьютера (дискурс IT), где без знаний особой терминологии значение текста становится трудно понимаемым. Или сайт, посвященный японской анимации. Он может иметь свой чарт и форумы, где люди обсуждают различные темы, связанные с японской анимацией. Непосвященный посетитель подобного сайта может не понять часть написанного текста, поскольку в дискурсе этого сообщества людей присутствуют многие заимствования из японского языка (зачастую слова и фразы), переделанные на русский лад.

Некоторые слова читаются, произносятся также и имеют то же значение, что и в японском языке. Например, «ohayo gozaimasu» звучит практически так же, как и в русском – «охайё годзаимас» и переводится, как «доброе утро».

Но в других случаях слова принимают иное или синонимичное значение и меняют свою форму, будучи переделанным под русский язык. Например «nya», что звучит по-русски, как «ня», фактически значит «мяу» по-японски. Однако любой приверженец японской анимации знает, что определение «няшный» в нашей коммуникативной среде имеет значения «милый» и «прелестный», хотя в японском языке уже существует слово, имеющее те же значения - «kawaii» (звучит, как «кавай»). К тому же у нашей коммуникативной группы приверженцев японской анимации уже образован глагол от японского определения «kawaii». То есть, когда человек хочет сообщить о том, что он собирается смотреть\читать что-либо, умиляясь, то это будет выражено глаголом «каваиться». Подобные примеры можно приводить бесконечно.

Однако, в конечном счете, человеку подобной группы людей стоит знать минимум японских слов для примерного понимания дискурса этого сообщества.

Подытоживая все вышесказанное, мы отмечаем, что в наше время тема интернет-дискурса, компьютерно-опосредованной коммуникации и всех их особенностей является крайне популярной для изучения. Согласно Ахреновой Н.А. «изучаются свойства языка Интернета как специфического средства коммуникации, предсказываются возможности влияния интернет-лексики на стандартный язык [Бейрон 1984; Кристал 2001, Горошко 2001, 2005, 2006, Обухова 2007], описывается язык общения в Интернете неформального («чаты») и формального («конференции») характера (Херринг 1995; Бергельсон 1999; Борисова 2005; Капанадзе 2001; Галичкина 2001), составляются классификации интернет-метафор в английском и русских языках (Палмквист 1996; Айдайчич 1999; Войкунский 2001, Обухова 2007), определяются характеристики русского языка, используемого в российском Интернете (Трофимова 2001; Ермакова 2001; Иванов 2000), проводится сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных веб-страниц (Атабекова 2002), проходят исследования художественных жанров, зародившихся и существующих в интнернете (Попова 2009), языков сформировавшихся в интернете (Сидорова, Шувалова 2006)». Но нельзя забывать, что ввиду невероятного разнообразия, сложности и многогранности интернет-дискурса, многие темы пока остаются без должного внимания, такие, как: мемы, влияние интернет-дискурса на нормативный язык, описание и систематизация интернет-дискурса.

Интернет-дискурс является новой языковой реалией и обслуживает уникальную сферу коммуникации – Интернет. Этот вид дискурса мгновенно реагирует на бурно развивающиеся и изменяющиеся технические и социальные тенденции, осваивая новые языковые реалии.

Для всех типов интернет-дискурса характерны структурные изменения лексики, грамматики, образование мемов, терминов, понятий, являющихся особенными для этой группы людей. Они характеризуют тот или иной предмет или явление, создавая порой синонимичные понятия для уже существующих.

Также образование и распространение одного типа дискурса зачастую влечет за собой преобразования манеры речи, системы взглядов и ценностей, правила и стиля взаимоотношений для тех, кто вступает в какую-либо дискурсионную группу или уже состоит в ней.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных