Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мем как особая разновидность поликодового отклика




На этой ноте мы считаем правильным перейти к собственно изучаемому нами феномену – мему. Итак, что же это такое и как этот феномен относится к изучаемому нами жанру поликодового отклика?

Дело в том, что мем, иначе говоря, медиавирус, является единицей информации, спонтанно образующейся и распространяющейся в сети интернет. Он представляет собой некую идею, образ, эмоцию. Ричард Докинз первым предложил определение мема и его концепции в своей книге «Эгоистичный ген». Он выдвинул теорию о том, что так же, как и в человеческих генах происходит передача данных через репликацию, так и в культуре минимальной единицей передачи информации является мем. То есть Докинз рассматривал мем как малейшую единицу культурного наследия, приводя в пример то, что в качестве мемов могут выступать любые единицы информации – от отрывков мелодий или модных словечек до способов варки похлебки. Щурина Ю.В. также придерживается аналогичных позиций, поскольку согласно ее суждениям мем является неким механизмом хранения и передачи единиц культурной информации. Изучив труды лингвистов по этому вопросу, мы хотели бы предложить свое определение мема.

Мем – это минимальная единица хранения культурной информации с заключенным в нем идеей, образом, эмоцией, который обладает характеристиками медиа-вирусов, поскольку передается невербально через интернет, возникает и распространяется спонтанно, склонна видоизменяться внутри носителей и оказывать на них влияние (познание), эволюционировать или угасать как и живой организм.

 

Существует мнение, что мем может являться единицей публичного дискурса с чертами метафоризации, поскольку у метафоры и мема, по словам Глазковой С.А., «есть общая структура и функционал». Все лексические формы мемов отражают сущности бытия нашего времени, однако далеко не все метафоризированные «крылатые» выражения могут быть понятны широкой общественности, поскольку сфера образования и распространения их – сеть интернет.

 

В интернет-коммуникации мемы могут быть не только единицами –носителями культурной информации, но и средством выражения, а точнее самовыражения. Мы привыкли к использованию эмотиконов в нашей повседневной жизни, когда пишем смс или отправляем текстовое сообщения «вконтакте» или «одноклассниках».

 

Безусловно, огромное количество смайлов, выражающее все возможные эмоции присутствует как в телефонах, так и на сайтах. Их количество и разнообразие должно удовлетворять всем требованиям пользователей. Тем не менее, в последние годы смайлы как эмотиконы отошли на второй план и их место медленно, но уверенно заменяют мемы.

 

Мы полагаем, что причиной их широкого распространения и популярности заключается в довольно банальных фактах. Каждый человек желает быть индивидуальностью. И даже в интернете, будучи анонимными пользователями на сайтах, коммуниканты не могут не создавать виртуальную личность. И каждый раз этой виртуальной личности соответствуют определенные характерные и поведенческие особенности. А что, как не мемы могут показать эти особенности человеческой индивидуальности? Мы помним, что мем – это единица культурной информации. И каждый пользователь использует определенные импонирующие ему мемы, которые фактически являются визитной карточкой личности – они описывают его черты характера, его интересы, его культурный кругозор, взгляды на политическую ситуацию. Таким образом, мемы, используемые одним индивидуумом в интернете, являются буквально «лицом» его личности, показателем индивидуальности и уникальности. Описывают его культурный кругозор. Это и является причиной того, что на исследуемых нами двух интернет-ресурсах в роли эмотиконов и выражения своего мнения выступают именно мемы, а не смайлы.

 

Так какие же вырисовываются основные черты мема?

Это специфические формальные характеристики. То есть визуально мемы довольно легко его отличить от других креолизованных текстов, таких, как баннеры, плакаты, целью которых является продвижение товаров и услуг. Мем же является способом коммуникации и самовыражения. К слову, популяризация мемов привела к их употреблению в качестве той же рекламы, чтобы повысить узнаваемость и привлекательность для молодой аудитории, а также чтобы создать позитивный дружественный эффект рекламы.

Это узнаваемость и опознаваемость. Так как получатель должен опознать и правильно интерпретировать передаваемую ему информацию, узнаваемость и опознаваемость создаётся за счёт аллюзий на прецедентные тексты и имена и в большинстве случаев имеет поясняющую подпись.

Это наличие поликодовой игры, так свойственной эпохе постмодерна. Создание (кодирование) и расшифровка (декодирование) поликодового отклика становится частью общения.

Это креолизация, в результате которой при столкновении различных культур в интернет пространстве упрощаются уже существующие способы коммуникации, а также создается некая форма межкультурного языка и формируются новые способы хранения и передачи единиц культурной информации.

Это оценочность, без которой невозможно представить любое общение людей и т.д.

 

Кроме того, особенностью мема является и то, что персонаж, попавший в мем, начинает словно жить своей жизнью, обретая сложную семантику, ассоциации, историю, конструкции, случаи употребления, которые развивает буквально все международное сообщество. Если в меме присутствует надпись, то это не всегда слова, которые действительно принадлежат данному персонажу. От него берётся лишь эмоция или какая-то часть его биографии, его мировоззрение (из того, что известно всем представителям современной культуры), а потом добавляются нужные новые смыслы. В тех случаях, когда эмоция и так ясна, подпись не используется, так как не нужна.

 

Говоря о мемах, как вариантах «поликодовый отклик», мы подразумеваем использование мемов в качестве выражения своего мнения, своей реакции на пост или иной отклик. Нас заинтересовали графические мемы, т.е. те мемы, которые состоят из одной лишь графического изображения или графического изображения и текста на нем.

 

 

Прежде чем приступить к исследованию и анализу нашего материала, мы находим правильным ознакомить читателей с одной из базисных типологизаций мемов, созданных известными лингвистами.

 

Схема Квят А.Г. кажется нам одной из наиболее полных и широко охватывающих и одновременно с этим четко охарактеризовывающей интересующие нас коммуникативные феномены. Согласно Квят А.Г. следующие явления важны при типологизации мемов:

 

· речевые клише (цитаты, паремии);

· визуальные и аудиовизуальные объекты (фотографии, рисунки, видеоролики);

· образы реальных или вымышленных персонажей медиапространства;

· бренды компаний или товаров;

· тематические доминанты медиапространства (например, хэштеги) (Квят, 2013).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных