Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ




Коммуникативная сторона межличностного общения.

Аксиомы межличностной коммуникации.

Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации

Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии.

Коммуникативная сторона межличностного общения.

Изучение непосредственных взаимоотношений между людьми оказывается возможным только в том случае, если исследователи располагают развитой системой категорий, понятий, терминов. К числу базо­вых понятий теории межличностного общения можно отнести такие, как «межличностный контакт», «межличностное взаимодей­ствие», «межличностные отношения», «межличностное общение», «межличностная коммуникация». Каждое из них фиксирует разно­образие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе об­щения.

Слайд 4.2

 

«межличностный контакт» указывает на саму воз­можность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физи­чески и психологически направлены друг на друга.

______________________

 

Так, понятие «межличностный контакт» указывает на саму воз­можность общения, поскольку обозначает то, что люди находятся пределах доступности для восприятия друг друга, при этом физи­чески и психологически направлены друг на друга.

 

Слайд 4.3

 

«межличностное взаимодействие» подчеркивает ак­тивность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

__________________________________________________________________________

 

 

Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает ак­тивность общающихся, позволяя более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.

 

Слайд 4.4

 

«межличностные отношения» акцентируют эмоцио­нально-чувственный аспект взаимодействия, временные парамет­ры общения, поскольку только при условии постоянной межлич­ностной связи путем непрерывного обмена личностно значимей информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей, их взаимная ответственность за со­хранение сложившихся отношений.

____________________________________________________________

Понятие «межличностные отношения» акцентирует эмоцио­нально-чувственный аспект взаимодействия, временные парамет­ры общения, поскольку только при условии постоянной межлич­ностной связи путем непрерывного обмена личностно значимей информацией возникает взаимная эмоциональная зависимость вступивших в контакт людей, их взаимная ответственность за со­хранение сложившихся отношений.

 

Слайд 4.5

 

«межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку ими единой стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано всту­пившими в контакт индивидами.

___________________________________________________________

Понятие «межличностное общение» означает взаимопонимание и согласование действий между людьми, выработку ими единой стратегии взаимодействия, то общее, что было сформировано всту­пившими в контакт индивидами.

Понятие «межличностная коммуникация» используется в про­цессе анализа способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и переработки. Этому аспекту межличностного взаимо­действия, а именно, так называемой коммуникативной стороне об­щения между людьми посвящен данный раздел.

 

Слайд 4.6

 

«межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивида­ми, вступившими в контакт друг с другом.

_____________________________________________________________

Итак, понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивида­ми, вступившими в контакт друг с другом.

Обратим внимание на следующие принципиальные моменты этого определения. Во-первых, содержание используемого в нем термина «коммуникация» соответствует как исходному латин­скому слову communicatio (от communico — делаю общим, связы­ваю, общаюсь), так и пониманию коммуникации в технических на­уках (пути сообщения, транспорта, связи) и естественных (сиг­нальные способы связи у животных). Говоря о межличностной ком­муникации, имеют в виду, прежде всего процессы обмена, т.е. взаимосвязи, обращенности друг к другу, отклику друг на друга уча­ствующих в общении людей.

Во-вторых, коммуникативные действия — это действия, ори­ентированные на смысловое восприятие их другими людьми, это связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или инфор­мацией). Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы коди­рования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Особенности истолкования и понимания передан­ного сообщения (как вербального, так и невербального) в контекс­те межличностного взаимодействия — важный ракурс рассмотре­ния межличностной коммуникации.

В-третьих, межличностный характер коммуникации предпо­лагает, что имеет место обмен сообщениями между небольшим чис­лом людей; это непосредственное взаимодействие, когда его участ­ники находятся в пространственной близости, имеют возможность легко осуществлять обратную связь; это взаимодействие личное то ориентировано, т.е. предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принима еТ во внимание особенности его эмоционального состояния, само­оценки, личностных характеристик и в свою очередь рассчитывает «а встречное внимание.

Иными словами, анализ межличностной коммуникации — это диализ того, при каких условиях и с помощью каких средств пред­ставления, идеи, знания, настроения, т.е. субъективный опыт одно­го субъекта может быть сообщен другому и более или менее точно лстолкован им. Задачей исследования тем самым становится выяв­ление и систематическое описание различных предпосылок и усло­вий успешной (или, напротив, неуспешной, затрудненной) комму­никации.

Теория межличностной коммуникации исходит из того, что межличностное поведение индивидов отличается от их поведения вне ситуации взаимодействия. Основной единицей анализа являет­ся взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Каждый из его участников существенным образом влияет на пове­дение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, они приспо­сабливают их к конкретной ситуации общения, содержание полу­ченной информации в значительной мере перерабатывается, пере­структурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.

Межличностную коммуникацию можно считать эффективной, если цели, поставленные коммуникаторами, достигаются в наи­большей степени. Любой человек может оценить степень эффек­тивности взаимодействия (как собственного, так и другого челове­ка) со сверстниками или людьми иной возрастной группы, с родст­венниками или коллегами по работе, с представителями своего или противоположного пола. Большинство из нас более успешны в об­щении с одной категорией людей и менее успешны с другой. Значи­тельно меньше тех, кто умеет найти общий язык в разных ситуаци­ях с самыми разными людьми. Не случайно их называют мастерами общения.

Результаты наблюдений за поведением людей в межличностном взаимодействии позволили сформулировать важный постулат тео­рии межличностной коммуникации: эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, уме­ний и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать (подобно тому, как работает Музыкант или спортсмен). Искусство межличностной коммуника­ции прямо связано с тем, насколько человек оказывается способ­ным заметить, воспринять и развить эти действия.

Слайд 4.7

 

Коммуникативная компетентность:

· способность человека прогнозировать коммуникативную ситуа­цию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался;

· коммуникативное исполнительское мастерство;

· способность разбираться в самом себе, собственном психологи­ческом потенциале и потенциале партнера;

· навыки самонастройки, саморегуляции в общении;

_________________________________

 

Чтобы оценить уровень формирования необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков, используется понятие коммуникативной компетентности, которая складывается из следующих моментов:

· способности человека прогнозировать коммуникативную ситуа­цию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался;

· коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;

· способности разбираться в самом себе, собственном психологи­ческом потенциале и потенциале партнера;

· навыков самонастройки, саморегуляции в общении, включая умения преодолевать психологические барьеры в общении; сни­мать излишнее напряжение; эмоционально настраиваться на си­туацию; распределять свои усилия в общении. Хотя коммуникативный опыт каждого человека уникален и не­повторим, вместе с тем можно развивать навыки компетентного коммуникатора, повышая тем самым эффективность своего обще­ния, а вместе с ней и удовлетворенность жизнью.

Далее мы рассмотрим ситуационные и психологические предпо­сылки успешной межличностной коммуникации, а также такие ком­муникативные действия, как речь, слушание, невербальное поведе­ние, эмоции и чувства, особенности их проявления в межличност­ном взаимодействии, причины возможных трудностей и способы, позволяющие сделать эти действия более эффективными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных