Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Берн предлагает рассматривать шесть способов структурирова­ния времени — четыре основных и два пограничных случая.




1. Первый пограничный случай — замкнутость, когда явная ком­муникация между людьми отсутствует: человек физически присут­ствует, но психологически он вне контакта, погружен в собствен­ные мысли. Такое поведение может быть воспринято с пониманием
и не вызывать проблем, если только оно не превращается в при­
вычку.

2. Ритуалы, или привычные, повторяющиеся действия. Они могут иметь неформальный характер (например, приветствия, про­щания, благодарности), но могут быть и официальными (напри­мер, дипломатический этикет). Цель этого типа общения — возмож­ность совместного проведения времени, не сближаясь.

3. Времяпрепровождение — это полуритуальные разговоры о про­блемах и событиях, известных всем. Они не так предсказуемы, как ритуалы, но обладают некоторой повторяемостью. Примерами могут служить вечеринка, участники которой недостаточно хоро­шо знакомы друг с другом, или разговоры во время ожидания како­го-нибудь официального собрания. Времяпрепровождение всегда социально запрограммировано: говорить в это время можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы. Основная цель этого типа общения — структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но и отчасти социаль­ный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства и связи.

4. Совместная деятельность — взаимодействие между людьми на работе, целью которого, прежде всего, является эффективное вы­полнение поставленной задачи.

5. Игры. Берн считает их наиболее сложным типом общения, так как в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превос­ходства над другой и получить вознаграждение. Например, если че­ловек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, это взаимодействие с некоторой заранее сформулированной Целью. Если же кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив уте­шение, обращает его против утешителя, то это игра. Другой при­мер — игра «страхование». О чем бы страховой агент ни вел раз говор, если он настоящий игрок, он ищет клиента или «обрабаты­вает» его. Единственная его цель — «заполучить добычу». Основная отличительная особенность игр — скрытая мотивация их участни­ков. Берн полагает, что важные социальные контакты чаще всего протекают как игры, а сами игры составляют весьма значительную часть человеческого общения. Объяснение этому он видит в следу­ющем.

Повседневная жизнь предоставляет мало возможностей для че­ловеческой близости. Кроме того, многие формы близости для большинства людей психологически неприемлемы, требуют тща­тельной осмотрительности. Западная культура в основном не поощ­ряет искренности (кроме как в интимной обстановке), так как ее могут использовать с дурным умыслом. В свою очередь повторяю­щиеся виды времяпрепровождений в конце концов приедаются. Чтобы избавить себя от скуки, одновременно избежать опасностей, сопутствующих близости, большинство людей в качестве компро­миссного решения обращаются к играм. В этом состоит социаль­ное значение игр. Люди выбирают себе друзей и партнеров чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Поэтому любой член какого-либо социального окружения, который начина­ет играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества. В этом состоит личностное значение игр. Наконец, мно­гие игры совершенно необходимы некоторым людям для поддержа­ния душевного здоровья. Если таких людей лишить возможности играть, они впадут в безысходное отчаяние. Подобные ситуации можно часто наблюдать в супружеских парах, когда улучшение пси­хического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого, для которого игры были важнейшим средством поддержания собственного психического равновесия.

6. За игрой следует второй пограничный случай — близость, за­мыкающий ряд способов структурирования времени. Двусторон­нюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людь­ми, исключающее извлечение выгоды. Настоящая близость начина­ется тогда, когда социальные схемы, скрытые мотивы и ограниче­ния отходят на задний план. Человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удоволь­ствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастли­вилось найти партнера для таких взаимоотношений. Прототипом близости является акт любовных, интимных отношений.

Слайд 4.13

 

Уровни общения в зависимости от степени личностной вовлечен­ности участников в преобразование отношений:

1.С оциально-ролевой уровень: коммуникация носит анонимный характер независимо от того, происходит она между незнакомыми, знакомыми или близки­ми людьми.

2. Деловой уровень: общение является психологи­чески отстраненным.

3. Интимно-личностный уровень: целью участников коммуника­ции является удовлетворение потребности в понимании, сочувст­вии, сопереживании

______________________________________

 

 

Еще одна классификация социальных ситуаций различает три уровня общения в зависимости от степени личностной вовлечен­ности участников в преобразование отношений (см.: Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989).

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуатив­ной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на при­еме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотно­шений на этом уровне — знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия. Коммуникация при этом носит, как правило, анонимный характер независимо от того, происходит она между незнакомыми, знакомыми или близки­ми людьми.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основ­ной принцип деловых взаимоотношений — рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личнос­ти, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, т.е. оцениваются их функцио­нальные качества. Соответственно общение является психологи­чески отстраненным.

Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологи­ческой близостью. На этом уровне целью участников коммуника­ции является удовлетворение потребности в понимании, сочувст­вии, сопереживании. Основной принцип такого общения — эмпатия, доверительность.

Каждый уровень общения предполагает использование соответ­ствующих только ему моделей поведения, глубины взаимопонима­ния, согласия и сопереживания, способов взаимодействия парт­неров.

Таким образом, каждая из приведенных типологий исходит из возможности определения и выделения типичных социальных си­туаций, т.е. ситуаций, неоднократно возникающих при взаимодей­ствии между людьми, следовательно, их содержание и структура из­вестны членам данной культуры или субкультуры. Важнейшим усло­вием межличностной коммуникации является способность индиви­да выделять такие стандартные, типичные социальные ситуации и соответствующими действиями конструировать их. Знать, как вести себя в данной ситуации, будь это свадьба, визит к друзьям, любовное свидание или деловые переговоры, какие действия в ней уместны, а какие — нет, является показателем социальной компе­тентности. Люди, как правило, обладают необходимыми социаль ными знаниями, которые позволяют им понять поведение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, дого­вориться.

Межличностное пространство. Для того чтобы выбрать нужную манеру поведения и форму обращения с другим человеком, не­обходимо сориентироваться в ситуации, понять контекст, в кото­ром происходит взаимодействие. Определение ситуации, выпол­няя функцию ориентации человека в социальной среде, является важнейшим структурообразующим моментом межличностного вза­имодействия. Условие успешной коммуникации связано с создани­ем участниками «общей социальной действительности», общего «здесь-и-сейчас», в котором может происходить обмен посланиями и, следовательно, вне которого коммуникация вообще не может со­стояться. Данную предпосылку исследователи иногда называют до­говорным аспектом межличностной коммуникации. В ней находит отражение обозначенное выше свойство пунктуации последова­тельности событий. Именно потому, что ситуация межличностного взаимодействия представляет собой совместную деятельность двух партнеров по общению, заведомо социально и психологически не похожих друг на друга, но при этом взаимозависимых в осуществле­нии своих намерений, она является изначально рассогласованной и психологически напряженной. Между коммуникантами постоян­но возникают критические моменты выбора целей взаимодейст­вия, на которые следует ориентироваться, что превращает процесс коммуникации в предмет переговоров. Результатом этих «перегово­ров» является, в терминологии И. Гоффмана, «рабочее соглаше­ние», т.е. участники формируют общее определение ситуации, ко­торое подразумевает не столько реальное согласие относительно существующего положения дел, сколько согласие относительно того, чьи притязания и по каким вопросам временно будут призна­ваться всеми.

Определив тип социальной ситуации, участники взаимодейст­вия начинают выстраивать позиции, позволяющие им достичь своих целей в заданных обстоятельствах. Поведение на этом этапе удобно описывать, используя пространственную терминоло­гию, например термины «позиция (положение, расположение)», <верх», «низ», «близкий», «далекий», «расстояние», «дистанция», граница» и т.д. Обращение к пространственным метафорам ста-говится эффективным способом структурного анализа человеческих отношений. Рассмотренное под этим углом зрения межличностное взаимодействие есть не что иное, как конструирование, юрмирование межличностного пространства, т.е. организация всех элементов взаимодействия в определенный порядок. Оно предполагает:

· выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга, «проверку их на прочность»;

· четкое определение пространственных и временных границ си­туации взаимодействия, за пределами которых выбранная пози­ция становится неуместной;

· оформление занятой позиции посредством использования вер­бальных и невербальных средств коммуникации.

Пространственное структурирование взаимодействия сопровожда­ется символическим обозначением этой структуры, что проявляет­ся как в символике «языка тела» (мимике, взглядах, жестах и т.д.), так и в способах персонализации пространства.

 

 

Слайд 4.14






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных