Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Помехи эффективного слушания




1. Объем информация

2. «Озабоченность» слушателя:

· внешняя рассеянность;

· эгоистичность;

· характер передаваемого сообщения.

______________________________________________

Говоря о факторах, не зависящих от участников коммуникации обычно обращают внимание на громадный объем информация, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения. По некоторым данным до 1/3 нашего времени нашего бодрствования, т.е. 5 часов в день и даже больше, мы слушаем учителей, коллег, друзей, членов семьи посторонних прохожих. Если добавить к этому время, проведение радио или телевидения, то становится очевидной невозмойсносг тоддерживать внимание в напряжении на протяжении столь длительного времени.

Внимательно слушать трудно и в силу физиологических причин мы думаем быстрее, чем говорим. Известно, что обычный человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как средняя скорость устной речи — от 125 до 150 слов в минуту. В результте образуется, так сказать, «свободное время», которое слушатели заполняет обдумыванием своих проблем, мечтами, планами, начинает перебивать и подгонять говорящего. Следующая группа препятствий на пути эффективного слуш| ния связана с психологическим состоянием слушателя. И. Гоффман вы­делил три вида «озабоченности» слушателя, затрудняющие его учает тие в коммуникативном процессе (см.: Эган Дж. Слушание: непре­менное условие поддерживающего поведения // Межличностное общение: Хрестоматия. СПб., 2001).

Во-первых, внешняя рассеянность: человек не обращает вни­мания на то, что считается важным, поскольку поглощен чем-то, что не способствует установлению дружеских контактов с другими членами группы. Он вслушивается в то, что находится за граница­ми данной группы.

Во-вторых, эгоистичность. Озабоченность человека тольк самим собой мешает ему быть полностью вовлеченным в беседу. В-третьих, поглощенность взаимодействием. Человек настолько обеспокоен тем, как складываются его отношения в группе, что утрачивает способность следить за темой разговора.

Особая категория причин связана с поведением говорящего характером передаваемого сообщения.

Исследования показывают, что на понимание сообщения неблагоприятно влияет ситуация, когда само его содержание вызвывает беспокойство и тревогу у говорящего. Как следствие, его речь становится либо суетливой, либо замедляется и он вообще умолкает. Тем самым «беспокоящее сообщение» выступает двойной помехой на пути эффективного слушания: оно приводит к тому, что ечь говоряшего становится менее ясной и внятной, так что слушающий сам вынужден заполнять «лакуны»; можно предположить, что гово­рящий передает слушающему собственную тревогу, а также тревогу, содержащуюся в сообщении, в результате чего уже беспокойство гЛушающего искажает сообщение. Таким образом, и говорящий, и слушающий должны осознавать возможные коммуникационные ис­кажения и стремиться к их уменьшению. Например, если говоря­щий признается, что содержание данного сообщения волнует его, это может стать знаком слушающему быть более внимательным и отдавать себе отчет в том, что ему также может передаться волнение.

 

Слайд 4.41

Систематические ошибки слушания (по Д.Т. Кэмпбеллу):

  • длина сообщений говорящего;
  • середина сообщения запоминается менее всего;
  • завершение сообщения;
  • слышат то, что ожидают услышать;
  • черно-белое слушание

____________________________

Изучая коммуникационный процесс, Д.Т. Кэмпбелл определил некоторые источники систематических ошибок, понимание которых может принести пользу и говорящему, и слушающему.

Длина сообщений говорящего. Согласно Кэмпбеллу, чрезвычайно высока вероятность того, что средний слушатель будет стремиться сократить, упростить или проигнорировать дета­ли реального послания говорящего. Чем длиннее послания говоря­щего, тем больше потери. Поэтому, если говорящий действительно хочет четко изложить свои взгляды, он должен учитывать естест­венные потери в процессе слушания и быть по возможности крат­ким. Активный, внимательный слушатель наверняка будет преры­вать длинную речь именно потому, что хочет понять то, что слуша­ет, усвоить и отреагировать на услышанное.

Середина сообщения запоминается менее всего. Компе­тентный говорящий, понимая это, постарается исключить из струк­туры своих сообщений середину, сократив их таким образом, чтобы у них были только начало и финал.

Завершение сообщения. Слушатель склонен «закруглять» услышанное, разделяя содержание на ясно очерченные фраг­менты, сокращая логические связки как путем укрупнения одних элементов, так и исключения других. Учитывая это, хороший слу­шатель должен стараться не пропускать нюансов сказанного, даже, если эти детали противоречат его собственному мнению. В свою очередь хороший выступающий будет говорить искренне, откро­венно, разборчиво, оттеняя значение настолько, насколько это воз­можно. Если же речь становится слишком сложной, а оттенки зна­чения начинают занимать все больше места, это означает, что гово­рящий не уверен в себе или боится тех, перед кем выступает. Если такое происходит, надо иметь смелость признаться себе в этом и проанализировать выступление в свете своих собственных опасений.

Слышат то, что ожидают услышать. Слушатели, как правило, видоизменяют сообщения так, чтобы они соответствовали их ожиданиям. У слушателя есть заранее заданные категории и что бы он ни услышал, это обязано разместиться в них или будеуправляться ими. То, что не может быть воспринято его «компью­тером», должно быть отложено или исключено вообще. Умный вы­ступающий, осознавая склонность людей к шаблонам, особо под­черкнет тот факт, что теперешний его рассказ отличается от ска­занного им раньше; что он изменил свою позицию или отошел от нее (если это действительно так). Это делается для того, чтобы раз­рушить в своих слушателях естественный процесс стереотипизации. В свою очередь компетентный слушатель, понимая свою склонность к этому, постоянно борется с ней, для того чтобы услы­шать то, что сказано на самом деле.

Черно-белое слушание. Человек воспринимает сообще­ние в оценочных терминах, причем гораздо проще воспринимать услышанное в целом как плохое или хорошее, нежели предприни­мать попытки дифференцированной оценки. Эта базовая тенден­ция — слышать сообщение в оценочных терминах — препятствует усвоению слушателем других аспектов данного сообщения. Твор­ческие находки сообщения теряются в его обозначении категорией «плохо», а недостатки поглощаются обозначением «хорошо». Если выступающий осознает, что его речь может произвести впечатле­ние на других только как «плохая» или «хорошая», ему следует пред­принять что-либо для того, чтобы убедить слушателя воздержаться от склонности к оценке.

Слайд 4.42

Рекомендации специалистов, направленные на повышение эффек­тивности слушания:

· цель — слышать, чтобы понять, предполагает поиск ключе­вых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса;

· цель — лучше запомнить информацию — предполагает владение различными мнемическими техниками, наиболее известны из кото­рых ведение записей, повторение, перефразирование, визуализа­ция услышанного;

· цель — анализ и оценка содержания — требует умения распозна­вать ошибки в аргументах и утверждениях отправителя информа­ции, способность различать факты и оценки.

______________________________________________________

Рекомендации специалистов, направленные на повышение эффек­тивности слушания, привлекают внимание к совершенствованию навыков концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, обратной связи.

Управление собственным вниманием — навык, ко­торый необходимо постоянно совершенствовать. Один из спосо­бов концентрации внимания в условиях большого объема информа­ционных сообщений связан с развитием умения точно определить, какого рода информация требуется в данной конкретной ситуации. Установлено, что эффективность процесса слушания возрастает, если слушателю удается сформулировать цели получения информа­ции, т.е. ответить на вопрос «для чего я слушаю это?» По мнению специалистов в области социальной коммуникации, целями процесса выслушивания могут быть понимание, запоминание, анализ и оценка содержания информации, а также доверительные отношения с собеседниками.

Например, если вам предстоит получить указания, как работать со взрывчатым веществом, вы будете слушать, чтобы понять и запо­лнить инструкции. Если предстоит приобрести компьютер, то, слу­шая информацию, вы будете стремиться не только ее понять и запомнить, но также анализировать и оценивать. Если, предполо­жим, кто-то из ваших знакомых потерял близкого человека, вряд ли целью слушания в этой ситуации является запоминание и оценка информации, от вас потребуется эмоциональное понимание его со­стояния. Учитывая огромное разнообразие ситуаций, в которых мы оказываемся, нужно быть готовыми постоянно переходить с одного уровня слушания на другой. Проблема плохого слушателя связана с его неспособностью определить уровень, который соот­ветствовал бы данной ситуации.

Так, цель — слышать, чтобы понять, предполагает поиск ключе­вых слов и фраз, в обобщенном виде формулирующих основные проблемы обсуждаемого вопроса.

Цель — лучше запомнить информацию — предполагает владение различными мнемическими техниками, наиболее известны из кото­рых ведение записей, повторение, перефразирование, визуализа­ция услышанного (т.е. ассоциация имен, мест, цифр с конкретными визуальными образами).

Цель — анализ и оценка содержания — требует умения распозна­вать ошибки в аргументах и утверждениях отправителя информа­ции, способность различать факты и оценки.

Один из эффективных способов, помогающих человеку сосредо­точиться, — управление своими эмоциями. Чувства ненависти, страха, счастья или горя, вообще сильные эмоциональные пережи­вания могут быть причиной снижения нашей способности слышать другого. Эмоциональность в разговоре снижает точность внима­ния. Интересную особенность эмоционального поведения людей подметил американский психолог Р. Николе: у каждого человека есть какие-то слова, фразы и темы, на которые он реагирует особо эмоционально, тем самым его способность управлять вниманием снижается. Николе назвал такие слова «красными флажками». Для одного «красным флажком» служит слово «фашист», для другого — «теща», для третьего — «налоги». Источник такой реакции, скорее всего, связан с биографическим опытом человека, какими-то жиз­ненными травмами. Знать, какие слова, фразы и темы вызывают у вас сильные эмоции, означает получить средства самоконтроля: по­нимание того, что нас так взволновало в разговоре, открывает воз­можность либо закрыть волнующую тему, либо отдавать себе отчет, Что в данный момент мы становимся невнимательными слушате­лями.

 

Слайд 4.43

 

Техники обратной связи:

оценочная обратная связь— это сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь;

безоценочная обратная связь— вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Приемы: уточнение, перефра­зирование, прояснение, эмпатия.

 

______________________________

Обращаясь к описанию техник обратной связи, обратим вним ние на различия между оценочной и безоценочной обратной связь

Оценочная обратная связь— это сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценки могут бытк положительными («здорово это у тебя получается») или отрицательными («ну что за чушь ты несешь»). Позитивная оценочная обратня связь выполняет функцию поддержки «Я-концепции» нашего партне­ра и сложившихся с ним межличностных отношений. Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию, на­правленную на устранение нежелательного поведения, стремление изменить или модифицировать наши отношения.

Структура оценочной обратной связи предполагает использова­ние оборотов, которые указывали бы на то, что речь идет о собст­венном мнении человека, например «мне кажется», «я думаю», «на мой взгляд». Если такие обороты отсутствуют, а оценка высказана вполне определенно и открыто, то высказывание приобретает ха­рактер статичного, часто воспринимается как грубость или хамст­во и вызывает у собеседника психологическую защиту, что делает отношения напряженными или даже разрушает их. Сравним выска­зывания:

Мне кажется, это не так и Какая глупость!

По-моему, ты была чересчур резкой и Ну ты и грубиянка!

Думаю, ты слишком зависинп от нее и Тряпка.

Безоценочная обратная связь— вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Мы используем ее, когда хотим больше узнать о чувствах человека или помочь ему сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в действия собеседника. Эти цели достигаются посредством таких приемов, как уточнение, перефра­зирование, прояснение, эмпатия.

Оба вида связи находят свое выражение как в нерефлексивном, так и в активном (рефлексивном) слушании (см.: Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988).

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Внешне пассивное поведение в действительности требует большого напря­жения, физического и психологического внимания. Общее прави­ло состоит в том, что нерефлексивное слушание полезно тогда, когда собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы, проявляе такие глубокие чувства, как гнев или горе, или просто говорит том, что требует минимального ответа. По форме нерефлексивное--слушание представляет собой использование кратких реплик тип «Да?», «Продолжайте. Это интересно», «Понимаю», «Приятно слышать», «Можно ли поподробнее?» и т.п. или невербальных жес-т0В поддержки, например утвердительный наклон головы.

Рефлексивное ('или активное) слушание — это обратная связь с гово­рящим с целью контроля точности восприятия услышанного. В от­личие от нерефлексивного слушания здесь слушающий более актив­но использует словесную форму для подтверждения понимания со­общения. Основными видами рефлексивных ответов являются вы­яснение, перефразирование, резюмирование.

Выяснение — это безоценочная техника, используя которую, мы просим людей о дополнительной информации, исходя как из деловых интересов, так и с целью «разговорить» человека или про­демонстрировать готовность и желание выслушать его. Инструмен­тами выяснения являются вопросы типа «Не повторите ли еще раз», «Уточните, что вы имеете в виду», «Вы что-то еще хотели ска­зать?» и т.п.

Перефразирование состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего. Его целью является про­верка точности услышанного, а также демонстрация другому чело­веку того, что его идея или предложение означает для вас. Пере­фразирование может начинаться словами: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...» При этом важно выбирать только существенные, главные моменты сообще­ния, смысл и идеи, а не чувства собеседника. Перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понима­ют, а если понимают неправильно, то внести соответствующие кор­рективы в сообщение. Именно поэтому перефразирование рас­сматривается как базовое коммуникативное умение. Оно повышает точность коммуникации и, следовательно, уровень взаимопонима­ния. Однако техника перефразирования не столь проста, как ка­жется на первый взгляд.

Люди иногда рассматривают перефразирование как простой пересказ чьих-либо идей. Подобная замена слов может вызвать лишь иллюзию взаимопонимания. Сравним два диалога:

1. Светлана: Игорю не стоит поступать в педагогический.

Н и к о л а й: Считаешь, что преподавание — работа не для него?

Светлана: Именно! Преподавание — это работа не для Игоря.

 

2.Светлана:Игорю не стоит поступать в педагогический.

Н и к о л а й: По-твоему, он не любит детей?

Светлана: Нет. Я имела в виду, что у него очень большие запросы, которые он едва ли может удовлетворить на зарплату учителя.

Николай: Понял. Считаешь, что ему нужна профессия, которая обеспечит ему приличный уровень жизни? Светлана: Именно! Преподавание — это работа не для Игоря.

 

Как мы видим, в обоих диалогах один из собеседников (Николай) использовал перефразирование. В диалоге 1 он перефразирует лишь общее отношение собеседницы к предмету разговора, не проясняя содержания ее высказывания, что с высокой вероят­ностью приведет к ошибочному толкованию ее слов. В диалоге 2 его вопросы направлены на содержательную интерпретащп услы­шанного, позволяя тем самым собеседнице Николая уточнить смысл сказанного.

Эффективное перефразирование — это не хитрость или вер­бальный трюк. Оно вызвано желанием понять, что имеет в виду другой человек. Чтобы удовлетворить это желание, важно проде­монстрировать то, как мы понимаем сообщение нашего собеседни­ка, причем в такой форме, чтобы он мог проверить, совпадает ли это с тем, что ему хотелось передать.

Резюмирование — это подытоживание основных идей и чувств говорящего. Резюмирующие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Типичными фразами могут быть следующие: «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если подытожить сказанное вами, то...» и т.п.

Статическое слушание— особый вид поведения слушающего. Его популяризировал известный американский психотерапевт К. Роджерс, который был уверен, что, слушая, можно помочь индивиду понять его собственную ситуацию и проблемы. Как определенная процедура, оно предполагает понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств. Для этого применяются все рассмотренные выше приемы рефлексивного слушания: уточнение, перефразирование, резюми­рование, в связи с чем по форме эмпатическое высказывание очень близко любому виду рефлексивного слушания. В то же время эмпа­тическое слушание отличается от рефлексивного своими целями или намерениями. Если цель рефлексивного слушания — осознать как можно точнее сообщение говорящего, значение его идей или понять переживаемые чувства, то цель эмпатического слушания — уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для друго­го человека, понять, что означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слуша­ние — это более интимный вид общения, чем активное слушание, оно противоположно критическому восприятию (кстати, поэтому очень трудно письменно воспроизвести эмпатиЧеские высказы­вания).

В эмпатическом высказывании исключаются речевые обороты, в которых содержатся оценка, требование, совет, снижение значи­мости проблемы или желание управлять поведением собеседника, например такие: «Вы должны сделать...», «Вам следует...», «Вы не­правы...», «У вас странный взгляд на вещи...», «Вы совершили боль­шую ошибку...», «Не беспокойтесь об этом...», «Разве это проблема», «Твоя проблема напоминает мне о...»

Эмпатическое высказывание опирается на безоценочную обрат­ную связь, при этом важно вводить фразы, допускающие коррек­цию сказанного («Если я не ошибаюсь», «Возможно», «Вероятно», «Это так?» и т.п.).

Эмпатическое выслушивание — путь реагирования, который по­зволяет другим найти решения своих проблем, даже если слушающий сам не знает эти решения (см.: Розенберг М. Как ясно сообщать о своих наблюдениях, потребностях, чувствах //Межличностное общение: Хрестоматия. СПб., 2001). Слушающие эмпатически не судят других, они осмысливают проблему, рассматривают ее, часто утверждают своими словами собственные впечатления о том, что происходит с говорящим. Они также постоянно проверяют, насколько точно соот­ветствуют их впечатления состоянию отправителя. Исходное усло­вие в этом виде слушания — принятие чувств партнера и доверие тому, что он сможет найти решение проблемы. Поэтому не нужно на­вязывать ему свои идеи, пока он сам не попросит об этом.

Эмпатическое слушание уместно отнюдь не во всех ситуациях. Иногда тому, кто обращается к вам за помощью, нужна просто ин­формация, а не работа с его чувствами. Не стоит использовать при­емы эмпатического слушания и в том случае, если у вас мало време­ни или отсутствует действительное желание помочь человеку.

Таким образом, для того чтобы стать компетентным слушателем, а следовательно, и компетентным коммуникатором, человек дол­жен владеть разнообразными видами обратной связи, стилями слу­шания, умело использовать их в соответствующих обстоятельствах.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ КАК КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Основные характеристики чувств и эмоций в общении. Челове­ческие эмоции и чувства представляют собой специфические спо­собы реагирования людей на изменения, происходящие во внут­ренней или внешней среде.

Слайд 4.44

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания:

· определенный уровень возбуждения

· знак

· предметность

· модальность.

_______________________________

Назовем основные характеристики эмоционально-чувственного переживания:

· определенный уровень возбуждения (общее изменение скорос-и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

· знак (какое значение — положительное или отрицательное - имеет для субъекта событие, предмет, человек);

· предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

· модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (на­пример, удивление, радость, тревога, печаль и т.д.).

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

 

Слайд 4.45

Формы проявления эмоций:

· выразитель­ные движения или реакции;

· эмоциональные действия;

· высказыва­ния об испытываемых эмоциональных состояниях.

____________________________________

 

Выделяют следующие формы проявления эмоций: выразитель­ные движения или реакции; эмоциональные действия; высказыва­ния об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные движения — следствие эмоционального возбужде­ния (т.е. они носят, как правило, реактивный характер), это внеш­нее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физичес­кими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздей­ствуют на нас.

Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциональ­ное Состояние. Так, рыдания человека, получившего известие о смерти своего родственника, являются формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек участвует в погре­бальной церемонии, он выполняет специфические эмоциональные действия, т.е. действия, направленные на то, чтобы выразить и «разрядить» владеющие им эмоции. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в форме словесных знаков, указывают на представленность эмоции в созна­нии человека. В процессе социализации человек из объекта при­родной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмо­ции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми в результате того, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действо­вать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то — значит быть готовым действовать по от­ношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то — значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и Т.д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно опре­делить, какие чувства переживает человек.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в меж­личностном общении, отличаются от эмоций и чувств, Вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы.

Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызы­вает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозмож­но, оно начинает определять характер вашего поведения в отноше­нии этого человека и, следовательно, не может остаться незамечен^ ным с его стороны, вызывая соответствующие реакции.

Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе инди­видуальными переживаниями, в межличностном общении приоб­ретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны ис­кажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений. Иногда одна и та же эмоция может быть интер­претирована совершенно по-разному в зависимости от позиции ин­терпретатора.

В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социа­лизации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не под­вергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положитель­ное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, дей­ствуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение. Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходны в самом факте строгого контроля со стороны сообщества за эмоцио­нально-чувственной сферой жизнедеятельности.

Таким образом, эмоции и чувства приобретают характер комму­никативных действий.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение пбнять си­туацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и н искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. На­пример, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше вос­принимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тре­вожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются кон­тролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способность партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во вни­мание эмоциональное состояние другого приобретает решающее значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать даже скрываемые ими чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируе­мые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать не только неуместное, но и неумело проявление эмоций и чувств.

Способы управления чувствами и эмоциями: конструктивная открытость. Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состо­яние, то имеем в виду следующее: у человека данное состояние за­фиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях; он способен выразить данное со­стояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это пережи­вание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюблен­ный человек испытывает состояние, которое он не может опреде­лить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невоз­можно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально («Я вас любил, лю­бовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). Именно на этом уровне становится возможным контроль над эмоциями, а именно:

· способность предвидеть их развитие;

· понимание факторов, от которых зависят их сила, продолжи­тельность и их последствия.

 

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоцио­нальных состояниях может проявляться в следующем:

· отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (на­пример, человек не замечает своего беспокойства, зарождающ гося чувства и т.п.);

· неверная трактовка эмоций (например, человек трактует об как моральное возмущение, а боязнь неуспеха — как незаинтер сованность);

· неверная интерпретация причины возникшей эмоции (напри­мер, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

· неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Итак, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее причинами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает, — с другой.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны на наблюдениях не только за вы­ражением их лица, но и за жестами и голосом, за ситуацией, в кото­рой находится человек. Однако не каждый достигает при этом удов­летворительных результатов.

Причины, по которым далеко не все хотят и могут осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собст­венной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оце­нивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной при­чине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного ана­лиза.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности пере­живаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличност­ной коммуникации мы сообщаем друг другу информацию и о собст­венном эмоциональном состоянии, и о своем отношении друг к Другу.

 

Слайд 4.46

Способы выражения эмоцио­нального состояния:

· ненастойчивый;

· агрессивный;

· открытый, или уверенный

________________________________________________

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоцио­нального состояния: ненастойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию; агрессивный, цель которого «препо­дать урок» партнеру; открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете, и не вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и, следовательно, понять вас.

Для каждого из этих способов характерна своя структура сооб­щения.

Так, агрессивное сообщение не просто использует сильные оце­ночные определения, оно, как правило, построено как «ты-послание», в котором ответственность за переживаемую эмоцию возло­жена на другого человека («ты выводишь меня из себя», «ты оби-дел(а) меня», «как ты мне надоел(а)»). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвине­ние, вызывает у обвиняемого, прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, пере­ложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Только те сообщения о негативных эмоциях не разрушают атмо­сферу доверия, партнерства, которые носят характер «я-посланий». Такие послания не угрожают самооценке ваших партнеров и одновременно позволяют вам принять ответственность за свои эмоции на себя, а значит, открывают возможность управлять ими (например, «я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу», «я расстроился, поскольку рассчиты­вал вместе провести время»).

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмо­циях сопровождается указанием причин, вызывавших данное со­стояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств дру­гих — чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека от­крыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно откры­тым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в пол­ном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным об­разом, мы ничего не знаем о результате наших собственных дейст­вий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид. о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своих чувствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе спосооа их выражения.

Слайд 4.47

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо:

· эмотивно-оценочная лексика и фразеология;

· называние эмоции или чувства,

· сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств.

___________________________________________

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

· эмотивно-оценочная лексика и фразеология (например, глупец, дурак, звезд с неба не хватает);

· называние эмоции или чувства (например, Я беспокоюсь, Я смущен, мн е приятно с тобой},

· сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств (например, «На ней лица нет», «Места себе не нахожу», девушка, чье предложение о дружбе встретило резкий отказ, сказала: «Как будто мне только что ампутировали руку»).

В табл. приводятся примеры высказываний, в которых содер­жится описание того, что чувствует говорящий, или такое описа­ние отсутствует. Заметим, что проявление чувства с использовани­ем описания эмоций говорящего менее подвержено неправильному толкованию со стороны слушающего.

Таблица Примеры высказываний

 

Выражение чувства с помощью описания своего эмоционального состояния Выражение чувства без описания своего эмоционального состояния
Я смущен. Мне приятно. Я раздосадован. Краснеет и ничего не говорит.
Я рассержен! Я волнуюсь по этому поводу. Я обижен тем, что вы сказали. Внезапно замолкает в середине беседы.
Мне нравится ее чувство юмора. Я уважаю ее способности и компетентность. Я люблю ее, но чувствую, что не должен гово­рить об этом. Она прекрасный человек.
Мне так обидно, что я не могу больше этого слушать. Я сержусь на самого себя. Я сержусь на тебя. Замолчи!!!

 

 

Гендерная коммуникация.

Мужчинам и женщинам в наши дни нужны переводчики, хотя они часто используют одинаковые слова и выражения, но крайне редко подразумевают под этими словами одно и то же. Чтобы выразить чувства наиболее полно, женщины присваивают право поэтов использовать разные преувеличения, метафоры и обобщения. Мужчины же по ошибке воспринимают все буквально. И поскольку неправильно понимают истинное значение слов, сказанных женщиной, то отвечают на них непониманием. Ниже перечислены 10 основных жалоб женщин, на которые мужчины реагируют невниманием, а также мужские ответы.

10 жалоб, которые обычно не встречают понимания.

Женщины говорят так Мужчины отвечают так
Мы никуда не ходим Неправда. На прошлой неделе мы куда-то выходили.
Меня все игнорируют Я уверен, что некоторые люди тебя замечают
Я так устала, я ничего не могу делать Это смешно! Ты же не беспомощная.
Я хочу все забыть Если тебе не нравится твоя работа, ты можешь уйти оттуда
В доме всегда полный беспорядок Иногда здесь бывает и порядок
Меня никто не слушает Но ведь я тебя сейчас слушаю!
В доме ничего не работает Ты хочешь сказать, что я в этом виноват?
Ты меня больше не любишь Конечно, люблю. Поэтому я все еще с тобой.
Мы все время куда-то спешим Совсем нет. В прошлую пятницу мы позволили себе расслабиться.
Мне хочется больше романтики Ты хочешь сказать, что я не романтичен?

 

Теперь вы понимаете, с какой легкостью буквальное восприятие женских слов может направить мужчину, привыкшего использовать слова как средство передачи фактической информации, по ложному следу. Также теперь можно понять, как мужские ответ приводят к спору.

Иногда мы можем встретиться с коммуникативной манипуляцией. Чтобы не попасться на удочку манипулятору, необходимо отслеживать и обезвреживать манипулятивные приемы оппонента. Наиболее часто приходится сталкиваться с такими приемами:

- ссылка на авторитет;

- изоляция, выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

- изменение направления разговора, увод от неудобных тем;

- оттягивание решения;

- использование вопросов-капканов (например, неоднократное повторение вопроса, незаметно переходящего в утверждение, или формулировка вопроса, требующего выбора альтернатив «или-или», тогда как на самом деле есть и другие возможности);

- лесть;

- «выведение из себя»;

- шутки-высмеивание, переход на личности;

- предсказание ужасных последствий вашего несогласия.

Приводит типичные виды манипуляции, которые используются в переговорах, и способы противодействия им.

Манипуляции, основаны на «правилах приличия» и «справедливости».

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Патетическая просьба «войти в положение» Вызвать благосклонность и великодушие Не брать на себя обязательств
Создать видимость, что Позиция оппонента Слишком сложна и Непонятна Принудить партнера раскрыть больше информации, чем ему нужно Спросить о том, что именно Непонятно
Изображение из себя Делового партнера, Представление Существующих проблем как несущественных, побочных вопросов Установка, что вы Умудренный опытом человек, которому не пристало осложнять другим жизнь Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблемы
Поза «благоразумности» и «серьезности», авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях Страх показаться глупым Несерьезным и неконструктивным Заявить, что некоторые проблемы еще не были приняты во внимание
Указание на возможную Критику действий Оппонента со стороны его Клиентов или Общественности Пробуждение чувства опасности и неуверенности Выразить возмущение, что вторая сторона опускается до таких методов
Постоянно Демонстрировать Упрямство, Самоуверенность Заставить оппонента быть Просителем, показав ему, что его методы неуспешны Относиться ко второй стороне скептически, прибавлять самоуверенности
Постоянно подчеркивать, Что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики Пробудить чувство бессилия, установку, что и другие аргументы будут несостоятельны Вежливо сказать, что вторая сторона не совсем правильно поняла
Задавать риторические Вопросы относительно Поведения или Аргументации Оппонента Породит тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе, либо вообще не отвечать вследствие бессилия Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему на совсем корректно
Быть «милым и подлым», т. е. быть дружественным и, вместе в тем, постоянно возмущаться Породить неуверенность, Дезориентировать и напугать оппонента С прохладцей относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента

 

Анализируя проблему эмоционального самораскрытия, исследо­ватель межличностной коммуникации Дж.Л. Уоллен предлагает три описании чувств и эмоций, возникающих в процессе взаимо­действия между людьми, строить высказывания с учетом следую­щей информации:

· указание на конкретные действия другого человека, которые вы­звали у вас те или иные эмоции. Это позволяет вашему партнеру понять, о каком именно поведении идет речь («Вы прервали меня прежде, чем я закончил свое предложение»);

· описание собственных чувств в динамике, чтобы они воспринимались как способные к изменению, а не как сложившиеся раз и навсегда. При этом то, что беспокоит, лучше обсуждать сразу, не накапливая обиды («Мне нравится то, что вы только что сказали» или «То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство протеста»);

· для поддержания партнерских взаимоотношений важно, чтобы
высказывания имели: конкретный, а не обобщающий характер

(лучше сказать: «Ты уронил мои бумаги», чем: «Ты никогда не смот­ришь за тем, что делаешь»); проверяющий, а не утвердительный
характер (лучше сказать: «Ты еще не разговаривал с N?», чем «Поче-му ты не поговорил с N?»); информирующий, а не приказывающий
характер (лучше сказать: «Я еще не закончил», чем «Не перебивай
меня»);

· использование уточняющих реплик для того, чтобы убедиться, что вы не сделали ошибочных заключений о чувствах другого («Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не прав?»; «Мое последнее заявление беспокоит тебя?»);

· наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат как информация о другом человеке, хотя на самом деле являются выражением чувств говорящего, а именно: осуждение другого человека («Ты никогда не проявляешь внимания»); приклеивание ярлыка или оскорбление («Ты - жулик»; «Ты такой грубый»); об­винение - приписывание нежелательных мотивов другому («Тебе нравится унижать людей»; «Ты всегда хочешь быть в центре внима­ния»); приказания и распоряжения («Прекрати смеяться»;не го­вори слишком много»); сарказм («Ты всегда смотришь на вещи оптимистически, не так ли?» — в противоположном значении).

Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит отношения. Отрицательные чувства — показатель того что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и опта сообщений. Игнорировать отрицательные чувства — все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает, что электрическая сеть перегружена. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого че вмениться. Исходную установку можно сформулировать следующим образом: «Чему каждый из нас может научиться в этом обсудении, чтобы сделать нашу совместную работу более продукитивной и более приятной?»

зыводы

/ Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена со­общениями и их интерпретации двумя или несколькими индивидами, вСтупившими в контакт друг с другом. Коммуникативные действия - это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, эГПо связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информа­цией).

2. Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Интерпретация участника­ми взаимодействия получаемых сообщений влияет на характер межлич­ностных отношений.

. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделять стандартные, типичные социальные ситуации

оаимодействия между людьми, содержание и структура которых извест-ы представителям данной культуры или субкультуры, и соответствую-ими действиями конструировать их. Люди, как правило, обладают не-бходимыми социальными знаниями, которые позволяют им понять введение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык,

договориться.

4. Все процессы, коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Интерпрета­ция чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекс­том, в рамках которого эти слова или действия воспринимаются.

Неудачи в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вто­рых, не понимают, что их восприятия неточны. Удовлетворенность об­щением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия..

б- Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил пове­дения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию - необходимое условие совместной жизнедеятельности.

 


Слайд 5.1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных