Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.




  • положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизне­деятельности группы);
  • направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

________________________________

Коммуникативная структура малой группы. Структура малрй группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами- При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

· структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностыо (экономические, организационные, функциональные);

· структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно-ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).

В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы.

В этой структуре особое значение имеют:

  • положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизне­деятельности группы);
  • направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

Еще в конце 1940-х гг. А. Бейвелас попытался эксперименталь­ным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуника­тивного процесса группа наиболее эффективна в решении постав­ленной проблемы? Иначе говоря: как должна быть налажена цир­куляция информации в группе (кем, кому и как часто должна пе­редаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей? (см.: Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. С. 50)

Суть эксперимента состояла в следующем. Пять человек расса­живаются за круглым столом, разделенным перегородками на пять кабин, причем так, что участники не видят друг друга. Каждый из них получает карту, на которой изображены пять символов из шести возможных (круг, треугольник, звезда, квадрат, крест, ромб). Поставленная задача состоит в определении общего для всех сим­вола. Соответственно взаимодействие происходит лишь посредст­вом записок, передаваемых через прорези в стенках кабины. От­крывая одни и закрывая другие прорези, экспериментатор регули­рует циркуляцию информации в группе. Задача считается решен­ной, когда каждый назовет общий символ.

В эксперименте Бейвеласа использовались три вида коммуника­тивных сетей: круг (первый испытуемый передает записку второму, второй третьему, тот — четвертому, последний — вновь первому, причем циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (то же, что и в предыдущем варианте, только первый и последний не связаны между собой); крест (все записки передаются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию, остальные между собой не связаны).

Та же процедура использовалась в экспериментах, проведенных спустя несколько лет Г. Ливиттом. Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации суще­ственно влияет на поведение членов группы и способ решения по­ставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авто­ры, предопределяется объемом информации, которая к нему посту­пает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен между другими членами группы. Человек, обладающий большим объемом информации и большей возможностью регулировать циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении проблемы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, которую он занимает. В случае, когда человек занимает центральную позицию он становится главным субъектом окончательного решения. Таким образом, согласно гипотезе, степень централизации должна сказы­ваться на эффективности решения задачи. Замеры делались в отно­шении времени решения, числа записок, числа ошибок.

В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная сеть типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи при общем наименьшем количестве записок и ошибочных решений. Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие центральные позиции, получили большее удовлетворение от работы в группе чем те, кто находился на периферии коммуникативной сети. Как предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в ком­муникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры груп­пы, т.е. влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию с их стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой группы оказалась выше при децентрализованных сетях.

Эксперименты Бейвеласа и Ливитта стимулировали множество подобных исследований, в которых варьировались типы коммуни­кативных сетей, а получаемые данные интерпретировались в русле тех же идей.

Следующим этапом в исследовании коммуникативной структуры малой группы явились исследования французских психологов К. Фашо и С. Московичи. Экспериментаторы впрямую задались во­просом о связи типа коммуникативной сети с характером задачи, поставленной перед группой. В частности, их интересовал вопрос: во всех ли случаях централизованная сеть наиболее эффективна?

Использованная авторами экспериментальная ситуация сущест­венно отличалась от предыдущей. Решая поставленную задачу, груп­па была вольна конструировать коммуникативную сеть. Никаких ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид (пись­менная или устная) не накладывалось. Проводилось тщательное на­блюдение.

Авторы исходили из предположения, что между характером за­дачи, структурой коммуникаций и способностью группы к реше­нию проблемы существует прямая зависимость. Центральная роль отводилась задаче, которая, согласно исходному предположению, обусловливает формирование той или иной сети коммуникации-Испытуемым предлагались два типа проблем: в одном случае требовалось установить логическую последовательность предъявленных фигур, и было единственно правильное решение; в другом — из за данного числа элементов нужно было составить максимальное ко­личество фигур. Решение первой задачи предполагало выработку стратегии, подчиняющейся единым правилам, и требовало тесной координации усилий членов группы. Решение второй задачи не нуждалось в объединении общих усилий, напротив, оно требовало раскрепощения индивидуальной фантазии.

В результате исследования выяснилось, что при решении обеих задач вырабатывались как централизованные, так и децентрализо­ванные сети. Однако группы, решающие первую проблему, в 2 раза чаще приходили к централизации коммуникативного обмена, тогда как во втором случае в 3 раза более продуктивной выступала децент­рализованная сеть и именно она формировалась в первую очередь.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соот­ветствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сло­жившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для дости­жения цели. Подобная оптимизация естественным образом проис­ходит в процессе развития группы. Последующие исследования подтвердили эту закономерность.

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализован­ными.

 

Слайд 5.12

В централизованных сетях преимущественно один человек распростра­няет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радиально или иерархически).

В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети (круговая, полная).

______________________________________

В централизованных сетях преимущественно один человек распростра­няет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радиально или иерархически). Это способствует повышению управляе­мости группы и более быстрому решению простых задач. Целесооб­разно передавать по централизованным сетям информацию в слу­чаях, когда надо довести одну и ту же, без искажений, информацию до сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.

Виды централизованных коммуникативных структур (сетей) в малых группах (рис. 10.1):

· фронтальная — участники не вступают в контакт, но нахо­дятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает. им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участ­ников взаимодействия;

· радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Отсутствие единства места и вре­мени передачи информации затрудняет обратную связь с партне­рами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию;

· иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть денег. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, зани­мающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою оче­редь, подчинены три остальных участника.

В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети. Информация в децентра­лизованных сетях может передаваться по кругу или по цепи.

Децентрализованные сети используются, когда необходимо ре­шить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи по­вышенной сложности, развить межличностные отношения, повы­сить удовлетворенность членов группы.

· круговая — отличается тем, что здесь одинаковыми возмож­ностями располагают все без исключения члены группы. Ин­формация может бесконечно долго циркулировать между члена­ми группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участ­ники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их;

· полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетво­ренность работников оказывается наибольшей в случае менее цент­рализованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетво­ренность индивида связана с возможностью доступа к максималь­ному объему информации или максимального влияния на нее (см.: Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 568).

 

Слайд 5.13

Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отно­шений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по­ведения, предписанные, ожидаемые и реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

__________________________________

Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структу­рой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отно­шений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по­ведения, предписанные, ожидаемые и реализуемые участниками группового. процесса в соответствии со своей позицией в группе.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации.

В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом ин­формации он владеет. Характер сообщаемой информации также за­висит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой инфор­мации.

На практике выбор той или иной коммуникативной сети зави­сит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффек­тивным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоцио­нальный фон во взаимоотношениях.

Слайд 5.14

Особенности речевой коммуникации в малой группе:

· речевая однородность. Определяется фактором численности, длительностью и регулярностью контактов;

· преобладание оценочных и характеризу­ющих слов.

____________________________________________

Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. Когдачеловек включается в группу, его поведение постепенно приближа­ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ус-ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальном взаимодействии, поскольку совместное действие значительно об­легчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения.

Характерной лексической (языковой) особенностью малой как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором численности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы, штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен посвященным.

Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характеризу­ющих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько назва­ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение его; свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация.

Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к да социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.).

В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Причем не нужно усвоить не только принятые категории и их символы; также невысказанные предпосылки относительно того, как эти еди­ницы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными терми­нами, человек становится участником символического окружения данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве с по­мощью координат, используемых группой; он думает в тех же выра­жениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать свои опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и чать инструкции относительно того, что неясно.

Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы, то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» - владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правиль­но пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп­пы, воспринимается как инородный элемент речи.

Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непре­рывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкциони­рованы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участии: ком различных коллективных предприятий. Он научается прово­дить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать учасг тие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникатив­ный канал, который становится ему доступным, вводит его в, не­сколько иное символическое окружение.

Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику..

В частности, следует обратить внимание на тендерное разнооб­разие коммуникаций. На основе проведенных исследований было, установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различ­ным образцам общения.

Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверитель­ным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямоли­нейностью, предъявляют претензии на поощрение при достиже­нии поставленных целей, но в то же время стремятся замаскиро­вать неуверенность. Женщины в большей степени склонны к от­крытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры».

Принятые в малой группе нормы часто применяются дифферен­цированно к каждому ее члену. Например, тех, кто считается сла­бым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, ко­торому задачка по математике далась с трудом.

Коммуникативные навыки, необходимые для успешного обще­ния в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие,которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

Слайд 5.15

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

  • взаимное признание статусов участников общения как коммуни­кантов и как членов группы;
  • учет гендерных и иных особенностей моделей общения членов группы;
  • необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;
  • желательность публичного оценивания достижений других;
  • умение вовремя разрядить обстановку;
  • умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями, решениями;
  • умение предложить нужную информацию и идеи группе;
  • умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтоб не обидеть;
  • призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую информацию;
  • умение интегрировать различные идеи и информацию;
  • умение предложить план совместных действий.

_________________________________

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

  • взаимное признание статусов участников общения как коммуни­кантов и как членов группы;
  • учет гендерных и иных особенностей моделей общения членов группы;
  • необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникативные сигналы и в зависимости от ситуации корректировать стиль общения;
  • желательность публичного оценивания достижений других («Молодец! Хорошая идея!»);
  • умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
  • умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями, решениями;
  • умение предложить нужную информацию и идеи группе («A почему бы нам не...»; обратное действие здесь деструктивно: «Вопросы не по теме»); -
  • умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтоб не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы...»; «Замечательно, а не получится ли так, что...»);
  • призыв к другим высказать свое мнение и дать необходимую информацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, что ты думаешь о...»; это особенно важно для пары лидер — молчалник);
  • умение интегрировать различные идеи и информацию (это свойство особенно важно для лидера);
  • умение предложить план совместных действий («Попробуйте так...»).

Формирование групповой сплоченности и коммуникация малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деятельна ти, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности состоит не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, сколько в установлении такой кооперации, когда поведение каждого и) меняется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию движений большой сложности.

Слайд 5.16

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частое или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.

_________________________-

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частое или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом.

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной Куртом Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В спло­ченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную при­вязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабиль­ность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой не­смотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Среди изученных к настоящему времени механизмов формиро­вания групповой сплоченности особое место принадлежит группо­вому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением ин­дивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или кон­формного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 1951 г.

Слайд 5.17

Виды конформизма:

· внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив­ляться;

· внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

_____________________________________

Обычно различают два вида конформизма:

· внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив­ляться;

· внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою оче­редь внутренний конформизм предполагает две линии поведе­ния: некритическое принятие мнения большинства и сознатель­ное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформ­ностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение инди­вида, который противостоит мнению группы даже при оказывае­мом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду­цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции, Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мне­нию, хотя и со знаком минус.

Слайд 5.18

 

Групповое влияние в исследованиях конформности:

  • нормативное, когда давление оказывает большинство и е мнение воспринимается членом группы как норма;
  • информационное, когда давление может оказываться меньшинством, член группы рассматривает это мнение как информацию, на основе которой он сам должен осуществить свой выбор.

___________________________________

В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем Г- Джерардом, были выделены два вида группового влияния:

  • нормативное, когда давление оказывает большинство и е мнение воспринимается членом группы как норма;
  • информационное, когда давление может оказываться меньшинством, член группы рассматривает это мнение как информацию, на основе которой он сам должен осуществить свой выбор (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298). Нормативный конформизм подразумевает необходимость под­чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохраним, с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный харак­тер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Любопытно отметить, что после того как человек со­гласился с той или иной группой, у него возникает довольно силь­ная потребность оправдывать выбранное решение.

Таким образом, конформизм проявляется не только в ситуации сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, когда задание кажется ему чересчур трудным.

Групповая сплоченность С точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Л. Фестингером. Сплочен­ности анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе.

 

Слайд 5.19

Когнитивный диссонанс — осознание индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы

(см.: Фестингер Т еория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271).

_________________________________________

 

Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало поня­тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противоположности воих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Фестиьгер Т еория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271). По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния неразрывно переплетены с процессами воз­никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в про­цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию.

 

Слайд 5.20

Наи­более эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Диссонанс, вызван­ный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:

  • количество когнитивных элементов мнения индивида, совпада­ющих с противоположным мнением;
  • важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс;
  • авторитет человека или группы, выражающих противополож­ную точку зрения.

___________________________________________

Наи­более эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызван­ный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:

  • количество когнитивных элементов мнения индивида, совпада­ющих с противоположным мнением. Чем больше консонантных отношений, т.е. чем больше количество совпадающих когнитив­ных элементов двух высказываемых мнений, тем меньше вы­званный разногласием диссонанс. Таким образом, количествен­ная характеристика определяет в конечном счете степень несо­гласия;
  • важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссо­нанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту про­блему, я тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия;
  • авторитет человека или группы, выражающих противополож­ную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противо­положное мнение высказывается человеком или группой, при­знанными авторитетными.

 

Слайд 5.21

 

Способы выработки единого мнения в группах:

· самостоятельное изменение мнения субъекта на более распро­страненное. Именно распространенность мнения является обя­зательным условием уменьшения диссонанса;

· изменение мнения субъекта через влияние;

· утверждение превосходства собственного мнения.

__________________________________________________

Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь­нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разно­гласия, используются следующие методы, способы выработки еди­ного мнения в группах:

· самостоятельное изменение мнения субъекта на более распро­страненное. Именно распространенность мнения является обя­зательным условием уменьшения диссонанса;

· изменение мнения субъекта через влияние;

· утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и ком­муникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать тобы получить одобрение членов группы. Он попытается х, кто придерживается аналогичной точки зрения, или по-а мнение других. Причем попытки влияния будут направ-вным образом в адрес тех членов группы, которые прояв-большую степень несогласия, так как чем острее разногла-сильнее диссонанс в сознании индивида.

Экология и коммуникация в малой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то пространстве, адаптируется к нему, обживает его.

Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуни­кативной его стороны. Так, экспериментальные данные, получен­ные Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном поме­щений и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., ДубовскаяЕ.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. С 165-166).

Близость расположения влияет на усиление коммуникации
роста аттракции и дружеских отношений. По-видимому, в данном
случае сказывается и тот факт, что люди размещаются отнюдь не в
случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить тяготение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дистан­цироваться от тех, кто не вызывает желания общаться. Но этого не происходит в группах с сильным директивным руководителем
жестко контролирующим коммуникативные потоки, вследствие
чего большая часть информации, если того требует руководитель
адресуется именно соседям.

Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались ин­формацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели с соседями. На основании этих данных был сделан важный в практи­ческом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспе­чения равномерной коммуникации.

Выбор членами группы того или иного местоположения и груп­повом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь про­странственной позиции со статусом владельца. К примеру, позиция на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обладате­лю возможность контролировать групповые процессы, следова­тельно, возможность повысить свой статус, стать лидером.

Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваютсятоль-ко пространственным расположением членов группы в обычном помещении.

Исследования в этом направлении бриентированы также на изу­чение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных услови­ях—в изоляции при ограниченности перемещения, высоких на­грузках, в том числе стрессовых.

Ориентация исследователей на столь специфическую среду, ско­рее всего связана с особой сложностью и важностью задач, решае­мых группами, скажем, командой альпинистов или подводной лодки, космического корабля и т.п. К тому же необычная обстанов­ка нередко способствует более яркому выражению тех или иных групповых явлений. Поэтому значение данных исследований выхо­дит за рамки решения только практических задач.

Обобщая результаты исследований, можно с уверенностью ут­верждать, что причины многих проблем, с которыми сталкиваются группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с Ослож­нениями в процессе коммуникации. В частности, исследователями отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы кон­фликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке собственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна рричина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присо­единение новых людей, оценивая это как вторжение в сформиро­вавшуюся в данной группе коммуникативную сеть.

В любой малой группе существует также превалирующая «эмо­циональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласую­щиеся с превалирующим настроением, в значительной степени об­легчаются.

Итак, средовые факторы оказываются важным элементом ана­лиза, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуника­тивных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания.

4.ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тре­нинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп.

Семья как коммуникативная система. Семья является разно­видностью малой группы, в которой теснейшим образом перепле­тены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функцио­нальные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интим­ности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей).

Переломным моментом в исследовании семьи стало возникнове­ние представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть еди­ное целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основ­ную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между эугами, родителями и детьми, сиблингами (братьями и сестра Семья при системном подходе рассматривается как аккумулиро­ванный результат поведения всех ее членов. Это означает, что су­ществуют такие характеристики системы, которые превышают ка­чества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида внут­
ри семьи связано и зависит от поведения всех остальных. Все пове­дение является коммуникацией и, следовательно, влияет на поведение других или находится под их влиянием.

Любую семейную систему можно описать следующими парамет­рами.

Семейные правила. В основе поведения в семье лежат oпределенные устойчивые образцы. Большинство из них не осознаны членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают чтем! принимают совместные решения и т.д. Правила бывают Kyjj но заданными, и тогда они разделяются многими семьями,?! вают уникальными для каждой отдельной семьи. Семейные последовательности. Последовательность правил мс иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение одного члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение второго, на которое реагирует третий, и т.д. Например, исходным пунк­том выявления последовательности стала жалоба матери на ее проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположение, что поведение матери можно объяснить прежде всего ее взаимо­отношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сыном компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказыва­лась беспомощной, то проявлял большую активность. Таким об­разом, «беспомощность матери» оказалась психологическим способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Пси­хология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183). -ф. Семейные мифы. Семейные правила составляют основу мифов. Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуализиру­ется, когда посторонний человек входит в семью, когда происхо­дят какие-то значимые перемены либо семья переживает ситуа­цию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представлении о том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и т.п. Миф может формироваться в течение нескольких поколений. Зна­ние семейной мифологии часто позволяет понять на первый взгляд немотивированные поступки членов семейной системы. Семейный миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повыЙЙГ ся его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство

Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с от­делением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышед­шим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается соста­вить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть при­лично».

Семейная история. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например опреде­ленные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родите­лями, брачного поведения и т.д. Исследование семейной исто­рии позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особен­ности.

Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дис­функциональным.

Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как па­циент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, осо­бенно в том, что касается их психического, социального и даже фи­зического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нару­шения и т.п.) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонни­ки коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «го-меостатические механизмы», действие которых направлено на воз­вращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацла-вик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб.,

2000. С. 167-181).

Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действи­тельности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно ус­тойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную спо­собность сохранять status quo, используя преимущественно отрица­тельную обратную связь. Вводимая в семейную систему информа­ция (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и определенным образом изменяется системой. Отсюда необходимо рассматривать не только вводимую информацию, но и природу СИс_ темы и механизмы ее обратной связи.

Технология принятия группового решения. Сразу следует ого­вориться, что групповое решение не является универсальным спо­собом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие реше­ний может оказаться неприемлемым в случае, когда требуется найти быстрое решение. На выработку решения группой требуется больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, так как групповой подход предполагает взаимные контакты и по воз­можности нахождение консенсуса по принимаемым решениям.

Влияние типа задачи, или формы организации (модели) со­вместной деятельности, на групповой процесс выявлено в 'цикле исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в есте­ственных группах. Оказалось, например, что по мере организации совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно инди­видуальной модели (каждый член группы отдельно от других вы­полняет, свою часть общей задачи) к совместно взаимодействую­щей модели (каждый член группы выполняет свою часть задачи во взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров, кооперативными действиями членов груп­пы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кричев-ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. С. 213).

Основным потенциальным преимуществом группы при приня­тии решений выступают индивидуальные различия членов группы, но они могут стать балластом, если групповые процессы не позво­лят их использовать. Первым условием, необходимым для того, чтобы различные мнения были услышаны и приняты во внимание в процессе принятия решений, является организация группы на принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то момент времени общая цель должна стать более важной, чем индивидуаль­ные цели.

Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную роль в любой группе, принимающей решения. Многочисленные иссле­дования показывают следующее: чтобы члены группы предлагали и оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать определен­ные шаги к этому (активное поощрение свободного высказывания идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинства, и препятствование преждевременной оценке идей); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом.

Способность лидера группы оказывать влияние на коммуника­тивные связи в группе не сводится исключительно к инициирова­нию активности членов группы. Определенную роль играет, напри­мер, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьша­ется, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фрак­ции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличени­ем численности группы, особенно если членов группы четное ЧИСЛО.

Слайд 5.22

Процесс принятия группового решения:

1. установление фактов,

2. оценка фактов,

3. поиск решений,

4. принятие ре­шений.

_______________________________

Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие ре­шений.

Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основ­ное внимание сосредоточить на максимальной объективности ин­формации.

Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они дума­ют о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющие­ся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мне­ния людей как членов данной труппы.

Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои спо­собности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение.

Четвертая фаза — фаза принятия решения, когда предло­женные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе ана­лиза достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы Недостатком группового принятия решения является #^ ЧТо группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное ре. шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, когда решение проблем находится в процессе группового обсуждения, ес­тественно, стремящегося к усредненной точке зрения и исключе­нию крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантов ре­шения. Данная тенденция получила название группового мышления или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия она обусловливает существенное снижение качества конечного резуль­тата обсуждения. Симптомами группового мышления могут высту­пать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этических норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости груп­пы, давление на противников, ставка исключительно на едино­душие.

Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное! реше­ние, не всегда является обязательным условием эффективного группового решения. Более разумным представляется требование ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исходных данных, что позволяет достичь общего уровня понимания пробле­мы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с мне­нием большинства члены группы получат основания в дальнейшем поддержать принятое решение. Это обстоятельство особенно важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответственнос­ти, поскольку групповые решения действительно ослабляют чувст­во личной ответственности, особенно в ситуации, когда человек может сказать: «Почему я должен это делать? Ведь я был против!»

Как показывает практика, наиболее эффективным профилакти­ческим средством борьбы с групповым мышлением может стать внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности которого входила бы конструктивная критика предлагаемых идей.

Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вовлече­ние в группу новых членов, приглашение «зрителей», принятие окончательного решения только после того, как участники группы получили достаточное время для его анализа.

Еще одним феноменом, возникающим в процессе группового об­суждения, выступает так называемая групповая поляризация - доведе­ние изначальных установок членов группы до неких экстремальных форм (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято считать, что установки членов группы могут поляризоваться в любом на­правлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд иссле­дователей придерживается мнения о существовании тенденции к преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе гово­ря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивиду­ально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценност­ным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изо­бретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства боль­ше стремится к новаторскому коллективному решению.

Наконец, в современных условиях система поддержки группо­вых решений (это особенно важно Для формальных групп) предус­матривает использование компьютерных технологий, дающих воз­можность благодаря наглядности, быстрой обработке поступаю­щих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями.

Слайд 5.23

Психокоррекционные группы - небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени.

Основная задача таких групп - взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений.

_____________________________

Особенности коммуникации в психокоррекционных груп­пах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие спе­циализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в те­чение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное рас­крытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодейст­вия и преодоления эмоциональных нарушений.

Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и те­рапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разно­видности естественных групп. Скорее они символизируют создан­ную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу.

Такие группы возглавляет специально назначенный руководи­тель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: экспер­та (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависи­мости от формы работы с группой может занимать позицию как ак­тивного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важней­шая функция руководителя состоит в организации коммуникацион­ного пространства группы.

 

Слайд 5.24

Виды психокоррекционных групп:

1. группы организационного развития или решения про­блем

2. группы бучения руководителей и развития межличностных навыков;

3. группы личностного развития;

4. терапевтические группы.

______________________________

Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения про­блем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы.

Преимущества групповой формы работы определяются прежде всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой — группа в известной степени выступает миниатюрной моделью общества. Поэтому опыт, приобретенный в специально созданной среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем мире Важное значение для понимания ролей, которые играют в группе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимодейст­вия, широко применяемый для исследования групп в лабораторных условиях и для изучения реальных психотерапевтических групп. Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в пси­хокоррекционных группах выявили два типа функций поведения которые необходимы для успешного существования группы: функ­ции решения задач и функции оказания поддержки.

Функции решения задач представлены процессами, служащими средством достижения определенных целей. На такое достижение они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведения включают, например, внесение и принятие предложений, мнений или сведений.

Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и социальным климатом в группе.

 

Они способствуют возникновению чув­ства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что об­легчает достижение групповых целей. Поведение членов группы, занятых решением конкретной задачи или оказанием поддержки, может либо способствовать разви­тию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезмер­ной зависимости представляет собой негативную форму поведе­ния. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать совета у руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать собственную позицию. Проявление чрезмерного напряжения - также форма негативного поведения, поскольку затрудняет общение. В ходе групповой работы функции решения задач и оказания поддержки постоянно переплетаются. Достижение цели может повлиять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти или желание командовать способны затормозить решение даже самой простой задачи. Для эффективной работы группе требуется определенный ба­ланс позитивных способов поведения, связанных как с оказание поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда группа трудится над достижением цели, кто-либо в ней может взять на себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряжен­ность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может ни помнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены rpyппы, играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в достижении конечной цели.

В типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гар­моничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. В большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей.

Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официально принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Например, члены группы, созданной для решения какой-либо проблемы внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом деле могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают решать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту, до какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отноше­ниях с ними руководствоваться их личными качествами или их статусой. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмо­циональной открытости и душевного тепла. В группе, ориентиро­ванной на решение конкретной задачи, вся работа может быть дез­организована нарушителями установленных норм.

Нормы поведения должны соответствовать целям группы. Со­блюдение этих норм способствует установлению честных и откро­венных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высо­кий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неудобство у

ех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным. Возможность установить облегчающие коммуникацию нормы общения часто бывает ограничена личными нуждами и заботами.

Открытые цели и намерения, оборонительные реакции членов груп­пы, обусловленные чувством необходимости защитить себя от бес­покойства, замешательства или возможной грубости, могут прийти в противоречие с целями группы. Большинство членов группы за­ботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая по­могла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом груп­пы может повлиять на готовность индивида к интеллектуальному или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при их успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего раз­вития эффективных коммуникационных норм.

В группах могут возникать своеобразные содружества или под­группы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие под­группы способствуют достижению целей группы, они могут ока­заться полезными. Например, два психологически зажатых уче­ника могут поддержать друг друга путем взаимного ободрения, а поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, выну; дающего их делать то, к чему они еще не готовы.

Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые ценностные установки или жизненный опыт. Образующиеся при этом подгруппы могут в большей степени, чем группа в целом, уст­раивать тех, кто в них допущен, и вооружать их чувством защищен­ности и превосходства. При повышенной потребности в близости, зависимости или доминировании играть свою излюбленную роль Бо всей группе трудно, но зато можно преуспеть в рамках подгруп­пы. Дружеские связи могут тормозить коммуникационные процессы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обменива­ются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких

словиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапев­тического общения не соблюдаются, а изменение и развитие лич­ности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в подгруппу чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности всей группы тем самым наносится урон. Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установ­ленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обстоятельств, например от группового статуса участника. Члены груп­пы с низким Статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблю­дения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не до­стигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной свя­зи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действо­вать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы под­держивать в группе порядок и направлять происходящие в труппе взаимодействия.

Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявля­йся в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участ­ники общаются между собой интенсивнее, Чем в менее сплочен­ных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участ­ников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени.

Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы высту­пает возможное снижение общего уровня критичности, наивный оптимизм в принятии решений, а также явление, получившее название «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать неблагоприятное воздействие на процесс коллективного решены
проблем из-за склонности членов группы быстро сходиться вр мне.
ниях и из-за их готовности соглашаться друг с другом, не считаясь
с возможностью ошибки.

Большей привлекательности психокоррекционной группы будет способствовать комплекс подготовительных мероприятий, в частности позитивное описание ожидаемых результатов от обретаемого в группе опыта, предварительное собеседование, тированное на знакомство особенностями группового поведения. Поэтому желательно с самого начала установить нормы и стандарты поведения, которые в дальнейшем будет уже непросто изменить.

 

ВЫВОДЫ

1. Коммуникация в малой группе помимо обмена информацией между чле­
нами группы выполняет комплекс функций, направленных на поддержа­
ние самой группы, таких, как формирование согласия, обеспечение согласо?
ванных действий, складывание особой культуры группы.

2. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций чле­нов группы в системах информационных потоков, связывающих пленов группы между собой и внешней средой, и концентрации у них того или, иного объема групповой информации.

3. Специфическими особенностями коммуникации в малой группе являют­ся ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой ком-муникативной тактики, т.е. грамматика внутригруппового общения.

4. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей яв­ляется степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов груп­пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в ^целом. Важнейшими механизмами формирования групповой сплоченности вы­ступают групповое давление и процесс преодоления когнитивного диссо­нанса.

5. Средовые факторы оказываются важным элементом анализа, посколь­ку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания-

6. Прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении факторов, позволяющих оптимизировать функционирование конкретных видов малых групп посредством совершенствования системы внутригрупповой коммуникации.

 


Слайд 6.1.

Тема 6. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных