ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.
________________________________ Коммуникативная структура малой группы. Структура малрй группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами- При исследовании малых групп чаще всего выделяют: · структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностыо (экономические, организационные, функциональные); · структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно-ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений). В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:
Еще в конце 1940-х гг. А. Бейвелас попытался экспериментальным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуникативного процесса группа наиболее эффективна в решении поставленной проблемы? Иначе говоря: как должна быть налажена циркуляция информации в группе (кем, кому и как часто должна передаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей? (см.: Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. С. 50) Суть эксперимента состояла в следующем. Пять человек рассаживаются за круглым столом, разделенным перегородками на пять кабин, причем так, что участники не видят друг друга. Каждый из них получает карту, на которой изображены пять символов из шести возможных (круг, треугольник, звезда, квадрат, крест, ромб). Поставленная задача состоит в определении общего для всех символа. Соответственно взаимодействие происходит лишь посредством записок, передаваемых через прорези в стенках кабины. Открывая одни и закрывая другие прорези, экспериментатор регулирует циркуляцию информации в группе. Задача считается решенной, когда каждый назовет общий символ. В эксперименте Бейвеласа использовались три вида коммуникативных сетей: круг (первый испытуемый передает записку второму, второй третьему, тот — четвертому, последний — вновь первому, причем циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (то же, что и в предыдущем варианте, только первый и последний не связаны между собой); крест (все записки передаются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию, остальные между собой не связаны). Та же процедура использовалась в экспериментах, проведенных спустя несколько лет Г. Ливиттом. Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации существенно влияет на поведение членов группы и способ решения поставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авторы, предопределяется объемом информации, которая к нему поступает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен между другими членами группы. Человек, обладающий большим объемом информации и большей возможностью регулировать циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении проблемы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, которую он занимает. В случае, когда человек занимает центральную позицию он становится главным субъектом окончательного решения. Таким образом, согласно гипотезе, степень централизации должна сказываться на эффективности решения задачи. Замеры делались в отношении времени решения, числа записок, числа ошибок. В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная сеть типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи при общем наименьшем количестве записок и ошибочных решений. Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие центральные позиции, получили большее удовлетворение от работы в группе чем те, кто находился на периферии коммуникативной сети. Как предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в коммуникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры группы, т.е. влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию с их стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой группы оказалась выше при децентрализованных сетях. Эксперименты Бейвеласа и Ливитта стимулировали множество подобных исследований, в которых варьировались типы коммуникативных сетей, а получаемые данные интерпретировались в русле тех же идей. Следующим этапом в исследовании коммуникативной структуры малой группы явились исследования французских психологов К. Фашо и С. Московичи. Экспериментаторы впрямую задались вопросом о связи типа коммуникативной сети с характером задачи, поставленной перед группой. В частности, их интересовал вопрос: во всех ли случаях централизованная сеть наиболее эффективна? Использованная авторами экспериментальная ситуация существенно отличалась от предыдущей. Решая поставленную задачу, группа была вольна конструировать коммуникативную сеть. Никаких ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид (письменная или устная) не накладывалось. Проводилось тщательное наблюдение. Авторы исходили из предположения, что между характером задачи, структурой коммуникаций и способностью группы к решению проблемы существует прямая зависимость. Центральная роль отводилась задаче, которая, согласно исходному предположению, обусловливает формирование той или иной сети коммуникации-Испытуемым предлагались два типа проблем: в одном случае требовалось установить логическую последовательность предъявленных фигур, и было единственно правильное решение; в другом — из за данного числа элементов нужно было составить максимальное количество фигур. Решение первой задачи предполагало выработку стратегии, подчиняющейся единым правилам, и требовало тесной координации усилий членов группы. Решение второй задачи не нуждалось в объединении общих усилий, напротив, оно требовало раскрепощения индивидуальной фантазии. В результате исследования выяснилось, что при решении обеих задач вырабатывались как централизованные, так и децентрализованные сети. Однако группы, решающие первую проблему, в 2 раза чаще приходили к централизации коммуникативного обмена, тогда как во втором случае в 3 раза более продуктивной выступала децентрализованная сеть и именно она формировалась в первую очередь. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соответствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сложившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для достижения цели. Подобная оптимизация естественным образом происходит в процессе развития группы. Последующие исследования подтвердили эту закономерность. В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.
Слайд 5.12 В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радиально или иерархически). В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети (круговая, полная). ______________________________________ В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радиально или иерархически). Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту же, без искажений, информацию до сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе. Виды централизованных коммуникативных структур (сетей) в малых группах (рис. 10.1): · фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает. им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия; · радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию; · иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть денег. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из схемы, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника. В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети. Информация в децентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи. Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы. · круговая — отличается тем, что здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их; · полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации. Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетворенность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее (см.: Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 568).
Слайд 5.13 Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемые и реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации. __________________________________ Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структурой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отношений между индивидами, в основе которой лежат типичные способы поведения, предписанные, ожидаемые и реализуемые участниками группового. процесса в соответствии со своей позицией в группе. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации. В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой информации. На практике выбор той или иной коммуникативной сети зависит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоциональный фон во взаимоотношениях. Слайд 5.14 Особенности речевой коммуникации в малой группе: · речевая однородность. Определяется фактором численности, длительностью и регулярностью контактов; · преобладание оценочных и характеризующих слов. ____________________________________________ Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. Когдачеловек включается в группу, его поведение постепенно приближается к принятым стандартам — от грубого подражания к освоению конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ус-ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям других людей. Установившиеся ориентации используются в социальном взаимодействии, поскольку совместное действие значительно облегчается, если существует взаимопонимание ее символического окружения. Характерной лексической (языковой) особенностью малой как формальной, так и неформальной, выступает ее речевая однородность. Эта особенность определяется фактором численности, длительностью и регулярностью контактов. Часто в таких группах коммуниканты используют слова, речевые образцы, штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен посвященным. Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характеризующих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где люди объединены общим опытом и интересами, важно не столько название предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение его; свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация. Таким образом, члены малой группы обладают общим лексическим опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к да социальной группе, так и присущей данной группе социальной дифференциации. Отсюда одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (жаргоны, локальный юмор и т.п.). В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего должен научиться внутреннему языку новой группы. Причем не нужно усвоить не только принятые категории и их символы; также невысказанные предпосылки относительно того, как эти единицы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными терминами, человек становится участником символического окружения данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве с помощью координат, используемых группой; он думает в тех же выражениях, которые использует в разговоре с другими и которые другие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать свои опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и чать инструкции относительно того, что неясно. Поскольку каждый индивид входит в различные малые группы, то как коммуникативная личность он является «полиглоссным» - владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной группы, воспринимается как инородный элемент речи. Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участии: ком различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать учасг тие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в, несколько иное символическое окружение. Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику.. В частности, следует обратить внимание на тендерное разнообразие коммуникаций. На основе проведенных исследований было, установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения. Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверительным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямолинейностью, предъявляют претензии на поощрение при достижении поставленных целей, но в то же время стремятся замаскировать неуверенность. Женщины в большей степени склонны к открытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры». Принятые в малой группе нормы часто применяются дифференцированно к каждому ее члену. Например, тех, кто считается слабым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, — в основном межличностного плана, но есть и такие,которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса. Слайд 5.15 Правила коммуникативного поведения в группе включают:
_________________________________ Правила коммуникативного поведения в группе включают:
Формирование групповой сплоченности и коммуникация малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деятельна ти, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности состоит не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, сколько в установлении такой кооперации, когда поведение каждого и) меняется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию движений большой сложности. Слайд 5.16 Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частое или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. _________________________- Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частое или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной Куртом Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений. Среди изученных к настоящему времени механизмов формирования групповой сплоченности особое место принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 1951 г. Слайд 5.17 Виды конформизма: · внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться; · внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. _____________________________________ Обычно различают два вида конформизма: · внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться; · внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции, Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус. Слайд 5.18
Групповое влияние в исследованиях конформности:
___________________________________ В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем Г- Джерардом, были выделены два вида группового влияния:
Таким образом, конформизм проявляется не только в ситуации сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, когда задание кажется ему чересчур трудным. Групповая сплоченность С точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Л. Фестингером. Сплоченности анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе.
Слайд 5.19 Когнитивный диссонанс — осознание индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Фестингер Т еория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271). _________________________________________
Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало понятие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противоположности воих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Фестиьгер Т еория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271). По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния неразрывно переплетены с процессами возникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию.
Слайд 5.20 Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:
___________________________________________ Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:
Слайд 5.21
Способы выработки единого мнения в группах: · самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса; · изменение мнения субъекта через влияние; · утверждение превосходства собственного мнения. __________________________________________________ Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах: · самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса; · изменение мнения субъекта через влияние; · утверждение превосходства собственного мнения. Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать тобы получить одобрение членов группы. Он попытается х, кто придерживается аналогичной точки зрения, или по-а мнение других. Причем попытки влияния будут направ-вным образом в адрес тех членов группы, которые прояв-большую степень несогласия, так как чем острее разногла-сильнее диссонанс в сознании индивида. Экология и коммуникация в малой группе. Когда речь идет об экологических, т.е. средовых, аспектах жизнедеятельности группы, прежде всего подразумевается, что группа располагается в каком-то пространстве, адаптируется к нему, обживает его. Пространственные расположения членов группы влияют на развитие внутригруппового взаимодействия, в частности коммуникативной его стороны. Так, экспериментальные данные, полученные Р. Соммером, показывают, что существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещений и их взаимодействием и аттракцией (см.: Кричевский Р.Л., ДубовскаяЕ.М. Социальная психология малой группы. М., 2001. С 165-166). Близость расположения влияет на усиление коммуникации Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели с соседями. На основании этих данных был сделан важный в практическом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспечения равномерной коммуникации. Выбор членами группы того или иного местоположения и групповом пространстве обнаруживает определенную взаимосвязь пространственной позиции со статусом владельца. К примеру, позиция на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обладателю возможность контролировать групповые процессы, следовательно, возможность повысить свой статус, стать лидером. Средовые характеристики, безусловно, не ограничиваютсятоль-ко пространственным расположением членов группы в обычном помещении. Исследования в этом направлении бриентированы также на изучение «экзотических» групп, находящихся в экстремальных условиях—в изоляции при ограниченности перемещения, высоких нагрузках, в том числе стрессовых. Ориентация исследователей на столь специфическую среду, скорее всего связана с особой сложностью и важностью задач, решаемых группами, скажем, командой альпинистов или подводной лодки, космического корабля и т.п. К тому же необычная обстановка нередко способствует более яркому выражению тех или иных групповых явлений. Поэтому значение данных исследований выходит за рамки решения только практических задач. Обобщая результаты исследований, можно с уверенностью утверждать, что причины многих проблем, с которыми сталкиваются группы, находящиеся в экстремальной ситуации, связаны с Осложнениями в процессе коммуникации. В частности, исследователями отмечаются в качестве причин возникающих внутри группы конфликтов неэффективность взаимодействия, различия в оценке собственного вклада в общую деятельность и вклада других. Еще одна рричина обусловлена особенностями взаимодействия с другими группами или отдельными людьми. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в данной группе коммуникативную сеть. В любой малой группе существует также превалирующая «эмоциональная атмосфера», от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласующиеся с превалирующим настроением, в значительной степени облегчаются. Итак, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания. 4.ПРАГМАТИКА КОММУНИКАЦИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ Последняя четверть XX в. характеризовалась усилением интереса к прикладным исследованиям малой группы, прежде всего в сфере бизнеса и промышленного производства, семьи, группового тренинга и терапии. В полной мере это утверждение справедливо и в отношении изучения коммуникационных процессов в конкретных видах малых групп. Семья как коммуникативная система. Семья является разновидностью малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия (члены семьи выполняют соответствующие социальные роли и функциональные обязанности и т.д.) и неформальных отношений (причем как с позитивным знаком в виде проявлений тепла, ласки, интимности, так и с негативным знаком, например в форме физической агрессии относительно детей). Переломным моментом в исследовании семьи стало возникновение представлений о ней как о системе. Системный подход к семье означает признание, что все в ней взаимосвязано, что семья есть единое целое, единый биологический и социально-психологический организм. Одновременно исследователи семьи характеризуют ее и как основную социокультурную единицу, посредством которой из поколения в поколение передаются традиции, обычаи, привычки и отношения. При этом исследуются: субсистемы семьи — прежде всего отношения между эугами, родителями и детьми, сиблингами (братьями и сестра Семья при системном подходе рассматривается как аккумулированный результат поведения всех ее членов. Это означает, что существуют такие характеристики системы, которые превышают качества индивидуальных членов. Поведение каждого индивида внут Любую семейную систему можно описать следующими параметрами. Семейные правила. В основе поведения в семье лежат oпределенные устойчивые образцы. Большинство из них не осознаны членами семьи, но мы их можем выявить, наблюдая за поведением членов семьи, за тем, как они обсуждают чтем! принимают совместные решения и т.д. Правила бывают Kyjj но заданными, и тогда они разделяются многими семьями,?! вают уникальными для каждой отдельной семьи. Семейные последовательности. Последовательность правил мс иметь форму «цепочки», когда устойчивое поведение одного члена семьи вызывает столь же устойчивое поведение второго, на которое реагирует третий, и т.д. Например, исходным пунктом выявления последовательности стала жалоба матери на ее проблемы с сыном. Исследование подтвердило предположение, что поведение матери можно объяснить прежде всего ее взаимоотношениями с отцом ребенка. Так, если она вела себя с сыном компетентно, то отец «уходил в сторону», а если она оказывалась беспомощной, то проявлял большую активность. Таким образом, «беспомощность матери» оказалась психологическим способом поддержки мужа (см.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С. 183). -ф. Семейные мифы. Семейные правила составляют основу мифов. Миф — это сложное семейное знание. Оно обычно актуализируется, когда посторонний человек входит в семью, когда происходят какие-то значимые перемены либо семья переживает ситуацию дисфункции. Отмечается, что в дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Суть мифа заключается в разделяемом членами семьи представлении о том, какие мы: «мы — дружная семья», «мы — семья героев» и т.п. Миф может формироваться в течение нескольких поколений. Знание семейной мифологии часто позволяет понять на первый взгляд немотивированные поступки членов семейной системы. Семейный миф функционален и в силу этого необходим. Особенно повыЙЙГ ся его значение в ситуациях, когда условием выживания семьи как системы выступает ее единство Однако в ряде случаев миф становится дисфункциональным. Это происходит, когда чрезмерное единение мешает выходу семьи или отдельным ее членам на новый этап развития. Так, в семье, где царит миф «мы — дружная семья», всегда возникают трудности с отделением взрослых детей от родителей. Кроме того, людям, вышедшим из семей, имеющих разную мифологию, редко удается составить собственную семью. Человек-бунтарь не выживет в семье с мифом о том, что «мы — очень порядочные», «все должно быть прилично». Семейная история. Есть определенные закономерности, которые почти всегда воспроизводятся в поколениях, например определенные стереотипы поведения во взаимоотношениях с родителями, брачного поведения и т.д. Исследование семейной истории позволяет узнать эти повторяющиеся в поколениях особенности. Как и любая другая система, семейная система функционирует в соответствии с законом гомеостаза. Закон гомеостаза проявляется в стремлении системы сохранить свое положение, каким бы оно ни было. Это верно по отношению как к функциональным семьям, так и дисфункциональным. Отмечается, к примеру, что изменения в лучшую или худшую сторону состояния того члена семьи, который определяется как пациент, обычно оказывают воздействие на других членов семьи, особенно в том, что касается их психического, социального и даже физического здоровья. Так, известен факт резких изменений в семьях психиатрических пациентов (депрессии, психосоматические нарушения и т.п.) в ответ на улучшение состояния пациента. Сторонники коммуникационного подхода объясняют данное явление прежде всего через понятие «семейного гомеостаза», а формы поведения, вызывающие подобного рода изменения, рассматриваются как «го-меостатические механизмы», действие которых направлено на возвращение системы в состояние хрупкого равновесия (см.: Вацла-вик П. и др. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000. С. 167-181). Таким образом, многие индивидуальные характеристики членов семьи, особенно симптоматическое поведение, являются в действительности свойствами системы. Нарушенные семьи особенно устойчивы к изменениям и часто демонстрируют удивительную способность сохранять status quo, используя преимущественно отрицательную обратную связь. Вводимая в семейную систему информация (действия членов семьи или окружения) обрабатывается и определенным образом изменяется системой. Отсюда необходимо рассматривать не только вводимую информацию, но и природу СИс_ темы и механизмы ее обратной связи. Технология принятия группового решения. Сразу следует оговориться, что групповое решение не является универсальным способом разрешения каких-либо проблем. Групповое принятие решений может оказаться неприемлемым в случае, когда требуется найти быстрое решение. На выработку решения группой требуется больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, так как групповой подход предполагает взаимные контакты и по возможности нахождение консенсуса по принимаемым решениям. Влияние типа задачи, или формы организации (модели) совместной деятельности, на групповой процесс выявлено в 'цикле исследований, проведенных Л.И. Уманским с сотрудниками в естественных группах. Оказалось, например, что по мере организации совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно индивидуальной модели (каждый член группы отдельно от других выполняет, свою часть общей задачи) к совместно взаимодействующей модели (каждый член группы выполняет свою часть задачи во взаимосвязи с другими), возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров, кооперативными действиями членов группы, растущим чувством причастности к общему делу (см.: Кричев-ский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. С. 213). Основным потенциальным преимуществом группы при принятии решений выступают индивидуальные различия членов группы, но они могут стать балластом, если групповые процессы не позволят их использовать. Первым условием, необходимым для того, чтобы различные мнения были услышаны и приняты во внимание в процессе принятия решений, является организация группы на принципах сотрудничества. Другими словами, в какой-то момент времени общая цель должна стать более важной, чем индивидуальные цели. Лидеры, формальные либо неформальные, играют важную роль в любой группе, принимающей решения. Многочисленные исследования показывают следующее: чтобы члены группы предлагали и оценивали идеи, лидер группы должен предпринимать определенные шаги к этому (активное поощрение свободного высказывания идей, требования, чтобы было услышано мнение меньшинства, и препятствование преждевременной оценке идей); в противном случае групповое решение скорее отразит вариант, которому отдает предпочтение лидер, нежели учтет мнение группы в целом. Способность лидера группы оказывать влияние на коммуникативные связи в группе не сводится исключительно к инициированию активности членов группы. Определенную роль играет, например, численность группы: чем многочисленнее группа, тем сложнее управлять коммуникативным процессом. Вероятность того, что в обсуждении смогут принимать участие все члены группы, уменьшается, а шансы, что в дискуссии будет доминировать небольшое число людей, возрастают. Вероятность того, что появятся фракции, преследующие различные цели, также возрастает с увеличением численности группы, особенно если членов группы четное ЧИСЛО. Слайд 5.22 Процесс принятия группового решения: 1. установление фактов, 2. оценка фактов, 3. поиск решений, 4. принятие решений. _______________________________ Процесс принятия группового решения включает четыре фазы: установление фактов, оценка фактов, поиск решений, принятие решений. Первая фаза после постановки проблемы связана со сбором данных. В этот период следует воздерживаться от оценок, а основное внимание сосредоточить на максимальной объективности информации. Вторая фаза носит оценочный характер. Члены группы на этом этапе должны иметь возможность высказать все, что они думают о собранных данных. Главное здесь — зафиксировать имеющиеся оценки, причем не индивидуальные позиции как таковые, а мнения людей как членов данной труппы. Третья фаза, ее иногда еще называют «квазибрейнстор-минг»1, имеет целью выработку различных вариантов решений. На данном этапе от группы требуется продемонстрировать свои способности к воображению. Одним из критериев эффективности прохождения данной фазы выступает отсутствие или минимальное количество случаев игнорирования высказанных мнений и отказов защищать свое мнение. Четвертая фаза — фаза принятия решения, когда предложенные решения сопоставляются с диагнозом, поставленным на втором этапе. Окончательное решение принимается на основе анализа достоинств и недостатков предложенных вариантов, их вы Недостатком группового принятия решения является #^ ЧТо группы могут выработать всех устраивающее, а не оптимальное ре. шение проблемы. Причины этого заложены в самом подходе, когда решение проблем находится в процессе группового обсуждения, естественно, стремящегося к усредненной точке зрения и исключению крайних, в том числе, возможно, и оптимальных вариантов решения. Данная тенденция получила название группового мышления или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия она обусловливает существенное снижение качества конечного результата обсуждения. Симптомами группового мышления могут выступать стереотипность мышления, иллюзия соблюдения этических норм, иллюзия собственной непогрешимости и неуязвимости группы, давление на противников, ставка исключительно на единодушие. Таким образом, консенсус, понимаемый как единодушное! решение, не всегда является обязательным условием эффективного группового решения. Более разумным представляется требование ответственного подхода к сбору, анализу и обсуждению исходных данных, что позволяет достичь общего уровня понимания проблемы. Только в этом случае можно ожидать, что не согласные с мнением большинства члены группы получат основания в дальнейшем поддержать принятое решение. Это обстоятельство особенно важно подчеркнуть в связи с проблемой разделения ответственности, поскольку групповые решения действительно ослабляют чувство личной ответственности, особенно в ситуации, когда человек может сказать: «Почему я должен это делать? Ведь я был против!» Как показывает практика, наиболее эффективным профилактическим средством борьбы с групповым мышлением может стать внедрение в группу «адвоката дьявола», в обязанности которого входила бы конструктивная критика предлагаемых идей. Хорошо зарекомендовали себя также такие методы, как вовлечение в группу новых членов, приглашение «зрителей», принятие окончательного решения только после того, как участники группы получили достаточное время для его анализа. Еще одним феноменом, возникающим в процессе группового обсуждения, выступает так называемая групповая поляризация - доведение изначальных установок членов группы до неких экстремальных форм (особенно в случае агрессивной конфронтации). Принято считать, что установки членов группы могут поляризоваться в любом направлении — в сторону риска или консерватизма. Однако ряд исследователей придерживается мнения о существовании тенденции к преобладанию сдвига в сторону рискованных решений, иначе говоря, человек в ситуации группового взаимодействия больше склонен к «экспериментам», чем если бы решение принималось индивидуально. Окончательный результат определяется тем, насколько группа прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценностным ориентациям. Так, группа, в которой культивируются дух изобретательства и оригинальности, в силу этого обстоятельства больше стремится к новаторскому коллективному решению. Наконец, в современных условиях система поддержки групповых решений (это особенно важно Для формальных групп) предусматривает использование компьютерных технологий, дающих возможность благодаря наглядности, быстрой обработке поступающих предложений, оперативной связи с отсутствующими членами группы преодолеть коммуникативные барьеры, структурировать процесс решений и управлять групповыми дискуссиями. Слайд 5.23 Психокоррекционные группы - небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений. _____________________________ Особенности коммуникации в психокоррекционных группах. Психокоррекционными группами обычно называют небольшие специализированные объединения людей, регулярно проводящие встречи в течение определенного времени. Основная задача таких групп - взаимное раскрытие, получение информации о собственной личности и возможностях совершенствования в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений. Психокоррекционные (иногда их называют тренинговыми и терапевтическими) группы не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Скорее они символизируют созданную психологами некую искусственную реальность, приносящую конкретную практическую пользу. Такие группы возглавляет специально назначенный руководитель, выполняющий обычно следующие ролевые функции: эксперта (специалиста, комментатора), катализатора, аранжировщика (помощь в тупиковых ситуациях), образцового участника (в зависимости от формы работы с группой может занимать позицию как активного участника группы, так и аутсайдера), но, пожалуй, важнейшая функция руководителя состоит в организации коммуникационного пространства группы.
Слайд 5.24 Виды психокоррекционных групп: 1. группы организационного развития или решения проблем 2. группы бучения руководителей и развития межличностных навыков; 3. группы личностного развития; 4. терапевтические группы. ______________________________ Психокоррекционные группы обычно подразделяют на четыре категории: группы организационного развития или решения проблем; группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; группы личностного развития; терапевтические группы. Преимущества групповой формы работы определяются прежде всего спецификой места, которое занимает малая группа в социуме: с одной стороны, межличностное взаимодействие, а с другой — группа в известной степени выступает миниатюрной моделью общества. Поэтому опыт, приобретенный в специально созданной среде, зачастую может успешно использоваться и во внешнем мире Важное значение для понимания ролей, которые играют в группе ее члены (и руководитель), имеет анализ процесса взаимодействия, широко применяемый для исследования групп в лабораторных условиях и для изучения реальных психотерапевтических групп. Наблюдения за вербальной и невербальной коммуникацией в психокоррекционных группах выявили два типа функций поведения которые необходимы для успешного существования группы: функции решения задач и функции оказания поддержки. Функции решения задач представлены процессами, служащими средством достижения определенных целей. На такое достижение они и мобилизуют группу. Соответствующие способы поведения включают, например, внесение и принятие предложений, мнений или сведений. Функции оказания поддержки связаны с эмоциональным и социальным климатом в группе. Они способствуют возникновению чувства взаимной приязни членов группы и их сплоченности, что облегчает достижение групповых целей. Поведение членов группы, занятых решением конкретной задачи или оказанием поддержки, может либо способствовать развитию группы, либо затруднять его. Например, проявление чрезмерной зависимости представляет собой негативную форму поведения. Зависимый член группы будет постоянно спрашивать совета у руководителя и партнеров, вместо того чтобы вырабатывать собственную позицию. Проявление чрезмерного напряжения - также форма негативного поведения, поскольку затрудняет общение. В ходе групповой работы функции решения задач и оказания поддержки постоянно переплетаются. Достижение цели может повлиять на мнения членов группы друг о друге, а чувство зависти или желание командовать способны затормозить решение даже самой простой задачи. Для эффективной работы группе требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных как с оказание поддержки, так и с решением стоящих перед нею задач. Когда группа трудится над достижением цели, кто-либо в ней может взять на себя функцию оказания поддержки, чтобы разрядить напряженность, и наоборот, когда группа развлекается, кто-нибудь может ни помнить о деле. Чем большую гибкость проявят члены rpyппы, играя каждый свою роль, тем больше группа преуспеет в достижении конечной цели. В типичном случае одни члены группы берут на себя исполнение той или иной роли, важной для решения стоящих пред группой задач, а другие берут на себя ответственность за поддержание гармоничных взаимоотношений. Лидеры по части эмоциональных и социальных отношений обычно становятся в группе любимцами. В большинстве психокоррекционных групп именно социальные и эмоциональные аспекты являются главными, поэтому внимание к чувствам и отношениям способствует достижению групповых целей. Разумеется, нормы есть в любой группе. Иногда официально принятые и сложившиеся сами собой нормы не совпадают. Например, члены группы, созданной для решения какой-либо проблемы внешне ратуя за сотрудничество и обмен идеями, на самом деле могут соперничать и подсиживать друг друга. Нормы помогают решать, надо ли выражать свои чувства, как делать это к месту, до какой степени может доходить участие к другим, надо ли в отношениях с ними руководствоваться их личными качествами или их статусой. Обычно стандартом становится поощрение проявлений эмоциональной открытости и душевного тепла. В группе, ориентированной на решение конкретной задачи, вся работа может быть дезорганизована нарушителями установленных норм. Нормы поведения должны соответствовать целям группы. Соблюдение этих норм способствует установлению честных и откровенных отношений между членами группы. Стиль реализации этой обратной связи может быть разным: в некоторых группах принято высказывать замечания в мягкой и позитивной форме, в других поддерживается установка на резкую конфронтацию. Кроме того, нормы могут меняться по мере развития группы. Например, высокий уровень самораскрытия поначалу может вызвать неудобство у ех, кто только-только стал ощущать себя членом группы, но в дальнейшем такое поведение может стать для них совершенно естественным. Возможность установить облегчающие коммуникацию нормы общения часто бывает ограничена личными нуждами и заботами. Открытые цели и намерения, оборонительные реакции членов группы, обусловленные чувством необходимости защитить себя от беспокойства, замешательства или возможной грубости, могут прийти в противоречие с целями группы. Большинство членов группы заботится о своем имидже, и каждый выбирает себе роль, которая помогла бы его сохранить. Желание стать полноценным членом группы может повлиять на готовность индивида к интеллектуальному или эмоциональному риску. Вспомогательные цели группы при их успешном достижении могут заложить основу для дальнейшего развития эффективных коммуникационных норм. В группах могут возникать своеобразные содружества или подгруппы, даже если руководитель этого не поощряет. Если такие подгруппы способствуют достижению целей группы, они могут оказаться полезными. Например, два психологически зажатых ученика могут поддержать друг друга путем взаимного ободрения, а поначалу могут служить друг для друга защитой от давления, выну; дающего их делать то, к чему они еще не готовы. Дружба обычно возникает между теми, кто имеет одинаковые ценностные установки или жизненный опыт. Образующиеся при этом подгруппы могут в большей степени, чем группа в целом, устраивать тех, кто в них допущен, и вооружать их чувством защищенности и превосходства. При повышенной потребности в близости, зависимости или доминировании играть свою излюбленную роль Бо всей группе трудно, но зато можно преуспеть в рамках подгруппы. Дружеские связи могут тормозить коммуникационные процессы в группе из-за возникающей путаницы во взаимоотношениях и боязни разгласить конфиденциальную информацию. Союзники склонны во всем соглашаться между собой, они то и дело обмениваются понимающими взглядами, вступаются друг за друга. В таких словиях открытое выражение чувств подавляется, нормы терапевтического общения не соблюдаются, а изменение и развитие личности встречает сопротивление. Те, кто не допущен в подгруппу чувствуют себя в некотором роде аутсайдерами, и сплоченности всей группы тем самым наносится урон. Не каждый член группы неукоснительно соблюдает все установленные в ней нормы. Их соблюдение зависит от целого ряда обстоятельств, например от группового статуса участника. Члены группы с низким Статусом чаще игнорируют нормы, показатели соблюдения норм членами группы со средним статусом обычно высокие. При стремлении к повышению статуса наблюдается склонность придерживаться норм, пока лидирующее положение в группе не достигнуто, после чего отклонения от менее важных правил уже не корректируются группой с помощью отрицательной обратной связи. Иными словами, особо ценимые члены группы получают своего рода «право на эксцентричность», которое позволяет им действовать без оглядки на второстепенные групповые нормы. Конечно, определенная степень соблюдения правил необходима, чтобы поддерживать в группе порядок и направлять происходящие в труппе взаимодействия. Наибольшая готовность к принятию групповых норм проявляйся в сплоченных и гармоничных группах. В таких группах участники общаются между собой интенсивнее, Чем в менее сплоченных, они больше открыты для взаимных влияний, более активны в Дискуссиях, легче переносят проявления враждебности, уход участников из группы, дольше остаются сами в группе, тревожность у них снижается по ходу занятий в значительно большей степени. Отрицательной стороной чрезмерно сплоченной группы выступает возможное снижение общего уровня критичности, наивный оптимизм в принятии решений, а также явление, получившее название «огруппление мышления». Эта тенденция может оказывать неблагоприятное воздействие на процесс коллективного решены Большей привлекательности психокоррекционной группы будет способствовать комплекс подготовительных мероприятий, в частности позитивное описание ожидаемых результатов от обретаемого в группе опыта, предварительное собеседование, тированное на знакомство особенностями группового поведения. Поэтому желательно с самого начала установить нормы и стандарты поведения, которые в дальнейшем будет уже непросто изменить.
ВЫВОДЫ 1. Коммуникация в малой группе помимо обмена информацией между чле 2. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих пленов группы между собой и внешней средой, и концентрации у них того или, иного объема групповой информации. 3. Специфическими особенностями коммуникации в малой группе являются ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой ком-муникативной тактики, т.е. грамматика внутригруппового общения. 4. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в ^целом. Важнейшими механизмами формирования групповой сплоченности выступают групповое давление и процесс преодоления когнитивного диссонанса. 5. Средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания- 6. Прагматика коммуникации в малых группах состоит в изучении факторов, позволяющих оптимизировать функционирование конкретных видов малых групп посредством совершенствования системы внутригрупповой коммуникации.
Слайд 6.1. Тема 6. Эволюция представлений социологов на роль СМК в жизни индивида на протяжении ХХ века Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|