ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-организационная и социально-креативная функции«Миллионы людей, которые спокойно читают свою газету, которые непроизвольно вторят радио, составляют часть нового типа толпы — нематериальной, рассеянной, домашней <...>. Оставаясь каждый у себя дома, они существуют все вместе». Московичи С. Век толп. М. 1998. С. 240 Слайд 7.40 Социально-организационная функция СМИ (в узком смысле): СМИ способны поддерживать социальные общности. Социально-креативная функция СМИ: создание социальных общностей. _____________________________ Будучи каналами соединения людей, СМИ способны поддерживать их совместное существование, т.е. социальные общности. В одних случаях это — общности, существующие и без СМИ (например, партии и другие общественные организации, коллективы предприятий, население города и т.п.). Тогда СМИ помогают им сохранять, воспроизводить, укреплять себя за счет массовых коммуникаций, делая это наряду с иными коммуникациями (корпоративная газета, заводское радио). Эта функция может быть обозначена как социально-организационная в узком смысле слова. В других случаях СМИ могут выступать в виде основной цементирующей общности силы, без которой они не могут существовать — солидарности, идентичности, проблемно-ситуативные груп пы. Их члены находят друг друга только благодаря СМИ. Последние создают эти общности, и потому такую функцию можно обозначить как социально-креативную, которая составляет срез, аспект социально-организационной. Слайд 7.41 Массовые социальные группы (с точки зрения степени сплоченности на сознательно разделяемой основе) 1) типологические; 2) идентификационные группы с общим самосознанием, понимающие свои интересы и потребности, но не переведшие их в программу, в организацию (общественное движение); 3) группы, обладающие солидарностью, способные к объединению и формирующие организацию. (Г. Г. Дилигенский) _______________________________-- Рассматривая массовые социальные группы (с которыми СМИ чаще всего и имеют дело), крупнейший отечественный социопсихолог Г. Г. Дилигенский выделял среди них разные с точки зрения степени сплоченности на сознательно разделяемой основе: 1) типологические, отличающиеся социальным сходством, общей культурой входящих в них людей и ценностно-нормативной базой, но не представленные на общественной арене (например, учащаяся молодежь из разных регионов страны); 2) идентификационные группы с общим самосознанием, понимающие свои интересы и потребности, но не переведшие их в программу, в организацию (общественное движение); 3) группы, обладающие солидарностью, способные к объединению и формирующие организацию. Как нетрудно заметить, речь идет об объединениях людей, различающихся степенью институциализации, оформленности отношений, осознанности своей общности и репрезентацией (представленностью) их на общественном уровне. Это стоит иметь в виду, когда рассматриваются функции СМИ по отношению к разным видам общностей. Слайд 7.42 Социальные общности: 1) собственно таковые (communities) 2) существующие только в рамках коммуникаций, информационные (communalities). ____________________________-
Целый ряд исследователей, вслед за Г. Лассуэллом, используют разделение социальных общностей на: 1) собственно таковые (communities) 2) существующие только в рамках коммуникаций, информационные (communalities). Пионерами в формировании общностей второго типа стали исторически самые ранние СМИ — газеты. Однако сетевое общение совершило революцию: «коренная трансформация социальности в сложных обществах сопровождалась заменой пространственных сообществ сетями в качестве основной формы социальности7. Аналитики современного общества подчеркивают усложнение мозаики субкультур и сообществ, дизагрегацию (распад) старых объединений (например, трудовых — при использовании дистанцированных, через электронные сети взаимодействий, когда можно работать сообща, но пространственно раздельно, не выходя из дома). Изменяется соотношение географического и социального пространств. Если раньше в число коммьюнити включались лишь те групповые сообщества, которые связывали людей в естественном пространстве, то к середине прошлого столетия заговорили и о тех видах коммьюнити, которые существуют только благодаря техническим средствам коммуникации и вне зависимости от пространственных контактов. Появление кабельного телевидения было фактором, обусловившим интерес к новым возможностям СМИ. Однако они тогда преувеличивались, что привело, например, к созданию мифа о неограниченных возможностях кабельного ТВ («cable fable»). Новый взрыв надежд на очередную революцию в социальном строительстве произошел с появлением новых информационных технологий. Широко применяется термин «виртуальные коммьюнити». При этом заговорили и о том, что на смену традиционному способу структурирования объединений людей, с неизменным центром, приходит не нуждающийся в едином центре сетевой способ, связывающий множество «узелков». Функционирование социальных общностей — это процесс, в котором СМИ могут участвовать на разных его этапах. Так, анализируя собственный опыт, редактор местной газеты выделяет три этапа становления ее взаимоотношений с гражданскими движениями в своем районе. Во-первых, эта газета выполнила роль канала удовлетворения потребности в соответствующей информации и ее осмыслении; во-вторых, в формировании сочувствия, побуждении к контактам и оформлении общественной организации. Наконец, в-третьих, участвовала в разработке и реализации программы создаваемой общественной организации. Итак, в одних случаях СМИ, что называется «укрепляют единый дух и волю» уже существующих общностей, в других — помогают «встать на ноги» еще не сложившимся. Этим и различаются социально-организационный и социально-креативный аспекты по существу одной и той же функции. Роль СМИ в поддержании различных социальных общностей была предметом многих социологических исследований. Так, известна традиция изучения их роли во вхождении иммигрантов в жизнь территориальных коммьюнити, начатая чикагской школой с ее лидером Е. Парком (Е. Park) в первой половине прошлого века. Наиболее современные, связанные с появлением Интернета, изыскания ведет Г. Рейнгольд (Н. Rheingold), который показал роль новых информационных технологий в создании виртуальных общностей в отличие от естественно существующих — органических. Механизмы участия СМИ в поддержании социальных общностей достаточно разнообразны. Взаимное ознакомление с современниками, живущими в той же или другой стране, поселении; поддержка единого языка — «словаря» с общеразделяемыми значениями, общих ценностей и норм; обмен практиками, моделями поведения, т.е. способами ответа на вызовы жизни. Тем самым обеспечиваются возможность взаимопонимания, развития и вместе с тем интеграция на основе сложившегося порядка. Слайд 7.43 Смысл социально-организационной функции — в постоянном цементировании, регулярной актуализации («освежении») тех социальных сцепляющих механизмов (прежде всего ценностей и норм), которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым общностям. ______________________________ Смысл социально-организационной функции — в постоянном цементировании, регулярной актуализации («освежении») тех социальных сцепляющих механизмов (прежде всего ценностей и норм), которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым общностям. Французский коммуникативист П. Сорлин (P. Sorlin) считает, что включенность в аудиторию день ото дня формирует непроизвольный механический тип единения, хотя содержание прямо к этому и не призывает. Здесь в основе — эффект повторения. Это как бы новые ритуалы, о чем ранее писал классик обществоведения Э. Дюркгейм, изучавший, как люди соединяются в общности, т.е. явление и виды социальности. Уже в самом начале распространения телевидения в нашей стране один из его первых исследователей заговорил о нем как о «форме обрядового самосознания». То же утверждают и современные российские авторы: «Само беглое упоминание, поверхностное затрагивание значимых вопросов и тем, их калейдоскопическое перетряхивание (без углубленного анализа или обсуждения) является механизмом общественного соединения, современным аналогом интегративных ритуалов, воспроизводства общественного согласия и понимания». Особое значение приобретает социально-организационная функция во времена ломки старой и становления новой социальной структуры. Нынешняя российская ситуация в этом плане обозначена как идентификационный кризис, т.е. остро проявляющаяся проблема выбора в отнесении себя к той или другой части общества, а значит, и понимания своих социальных, экономических, политических интересов и соответственно выбора ценностей. В условиях социальной перестройки СМИ могут опережать и стимулировать реальные процессы формирования новой социальной структуры. Так, «Коммерсантъ» в своих программных обращениях к читателям в 1990-х годах заявлял о намерении способствовать появлению и становлению среднего класса, а не просто ожидать этого. То же в нашей отечественной истории было и с газетами «Искра», «Правда», вокруг которых создавалась партия российских коммунистов. Масштабы нашей страны и отсутствие развитых структур гражданского общества и сегодня, похоже, делают необходимыми социально-организаторскую и социально-креативную роли прессы. Как уже не раз отмечалось, «стягивающая», интегративная, а значит, социально-организационная, деятельность СМИ осуществляется в большинстве стран в условиях усугубляющейся фрагментации аудитории. В поисках гомогенных (однородных) целевых сегментов на селения журналисты, по существу, уходят от традиционного статуса СМИ как каналов, обращенных к гетерогенной аудитории. Это создает проблемы как для общества и сложившихся ранее общностей, так и для самих СМИ. Выполняя свои функции, СМИ способствуют поддержанию общностей через механизм социальной идентичности — «осознания, ощущения, переживания своей принадлежности к различным социальным общностям. В их числе и та макрообщность, о которой заговорили в последние десятилетия в связи с ростом политической и экономической эмиграции в наиболее развитых странах мира, — общенациональная, или национальная, общность и соответствующая ей идентичность. «Современный Иван Калита должен решать сегодняшние проблемы: собирание людей на самой большой в мире государственной территории было бы не менее мудрым шагом, чем собирание земель более шести столетий назад» — утверждает один из известнейших обществоведов А. Вишневский (руководитель центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН). Широко известная теория коммуникативной рациональности немецкого обществоведа Ю. Хабермаса была не в последнюю очередь порождена необходимостью искать способы интеграции в условиях, когда прежде ставшие этнически едиными европейские государства должны были принять и переплавить в единую общность выходцев из разных регионов мира. Речь идет о нации как мультиэтническом единстве, субъекте суверенитета страны, об общности ее граждан. Часто в таких случаях говорят о политической нации. При этом отмечается, что понять, что такое национальное телевидение, например, как и другие СМИ, нельзя без четкого определения национальной идентичности. Во многих отечественных и зарубежных работах подчеркивается, что в современном смысле слово нация — не этническое понятие. Оно означает сообщество граждан одной страны, являющееся в современном мире, как правило, многонациональным. Это «государство-нация», «гражданско-политическая общность», «надэтническая общность», «надэтническое согражданство» — результат модернизации традиционного общества. Такая общность скрепляется правовыми принципами политической культуры, общим экономическим укладом. Она характеризуется ослаблением этнических моментов в пользу гражданских. Становление нации в современном мире тесно связано с формированием гражданского общества, т.е. системы не зависимых от государства и капитала связей между гражданами, оформленной в виде разнообразных организаций, движений, объединений, состоящих из независимых и ответственных граждан. Смотри это в работах А. Г. Вишневского, Гирко Л.В., Матвеевой С.Я., Романенко С.А., Росалес Х.М., Самсоновой Т.Н., Яковенко И. Г и др. «Нация — категория гражданского общества, которое основывается на ценностях более универсальных, чем относительно локальные, унаследованные от далекого прошлого». Процессы превращения полиэтнических образований в единую согражданскую общность имеют особую историю в каждой стране, и в России — также. Исследователи отмечают как российскую особенность сложное сочетание цивилизационно (т.е. в корне) разных культур — традиционной и современной. Для государства-нации характерен высокий уровень развития гражданского общества, которое взаимодействует с властью, а в России нет ни того, ни другого. Государство-нация — продукт согласия, в том числе в результате предъявления (артикуляции) разными этническими, социальными, территориальными группами своих интересов, в ходе дебатов и обсуждений, чего также нет. Современное государство-нация опирается на гражданскую ответственность, инициативность, индивидуальное достоинство, а в России нет и этого. Исторически «огромная, превратившаяся в самодовлеющую силу русская государственность боялась самодеятельности и активности русского человека, она слагала с русского человека бремя ответственности за судьбу России и возлагала на него службу, требующую от него смирения». Исторически сложился доминирующий тип отношений человека с государством как подданство, а не гражданство. Для российского общества, как считает известный обществовед С. Ахиезер, характерно непростое сосуществование двух «суперцивилизаций» — традиционной и либеральной, этот суперцивилизационный раскол «проходит через мысль и тело страны... Россия исторически вышла из-под господства традиционализма, но не нашла еще своего пути к превращению в общество либеральных ценностей». По мнению других исследователей (например, Матвеевой С.Я.), в российском обществе выделяются даже не две, а три позиции: либеральная (на первом месте — свобода и права личности), традиционалистская (с тоской по монархизму, сословности, общинности) и консервативная (условно промежуточная, приветствующая возврат к советской власти). Поиски оснований для консенсуса осложняются многочисленными проблемами в межнациональных отношениях, накопившихся за предшествующие периоды, в частности, в связи с неоднократной ной политического строя только на протяжении прошлого столетия, депортацией ряда народов, неграмотной национальной политикой. А в последние десятилетия из-за перестройки общественных отношений s здесь произошла и «ломка социальной идентификации (самоопределения) огромных масс людей». С одной стороны, россияне оказались в новом географическом и политическом пространстве: перестали быть слабо выделяемой прежде частью СССР (скорее, все считали себя гражданами не РСФСР, а всего Советского Союза). В то время как другие его республики самоопределялись под знаком национальной независимости, для многих российских граждан обретение самостоятельности «не несло психологической нагрузки и представлялось искусственным»: национальный фактор не был критерием выделения России в самостоятельное государство (может быть, поэтому у нас так слабо прививается празднование Дня независимости). С распадом Союза оказалось необходимым самоопределиться, к тому же в принципиально новых экономических и политических условиях — при смене общественно-политического строя. К этому добавилось то, что может быть названо кризисом общения. Для большинства населения стало невозможным ездить в отпуск на юг из северных регионов или в гости к родным на Дальний Восток; резко снизился объем профессиональных контактов между представителями разных частей страны (разрушение экономических связей между предприятиями, слом старой системы подготовки и переподготовки кадров из разных регионов в центральных городах, общенациональные отраслевые совещания, съезды и т.п.). Многим стали недоступны и другие контакты: письма, посылки, звонки. Приход Интернета в Россию изменил ситуацию пока в основном для небольшой части ее жителей, которые к тому же скорее и без того не бедствовали в указанном смысле. Таким образом, огромное пространство страны, ранее «простроченное» в самых разных направлениях связями на межличностном и межгрупповом уровнях, оказалось отчужденным для множества людей. Добавим, что решать названные проблемы России приходится в новых для мира обстоятельствах — развития процесса глобализации. Между тем эта тенденция может восприниматься и в штыки. Так, общественные деятели Чехии выступили с манифестом, в котором нарисовали драматическую картину опасностей глобализации. Один из участников развернувшейся дискуссии В.Белградский писал: «Глобализация сопровождается неслыханной разноголосицей в культуре, планетарным плюрализмом и мобильностью информации, товаров и людей; она опустошает понятие "национальное государство" и душит его демократическое детище — государство социальное... Наднациональные концерны на своем пути к неограниченному могуществу стремятся ослабить энергию неповторимой солидарности, которая связывает людей, говорящих на одном врожденном языке». Можно не принимать излишнюю катастрофичность данной позиции, но сложившийся в мире порядок существования людей в рамках суверенных государств не просто будет адаптировать к новым реалиям. Американский исследователь Д. Маккуэйл считает, что в будущем роль отношения к происходящему под влиянием СМИ, в том числе и глобальных, будет возрастать. Слайд 7.44 Обострение вечной проблемы социальной сплоченности и идентичности, так как глобальные коммуникационные сети подавляют базирующиеся на пространственных границах идентичности, вызывают переосмысление традиционных представлений о них, появление разнообразных и умножающихся новых. ______________________
Следствия этого процесса таковы: обострение вечной проблемы социальной сплоченности и идентичности, так как глобальные коммуникационные сети подавляют базирующиеся на пространственных границах идентичности, вызывают переосмысление традиционных представлений о них, появление разнообразных и умножающихся новых. Социологам предстоит внимательно изучать, как развиваются эти процессы. В таких обстоятельствах в первой половине 1990-х годов в России произошел кризис общенациональных СМИ. Резко (только в 1991 г. по сравнению с 1989 г. на 36%) снизились тиражи периодических изданий, в основном за счет общероссийских. Во многих регионах ухудшился прием радиопередач из столицы (приграничные зарубежные станции при этом слышны хорошо). Становились многочисленными нарушения и в трансляции телепередач из Москвы, многие из которых перекрывались местным вещанием. Война суверенитетов в полной мере коснулась и системы СМИ в России. На телевидении началось сужение объема общественно-политического вещания. Все это усугубило трудности становления политической нации в России, или, что во многом то же самое, гражданского общества. Доступность и реальное использование общенациональных СМИ — тот минимум включенности в жизнь общества, который необходим каждому. «Факт чтения общенациональной газеты... — это один из способов (так же как и письма в газеты или заметки для газет, подписание обращений, опубликованных в газетах, или ответ на анкету, распространяемую через газету, и т.д.) продемонстрировать, что чувствуешь себя человеком правовой страны, то есть в праве и обязан участвовать в политике, осуществлять на деле свои гражданские права». Именно с печатью исследователи зачастую связывают централизующую роль. Так, М. Маклюэн считал, что «естественная динамика книги, а также газеты состоит в создании единого национального воззрения на основе централизованного образца» (телеграф же «похоронил эту надежду», так как местные газеты смогли с его использованием стать независимыми от центральных). Ценностно-регулирующая и социально-организующая роль общенациональных СМИ не может быть заменена другими институтами (школой, церковью, устной пропагандой), поскольку именно СМИ имеют уникально широкий охват и способны доносить универсальное по предмету и социальным последствиям содержание. «При помощи материалов массовой коммуникации осуществляется "включение" во внутренний мир (интериоризация) людей ценностей нации как социальной общности, с присущими ей представлениями о единой территории, общей исторической памяти, общей культуре, единых для всех членов общности индивидуальных, политических, социальных правах и обязанностях, общем экономическом пространстве». Однако такое единство — это не застывшее состояние, а процесс, практика {established habit), воспроизводящаяся с использованием коммуникаций, дискуссий, дебатов, переговоров и компромиссов. Консенсус также постоянно поддерживается течением информации, которая, в свою очередь, основывается на общих знаниях, опыте. Понятно, что только СМИ могут стать общенациональной информационно-дискуссионной площадкой. Если этого нет, страдает целостность страны. Благодаря регулярной деятельности СМИ складывается общая информационная платформа и, в конце концов, единая повестка дня, в рамках которой общество актуализирует и «тренирует» систему ценностей и норм, свою способность к интеграции. Однако коммуникации, основанные на новых информационных технологиях, предоставляют возможность каждому, кто имеет к ним доступ, без участия журналистов выбирать фрагменты содержания, формировать свой «контент дня». Возникают опасения: «у нас не будет ничего общего», «люди в своей собственной субкультуре буквально не будут слышать или видеть других», при этом они «будут выбирать только те сообщения, которые подтвердят уже знакомые идеи, оценки и верования». Таким образом, считает голландский ученый, налицо парадокс: чем больше информации — тем скорее это приведет нас к изоляции в собственном мирке93. Обсуждаемые проблемы связаны с более широким явлением — процессом индивидуализации в современной жизни. Он не ограничивается лишь индивидуальным выбором коммуникаций и контента. Суть его связана с развитием новых форм социальности — способов связи личности с обществом — и делает необходимым выполнение средствами массовой коммуникации всего спектра их функций, включая социально-организационную, или социально-креативную. В социальной материи наблюдается «одновременное развитие чрезвычайной социальной зависимости и акцентированной индивидуализации». СМИ с их настройкой на персонализированное соединение каждого с социальным целым способны соответствовать этой ситуации. Процессы массовизации и индивидуализации взаимосвязаны. Они основаны на механизмах сознания и поведения в современном обществе, позволяющих личности делать собственный индивидуальный выбор из имеющихся альтернатив в разных сферах бытия, а не следовать, как это было в традиционном обществе, тому, что задано фактом рождения в составе определенного клана, рода, сословия. При этом социальное взаимодействие и взаимовлияние приобретают все чаще дистанцированный характер, прежде всего за счет массовой коммуникации. Эта ситуация — причина ряда противоречий, в том числе при выполнении российскими СМИ их социально-организационной функции. Одно из основных противоречий возникает между потребностью общества в более активном процессе индивидуализации как части процесса модернизации, с одной стороны, и необходимостью «собирания» социума в новых пространственных, социально-политических, этнических отношениях — с другой. В современных условиях именно индивидуализация должна стать основой интеграции, а российское общество — общностью «массовой индивидуальности». В процессе модернизации утверждается та модель развития, в которой «великие идеалы индивидуализации людей, их персонализации и защиты прав каждого человека, являются необходимой духовной основой». Явление индивидуализации редко становилось предметом исследования в советской науке (идеологический жупел того времени — «буржуазный индивидуализм»). Тем не менее, еще до начала перестройки общественных отношений в России этот процесс стал рассматриваться как исторически необходимый. Центральное понятие этого подхода — индивидуальность как «интегральное понятие, выражающее особенную форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей и в соответствии с общественными потребностями. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегуляции, самосовершенствованию в условиях общества» - Резвицкий И. И.. «Современный индивидуализм порождает стремление людей к свободному, самостоятельному установлению своих связей, свой выбор объединяющих их идей, убеждений, вкусов, типов культуры и общественно-политического поведения». При этом «людей все чаще объединяют конкретные проблемы их бытия», добавляет Г.Г. Дилигенский. В этом контексте гражданское общество следует рассматривать как «общество индивидуалистически ориентированных граждан», считает Р.Г. Апресян. Индивидуализм же — «это умонастроения или жизненная практика человека, признающего приоритетность собственного интереса по отношению к групповому (общественному) интересу и рассматривающего частное благо в качестве высшей цели, а функционирование социальных институтов и групп — в качестве основы и средства для ее достижения». Советская система создала нечто противоположное приоритету индивидуального и соответствующей ему гражданской ответственности — государственно-клиентальную психологию, в рамках которой гражданин ждал милостей от государства, а оно по своему усмотрению раздавало оклады, звания, дефицитные продукты и квартиры в обмен на лояльность к режиму. Обществоведы констатируют, что в советское время сложился нелиберальный «адаптационный», т.е. приспособительский (или приспособленческий), индивидуализм. А новый российский индивидуализм — пока еще его прямое продолжение, индивидуализм поневоле, от беззащитности. Власть сумела за долгие годы (и не только советские, но и более ранние) добиться деиндивидуализации под лозунгами и образами «винтиков». Как заметил известный публицист С. Кондрашов, «нам не давали выделиться в личности, в одиночки, чтобы потом объединиться в группы и партии для политической борьбы, которая одна и дает движение вперед». Главным издавна было, как еще в советское время писал публицист В. Зверев, не нарушать «трамвайный закон: не высовывайся». А современный психолог Л. Гозман считает, что начинать нам надо с того, чтобы принять ответственность за свою жизнь на себя. Как всякий социальный процесс, индивидуализация дает неоднозначные результаты, в том числе и негативные: отчуждение, апатию, гедонизм, эгоизм, снижение патриотизма. Американский исследователь Д. Макквейл считает, что в будущем обществе будет возрастать роль индивидуального отношения к происходящему под влиянием СМИ, в том числе глобальных, и возможные следствия таковы: обострение вечной проблемы социальной сплоченности и идентичности. Однако это не отменяет возможности использования данного социального ресурса в развитии общества. В современных концепциях индивидуализации имеется в виду, что свободные индивиды выступают как граждане в разных объединениях, а не только в рамках своих постоянных социальных ролей. Поэтому гражданское общество следует рассматривать, прежде всего не как систему формально фиксированных, закрепленных организаций со своей иерархией, а как динамично взаимодействующие, в том числе и с государством, часто переходящие друг в друга объединения граждан, решающих конкретные задачи и мобильно меняющие при необходимости поле приложения своей инициативы. Сочетание индивидуального с институциализированным (в виде комитетов, движений и т.п. объединений) способом участия в коммуникациях, в том числе в СМИ, отвечает потребностям современного общества. Каждый индивид становится как бы многовалентным, исходной социальной «частицей», минимальным субъектом и индивидуализированным материалом для строительства разнообразных общностей, идентичностей и солидарностей. Именно в таком автономном качестве он все чаще вступает в социальные коммуникации. «Реальная, подлинная жизнь не в "верхушечном" переустройстве, а в изменении низового бытийного уклада», — приходят к выводу обществоведы, рассматривая проблемы формирования гражданского общества в России, в основе которого лежат «принцип свободы личности, идея самоценности отдельного человека, уважение к его собственности и хозяйственной самостоятельности, неотъемлемость его гражданских прав». Именно СМИ в состоянии канализировать социальную активность индивидуального субъекта. На этой, индивидуальной, основе развивается и современный коллективный субъект общественного мнения. Пресса не только создает мнение, т.е. определяет реакцию аудитории на конкретное явление, но и создает сам реагирующий субъект — общественность. Наблюдая за выборами в Великобритании, спецкор «Коммерсанта» В. Панюшкин удивлялся отсутствию следов деятельности пресловутых политтехнологов и имиджмейкеров, их грязных технологий, да и каких бы то ни было предвыборных акций на телевидении. Если не читать газет — кампании и не заметишь. Как объяснил ему британский профессор, дело тут в том, что «телевизор появился в 1950-х годах, а демократия значительно раньше». Соответственно и «люди в Британии значительно раньше стали ходить на выборы и быть членами политических партий, чем появился телевизор, а у вас в России телевизор появился раньше демократии, и все думают, будто телевизор главнее». Об этом пишут и российские социологи: в условиях распада или отсутствия институтов гражданского общества, публичного пространства получается, что телевидение как основной источник информации для современной массовой аудитории создает особую общность — «целостность, не существующую вне этого систематически повторяющегося акта коммуникации» и формирует ее реакции на персон, события, явления окружающей действительности. Природу этого феномена начали изучать давно. Американские исследователи показали, что телезрители воспринимают телевизионную «картинку» как информацию без вмешательства, достоверную, из первых рук. Однако в современной России выход телевидения в лидеры обусловлен и другими обстоятельствами, о которых не раз говорилось: низкая платежеспособность наиболее читающих слоев, дороговизна доставки печатных изданий, небольшое количество каналов общероссийского охвата. Это и делает телевидение основным средством массовой информации. Ответить на вопрос, кто является субъектом такого на словах «затертого» явления, как общественное мнение, не так просто. Чье это — общественное мнение? Западная традиция, идущая от понятия «публичное мнение», называет этого субъекта чаще всего публикой. Предтечей современного общественного мнения было мнение света, элиты и лишь в XX в. общественное мнение было признано фактором общественной жизни". Как считает французский исследователь СМИ П. Сорлин (P. Sorlin), слово «публика» вошло в широкое употребление в XVIII в. как синоним понятия «народ», в противоположность слову «аристократия»". Публика появляется в связи с возникновением публичной политики, которая, в свою очередь, есть следствие изменения базисных основ — становления капиталистического способа производства и массового потребления, изменения социальной структуры общества, развития образования и появления газет с массовыми тиражами. По мнению ряда исследователей, следующей, после элитарной, формой сообщества — субъекта общественного мнения стала в разных странах своеобразная масса — публика, обозначаемая часто как английский паб, куда был волен зайти каждый. Публика как носитель общественного мнения, будучи более демократичной по составу, сменила элитарные аристократические сообщества. Они общались в рамках закрытой конфигурации, которую было принято называть «салоном» (вспомним описание такого общения в «Войне и мире» у Л. Толстого). В основе расширения границ публики лежало распространение избирательного права сначала на всех мужчин, а потом все население развитых стран и статуса полноправного гражданина — на все большее число людей; с трудом, но имевшее место расширение зоны действия прямой демократии (власти всегда было выгоднее заменить ее более управляемой представительной). Феномен публики рассматривается наряду с такими, как толпа, аудитория, явно относящимся к массовым, т.е., напомним, открытым, гетерогенным, стохастическим (вероятностным, по величине и составу). Еще один из первых исследователей массовых сообществ Г. Тард подчеркивал, что публику от толпы отличает общение через коммуникации на расстоянии. Возможность для формирования публики в виде, приближенном к современному, открылась с появлением печатного станка, обеспечившего исторически первую массовую коммуникацию в ее современном понимании — с неограниченными тиражами, одновременностью и регулярностью распространения. Тем самым с возможностью обмена мнениями для большой, численно рассредоточенной массы людей в рамках единой повестки дня. На рубеже XX в., в частности, благодаря общенациональной прессе начинается этап господства нового общественного мнения, которое сначала конкурирует со старым (формировавшимся в непосредственных контактах и на основе традиций), а потом и вовсе вытесняет его. Публика — продукт коммуникаций, ее границы зависят от контура этих коммуникаций. Публика — это множество людей, имеющих общий и не случайный фокус внимания, она более однородна по идейно-интеллектуальному уровню, чем население в целом, способна на определенные взаимодействия, формирует сегодня ту сферу, которую принято называть публичной, а вместе с тем формируется и сама. По сравнению с понятием аудиторииотносительно публики предполагается способность делать первый шаг к гражданскому обществу. Поскольку это не все население и даже не вся масса, обращающаяся к данному каналу коммуникации, а множество людей с более высокой степенью психологической вовлеченности в освещаемое, обсуждаемое. Известный немецкий специалист по изучению общественного мнения Э. Ноэль-Нойман неоднократно подчеркивает в своих работах, что носители общественного мнения — «люди, готовые и способные со всей ответственностью высказаться по общественно значимым вопросам иосуществлять критику и контроль правительства снизу». Похоже, что превращение рассредоточенной аудитории в публику совершается, когда СМИ открывают возможность для аудитории слышать и говорить друг для друга, а не только распространяют информацию от центра к аудитории. Следовательно, социально-креативная функция СМИ по отношению к субъекту общественного мнения осуществляется через функцию форума. Вместе с тем, строя публику, СМИ участвуют в процессе массовой социализации, который осуществляется через общественное мнение. В итоге многолетних исследований общественного мнения Э. Ноэль- Пойман убедилась в том, что у людей есть способность чувствовать тенденции общественного мнения, учитывать их под страхом изоляции в индивидуальном поведении, высказываниях". Это одно из проявлений действия общественного мнения как механизма социального контроля, общественной регуляции и саморегуляции.
Слайд 7.45 СМИ: вместо формирования публики (public-making) — формирование аудиторий (audience-making). _________________________________________________ СМИ способны оформлять общественное мнение, а также транслировать его власти в обобщенном виде. Тем самым они институциализируют его. Коммерциализация СМИ, подчиненность их деятельности лишь получению максимальных прибылей от рекламы, в конце концов, приводит к выхолащиванию социально-креативных возможностей СМИ: вместо формирования публики (public-making) — формирование аудиторий (audience-making). Разница в том, что в первом случае речь идет об активном су бъекте общественных отношений, о массе людей, включенных в обмен информацией, фокусирующихся на определенных проблемах, тяготеющих к участию в социальном контроле. Во втором же — имеется в виду масса людей, которые рассматриваются как «внимающая агрегация» {attention aggregate). На различие между такой агрегацией и собственно публикой (public) еще в 1940-х годах обратил внимание в своей знаменитой и не раз упомянутой статье «Структура и функция коммуникации в обществе» Г. Лассуэлл. Слайд 7.46 Вхождение во внимающую агрегацию требует всего лишь способности разделять смыслы, т.е. более или менее одинаково понимать слова, имея соответствующий опыт и владея языком. Но входить в состав публики — это значит уже иметь отношение к публичным действиям. _____________________
Вхождение во внимающую агрегацию требует всего лишь способности разделять смыслы, т.е. более или менее одинаково понимать слова, имея соответствующий опыт и владея языком. Но входить в состав публики — это значит уже иметь отношение к публичным действиям. Не обязательно, утверждал Г. Лассуэлл, каждый, кто живет в США, относится к общественности: для этого нужно нечто большее, чем просто внимание к кому- или чему-либо. Человек включается в общественность, когда осознает, что его пожелания могут повлиять на публичную политику". При этом подчеркиваются коммуникативная природа общественности, необходимость для ее существования диалоговой практики: «публики нет, если конфликты разрешаются силой, а не переговорами. Здесь могут иметь место лишь группы настроений (sentiment groups)».
Слайд 7.47 Революционная для современного общества способность СМИ создавать публику, обозначая проблемы, обеспечивая общий язык их обсуждения, и тем самым распределять внимание и власть (Дж. Гербнер). ______________________ Известный американский исследователь Дж. Гербнер (G. Gerbner) считает революционной для современного общества способность СМИ создавать публику, обозначая проблемы, обеспечивая общий язык их обсуждения, и тем самым распределять внимание и власть ". Отечественные и зарубежные работы более позднего периода ставят вопрос об общественном мнении и в связи с формированием и функционированием гражданского общества. Есть точка зрения В.В. Волкова, что в России общественность — это и публика, и вариант гражданского общества, характеризующийся более низкой степенью организованности, структурированности, чем в более развитых демократических обществах. По существу, на таком понимании различий между населением и общественностью как его особой, более активной, части строятся рассуждения критиков практики массовых опросов, которые в наше время стали основным способом выявления общественного мнения. Французский социолог П. Шампань пишет, что «вместо того, чтобы выявлять уже существующее мнение, институты, изучающие общественное мнение, создали в обществе ранее не существовавший тип мнения, который мы могли бы назвать "мнение для исследования мнений": это ответы на заранее сформулированные вопросы о мнениях, не предполагающие каких-либо последствий либо вовлеченности для респондента». П. Бурдье разделяет два случая: 1) мнение сформировавшееся, мобилизованное вокруг сформулированных интересов; и 2) предрасположение, которое не есть что-либо сформулированное в виде связного высказывания. Слайд 7.48 Есть случаи, когда общественное мнение кристаллизовалось, т.е. обрело оформленный вид, выразилось в единой или нескольких позициях по определенному вопросу. Тогда его измерение путем опроса отражает реальное, органически сформировавшееся в процессе обсуждения мнение. И другой случай — когда можно измерить лишь множество отдельных, не выкристаллизовавшихся в процессе обсуждения, мнений, что являет собой псевдоплебисцит, псевдореферендум, может давать серьезные искажения. (И. Креспи) ___________________________ На два этих разных состояния указывает также известный исследователь общественного мнения и опросов И. Креспи (I. Crespi). Есть случаи, когда общественное мнение кристаллизовалось, т.е. обрело оформленный вид, выразилось в единой или нескольких позициях по определенному вопросу. Тогда его измерение путем опроса отражает реальное, органически сформировавшееся в процессе обсуждения мнение. И другой случай — когда можно измерить лишь множество отдельных, не выкристаллизовавшихся в процессе обсуждения, мнений, что являет собой псевдоплебисцит, псевдореферендум, может давать серьезные искажени я. Ведущий отечественный исследователь рассматриваемого феномена Б.А. Грушин также подчеркивает, что общественное мнение — «органический продукт общественной жизни, некое коллективное суждение, возникающее в процессе и результате весьма сложной социальной коммуникации — публичной дискуссии», а потому его нет, если нет общественности, осознающей себя как субъект общественного поведе ния, потока свободной информации, развитого интереса масс к этой информации, способности артикулировать свою позицию и т.д. Иначе измерение дает артефакты (т.е. искусственно сконструированные факты), что и показали серьезные ошибки в измерениях симпатий к политическим партиям в ходе выборов (неожиданный успех ЛДПР и КПРФ в 1990-е годы). Действительно, опросы общественного мнения и выборы смешивают в агрегацию индивидуальные мнения, считая это целым. Но ниче го лучшего по сравнению с опросами и выборами пока не придумано. А те, кто уповает на появление новых технологий, в частности электронного голосования, не получат принципиально новых результатов. Это все равно будет агрегация множества индивидуальных мнений. Итак, без коммуникации и дискуссии нет ни реального общественного мнения, ни его субъекта — публики. Нельзя не учитывать и то, что если мы признаем общественное мнение продуктом публичного обсуждения, то его формирование не есть навязывание «правильной» официальной точки зрения. Считалось, что в социалистическом обществе «общественное мнение... отличается глубоко монистическим характером», ему присуще «единство суждений в масштабе всего советского общества», а «народ демонстрирует свою сплоченность единодушным одобрением политики коммунистической партии», как писал в своих работах 1976 г. социолог А. Тягло. В демократическом обществе необходима процедура, органичная для формирования общественного мнения, — дебаты. Отсюда изменение и роли журналиста: он нужен общественности не как трибун и просветитель, а как добросовестный информатор и организатор (модератор) форума.
Слайд 7.49 Виды социальной идентичности: · надситуационная, которая определяется более или менее постоянной позицией субъекта в социальном пространстве, его социальным опытом · ситуационная, т.е. частная, конкретная для определенной ситуации. __________________________________________- Исследуя тенденции развития современного общества, социологи, социопсихологи и психологи часто называют новые способы и формы связи людей между собой (социальности) — идентичности и солидарности. Социальная идентичность обозначает то, к кому себя относит человек, что он есть в социальном плане; солидарность — психологическая общность на базе разделяемых позиций. Различаются надситуационная социальная идентичность, которая определяется более или менее постоянной позицией субъекта в социальном пространстве, его социальным опытом, и ситуационная, т.е. частная, конкретная для определенной ситуации. А. Де Токвиль, писал, что «В демократических странах часто бывает так, что большие количества людей, испытывая желание или необходимость объединиться, не могут сделать этого потому, что все они, будучи крохотными, затерявшимися в толпе, не видят один другого и не могут друг друга найти. И вдруг появляется газета, публикующая те же мысли или чувства, которыми одновременно, но поодиночке все они захвачены. Все тотчас же направляются к этому свету и, подобно блуждающим огонькам, долго искавшим друг друга во тьме, наконец-то встречаются и объединяются. Газета, сблизив их, остается необходимым средством поддержания их союза». Многие исследователи отмечают рост разнообразия видов социальности, т.е. способов связи личности и общества, особенно в связи с появлением сетевых сообществ. Процессы массовизации (массификации, омассовления) и индивидуализации делают личность подвижной в социальном пространстве, способствуют свободе выбора ею идентичностей. Соответственно появилось понятие «свободной идентичности». И в этом непосредственно задействованы массовые коммуникации. Именно «СМИ делают нас участниками и современниками всего этого омассовления планеты», по термину С. Московичи. Речь идет о способности формировать исторически новые основы для коллективных идей и действий, делая это быстро, постоянно и повсеместно, минуя сложившиеся ранее пространственные и статусные границы, как это описал О. Тоффлер. К этим основам относятся общие интересы в разных сферах, вызванные общностью переживаемой проблемной жизненной ситуации, особыми пристрастиями, увлечениями в сфере культуры и духовной жизни в целом. По мнению одного из крупнейших исследователей современного общества Э. Гидденса, сегодня «социальная система состоит не из ролей (именно ролевая структура общества до недавнего времени признавалась единственной или основной), а из воспроизводимых практик. Социальная позиция — это социальная идентичность». Иными словами, важно не столько то, кто ты есть, а к кому себя относишь, с кем ты вместе в конкретной ситуации. Это предвидел исследователь только зарождавшихся в прошлом столетии указанных тенденций О. Тоффлер: «Общество, быстро расколовшееся на уровне ценностей и стиля жизни, изменяет все прежние интеграционные механизмы и требует совершенно новой основы для воссоздания». Он предложил новый термин для данного процесса — «адхократия» (общность по случаю, Ad Hoc, по конкретному поводу, или ситуационная), с его быстрыми изменениями, переструктурированием кратковременных связей. Возможно, авторы поторопят события: старые основы не исчезли, но расширение круга коммуникаций, особенно ранее не виданных технологий, действительно заставило потесниться традиционные идентичности. У новых, «виртуальных» есть то преимущество, что они, как правило, открыты для всех, тогда как в реальную коммьюнити войти бывает непросто. Однако и виртуальные коммьюнити часто оказываются фантомными. Как установил их исследователь Дж. Рейнгольд (Н. Rheingold), онлайновые идентичности зачастую отсутствуют, а анонимность отношений через новые компьютерно-опосредованные коммуникации не способствует укреплению групповой сплоченности. Само понятие «коммьюнити» возникло в конце 1960-х годов в связи с участием граждан через коммуникации в управлении жизнью локальных сообществ, в общественном контроле за культурными процессами (например, в Канаде — общественные комитеты по радио и телевидению в связи с борьбой против американизации эфира). Появление Интернета снова возбудило интерес к средствам порождения коммьюнити и месту среди них СМИ. Эта проблематика тесно связана с темой сущности и функционирования гражданского общества, которое рассматривается как система автономных от государства, социально ответственных, добровольных, подвижных отношений между людьми; сфера самостоятельных общественно значимых действий граждан, совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей. Функционирование гражданского общества и вызывает к жизни новые виды «сцепления» людей, которых не может быть без коммуникаций, в том числе СМИ. Они нужны, чтобы иметь возможность обмениваться идеями, опытом, знаниями, формировать совместную волю для давления на лиц, принимающих решения. Для того чтобы просто: находить удовольствие от общения с единомышленниками. Разные виды СМИ способны к поддержке многообразных видов идентичностей и солидарностей, в целом же им принадлежит миссия опосредовать новые виды социальности, которые формирует человечество. Итак, социально-организационная и социально-креативная функции СМИ едины. Первая означает роль СМИ в поддержании реально существующих объединений людей, вторая — в формировании таких сообществ, которые без СМИ не существую т. В современном мире возрастает роль сообществ, возникающих по случаю, ситуативных. Для понимания социальной роли СМИ необходимо обратить внимание на один из фундаментальных процессов в современном обществе — индивидуализацию. Это связано с возрастающей ролью личного выбора поведения, стиля жизни, идентичностей, солидарностей. СМИ по природе своей рассчитаны не только на индивидуальные выбор и потребление информации, но благодаря им и на индивидуальную вовлеченность в общественные взаимодействия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|