Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации




Изучение основных методологических направлений в социологии коммуникации показывает, что все они базируются на той или иной теории социального познания и отдельных аспектах коммуникации, а именно:

· Обратная связь как реакция на стимул (бихевиоризм);

· Символическая роль социальной нормы коммуникации (символический интеракционизм);

· Интерпретационная деятельность людей в духе 2взаимного понимания» (феноменализм);

· Информационной аспект, обусловленный познавательной необходимостью (технический детерменизм);

· Целостное явление, в котором взаимосвязаны биологические, социальные и коммуникативные факторы, структурные и функциональные противоречия как стимул развития и видоизменения (диалектика);

· Фактологичность как основа исследования (неомарксизм).

Незавершенность целостной методологической концепции в социологии коммуникации объясняется отсутствием общей базы для изучения взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, обуславливающих процесс целенаправленного общения. Серьезной помехой оказался пресловутый плюрализм социологических теорий, но самое главное – неразработанность научной области. Тем не менее, каждое из этих направлений внесло свой вклад в разработку теории и методологии социологии коммуникации, прежде всего, в плане реализации некоторых общенаучных принципов исследования. К ним относятся: диалектический, исторический, деятельностный, или функицональный, структурно-системный, познавательный и принцип целостности.

Слайд 9.11.

 

 

Диалектика как метод познания природы, общества и мышления прошла долгий путь от наивного учения древнегреческого философа Гераклита до противоборствующих теорий идеалистического и материалистической диалектики Г.Ф. Гегеля и материалистической диалектики К. Маркса и Ф. Энгельса. Диалектика, рассматриваемая в единстве с логикой и теорией познания, является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречивой действительности во всех ее проявлениях. Диалектический подход к исследованию социальной коммуникации позволяет обосновать взаимодействие социальных и коммуникативных факторов как причинно-следственные отношения, отражающие реальную действительность. Противоположные процессы социокоммуникативной дифференциации и интеграции трактуются как развитие через борьбу противоположностей. Тенденции коммуникативной единицы к полфункциональности и стремление функции к выраженности несколькими коммуникативными единицами находят свое обоснование в постоянном противоречии между сущностью и явлением, в конечном счете – в асимметрии между содержанием и формой. Стратификационная и ситуативная вариативность социальной коммуникации является отражением объективного и субъективного в оценке действительности. Опыт и факты являются источником, основой познания социальной коммуникации является, а ее прикладной аспект, практика являются критерием истинности теории.

Приведенные примеры свидетельствуют об объяснительной силе диалектики как общенаучного принципа и метода познания. Однако из этого не следует, что диалектика замещает частные научные методы, связанные со спецификой исследуемой области. Диалектика проявляется в них и реализуется через них согласно требованиям преемственности и непротиворечивости в методологии.

Слайд 9.12.

 

Исторический принцип лежит в основе теории познания общества как целостной и развивающейся в конкретных исторических условиях социальной системы. Вместе с развитием общества идет процесс развития и видоизменения коммуникативных средств, обслуживающих данное общество. Об этом свидетельствуют рассмотренные выше примеры видоизменений и новообразований в русском языке, появление тенденции к смешению функциональных стилей. Эти видоизменения происходят не без столкновения и конкуренции между устоявшимися нормами и ненормативными образованьями. Количественное преобладание последних приводит к качественным изменениям речевых норм. Для исторического развития социальных явлений и коммуникативных систем характерна определенная цикличность, реализуемая по спирали, предполагающей прохождение незамкнутых витков и поэтому бесконечно развивающейся. Знание этих циклов имеет объяснительную силу при обосновании и прогнозировании новых тенденций.

Слайд 9.13.

 

Деятельностный принцип, в более узком понимании – функциональный тесно связан с предыдущим, поскольку отражает динамику исследуемого объекта, хотя реализуется в синхроническом плане.

Функциональный принцип используется во многих социологических концепциях, которые рассматривают общество как системное образование. Критики отмечали ряд недостатков этого принципа, в частности, внеисторическое рассмотрение общества, идеологическую ориентированность на стабильность общества без учета динамики его развития, неспособность выделить в социальном индивидуальное и др. Действительно, слабой стороной раннего функционального подхода было то, что они опирался преимущественно на биологические концепции в разработке моделей общества. Расширительное понимание функции как целенаправленной деятельности человека – члена социума хорошо согласуется с теорией речевой деятельности (А.А. Леонтьев), в основе которой лежит общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев). Именно деятельностный принцип позволил объяснить проблемы социальной обусловленности коммуникации с учетом индивидуального и социального. Коммуникант является производителем речевой деятельности. С одной стороны, его индивидуальные психические и социальные характеристики формируют его речевое поведение. С другой стороны, осуществляя речевую деятельность, коммуникант закрепляет, в том числе и для себя, общепринятые нормы речевого поведения.

Важность деятельностного принципа состоит в том, что он непосредственно связан с прагматическим и прикладным аспектами социальной коммункации, с ее базовыми функциями взаимодействия и воздействия.

 

Слайд 9.14.

 

Системный принцип иногда называют структурно-системным, поскольку система предполагает определенное строение элементов – структуру, а структура предполагает наличие типовых отношений между элементами. В настоящее время необходимость системного подхода к исследованию никем не опровергается. Но сложность реализации этого принципа, особенно в интегративных научных дисциплинах, налицо. В данном случае трудности связаны с разнородностью категорий и типов системных отношений в социологии коммуникации. Ведь реализация принципа системности предполагает не простую упорядоченность единиц или систематизацию категорий, но обоснование типов системных отношений на базе общих или хотя бы соотносимых признаков. В социологии такими основаниями являются признаки социальной стратификации общества. При помощи типологического метода выделяются определенные типы социальных явлений, в том числе типы социальных структур. В коммуникации на базе различных типов коммуникативных средств и их функций выделяются коммуникативные системы. Различие в типах коммуникативных средств позволяет обосновать уровневую структуру коммуникации. Изучение взаимодействия социальных и коммуникативных факторов в содержательном и формальном планах позволило выделить так называемые социологические доминанты коммуникации –социально значимые коммуникативные категории, представленные 4 типами: стратификационным, ситуативным, оценочным и функциональным. Эти доминанты могут служить базой для углубленного изучения социальной коммуникации в системном плане.

Слайд 9.15.

Принцип целостности в методологии следует отличать от «фактора целостности» – главного положения холизма (греч. «весь, целый») философского учения о мире, эволюция которого объясняется концепцией целостности мироздания.

Исследователь получает объект на онтологическом уровне в целостном, синтезированном от природы виде, анализирует этот объект – разлагает его на части для понимания его структуры и функций и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном виде на гносеологическом уровне. Нарушение этого принципа ведет к незавершенности исследования или даже к искажению его результатов. Так, например, если не учесть хотя бы один из уровней коммуникации, мы получим неполное, а значит в какой-то мере искаженное представление о коммуникации в целом. Соблюдение этого принципа важно еще и потому, что лишь в целостном представлении объекта можно определить его функции.

Слайд 9.16.

Всеми этими научными принципами не исчерпывается методология социокоммуникации. Но уже сейчас можно попытаться обосновать наиболее оптимальный подход к исследованию социальной коммуникации. Решающим фактором являются деятельностные коммуникативные потребности человека как члена социума. К таковым относятся прежде всего информационно-познавательные и прагматические. Информационно-познавательные связаны прежде всего с получением и/или передачей необходимой информации, прагматические – с решением практических задач при помощи коммуникации.

Познавательный, или когнитивный (лат. «постигать, понимать») принцип связан с общефилософской теорией познания и является методологической базой для многих наук.

Опыт когнитивного подхода к изучению динамики науки и ее взаимоотношения с обществом нашел отражение в разных социологических школах (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, т. Кули и др.), но встретил скептическое отношение со стороны оппонентов, заявивших, что познавательная сторона науки становилась в прямую зависимость от социологии. В разработке этого направления больших успехов добилась (когнитивная) психология, подчеркнув, решующую роль знания в поведении индивида. С учетом этого были исследованы ситуации дискомфорта в межличностном общении (Т. Ньюком), соотнесенность когнитивных структур коммуникантов (Ч. Осгуд, Т. Таннненбаум). В отечественных исследованиях отмечается, что анализ формирования знания предполагает изучение практической и теоретической деятельности человека в соотнесенности с ее социальным аспектом.

Поскольку в когнитивной теории часто используются смежные понятия 2знания» и «познание», следует уточнить их содержание применительно к коммуникации. Знание – это совокупность сведений в какой-либо области, необходимых для понимания и продуцирования информации. Познание – это процесс, обеспечивающий понимание и продуцирование информации; иногда познание понимается как результативный факт знания.

Слайд 9.17.

 

Познавательный принцип в методологии не имеет четко очерченных границ, возможности его использования определяются спецификой научной отрасли. В социологии коммуникации этот принцип реализуется во всех ее составляющих. Он предполагает исследование роли знаний коммуникантов в области социальных норм речевого поведения, знаний коммуникативного кода – правил функционирования коммуникативных систем определенного уровня, а также функционально-стилистических возможностей конкретных коммуникативных средств. Исследование реализации таких важных для коммуникации психологических категорий как ощущение, восприятие, представление, мышление, память.

 

Слайд 9.18.

 

Особое место занимает исследование уровня когнитивных структур коммуникантов и их мотивированность при определении информационно-познавательных потребностей. В процессе коммуникации, как известно, человек реализует и другую деятельностную потребность – прагматическую, которая складывается из множества компонентов, обусловленных не только объективными факторами, но и субъективными.

Слайд 9.19.

 

Прагматическое направление в гуманитарных науках охватывает широкий круг проблем, традиционно рассматриваемых в риторике, стилистике, речевой деятельности, теории коммуникации, социолингвистике. В социокоммункации прагматический подход позволяет исследовать, по крайней мере, 3 аспекта – собственно коммуникативный, функциональный, психолингвистический. В коммуникативном аспекте исследуются особенности речевых (коммуникативных актов в плане реализации коммунактивных установок. В функциональном аспекте исследуются речевые нормы в плане их социальной и языковой обусловленности в данной коммуникативной сфере. В психолингвистическом аспекте изучаются способы эффективной передачи и адекватного восприятия информации в соответствии с теорией порождения и восприятия речи.

Прагматическое направление тесно связано с познавательным направлением по принципу дополнительности. Эту связь убедительно показал голландский ученый ван Дейк, отметив, что реальная коммуникация включает знания, мнения, желания коммуникантов. С его точки зрения, собственно социальные условия, определяющие прагматические правила речевого поведения, такие, как авторитет, власть, ролевые отношения и отношения вежливости, являются когнитивно обусловленными. Благодаря тому, что коммуниканты знают эти правила, способны их использовать в данной ситуации, они могут правильно интерпретировать информацию (ван Дейк, 1989).

Познавательный и прагматический принципы научного исследования хорошо сочетаются благодаря общему основанию – в центре исследуемых проблем находится человек как член социума, представитель этноса, психологический субъект, языковая личность, коммуникант. Исследуя различные стороны деятельностных потребностей человека, эти принципы существенно дополняют друг друга. В силу своей многоплановости они способствуют исследованию социальной коммуникации как целостного объекта. Благодаря этому свойству они позволяют использовать и другие общенаучные принципы исследования. Все это свидетельствует о том, что познавательно-прагматический подход является оптимальным методологическим направлением в исследовании социальной коммуникации.

 

Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации.

 

Слайд 9.20.

 

При обосновании частнонаучных методов следует исходить из необходимости исследования взаимосвязи 3-х составляющих социологии коммуникации – социальных структур, коммуникативных систем и коммуникационных средств.

Для изучения взаимодействия социальных структур и коммуникации существенными являются модели общества, разрабатываемые в социологии. При помощи диалектического, функционального, структурного и других методов в модели интерпретируется центральная проблема – отношения индивида и общества. Обзор и критический анализ основных моделей, сделанный американским социологом Р. Бхаксаром, дает представление о некоторых социологических методах исследования (Бхаскар, 1991). Метод моделирования зарекомендовал себя как эффективный способ представления существенных признаков массовых явлений в целостности.

Для социологии коммуникации определенный интерес представляет теория общества, разработанная немецким социологом Н. Луманом – ведущим представителем системного и функционального направлений в социологии, поскольку в основе стратификации общества как универсальной системы лежит понятие коммуникации. Для построения своей теории Луман использует системно-функциональный метод и исторический анализ. На основе функционально-коммуникативных признаков построена 3-хчастная типология эволюции общества: сегментарное общество примитивных, архаических народов, стратифицированное общество высоких культур и современное функционально дифференцированное общество. Особый интерес представляет анализ метода самонаблюдения и самоописания, используемый в масштабах всего общества (Луман, 1991).

Слайд 9.21.

 

Структурный анализ может осуществляться при помощи социометрического метода, используемого в социологии при изучении малых групп.

Системный характер коммуникации, функциональная обусловленность коммуникативных средств позволяют широко использовать структурный и функциональный методы. С их помощью устанавливается уровневая иерархия коммуникативных систем, являются социальная дифференциация и вариативность коммуникативных средств. Эти методы дают возможность установить стратификацию общества как массовой аудитории.

Значительной эвристической силой обладает сопоставительный метод. Сопоставление как однородных, так и разнородных коммуникативных систем позволяет выявить степень их коммуникативной ценности, обнаружить новые свойства коммуникативных средств и тенденции их видоизменения. Самым главным условием при этом является обоснование базы для сопоставления – общего признака (формального, содержательного или функционального). Так, например, выделение специфических особенностей различных уровней коммуникации возможно лишь на основе общих функциональных свойств и степени обобщенности содержательного признака коммуникативных средств. Установление социально обусловленной вариативности коммуникативных средств возможно в результате сопоставления на основе их нормативного инварианта.

Рассмотренные частные методы исследования социальной коммуникации обусловлены общенаучными принципами и хорошо сочетаются с познавательно-прагматическим направлением как методологической установкой.

 

Конкретные (специализированные) методы исследования социальной коммуникации.

Конкретные методы определяются целью исследования и характером коммуникации как с точки зрения ее уровневой стратификации (семиотический, лингвистический; металингвистический, паралингвистический и синтетический уровни), типовой характеристики (межличностная, внутригрупповая и массовая коммуникация), видовой системности (естественные, искусственные и смешанные системы) и способы ее реализации (устная и письменная формы речевой деятельности, различные каналы восприятия информации). Выбор методов, последовательность и техника их применения – методика определяется также объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования.

Слайд 9.22.

 

Поэтапность исследования социальной коммуникации предполагает выбор методов в соответствии с конкретной задачей данного этапа. НА ЭТАПЕ СБОРА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ЕГО ПЕРВИЧНОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТОДЫ ОПРОСА (СПОСОБЫ АНКЕТИРОВАНИЯ, ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ) И МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК, А ТАКЖЕ Лабораторные ЭКСПЕРИМЕНТЫ (наблюдение за устными и письменными источниками информации, тестирование) и полевые эксперименты, допускающие как отстраненное, та и включенные наблюдение, так и включенное наблюдение – соучастие в речевой деятельности.

Выборочный опрос позволяет получить как фактическую информацию, так и оценочные данные, он проводится либо в устной форме, либо в письменной. При составлении анкеты или плана интервью важно сформулировать вопросы таким образом,. чтобы они отвечали заданной цели. Целью собственно социологического опроса является получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью собственно социологического опроса является получение содержательной информации о социальных явлениях и их оценки. Целью социокоммуниактивного опроса является получение содержательной информации о коммуникативных характеристиках информантов, определяющих их отнесенность к той или иной социальной группе – по степени речевой нормативности, по мотивированности использования того или иного канала получения информации. Анкета может включать несколько блоков вопросов, связанных не только со степенью периодичности использования СМИ, но и с оценкой радио- и телепрограмм, газетных рубрик и т. п.

Разновидностью выборочного опроса в социокоммуникации является выборочный анализ текста – дискурса с целью выявления коммуникативных средств, используемых для передачи социально значимой информации и ее оценки. Фактически это лабораторный метод исследования коммуникации, где ответы интерпретирует сам исследователь. Но и в том и другом случаях необходимо придерживаться принципа репрезентативности – достаточности фактического материала. Так, если мы изучаем характерные черты коммуникации молодежи, то должны включать выборку из всех групп молодежи – учащейся и неучащейся, городской и сельской, живущей в разных регионах страны. При несоблюдении этих условий репрезентативность недостаточна, и цель исследования не будет достигнута. Высокая степень репрезентативности – одна из главных трудностей в методе опроса, т. к. для правильной выборки нужно иметь данные о структуре генеральной совокупности, а статистика, к сожалению, не обеспечивает эти данные.

Другим важным понятием при составлении анкеты и первичной обработке данных является понятие о переменных (величинах). Дело в том, что в процессе опроса или наблюдения условия коммуникации могут меняться и качественно и количественно. От этого зависит установление причинно-следственных отношений исследуемых параметров в социокоммуникации. Принято различать независимые и зависимые переменные. Независимые – это свойства, которые меняются независимо от других свойств и поэтому квалифицируются как причины. Зависимые переменные – это свойства, которые меняются в связи с изменением независимых переменных и поэтому квалифицируются как следствия. В социокоммуниквации в качестве независимых переменных выступают коммуникативные сферы, социальный статус, коммуникативная установка, ситуация; в качестве зависимых – ситуативная вариативность, речевой этикет виды невербальных средств и т. п.

Метод экспертных оценок служит для получения первичных эмпирических данных. Проводится опрос специально ото браных групп экспертов (обычно 5-7 человек) с целью установления значений определенных переменных величин, которые необходимы для оценки исследуемого вопроса. Эксперты отбираются по признакам их формального профессионального статуса – должности, ученой степени, стажа работы и т. п. Полагают, что этот способ получения первичной информации не очень надежен, т. к. ограничен личным опытом и не представляет информацию в полном объеме.

Метод наблюдения реализуется как в лабораторных, так и в полевых условиях эксперимента. Этот метод заимствован из этнографии, описывающей разнообразные формы социальной коммуникации. При помощи этого метода могут быть выявлены нормативные и ненормативные формы речевого этикета, установлены коммуникативные средства, используемые коммуникантами в эмоциональном состоянии, в разных ситуациях и т. д.

Эксперимент в полевых условиях является сложным и трудоемким в плане социопсихологическом, особенно при включенном наблюдении. Многие исследователи обсуждают и этическую сторону такого эксперимента – допустим ли «обман во имя науки»? Специфической трудностью при этом является преодоление так называемого «парадокса наблюдателя» – термин американского исследователя У. Лабова (1976). Цель эксперимента состоит в том, чтобы установить, как говорят люди в естественных условиях, когда их не наблюдают. Но для этого их нужно наблюдать причем систематически. Открытое наблюдение может искажать выводы эксперимента, т.к. приводит к гиперкоррекции речи испытуемых, особенно при записи образцов речи – срабатывает «магнитофонный эффект». Поэтому экспериментатора должен тщательно продумать технику открытого наблюдения с тем, чтобы устранить возможные помехи.

Недостатком этого метода являются не только перечисленные трудности, но также и степень репрезентативности наблюдаемой группы. Для проверки нужны контрольные эксперименты и сопоставление с данными лабораторных экспериментов.

Метод тестирования наиболее полно разработан в психологии, достаточно широко используется в социолингвистике и вполне приложим к социокоммуникации. Обычно он используется в лабораторных экспериментах, когда массовой опрос через анкетирование невозможен. Тестирование иногда проводят дваждына начальном этапе исследования, где оно выполняет диагностирующую функцию, и в конце исследования, где оно выполняет верификационную функцию. Тесты составляются таким образом, чтобы однозначно выявить те или иные коммуникативные свойства испытуемых, например степень речевой вариативности представителей определенной социальной группы. Различают формальные и неформальные ситуации тестирования. К формальному типу относят задания на чтение пар слов, выбранных по контрасту содержания или формы, ответы на стереотипные вопросы. Неформальные тесты проводятся в форме беседы с испытуемым, желательно на тему, которая его волнует или интересует. Главным условием при этом является создание атмосферы психологического комфорта и доверия. Тестирование представляет особую важность для исследования социальной коммуникации. Поскольку, в отличие от других методов, позволяет выявить характеристики индивидуумов как языковых личностей.

Социометрия (лат. Общество + греч. «мера») является особым методом, который используется при исследовании малых групп с целью изучения межличностных отношений их членов (в социологии)_ и межличностной коммуникации (в социокоммуниации). В типовые социограммы могут быть включены вопросы, которые требуют ответы с оценочным отношением к членам своей группы. Для социокоммуникации важно установить степень сходства и различия. используемых коммуникативных средств в оценочной функции. К трудностям этого метода относится преодоление этических факторов.

Методы, используемые на втором этапе исследования имеют другое целевое назначение – обработку полученных данных и установление зависимостей количественных и качественных показателей анализа и их содержательную интерпретацию. В социологических исследованиях на даном этапе широко используются методы статистического анализа, некоторые из них могут быть применены и в социокоммуникативных исследованиях.

Корреляционный ( от лат. «соотносительный) анализ в социокоммуникации – это процедура, установленная для изучения соотнесенности между социальными и коммуникативными переменными. В качестве независимых переменных выступают заданные социальные признаки, в качестве зависимых -–коммуникативные признаки. Связь между этими величинами выражается во взаимной согласованности наблюдаемых изменений. Так, например, можно установить согласованное изменение элементов речевого этикета (формул приветстия, прощания) и изменения возрастных групп. Высчитывается коэффициент корреляции. Чем выше коэффициент корреляции между двумя переменными, тем точнее можно прогнозировать значение одной из них по назначению других.

Факторный ( лат. Фактор – «делающий, производящий») анализ дает возможность установить многомерные связи переменных величин – по нескольким признакам. На основе парных корреляций переменных, полученных в результате корреляционного анализа, получают набор новых, укрупненных признаков – факторов. В результате последовательной процедуры получают факторы второго, третьего и т. д. порядка. Так, например, можно показаь, что переключение кода при диглоссиинаблюдается не только в группах, различающихся по возрасту, но характерно и для групп, объединенных по признаку профессии или по роду занятий. Факторный анализ дает возможность представить полученные данные в более обобщенном виде, приближает к целостному восприятию исследуемого объекта. Детализация устанавливаемых причинно-следственных зависимостей может быть осуществлена при помощи вспомогательных методов анализа.

Детерминационный анализ ( лат. Определять) в отличие от корреляционного, позволяет установить связи между отдельными значениями признаков. Этот метод применяют в тех случаях, когда значения или сочетания одних признаков статистически дктерминируют заранее выделенные значения других признаков. Напрмер, такие компоненты признака ситуативной вариативности коммуникации, как фонетические, морфологические, лексические, детерминируются такими компонентами признака социального статуса коммуниканта, как прагматические (цель, мотив), коммуникативные (нормы речевого эитикета и др.) и когнитивные (фоновые знания, оценка и др.). Сопоставляя по правилам вычислительных систем многомерные таблицы совпряженности признаков, исследователь может определить, какой из компонентов других признаков усиливает или ослабляет их связь. А приведенном примере компоненты комуниативного признака социального статуса усиливают его связь с признаками стратификационной вариативности, а компоненты прагматического признака социального статуа усиливают его связь с признаками ситуативной вариативности коммуникации.

Дисперсионный (лат. «рассеянный, рассыпанный ») анализ позволяет дать оценку влияния ряда независимых качественных переменных (факторов) на количественную переменную (признак). Например, определить, как влияют демографические факторы (какова их доля, процент) на выбор варианта побудительных высказываний. Выделяются отдельные компоненты общей дисперсии исследуемого признака, связанные с влиянием отдельных факторов или их сочетаний.

Латентно-структурный (лат. «скрытый, невидимый») анализ был предложен П. Лазарсфельдом. Этот метод также связан со статистической обработкой эмпирических данных. Испытуемым предлагается набор вопросов, и по содержательным признакам ответов испытуемые распределяются по определенному скрытому (латентному) признаку. Например, на основе интервью или изучения газетных корреспонденций по определенным признакам можно выявить среди журналисток «мужского стиля», что может быть связано со стеиенью осознания ими своей эмансипированности в области языка (в корреспонденциях) и коммуникации (в интервью). В отличие от факторного анализа, этот метод не предполагает измерения зависимостей признаков, он предназначен для анализа качественных переменных.

Метод импликационных шкал (лат. «лестница») представляет собой наглядную форму измерения и оценки полученных данных, которые градуируются по степени количества или интенсивности признаков. Шкалы классифицируются по типам или уровням измерения. Простые шкалы предусматривают однозначную оценку того или иного признака. Серия шкал (так называемая «батарея») может быть преобразована в единую шкалу значений отдельных признаков. Эта процедура называется «шкалированием».

Контент-анализ (англ. «содержание») занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, поскольку он позволяет дать интерпретацию содержания информации через количественные показатели. В этом его суть. Первоначально (первая четверть ХХ в.) контент-анализ понимался как своего рода технический прием для объективного, систематического и квантитативного описания явно выраженного содержания коммуникации (Берельсон, 1952). С течением времени концептуальное представление о контент-анализе как о методе изменилось. Главным оказалось не описание «явного содержания» текстов, а раскрытие латентного, скрытого содержания коммуникации через изучение реальных данных текстового массива в социологических целях (Алекссев, дудченко, 1976). Именно возможность выявить скрытые элементы содержания ткстов, которые могут ускольнуть от внимания исследователя при использовании традиционных методов логико-аналитического анализа, делает контент-анализ столь привлекательным. Появляется возможность выявить тенденции социальной дейтсвительности, в том числе социальной коммуникаци. С помощью контент-анализа сделаны попытки установить скрытые мотивы коммуникаторов или авторов и даже социальные характеристики адресата – массового потребителя определенной информации. Этот метод помогает выявить закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, на основе чего прогнозируются тенденции в тех ил иных социальных движеииях.

Контент-анализ рассчитан главным образом на исследование социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в рексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельных текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например, установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора.

В отличие от традиционных количественнных методов, используемых в гуманитарных науках, контент-анализ предполагает более систематическую и строгую процедуру исследования, устанавливаются следующие этапы:

· Выбор образца тесктов для исследования, желательно одного жанра, например «новости» в радиопередачах, рекламные тексты, «письма читателей2 в газетах и т. п.

· Определение категорий – существенных признаков внешних референтов, важных для данного исследования. Различение базовых категорий, которые встречаются в каждом тексте, например: тема, предмет сообщения, действующее лицо («герой»), средства для достижения ценностей, и второстепенных. Категории составляют понятийную схему контент-анализа;

· Определение единиц наблюдения – эмпирических формальных показателей в тексте, которые регистрируются однозначно, например: слова, словосочетания, в устном тексте – высказывания, единицы невербальной коммуникации – жесты, мимика. Это могут быть культурологические индикаторы, отражающие реальное содержание политических реалий, например: «предвыюорная кампания», «политичсекая платформа», «политические баталии», «программная речь» и т. п. Эти показатели сигнализируют о наличии или отстутствии искомой величины – заданной категории содержания. Оценочные показатели могут быть интерпретированы в определенных текстах как индикаторы деятельности, результативности средств массовой коммуникации в плане разнообразия тематики, объективности, независимости, тщательности подготовки радио- и телепрограммы и т. п. Эти индикаторы составляют рабочую, так называемую операционную схему, которая, по существу, и определяет последовательность процедур наблюдения над текстом;

· Установление корреляции между понятийное схемой (категориями) и опернациональной схемой (индикаторами), что является ответственной и сложной операцией. Примерами парных корреляций могут служить ключевые слова – тема; оценочные характеристики суждения или высказывания – оценочная категория; факт упоминания о категориальном признаке -–категория и т. п. Частота встречаемости отдельных высказываний, речевых формул свидетельствует о существовании содержательных категорий, которые интерпретируются как цель или мотив коммуникации.

· Подсчет частотости категорий для каждого индикатора, например. как часто выражается отношение к коммуникатору или автору в отдельных словах, высказываниях, жестах и т. п. Или как представлены слова, высказывания, выражающие функциональные категории приказа, побуждения, удовлетворения, согласия, несогласия т и. п.

· В заключение проводится описание результатов полной дистрибьюции категорий во всем текстовом массиве о отношению к уже установленным социальным факторам(демографичексие характеристики, вид занятий, общевтственное мнение и т. п.). Конечным результатом контент-анализа является установление и измерение тенденций в социальной реальности.

В качестве недостатка контент-анализа обычно указывают на субъективизм при определении исходных данных: как понимать содержание; зависит ли оно от интерпретации получателя информации или определяется целью коммуниации и темой; насколько выбор категорий объективен; каков должен быть оптимальный объем текстового материала при определении зависимостей категорий и индикаторов в терминах частотности и др.

Предлагаются альтерантивные подходы к содержательному анализу информации. Наиболее оптимальным вариантом контент-анализа считается функциональный, в котором категории выделяются на оснвое их функций. Так, например, средства массовой коммункации и их содержательная информация могут классифицироваться на основе их доминирующей функции по отношению к аудитории. Любопытны в этом плане исследования коммуникации, сявзанной с политической сферой деятельности. Так, в частности, американский исследователь Д. Грабер обосновал набор функций «политичсекой коммункиации», который и использовал в качестве системы категорий контент-анализа и как измерение намерений (замысла) коммункатора, а именно – привлечение внимания, установления связей, определение ситуаций, принятие обязательств, создание мотивации в сфере политики, стимулирование действия, использование слов как символчисекого поощрения реальных и потенциальных последователей (Грабер, 1976). Функционально обусловленные категории являются тоже «заданными» и не могут претендовать на полную объективность, но они, безусловно, дают возможность более полно исследовать определенную коммуникативную сферу в социально значимом аспекте. Представляется, что объективными основаниями для анализа содержательного аспекта социальной коммуникации могут служить характерстики дискурса как коммуникативной единицы.

Дискурс-анализ как способ исследования коммуникации начал разрабатываться сравнительно недавно – в середине 60-х г.г., однако в его теоретической и методологической установках нет единой концепции. Это произошло потому, что само понятие дискурса формировалост на стыке разных наук – антропологии, этнографии, лингвистики, социиолингвистики, семиотики и, наконец, теории речевой деятельности и массовой коммуникации. Следует согласиться с мнением ван Дейка, который очень точно определили сущность дискурса, сказав, что в»широком смысле слова дискурс является сложным единством языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охрактеризовано с помощью понятия комуникативного события или коммуникативного акта».Для исследования социальной коммуникации существенно, что в дискусре отражены не только языковые формы высказываний, но содержится и оценочная нформация, личностные и социальные характертистики коммуникантов, их фоновые знания, имплицируется коммуникативная сфера и социальная ситуация.

Моделирование дискурса, обоснование его компонентов и изучение его структуры как челостной коммуникативной единицы создали предпосылки для использования его в качестве метода исследования социальной коммуникации. При рассмотрении различных моделей дискурса мы приняли как оптимальный вариант модель Хэллидея, в которой взаимодействуют 3 структурных компонента – смысловое (тематическое) поле, тональность или регистр, и способы реализации дискурса. Эти компоненты имеют формальное выражене в речи и могут, следовательно, служить объективными основаниями для выделения содержательных категорий. Для социальной коммуникации наибольшую важность представляют социально значимые категории, т. е. социологичсекие доминанты. По своим содержательным характертистикам эти доминанты связаны с разными компонентами дискурса.

К доминантам, определяющим смысловое поле, относятся коммуникативная сфера и смысловая информация. Их формальными коррелятами являются ключевые слова и словосочетания. Именно они создают смысловое поле дискурса. Доминанты, определяющие тональность дискурса, связаны с характеристиками коммуникантов, условиями коммуникации и коммуникативными функциями. К ним относятся социальный статус, коммуникативные роли, коммуникативная установка, статус языка, оценочная информация, ценностная ориентация и коммуникативные функции. Их формальными коррелятами являются функционально-стилистические признаки слов и словосочетаний, речевые формулы для выражения определенных коммуникативных функций. В устной форме дискурса такими коррелятами служат невербальные средства – фонационные (тон, пауза, громкость голоса т. п.) и кинесические (жесты, телодвижения, дистанция и т. п.). В третьем компоненте дискурса – способах его реализации как целостной коммуникативной единицы определяющими являются социальная дифференциация, интеграция и интерференция, а также стратификационная и ситуативная вариативность как социокоммуникативнык доминанты – существенные характеристики, обусловленные социальной стратификацией общества и коммуникации. Эти доминанты представлены как в письменной, так и в сустной форме дискурса. Формальными коррелятами являются признаки нормативного/ненормативного речевого поведения (вербального и невербального), построене высказываний, их связная последовательность, наличие или отстутствие фонетических, морфологических и лексических вариантов (социально обусловленных), правила речевого этикета.

Установление однозначных корреляций содержательных и формальных показателей во всех компонентах дискурса дает положительный результат качественного анализа. Количественные данные также могут быть установлены, если стаится специальная цель, например, выявить тенденции в вариативности речевых формул или пострении высказываний. Дискурс-анализ позволяет выделить не только сущесвтенные характеристики социальной коммуникации, но и второстепенные. В этом его бесспорное преимущество, особенно при изуечнипи межличностной и внтуригрупповой коммуникации. При исследовании массовой коммуникации обязательным условияем является принадлежность дискурсов к одному жанру. Этот метод пока рассчитан на работу «вручную» и является трудоемким. В процессе его совершенствования можно надеяться на введение более эффективных приемов,к оторые позволят исследовать целые массивы дискурсов.

 

На заключительном этапе иследования социальной коммуникации используются методы тестирования и шкалирования, которые позволяют проверить полученные результаты. При тестировании используется тот же материал,к оторый был дан в первичном, диагностирующем тесте. Практикуется так называемый панельный метод, или метод повторного опроса с целью проверки или уточнения первичного опроса. Но при этом должны быть сохранены те же условия, что практически трудно осуществить, особенно при большом временном разрыве.

Использование методов, различающихся «по способу», определяется их эффективностью на определенном этапе исследования. Логико-аналитичсекий анализ может быть использован и при первичной систематизации материала, и при аргументации выбора исходных данных или гипотезы. Визуальные методы незаменимы в тех случаях, когда необходимо предстаивть объект в целостности или показать его внутреннее строение, удельный вес структурных компонентов и т. п. Игровые приемы облегчают проведение эксперимента, но усложняют его подготовку. Для проверки экспериментальных данных вводятся контрольные наблюдения – избирается та или иная модель измерения, в частности, метрологическая модель идеального измерения и теории ошибок (погрешностей). Разработаны методики измерения текста, измерения аудитории и двуязычия как социального явления. При изуечнии массовой коммуникации эти методики варьируются в зависимости от целей и видов коммуникативных средств.

Обощая все вышесказанное, можно определить методологию как стратегию, а методы как тактические средства в процессе научного исследования, результативность которого во многом определяется их преемственностью и непротиворечивостью, представляющих объект в его целостности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных