Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Риторические средства воздействия в судебной речи




 

Троп – оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. Виды тропов: сравнение, эпитет (образное определение предмета), метафора (перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов), метонимия (перенос названия по смежности предметов), перифраз (использование описательного выражения вместо одного слова), ирония (употребление слова или выражения в противоположном значении), гипербола (преувеличение), литота.

Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи. Виды фигур: 1) фигуры имитации: риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, введение чужой речи; 2) фигуры расположения: период, градация, инверсия (изменение порядка слов), антитеза (противопоставление понятий или образов); 3) фигуры повтора: фонетический, морфологический и лексический повтор, анафора (единоначатие), эпифора (повторение конечных элементов), кольцо (повторение в конце фразы ее начала).

Правила использования тропов и фигур в судебной речи: изобразительно-выразительные средства должны быть уместными и доступными для понимания слушателей.

 

1. Какой троп имеет место в приведенных высказываниях? Какой риторический эффект возникает при использовании этого тропа?

1. Переводы – все равно что те медные монеты, которые имеют ту же ценность, что и золотые, и даже имеют большее хождение в народе, но они всегда неполновесны и низкопробны (Ш. Монтескье).

2. С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже простираются корни его в землю, в мрак, в глубину, – ко злу (Ф. Ницше).

3. Счастье обычно сравнивают с шаром – ведь он тоже быстро катится; это сравнение вдвойне оправдано, так как имеет еще и второй смысл. Неподвижный шар представляется наблюдателю завершенным, замкнутым в себе, самодостаточным существом и поэтому, также как счастливец, не может долго привлекать к себе внимание. Всякое довольство, всякая умиротворенность, из чего бы они ни проистекали, – просты. Счастливцев предоставляем самим себе…(И. В. Гете).

4. Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; слава – недостоверна; судьба – загадочна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение (Марк Аврелий).

 

2. Какие фигуры имеют место в приведенных высказываниях?

1. Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя. Легче игнорировать своего противника, чем спорить с ним, но отвернуться от противника, не знать его, «закрыть» его – значит нанести ущерб науке, истине, обществу (П. Капица).

2. Душа рождается старой, но становится все моложе. В этом комедия жизни… А тело рождается молодым, а становится старым. В этом трагедия жизни (О. Уайльд).

 

3. В тексте речи известного адвоката найдите риторические фигуры. Охарактеризуйте пафос. Возможно ли использование такого пафоса в современном судебном выступлении?

Неприглядная картина рисуется перед нашими глазами, когда мы вспомним все, что проделывалось с этою женщиной (П. И. Медынцевой) и кем проделывалось! Игуменья – душа этого дела; темные личности вроде тех, кого она привела с собой на скамью, и тех, чьи имена так часто повторялись на суде – Фриденсоны, Сушкины, Тицнеры, Мейергеймы, – ее друзья и сообщники сомнительных денежных сделок. Инокини – векселедержательницы и бланкоподписательницы, и притом услужливые ее свидетельницы на суде, и какие, к стыду своему, свидетельницы! Верь после этого внешности! Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, ввереного нравственному руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымал настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела! Вместо храма – биржа, вместо молящегося люда – аферисты и скупщики поддельных документов, вместо молитвы – упражнение в составлении вексельных текстов, вместо подвигов добра – приготовление к ложным показаниям – вот что скрывалось за стенами. Стены монастырские в наших древних обителях скрывают от монаха мирские соблазны, а у игуменьи Митрофании не то. Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру было не видно дел, которые вы творите под покровом рясы и обители!

Игуменья говорит: «Не для себя, для Бога я делала все это!» Я не знаю, для чего совершали это ограбление, но Богу таких жертв не надо. Каинова жертва не может быть Ему приятна; лепта добровольного приношения вдовицы Ему лучше золота фарисейского. Ей это известно лучше нас, так пусть же не прикрывается она этим, пусть кощунством не обморачивает умы. Пусть ее дела во всей наготе своей свидетельствуют на нее и на друзей ее!

(Ф. Н. Плевако).

 

4. Прочитайте текст, охарактеризуйте его пафос.

Долой смертную казнь!

С этими словами вы много раз, товарищи рабочие, выходили на улицы во время господства проклятого царизма. Эти слова писали вы на красных знаменах. Эти слова раздались в великие февральские дни 1917 года, когда рухнули твердыни векового гнета и впервые правительство революции провозгласило: смертная казнь отменена.

И когда вы протестовали год назад против восстановления смертной казни, во главе вас встали те самые люди, которые ныне правят Россией. Большевистская партия в те дни обращалась к вам с призывом не допускать восстановления смертной казни даже для шпионов, даже для изменников, дезертиров и мародеров. Она, эта партия, говорила тогда вам, что смертная казнь при всех условиях, за что бы она ни применялась, есть дикое варварство, которое позорит человечество; она, эта большевистская партия, говорила вам, что социалисты отвергают смертную казнь, отвергают хладнокровное убийство безоружных, обезвреженных преступников.

Она, эта большевистская партия, говорила вам тогда: пусть христианская церковь, проповедующая религию любви к ближнему, лицемерно оправдывает, когда ей это выгодно, убийство человека государственной властью. Социализм никогда не дойдет до этого лицемерия.

Так говорили они, нынешние правители России. И став у власти в октябре, на тогдашнем Втором Всероссийском съезде советов они постановили:

Смертная казнь отменяется – даже на фронте!

 

Как только стали они у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать.

Убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, – как это делают все дикари.

Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь.

Вслед за этими самосудами и расправами, организованными по подстрекательству или по попустительству большевиков начались убийства по прямому приказу органов большевистской власти.

Человеческая жизнь стала дешева. Дешевле бумаги, на которой палач пишет приказ об ее уничтожении. Дешевле повышенного хлебного пайка, за который наемный убийца готов отправить человека на тот свет по распоряжению первого, захватившего власть негодяя.

Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества.

Твоим именем совершается этот разврат, российский пролетарий!

Пусть дружно и громко рабочий класс заявит всему миру, что с этим террором, с варварством смертной казни по суду, с людоедством казни без суда, не имеет ничего общего пролетариат России.

Партия смертных казней – такой же враг рабочего класса, как и партия погромов!

Пусть видят все темные, ослепленные, развращенные и подкупленные сыны рабочего класса, что пролетарская семья никогда не простит им участия в деле палачества! Пусть все, еще не потерявшие облик социалистический, поспешат отшатнуться от Медведевых и Стучек, от Крыленок и Троцких, Дзержинских и Свердловых, от всех заведующих человекоубийством оптом и в розницу! (Л. Мартов).

 

Укажите средства суггестивного воздействия на сознание и подсознание читателя (приемы, создающие эффект внушения). Используя эти средства, сочините текст на одну тему «Долой всеобщую воинскую повинность!»

 

5. Прочитайте отрывки из речи адвоката. Укажите речевые средства воздействия. Какой эффект создается благодаря их использованию?

1. Нет, мы не можем смотреть на сидящих здесь подсудимых, как на единый ряд, хотя некоторым этого очень хотелось бы. Говоря о скамье подсудимых на языке театра, можно сказать, что здесь есть и ряды партера, и бельэтажа, и амфитеатра, и четвертого яруса, и галерка – все есть! Надо только всех рассадить по своим местам, как бы ни пытались воспрепятствовать этому некоторые из подсудимых, рвущиеся «из первых рядов партера» на «галерку».

Иногда стремление к такому перемещению встречает даже поддержку. Вас пытаются убедить в том, что хитроумно и прочно сплетенные сети, в которые яшины и вольфы затянули свои жертвы, ничто по сравнению с той помощью, которую они оказали следствию. Вот, говорят, Вольф, например, рассказал, что вес сельдей в импортных бочках выше трафаретного. А Яшин, например, рассказал о тех, кого и он обманул и кто приобрел у него украденный товар (на поверку, оказывается, одни и те же лица!).

Не верим мы и мы надеемся, что не поверите и вы, товарищи судьи, в соразмерность принесенного блага причиненному вреду. Мы не верим, что сообщенные следствию данные о весе сельдей в бочках (это общеизвестно!) стоят больше, чем горе и слезы несчастных жертв преступной деятельности Вольфа, стоят дороже, чем многие годы лишения свободы, в которые Вольф и ему подобные ввергли десятки работников торговли!

2. В нашем длительном процессе был один момент, который можно назвать кульминационным, который заставил трепетать одних и возмущаться других. Это был момент, когда притихли одни обличители и плакали те, кто «плохо себя вел» на следствии. Я говорю о демонстрации киноленты, которая с великолепной объективностью зафиксировала данные следственного эксперимента. Вы видели, как изымалась из бочек сельдь, а вместо нее туда заливалась вода для сохранения трафаретного веса; вы видели, как высыпался сахар и крупа из мешков, как вынимались из ящиков пачки с папиросами, с печеньем, как на бочках с растительным маслом указывался неправильный вес тары и т.д.

Я снова попрошу вас вспомнить кадры кинопленки. Каждый ряд сельдей, изъятый из бочки по методу Вольфа, это недели тюрьмы для получателя этой облегченной бочки; каждый мешок, облегченный по методу Яшина, это месяцы заключения для многих и многих работников торговли. Каждое ведро воды, налитое в облегченную бочку, это потоки слез и людского страдания, потоки слез, пролитых обвиняемыми и их семьями. И весь ужас жертв состоял в том, что они не понимали, кто их подвел, кто повинен в их несчастии, что произошло (А. С. Экмекчи).

6. Прочитайте текст. Укажите использованные в нем тропы и фигуры. Определите, какой тип вступления использован оратором. Сформулируйте тезис.

Доведение до самоубийства!

Вдумайтесь в страшный смысл этого тяжкого обвинения, товарищи судьи! Что должно было скрываться за этой краткой, но достаточно выразительной юридической формулировкой? Какие отношения? Какие люди?

Горькая картина должна была бы развернуться перед вами, не картина смерти, так красноречиво здесь обрисованная обвинителем, а изображение предшествующих этой смерти страданий, унижений, боли, безысходности.

Вы должны были бы здесь увидеть сильного, сурового, нет, не сурового, а жестокого, своевольного человека и мысленно представить себе его слабую, глубоко несчастную, мятущуюся жертву.

И этого мало! Вам должны были продемонстрировать, как эта жертва безуспешно бьется в тисках материальной, служебной или иной зависимости, как безрезультатно пытается освободиться от пут подчиненности, как ищет и не находит путей к спокойной и свободной жизни.

Вас должны были, наконец, убедить в том, что между самоубийством девушки и поведением любимого ею человека имеется причинная связь, что казавшееся ей единственным выходом решение умереть естественно и логично вытекало из тех условий, в которых оказалась она по злой воле другого человека.

Что же увидели вы, товарищи судьи?

Что узнали вы за эти дни?

Что сможете именем Республики провозгласить людям, вас избравшим и пришедшим сюда узнать правду о причинах гибели молодой девушки?

Где истина, в чем она?

Всего лишь несколько месяцев назад молодой парень познакомился с молодой девушкой.

Меньше чем через месяц после знакомства началось их сожительство.

Каковы же были взаимоотношения Каулина и Алимовой в период их интимной связи и особенно в последнее время?

Я беру на себя смелость утверждать, что ничто в отношениях этих молодых людей, ничто в поведении Каулина не предвещало трагедии.

(Г. П. Падва)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных