Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эдмунд Бёрк. Размышления о революции во Франции




Эдмунд Бёрк. Размышления о революции во Франции. Лондон, 1992

Родоначальник английского и европейского консерватизма, один из моих любимейших авторов и политических мыслителей.

Бёрк был ирландцем, причем ирландским патриотом, выступавшим за равноправие Ирландии в Империи и против преследований католиков, он был представителем партии вигов-либералов в английском парламенте, выступал за мирный компромисс с восставшей Америкой, против злоупотреблений английских губернаторов в Индии, критиковал короля Георга III, и внезапно потряс всех небывало жестким, убийственным критическим разбором революции во Франции — «Размышлениями о революции во Франции» (английский текст). Еще Людовик XVI был на троне, еще принята лишь первая конституция, еще никто не знает о гильотине и Робеспьере, а Бёрк, от которого его либеральные друзья ожидали чего угодно, но не этого, предрекает, что дело закончится казнями и диктатурой самого отважного генерала.

Этот контекст очень важен, чтобы понять, что Бёрк критикует французскую революцию не как апологет деспотизма и противник свободы (напротив, он всегда был врагом деспотизма), а как раз как защитник настоящего идеала свободы, которая может быть основана только на традиции. Это очень важно понять и выучить наизусть — консерватор выступает не против свободы. Он защищает именно свободу человека, то есть полноту знаний, полноту деятельности, полноту наличных возможностей. И выступает против насильственного «осчастливливания» человека при котором его лишают всего того, что человеку было важно. Скажем, бедняк всю жизнь хотел быть богатым. Вместо того, чтобы сделать его богатым или, хотя бы, чуточку богаче, революционер упраздняет деньги и все становятся бедными. Но, для того, чтобы остаться бедным — не имело смысла делать революцию. Человеку свойственно желать прав и, порой, привилегий, в своем государстве, вместо этого революционер уничтожает государство — и права и привилегии тем самым теряют смысл. Мы боремся, к примеру, за право критиковать правительство. Но если правительства нет, а есть, скажем, десять банд разбойников, ведущих борьбу за нашу территорию путем убийства нашего населения, то свобода критики не имеет значения. Вы не можете критиковать разбойника.

«Права человека» ничтожны тем, что не существует никакого института, который бы их осуществлял и в котором они были бы релевантны. То, что мы этого сейчас не замечаем, объясняется исключительно тем, что сейчас права человека являются инструментом разрушения традиционных национальных государств со стороны мировой империи. Права человека не существуют, их не реализовывают. За них «борются». Но результатом борьбы становится не расширение прав, а уничтожение того пространства в рамках которого эти права имеют значение. Свобода слова теряет смысл в мире, где некому говорить.

«Правам человека», веру в которые исповедуют французы, Бёрк противопоставляет английские свободы, — не абстрактную теорию, а конкретный, выросший из толщи истории и базирующийся на собственности, образ жизни и политики. Мое любимое место у Бёрка — его гимн предрассудкам:

«Мы не стремимся избавиться от наших предрассудков, а их лелеем, и чем древнее предрассудок тем больше мы его лелеем. Предрассудок превращает достоинство человека в привычку».

Система предрассудков и предубеждений — это система традиционного сознания, которая формирует идентичность народа. Разрушение системы предрассудков и предубеждений — это крах идентичности. Крах того пространства в котором только и возможна и осуществима свобода.

Бёрку принадлежит и идея нации как завета между предками, живущими и потомками, противостоящая теории «общественного договора», обязывающего лишь живых. Тем самым теории национализма, до того бывшие теориями заговора народа против короля, приобрели другой смысл: у нации появилось четвертое — временн о е измерение. «Наши мертвые нас не оставят в беде»- совершенно бёркианский образ.

Бёрк, наверное, самый блестящий публицист в мировой истории — его слог — это смесь высокого пафоса, ясной логики и ядовитых насмешек:

Новоявленные доктора прав человека…

Революция вырвалась как необузданный газ…

Люди не видевшие государства кроме как на карте…

Люди не будут заботиться о своем потомстве, если оно не будет оглядываться на предков…

Франция купила бедность ценой преступлени…

Если одно поколение не будет связано с другим, люди станут не лучше подено…

В рощах их Академии в конце каждой просеки взгляд наталкивается на виселицы…

Благодаря угрюмому сопротивлению новшествам и вялости нашего национального характера мы еще несем на себе клеймо наших предков…

По не совсем понятной причине Бёрка в России не издают. Единственный полный перевод вышел в Лондоне в 1992 и попал ко мне чудом. Небольшим тиражом вышло сокращенное издание (текст приводится в приложении). Кроме того, Леонид Поляков издал ряд других работ Бёрка «Правление, политика, общество» (М.: «КАНОН-пресс- Ц», «Кучково поле», 2000), в частности его речь перед избирателями о том, что они его избрали не как исполнителя своей воли, а как человека которого облекли доверием поступать в парламенте по его уму и его личной совести.

«Размышления» так и ждут в России нормального издателя.

Если когда-нибудь у меня будет совсем много денег, я, в противоположность хипстерскому «Жанжаку», создам настоящий ирландский паб: «Эдмунд Бёрк».

В бёркианской традиции выполнен очерк о консерватизме в моей книге «Русский Националист».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных