Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОГДА СМЕРТЬ ПРИШЛА В БАГДАД




Ученик одного багдадского суфия, находясь в караван-сарае, случайноуслышал беседу двух незнакомцев, из которой понял, что один из них -- АнгелСмерти. -- В течение следующих трех недель я собираюсь посетить трех людей вэтом городе, -- сказал Ангел своему собеседнику. Ученик был так напуган, что, стараясь оставаться неза-меченным, дажезатаил дыхание и просидел в своем углу не шелохнувшись, пока Ангел и егоспутник не ушли. Затем он стал размышлять, как избежать возможной встречи сосмертью, и пришел, наконец, к выводу, что если он покинет Багдад, Ангел несможет его забрать. Ни секунды не медля, ученик одолжил самого быстрогоконя, которого только мог найти, и вихрем помчался по направлению кСамарканду, не останавливаясь ни днем, ни ночью. Между тем, Ангел Смерти встретился с суфийским учителем, и ониразговорились. -- А где ваш ученик такой-то? -- Он должен быть где-то рядом, возможно, в караван-сарае, проводитвремя в созерцании, -- ответил суфий. -- Странно, весьма странно, -- сказал Ангел, -- потому что он тоже вмоем списке. И здесь написано, что я смогу его взять в течение четырехнедель в Самарканде и нигде больше. Рассказ о смерти в этой обработке взят из "Хикайат-и-Накшия"("Сказания, единые по смыслу"). Это сказание вошло в фольклор Среднего Востока и поныне пользуетсявсеобщей любовью. Его автор -- великий суфий Фудайл ибн Айат, который первуюполовину своей жизни был разбойником. Согласно суфийскому преданию, подтвержденному историческимиматериалами, Гарун аль-Рашид, халиф Багдада, пытался собрать "все знание"при своем дворе. Различные суфии жили под его покровительством, но ни одногоиз них всемогущий монарх не мог заставить служить себе. Суфийские историкиповествуют, как Гарун и его визирь посетили Мекку специально для того, чтобыувидеть Фудайла, который сказал при встрече: -- Повелитель правоверных! Я боюсь, что твое миловидное лицо можетоказаться в аду. Гарун спросил мудреца: -- Знаешь ли ты человека, достигшего большего отречения, чем ты? Фудайл ответил: -- Твое отречение больше моего. Я могу отрекаться от обычного мира, аты отрекаешься от чего-то более великого -- от вечных ценностей. Фудайл объяснил халифу, что власть над самим собой лучше тысячелетнейвласти над другими.

ФИЛОЛОГ И ДЕРВИШ

Как-то темной ночью один дервиш, идя по дороге, услыхал крик о помощи,доносившийся со дна заброшенного сухого колодца. -- Эй, что случилось? -- закричал дервиш в колодец. -- Видите ли, я филолог, -- ответил голос, -- не найдя в темнотедороги, я к несчастью провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могуотсюда выбраться. -- Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, --ответил дервиш. -- Подождите минутку, -- закричал филолог, -- вы неграмотновыражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится. Очень прошу васисправить его. -- Ну что ж, если для вас слова важнее их смысла, вам будет лучшепобыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить,-- ответил дервиш и пошел своей дорогой. Эту историю рассказал Джалалуддин Руми, и она записана в книге Афлаки"Деяния адептов". Эта книга, опубликованная в Англии в 1965 году подназванием "Легенды суфиев", сообщает о дервишах ордена Мевлевийа и ихпредполагаемых учениках. Она записана в XIV столетии. Некоторые истории из сборника Афлаки представляют собой простоволшебные сказки, другие описывают действительные события, но там же есть ивесьма необычные истории, известные суфиям как "иллюстративные истории" -- вних описываются серии эпизодов, значение которых связано с психологическимипроцессами. Такие истории получили название "творчество дервишских ученых".

ДЕРВИШ И ПРИНЦЕССА

Королевская дочь красотой своей была подобна луне и очаровывала всех,кто удостаивался хоть раз взглянуть на нее. Однажды какой-то дервиш, собираясь подкрепиться, поднес было ко ртукусок хлеба, как вдруг увидел ее и застыл в изумлении... Пальцы его самисобой разжались, и хлеб упал на землю. Проходя мимо, принцесса улыбнулась дервишу. Восторг поверг его тело втрепет, хлеб остался лежать в пыли, а сам он едва не лишился чувств. В этомэкстатическом состоянии дервиш пробыл семь лет. Домом его стала улица,соседями -- бродячие собаки. Безумный дервиш надоел принцессе, и ее телохранители решили его убить. Тогда принцесса вызвала дервиша к себе и сказала ему: -- Никакой союз между нами невозможен. Ты должен немедленно уйти изгорода, потому что мои слуги хотят тебя убить. Несчастный влюбленный ответил ей так: -- С тех пор, как я увидел тебя, жизнь не имеет для меня никакой цены.Они прольют невинную кровь. Но прежде чем я умру, заклинаю тебя, исполни моеединственное желание, ибо ты причина моей гибели, скажи, почему ты тогдаулыбнулась мне? -- Глупец! -- сказала принцесса, -- когда я увидела, каким посмешищемты себя выставил, я улыбнулась из жалости к тебе -- и только. И сказав так, принцесса скрылась. В своем произведении "Парламент птиц" Аттар говорит о неправильномтолковании субъективных эмоций, которые питают веру человека в то, чтоопределенный опыт, переживаемый им ("улыбка принцессы"), является особымдаром ("обожание"), с помощью которого он может что-то получить, тогда какна самом деле, он может оказаться чем-то совершенно другим ("жалость"). Так как подобный вид литературы пользуется своими собственнымиприемами, многие составили себе неверное представление о суфийской классике,полагая, что она не имеет никакого отношения к описанию психологическихсостояний.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных