ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Трансперсональный опыт.Вне сомнений, мы можем привести еще сотни подобных структурно-функциональных дифференциаций психического и иерархий, в которых личностный рост является или восхождением или нисхождением по уровням и ступеням интеграции. Важно, что любая психологическая традиция, школа, так же как и религиозная, философская или мистическая, предполагает определенный способ структурно-функциональной дифференциации психического и иерархический путь к целостности высшего порядка. 3) Специфика предмета, фокусировкой исследовательских усилий на различных структурных компонентах, свойствах, уровнях, механизмах психического Мы уже в некотором приближении описали основные характеристики предметной фокусировки теории психологии в предыдущем параграфе. Каждый структурно-функциональный компонент является предметом исследования не только различных отраслей знания, но и усилий адепта, который «встраивается» в ту или иную традицию (духовную, философскую или психологическую). Мы с более обобщенных позиций проанализировали в первой главе «тело» современной психологии в ее 5 базовых парадигмах, которые по своему понимают свой научный предмет. В настоящее время существует широкий интерес к всякого рода школам и методикам, нацеленным на работу с сознанием и личностью, разрешению внутриличностных и межличностных проблем, преодолению кризисных состояний. Многие люди обращаются к психотерапии, юнгианскому анализу, мистицизму, психосинтезу, дзен-буддизму, трансактному анализу, индуизму, биоэнергетике, психоанализу, йоге и гештальт-терапии. Общим для всех этих школ является то, что они пытаются тем или иным путем вызвать изменения в человеческом сознании, личности. На этом, однако, их сходство заканчивается. Человек, искренне стремящийся к самопознанию, преодолению и разрешению своих проблем, сталкивается с огромным разнообразием психологических систем, крайне затрудняющих проблему выбора, так как эти школы, взятые в целом, явно противоречат друг ДРУГУ- Например, дзэн-буддизм предлагает забыть или превзойти «эго» [48, 50], а психоанализ — усилить и укрепить «эго». Кто прав? Эта проблема стоит одинаково остро как перед непрофессионалами, так и перед психотерапевтами и практическими психологами. Но если представить, что в действительности эти различные подходы являются подходами к различным уровням человеческого «Я», тогда они не противоречат друг другу, но отражают действительные и весьма существенные различия между разными уровнями психической организации, и все эти подходы могут быть более-менее верны в приложении к соответствующим уровням среды сознания. Различные религиозные и психологические школы представляют собой не столько различные подходы к рассмотрению человека и его проблем, сколько дополняющие друг друга подходы к рассмотрению различных уровней человеческого сознания. При этом все множество школ распадается на пять-шесть ясно различных групп, и становится очевидно, что каждая группа ориентирована преимущественно на один из основных диапазонов уровней психической организации. Чтобы дать несколько кратких и общих примеров, отметим, что целью психоанализа и большинства форм традиционной психологии является устранение раскола между сознательным и бессознательным аспектом психики, с тем чтобы человек вошел в соприкосновение со всем, что творится в его душе. Эти школы психологии нацелены на воссоединение, если воспользоваться юнгианской терминологией, маски и тени для создания сильного и здорового «эго» — правильного и приемлемого образа себя. Иными словами, все они ориентированы на уровень «эго». Они пытаются помочь индивиду, живущему на уровне маски, переделать карту своей души так, чтобы перейти на уровень «эго». В отличие от этого цель большинства школ так называемой гуманистической психологии и психотерапии иная — устранить раскол между самим «эго» и телом, воссоединить психику и соматику для возрождения целостного организма. Вот почему о гуманистической психотерапии, называемой «третьей силой» (другими двумя является психоанализ и бихевиоризм), говорят также как о «Движении за осуществление возможностей человека». По мере расширения самоотождествления человека от одного разума или «эго» до орга- низма в целом огромные возможности целостного организма высвобождаются и становятся достоянием человека. Если мы пойдем еще дальше, то обнаружим такие дисциплины, как ранний даосизм, буддизм третьего круга Шакьямуни или веданты, задача которых состоит в интеграции целостного организма и среды для восстановления внешнего тождества со всей Вселенной. Они нацелены на уровень единства сознания во всем многообразии. Между уровнем сознания единства и уровнем целостного организма лежат надличные, трансперсональные диапазоны психической реальности. Школы психологии и психотерапии, которые обращаются к этому уровню, заняты углубленным изучением «сверхиндивидуальных», «коллективных» или «трансперсональных» процессов в человеке. К числу школ, ориентированных на этот уровень, относятся психосинтез, юнгианский анализ, различные предварительные ступени йогической практики, «трансцендентальная медитация», различные дыхательные психопрактики типа холотропного дыхания и так далее [27, 56, 62, 83, 119]. Цель некоторых из этих видов терапии, таких как юнгианская психология, состоит в том, чтобы помочь нам сознательно признать в себе эти могущественные силы, подружиться с ними и использовать их, вместо того чтобы быть движимыми ими бессознательно и против нашей воли [254]. Завершая эту часть нашей книги о методе как способе теоретического исследования, мне хочется напомнить, что любая классификация, любая иерархия, даже самая подробная и правдоподобная — игра самого сознания. Все время мы имеем дело с уровнями игры сознания, а не с уровнями реальности. Любая иерархия имеет смысл настолько, насколько она может помочь не считать отраженный свет солнца самим солнцем, феномены, рожденные сознанием, за самое сознание. Но: Многомерное понимание предмета психологии предполагает интегрированность и целостность предмета науки. Каждый раз, когда мы сужаем предмет, мы искажаем само знание. По этой причине психология должна принимать все уровни и измерения человека. Метод как система способов и приемов эмпирического изучения Слова Д. М. Кеттела «Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении» (журнал «Mind», 1890), не теряют своей актуальности и через 125 лет развития психологии. В предыдущем разделе при описании развития предмета психологии мы уже писали о начале психологии как научной дисциплины во второй половине XIX века. Что касается метода психологии как способов и приемов эмпирического изучения, то их становление и развитие происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-^психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. Именно в конце XIX века оформилась «индивидуальная психология», целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Общеизвестно, что первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых — А. Бине, А. Лазурского. Тесто-логия не являлась единственным направлением психологии дифференциальной психологии. А- Ф. Лазурский (в 1912 году) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно, и выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским ученым Г. И. Россо-лимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью «психологического профиля», показывающего уровни развития психических процессов. В начале XX столетия были заложены основные прототипы современных направлений метода психологии как способов и приемов эмпирического изучения. В силу того, что отцы-основатели психологической науки были представителями точных наук, то они привнесли в психологию базовую позитивистскую идею о том, что основной характеристикой научного метода является объективность. Психологическая наука на уровне исследовательских методов — это способ получения знаний на основе объективных наблюдений, которые проводятся таким образом, чтобы исследователи с нормальным восприятием при использовании одних и тех же методик достигали одних и тех же результатов. Что касается нормы восприятия, то оно, к сожалению, не может быть усреднено, и это особенно это касается психологов, которые претендуют на уникальность своего восприятия и понимания мира. Следует отметить, что часто научная гипотеза, выдвигаемая исследователем, категориально-смысловой аппарат парадигмы или школы психологии создают предпосылки «влияния установки на восприятие». Собственно, объективность в науке не подразумевает независимость ученого от предмета его исследований, но пред- полагает, что если наблюдения проведены объективно и описаны достаточно точно, то они могут быть снова повторены другими исследователями, и, на наш взгляд, воспроизводимость является единственной характеристикой, которая отделяет то, что является наукой, от того, что таковой не является. Мера научности метода определяется связью теоретических построений с исследуемыми психологическими явлениями. Категориальный аппарат должен быть тщательно определен, чтобы значение терминов было понятным относительно феноменов психического, наблюдаемых объективно, а также относительно теорий, разработанных для объяснения этих феноменов. Современный психологический рынок стран СНГ и России наводнен множеством способов и приемов эмпирического изучения различных сфер функционирования личности и групп, которые используются на практике как профессионалами, так и людьми далекими от психологии. С другой стороны, многие из этих исследовательских методов не имеют достаточного научного осмысления. Часто малоизвестно, на каких методологических позициях разработана та или иная экспериментальная процедура, тест, каким образом результаты и выводы воздействуют на испытуемого или на группу клиентов, каковы ожидаемые результаты и соответствует ли именно, эта методика поставленной цели... Использование методов превращается в игру со многими неизвестными. Особенно это касается тех методик, которые переведены с других языков и не прошли научную апробацию в России. Если мы будем фиксировать свое исследовательское внимание на интерперсоне (групповое сознание и бессознательное), то обнаружим, что в современной практической психологии и психотерапии разработано колоссальное количество методов и техник для групповой работы с населением. Несмотря на это множество, точных и адекватных исследований эффективности такой работы единицы и, как правило, они мало отвечают необходимости многомерности исследования трансформации как личности, так и группы. Разорванность и фрагментарность, научная некорректность этих исследований, их огромная зависимость от научных парадигм и гипотез самих исследователей являются уже патологией не роста, а жизни тех странных многоформных безжизненных призраков, фантомов, которые принято называть психологическим исследованием групповой работы. Автор этой книги в течение 15 лет занимается практической групповой работой в русле интенсивных интегративных психотехноло- гий с применением различных методов, индуцирующих измененные состояния сознания (ИСС) и провел более 500 групповых тренингов с участием 16 000 человек. По этой причине автор из своего опыта представляет, насколько сложно организовать сколь-либо достоверные экспериментальные исследования как индивидуально, так и в групповом пространстве. Наверное сама интегративная теория работы должна пройти ту фазу, когда преобладает постепенное накопление эмпирических, экспериментальных данных и доминируют описательные схемы исследования. На этой стадии научные исследования носят экстенсивный характер и сами исследователи проявляют больше экспансивную тенденцию, интроецируя в свое концептуальное пространство все большее и большее количество фактов. Можно со всей уверенностью утверждать, что исследования работы с кризисами проходят эту эмпирическую фазу своего развития. И может быть, в силу этого наблюдается незрелый характер самих научных представлений, раздробленность и фрагментарность рефлексии предмета, эклектизм, противоречивость, бессистемность и др. Переход с эмпирической стадии на интегративное представление о групповой работе нами ассоциируется с необходимостью максимально полной замены аналитического, аспектного, фрагментарного способа исследования на целостный, учитывающий все системные взаимосвязи как личности в группе, так и между участниками группового процесса. Чтобы эта замена не осталась теоретическим посылом, обобщенной декларацией, мы решили конкретизировать ее в исследовательскую программу с адекватной опе-рационализацией исполнения и анализа. Эта книга написана не только потому, что автор чувствует настоятельную необходимость интегративного, многомерного исследования групповой работы. Ее необходимость была продиктована также неудовлеторенностью качеством и достоверностью исследований, которые проводились на территории бывшего СССР множеством психологов и психотерапевтов, включенных в групповую форму психологической работы с населением. В соответствии с логикой научного исследования мы в начале обозначим то проблемное поле, на которое могут быть ориентированы исследовательские программы. Это позволит нам получить более надежные и достоверные знания наиболее экономным и кратким путем. В качестве основной проблемы мы можем вычленить исследование эффективности работы с кризисами. Сама проблема дифференцируется на ряд частных проблем: 1. Сравнение уровня эффективности различных методов и направлений групповой работы. 2. Вычленение наиболее эффективного фокуса эффективности различных направлений и методов групповой работы. 3. Определение психотехник, которые наиболее адекватны для изменения определенных процессов, свойств, состояний личности и групп. Новые экономические и социальные условия, в которых протекает жизнедеятельность населения, обуславливают появление целого ряда негативных факторов: • подверженность значительной части населения развитию у них острого и хронического стресса, утомления и переутомления и других функциональных состояний, повышение общего уровня и плотности невротизации, снижающей уровень жизнедеятельности, работоспособности, возможности самореализации целых групп населения; • возрастание количества экстремальных условий, в которых личность выполняет свои функциональные обязанности, зачастую на пределе своих психофизиологических и эмоционально-волевых возможностей. Положение усугубляется тем, что в настоящее время отсутствуют надежные и многофункциональные методы работы с кризисами, а во многом предлагаемые методы и техники являются прямым переносом западных и восточных психотехник без всякой адаптации на российскую почву. Отсутствуют средства контроля и коррекции не только жизнедеятельности населения, но и самих методов работы с кркзисами, которые якобы применяются в этих целях. Большинство из разрабатываемых в настоящее время в стране методов работы с кризисными состояниями населения не отвечает требованиям по психологической эффективности, психогигиене, психоэкологии, что резко снижает их конкурентоспособность на мировом рынке психологических услуг и деформирует само понимание и функции практической психологии среди населения страны. Во многом это связано с установившимися приоритетами при разработке психотехнологий, которые объяснялись во многом отсутствием конкуренции в советский период и невостребованности самих психологических услуг в массовой среде населения. Условия резко изменились, но приоритеты и стереотипы продолжают действовать. Целью исследовательских программ является повышение уровня жизнедеятельности населения, психологической устойчивости и продление профессионального долголетия в условиях стресс-факторов, личностной саморелазиции клиентов на основе анализа существующих методов групповой работы, создания и внедрения новых психологических, реализуемых в современных программно-аппаратных средствах контроля и коррекции функционального состояния человека. В результате исследований должны быть разработаны: 1. Апробированная исследовательская Программа эффективно 2. Проекты создания нормативных средств контроля, коррекции и анализа состояния кризисной работы различного профиля для осуществления оперативного наблюдения за эффективностью в процессе этой работы, оценки состояния и принятия решения о выборе программы взаимодействия, воздействия, коррекции в зависимости от клиентского заказа (2 этап). 3. Проекты создания средств восстановления работоспособно В российской психологии существуют следующие требования к эмпирическому научному методу: • достоверность, которая сводится к минимализации влияния случайных факторов на измерение и постоянство получаемых результатов; • объективность, которую мы можем интерпретировать как воспроизводимость, стабильную повторяемость данных и мини-мализацию влияния личности исследователя; • валидность, которая отражает соответствие метода предмету исследования и оценивает, измеряется ли рассматриваемая характеристика или, напротив, измерение отражает влияние других факторов. В психологии мало методик, которые удовлетворяют всем этим требованиям. Есть, конечно, малоутешительный аргумент, что психология является молодой наукой и может пока экспериментировать с методами исследования кризисов и еще на некоторое время оставаться на описательном уровне. Тем более что если возвратиться к анализу парадигм психологии, можно утверждать, что существует большое количество противоположных подходов к описанию предмета науки. Вне сомнения, хотя это и печально, данный факт демонстрирует примитивное состояние психологической науки. К началу третьего тысячелетия выявился тот факт, что психология, по праву претендовавшая на роль лидера человекознания, не обладала должной методологией интегративного познания человека, включая все уровни функционирования психического — персоны, интерперсонального и трансперсонального. Метод как способ профессионального психологического психотехнического, практического воздействия или взаимодействия с субъектом (индивидуальным или групповым) Изначально этот пункт являлся не только важным в реализации психодуховного пути в различных традициях. Для меня вершиной психотехничности является буддийская культура сангхьи. Именно в закрытых школах буддийской традиции был разработан язык дхарм — это алфавит базисных переживаний в пространстве психической реальности. В индийской традиции любая проявленная и непроявленная природная субстанция (пракрити) имеет три' гуны (качества, свойства): • сатьва — уравновешенное, гармоничное, благое начало, • раджас — подвижное, страстное, деятельное, • тамас — косное, инертное, темное. Вот буква «А». Пусть это будет состояние радости (пити). Дхарма — это состояние сознания. Скажем, состояние «духовной, возвышенной радости» (радость за радость и успех других — это дхарма номер один, «радость борьбы, победы» дхарма номер два. «Радость в заниженном аспекте Кали» — злорадство — дхарма номер три. Вот буква «Б». Пусть это будет Любовь. Духовная любовь, чистая и благостная — дхарма номер один. Страстная и бурлящая — дхарма номер два. Апатичная, заниженная, пожирающая — дхарма номер 3. Этот язык дхарм — или язык состояний целостных переживаний — являлся базой буддийской психологии. Обучение в буддийской психологии происходило от алфавита к грамматике — от переживания состояния (буква «А» языка пере- живаний, потом другая буква языка переживаний, третья буква языка переживаний) к осознанным переходам из одной дхармы в другую. Каждый, от простого бхигшу (монаха) до архата (достигшего высшей степени реализации, того, кто вырвал с корнем причины страданий и вышел за пределы смертей и рождений) предельно ясно осознавал, что это за переживание. Так был построен язык переживаний в древней буддийской психологии. И дальше разрабатывалась грамматика языка, как от одного состояния переходить к другому состоянию. Бхикшу обучался особым психотехникам, которые позволяли ему осознанно проживать, и что более важно, изменять состояние, выбирать состояние, управлять состоянием. Каждый из европейских психологов знает, что психические состояния имеют потоковый характер и мало управляемы сознательно. В этом смысле психотехничность буддизма предельна [17, 18, 115, 183]. В конце концов,бхигшу, изучивший алфавит и грамматику, научался самостоятельно достигать и находиться в брахма-вихаре, то есть в пространстве ничем не ограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания: • любящая доброта (приносящая чистую радость), • сострадание (удаляющее страдание), •, радость (счастье в счастье других) и • равностность (состояние без рассуждений о приобретении и Нахождение в этих состояниях сознания уже могло явиться признаком архатства, земного просветления или — говоря языком современной психологии — достижения высших ступеней интеграции личности. Насколько я понимаю, именно эти проявленные качества и являются возможными человеческими обозначениями высших уровней личностного развития и роста, проявления — достижения человеком своей Самости, души. Мы должны признать, что современная российская психология теоретична, но не психотехнична. Собственно, это касается не только российской, но и ортодоксальной психологии Европы и Америки. Российские и западные психологи, философы обычно предполагают, что интеллектуальное обучение и анализ -*• «кратчайший путь» к, пониманию и даже разрешению кризисных состояний. К сожалению, часто понимания и анализа недостаточно даже в про- стых жизненных ситуациях, не говоря об иерархических ступенях интеграции. Во всех религиях и у всех народов всегда были скрытые священные традиции, которые использовали технологии работы с сознанием для достижения его большей целостности. Можно назвать как пример таких традиций древние братства — суфизм в исламе, дзен-буддизм в буддизме, каббала в иудаизме, орден розенкрейцеров и исихазм в христианстве и так далее. Но практика этих традиций никогда не становилась доступной для всех людей. Любые психодуховные традиции — имели ли они тайный, эзотерический, закрытый характер или претендовали на доступность и открытость — являются отражением определенного принципа движения к целостности и бесконфликтности сознания. Существует непрерывный спектр принципов движения к целостности; одним из концов этого спектра является трансцендентный подход, другим — интегративный подход. Трансцендентный подход (от латинского слова transcendere — выходить за пределы, проходить сквозь), принимая иллюзорность материального мира, для достижения целостности считает нежелательным взаимодействие с его структурами. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь материальный мир к целостности при минимальном с ним взаимодействии. Именно поэтому на протяжении всей эволюции человечества создавались разные эзотерические сообщества и закрытые религиозные социальные ниши (сангхьи, монастыри, братства, ордена, общины), чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни. Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективную, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром, а принять его полностью, тем самым достигая целостности осознания. Крайним выражением интегративного подхода является «искусство безусловного принятия», которое мы культивировали на уровне методологического принципа в начале 1990-х годов. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. При достижении целостности внутренняя конфликтность исчезает сама собой, а человек осознает свое существование в целостности своего сознания, смотрит на мир из своей первичной целостности — индивидуального свободного сознания. К началу XXI столетия в интегративном подходе появилась одна особенность, которой раньше никогда не было. Современный человек имеет возможность самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право нашей жизни другому человеку — психотерапевту, жрецу, шаману, психологу, священнику — человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества. Мы можем предположить, что именно в начале третьего тысячелетия перед человеком появилась возможность выбора за пределами ограничений школ, братств, сект, появилась реальная возможность свободного выбора пути — в конце концов и за пределами и самой психологии, которая часто представляет из себя систему верований*. Еще в начале 1990-х годов мы основали прикладное психологическое направление, которое обозначили как «интенсивные интегративные психотехнологии». Мы рассматривали его как систему теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. Интенсивность психотехнологий вызвана следующими причинами: — огромным массивом кризисных состояний личности, высокой репрезентацией кризисной личности в социуме; — сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоинформационных процессов в обществе и индивидуальном сознании; — проявленной потребностью быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самоосознания и рефлексии. Интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ) появились в начале 90-х годов в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью. Интенсивные интегративные психотехнологии работают на следующих уровнях психики как живой, открытой системы: а) физическом и психофизиологическом (работа с физически б) психологическом (самоисследование, разрешение внутрилич в) разрешение социально-психологических проблем личности г) разрешение проблем самоактуализации (расширение лич д) удовлетворение потребности личности в трансцендировании Как показывает опыт масштабных экспериментов и практической работы, интенсивные интегративные психотехнологии удовлетворяют качествам системности, многомерности, целостности. Высокая адаптивность интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) обеспечивается следующими факторами: — огромной предысторией использования (40 тысячелетий) методов и техник трансформации и интеграции личности; — тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления; — высокой мерой научности. В интегративной психологии существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской парадигмы науки, что отвечает принципу научности. Теоретический пласт интегративной психологии обладает следующими качествами: — высокий динамизм; — открытость; — губчатость; — тесная связь с практикой. Теоретические представления при всем многообразии подходов и направлений имеют ряд общих свойств: — нелинейность и многомерность пространства, времени и человеческого сознания; — голографическая, холономная интерпретация психики; — расширенные карты идентификации сознания; — технологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики; — холистическая ориентированность трансформации. Теория интегративной психологии имеет следующие истоки: — холономная парадигма науки, сформированная в атомной физике и теории систем (теория относительности А. Эйнштейна, исследования Дэвида Бома и Карла Прибрама — голографическая модель мозга, теория шнурка Джефри Чью, теория диссипативных структур И. Пригожина). — психолого-философские теории трансперсональной ориентации (Ст. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, Р. Дасс, Т. Маккена и др.) — личностно-ориентированные психологические теории (У. Джеймс, 3. Фрейд, В. Райх, О. Ранк, К.Г. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, Ф.С. Перлз и др.). — теории и методы пяти направлений психологии. уровнях: — работа с телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело; телесно-ориентированные психотехники, направленные на расширение осознания тела и телесности; фокусированная работа с телом в стилях: массаж (китайские, японские, европейские техники); райхианские техники; рольфинг; различные статические позы; динамические движения; цигун; тайцзыцюань; телесные медитативные практики; синтетический массаж; сегментарный массаж; биоэнергетика Боаделла; суфийские техники балансировки энергии; трансовые танцы; ритуальные практики; холистический палсинг; система рейки; випассана; пранаяма и др.). — индивидуально-психологический уровень (трансактный анализ; психосинтез; юнгианский анализ; суггестивные техники; аутотренинг; тренинги релаксации; техники переформулировки; игротехники; регрессия возраста; реинкарнационная терапия; различные дыхательные техники погружения; направленная визуализация; биографический метод; ребефинг; вайвейшн; холотропное дыхание; свободное дыхание; ДМД: медитация; работа со снами; мандалотехника; терапия искусством и др.). — социально-психологический уровень (коммуникативные тренинги; тренинги сензитивности; тренинги встреч; психодраматическое обыгрывание; ролевые игры; тренинг любящих взаимоотношений; гештальт; различные форматы работы: процессы «глаза в глаза»; суфийские ритуальные игротех- ники; обряды; групповые песнопения; групповые ритуальные взаимодействия; групповая динамика). — психодуховный аспект (буддистские и даосские техники самоисследования; трансцендентальные медитации; дзогчен; психотехники дзень; глубинный опыт различных сессий ги-пер, гипостимуляции и погружений в расширенные состояния сознания; молитвенные практики; практики аскезы; ритуальные практики; депривационные практики; направленные визуализации и идентификации; различные инициации и др.). Интенсивные интегративные психотехнологии, как правило, используют различные пласты психотехнической культуры, накопленной в процессе развития человечества. Интегративная психология реализовывается в аспекте метода в его триединстве — как способа теоретического исследования, как системы способов и приемов эмпирического изучения, как профессионального психологического психотехнического, практического воздействия или взаимодействия с субъектом (индивидуальным или групповым). Глава 3 СОЗНАНИЕ - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД Еще в середине 90-х годов прошлого столетия во время научно-практического семинара на берегу великолепной красоты Алтайского бзера Алтан-Коль мы решили сформировать исследовательскую программу, которая была обозначена мной «Проект Сознания». В то время мы решили направить свои усилия на исследование природы сознания — базовых состояний, механизмов возникновения и функционирования, языковых сред существования и др. Некоторые результаты наших исследований мы хотим привести далее. Мы уже писали о том, что сознание является активным открытым пространством энергии, которое наполняет внешнюю и внутреннюю жизнь смыслом, отношением и переживанием. Одновременно с этим прошлое, настоящее и будущее одновременно присутствуют в нашем сознании. Поэтому сознание — такой фактор эволюции, без которого ее движение слепо и туманно. И все, которые читают этот текст, это понимают абсолютно. Аналогичным образом сознание является фактором истории. Как говорил в свое время В.И. Ленин, сознание не только отражает, но и творит мир. С другой стороны, с точки зрения интегрированности сознания, невозможно сохранить дихотомию внешнего и внутреннего, отождествлять внешнее с видимым, внутреннее с невидимым и на этом основании считать действие внешним, а образ, или сознание, внутренним. Где мы, кто мы, кем мы являемся и даже концептуальный образ мира — это мир сознания. Все, что мы можем обнаружить в этом мире — продукт сознания. Начиная от компьютера, на котором я печатаю текст, и заканчивая эволюционными космогоническими теориями. В современной психологии категория сознания является наиболее трудной для объяснения. Общее учение о сознании как высшей, специфически человеческой форме психики, является стержнем психологии человека. На современном этапе развития психологии уже нельзя смириться с положением, что ее предметом исследования является только разум — рациональный, рассудочный, лингвистический, воображающий ум. На мой взгляд, мы уже созрели для того, чтобы возвратиться к душе как высшему, тонкому сознанию, архетипическому интуитивному уму, сущности и нерушимости нашего собственного бытия, которое всегда было предметом теологии. Задача, которая стоит перед психологией, не в исследовании явлений и процессов на поверхности сознания, а в проникновении в его суть, внутреннее содержание. К сожалению, психологическая тайна сознания остается закрытой для любого метода современных наук о человеке, но мы уже имеем возможность демистифицировать его природу. Без сомнения, есть другие представления о предмете психологии — поведение, деятельность, ценности или психика как «свойство высокоорганизованной материи». Но, на мой уже искушенный взгляд, это только способ «убежать» от сложного к простому. И обозначение сознания как внеположенного, как условия протекания психических процессов отражает то же стремление. Это избегание имеет реальные причины. Какие бы то ни было психические состояния мы ни находили в себе, какое бы эмоциональное, интеллектуальное или перцептивное содержание ни обнаруживали в поле сознания, они относятся к сознанию как отражение солнца на водной глади к солнцу и поэтому по ним мы не можем познать сущности сознания. Определяя сознание активным, открытым пространством энергии, которое наполняет внешнюю и внутреннюю жизнь смыслом, отношением и переживанием, мы подчеркиваем, что сознание лишено собственной структуры, оно бескачественно, «пустотно». Для демонстрации идеи бескачественности, пустотности сознания в психологии давно используется метафора, в которой сознание сравнивается со сценой, где разыгрываются события душевной жизни. Чтобы события эти могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует в них. На наш взгляд, и это подтверждено огромным количеством экспериментов, «сама сцена участвует в них» — сознание обладает интенциональной активностью наполнять содержанием не только жизнь во всем многообразии, но и смерть. С другой стороны — существование созцания представляет собой основной и предельно достоверный психологический факт бытия в мире для каждого человека. Более того — представленность сознания в субъекте и есть базовый факт человеческого существования. По этой причине определение сознания как внепсихологи-ческого, психологически бескачественного является признаком импотенции психологии. Как же психологии набрать воды в решете и определить предельно неопределенное и выводимое только из самого себя? На уровне Эго-сознания его содержание определяется реальным бытием, отношениями, жизнью людей. Оно существует только как их сознание, как продукт развития указанной системы социальных отношений. В процессе социализации Эго-сознание образует системы материального, социального и духовного Эго, основные тенденции и процессы, которых являются предметом современной психологии. И здесь мы не можем рассматривать сознание в отрыве от общей социальной системы отношений. Но при этом мы должны представлять, что мы имеем дело с неким «залипанием» индивидуального свободного сознания с конструктами Эго, в том числе и с социальными отношениями, статусами и ролями. В соответствии с интегративным подходом индивидуальное свободное сознание изначально задано. Сознание предшествует существованию. Но сущность Эго-сознания как индивидуального самососозна-ния предшествует существованию в том смысле, что ее наполнение новыми содержаниями уже предзадано. Первому вдоху младенца предсуществуют все социализирующие системы. Эго-сознание порождается обществом, оно воспроипроизводится системами социализации. И в этом качестве всегда выступало предметом конкретно-научного психологического исследования. Но нас интересует душа-сознание.. <: И потому опять вернемся к душе — к индвидуальному свободному сознанию, исследованию которого среди прочих знаний Аристотель отводил одно из первых мест, так как «оно —. знание о наиболее возвышенном и удивительном». Языки сознания Концепция языков сознания для нас является попыткой описать то сложное содержание феноменов, которое определяет индивидуальную субъектную реальность. Субъектная реальность — это индивидуальное и уникальное восприятие-представление о внутренней и внешней реальности, которое формируется в процессе социализации и является интегративным образованием, определяющим эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности реагирования индивида на стимульное содержание внутренней и внешней среды. В 1994 году мы предложили для обозначений субъектной реальности термин «карты психической реальности», основываясь на идее о том, что вся реальность, данная нам в модальностях опыта, является продуктом самой психической организации, которую сознание наполняет структурой, смыслом, отношением и переживанием. Эксперименты, проведенные нами с экстраординарными состояниями сознания за последние 12 лет, показали, что термин субъектной реальности более подходит, так как объемлет не только способы отражения привычных модальностей опыта, но и феномены интерперсонального и трансперсонального характера, далеко выходящие за их пределы. При этом субъектность препо-лагает только одну значимую переменную — существование индивидуального свободного сознания, не обусловленную даже самой средой функционирования. Но для того чтобы показать специфические черты различных сред (пространств существования) сознания, мы и хотим предложить концепцию языков сознания. Без сомнения, понятие среды реализации сознания более адекватно, чем уже ставшее привычным понятие языков сознания. Энергия сознания опредмечивается, наполняется содержанием в определенной среде, в которой и приобретает качество языка сознания. В силу того что1 сама идея полевого преобразования энергии сознания в различных средах реализации является новаторской, но несколько преждевременной, мы остановимся на термине «языки сознания». Вначале обратимся к самой примитивной, на первый взгляд, классификации языков сознания. Тем более, что в терминологическом плане именно эта классификация нам ближе и понятнее: ощущения, эмоции и чувства, образы, символы, знаки. Все это разные языки, обладающие внутренними законами и своей логикой. В филогенетическом плане все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни как способы отражения реальности и в онтогенезе усваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощущения, затем эмоции и чувства, затем образы и, наконец, символы и знаки. Еще раз напоминаем, что наша попытка вычленения и классификации языков является больше демонстрационной моделью, педагогическим приемом, так как в реальном потоке психического любой сенсорный стимул вызывает перцептивную организацию, эмоционально-чувственное реагирование и попытку категоризации (я не могу не любоваться современным языком когнитивной психологии — как можно столь точно (для профессионалов) и непонятно (для остальных) выразить идею того, что любое переживание человека целостно). Вернемся к заявленной теме и рассмотрим эти стадии формирования языков сознания одновременно в аспектах онтогенеза и филогенеза. Язык ощущений Наиболее древний язык — язык ощущений. Я вспоминаю слова б. И. Ленина: «Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» Первичными формами ощущений являются таксисы (греч. taxis — 'расположение по порядку'), ориентирующие компоненты поведенческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды. По модальности воздействия выделяют фото-, хемо-, термотаксисы и др. Таксисы одноклеточных и многих низших многоклеточных животных представлены ортотаксисами (изменение скорости передвижения) и клинотаксисами (изменение направлений передвижения на определенный угол). У животных с развитой центральной системой и симметрично расположенными органами возможен активный выбор направления передвижения и его сохранение (топотаксисы). Таксисы, имеющие в основе примитивную раздражимость, уже являются условием выживания живых систем. Что касается онтогенеза, то казалось доказанным, что новорожденный ребенок не имеет органов чувств. Мир наполнен для него шумами и пятнами, но, его органы чувств еще не служат ему: он не воспринимает еще. отдельные впечатления, не узнает предметы, не выделяет ничего из этого общего хаоса. Первое, что ребенок начинает воспринимать и выделять из остального, — это положение своего тела, те раздражения инстинктивного порядка, которые до него доходят (например, голод), и то, что успокаивает их. В генетическом аспекте, по классификации X. Хэда, это очень похоже на древнюю, протопати-ческую чувствительность, когда ощущения еще недифференци-рованы, диффузны, не локализованы ни во внешнем, ни во внутреннем пространстве и больше отражают состояние. Говоря языком поэтическим, ребенок растворен в бытии, еще нет отношений, нет субъекта и объекта, ни сна, ни бодрствования, только ощущение полной погруженности в жизнь. Нам очень хотелось быв этой точке рассуждений вспомнить об «океаническом Эго» Фрейда. Но, по данным Бауера. (1966), у ребенка существует организованное пространственное восприятие, по существу, с момента рождения (как давно установлено у низших позвоночных). Активная, «реалистическая? социальная реактивность, демонстрируемая новорожденными, наряду с предпочтением конфигурации человеческого лица по сравнению с абст- рактными геометрическими фигурами слабо согласуется с академическими, психоаналитическими представлениями о недифференцированное™ восприятия младенца. Таким образом, для младенца мир не просто наполнен шумами и пятнами. Уже на этом уровне феноменальные перцептивные константы организованы, органы чувств ребенка служат ему, и он воспринимает отдельные впечатления. В определенном смысле мы не можем говорить об изначальном состоянии как младенческом в свете этих данных. Изначальное состояние сознания — состояние первичной недифференцированное™ на субъектно-объектные отношения, когда индивидуальное свободное сознание не имеет содержания за счет энергетического или сенсорно-перцептивного преобразования в среде и реальность не структурирована в модальностях опыта. Одновременно, на наш взгляд, это единственная возможность соприкосновения с той интегративной составляющей существования, которую по традиции называют душой. Не так важно, каков метод, который приводит к погружению сознания в среду этого древнего языка — буддийская випассана, даосская пещерная медитация или утонченная интроспекция отца психологии Вильгельма Вундта. Не так важно, как мы обозначаем эту среду — первичной чувствительностью (Спирман, 1923), прототаксической формой (Сал-ливан, 1953) или онтогенетической регрессией в изначальное состояние (Козлов, 1995). Важно, что, «снимая одежды сознания», мы сталкиваемся с той средой, где трансцендированы пространство, время, персона. Невыразимый ужас-восторг, который охватывает человека при приближении к этой среде, растворяется в состоянии безвременности и потери пространственного местонахождения, дереализации и деперсонализации, в ощущении слияния со всем и вся. Впервые я столкнулся с этим пространством ощущений в 1991 году на своей второй сессии связного дыхательного процесса. Не понимая ничего в этом состоянии, я обозначил его юнгианским термином «интеграция», подразумевая, что эта среда является высшей ступенью целостности человека •--■ встречей с Самостью. До 1996 года я провел огромную работу по инициации людей в это пространство, глубоко практикуя изменение сознания при помощи дыхательных психотехник (ребефинг, вайвейшн, холотропное дыхание, свободное дыхание, шаманские практики и практики йоги). Данная работа оформилась в прикладное психологическое направление — интенсивные интегративные психотехнологии — как систему психотехник личностного роста и расширения сознания. В 1996 году во время медитации на водный поток в Тункинс-кой долине (Бурятия) я вошел в ту же среду. Попадание в нормальном состоянии сознания (светило солнце, было ветренно, шумела тайга и не было ни одного намека на галлюцинаторность окружающей реальности) в это пространство при помощи сосредоточения сознания на внешнем объекте для меня было полной неожиданностью. Эксперименты со статическими медитациями, проведенные мной в русле полевых тренингов «Духовные странствия» с 1997 по 2003 годы, показали достаточную ординарность и доступность этого опыта. Это позволило сделать вывод о том, что идентификация с «ничто», самадхи, восприятие-переживание шуньяты или апофа-тического являются не исключением, а закономерностью при корректном построении структуры фокусировки сознания и обеспечении условий отсутствия помех, выступающих в качестве отвлекающих объектов и смыслов. Интроспективно-медитативный сдвиг, который осуществляется в условиях частичной сенсорно-перцептивной депривации, основанный на созерцательной ориентации «делании неделания» (вей у вей), позволяет погрузиться в среду архесенсорного слоя функционирования психики за пределами модально-специфического функционирования сознания. Таинственный на первый взгляд термин архесенсорного (от греч. — 'древнее ощущение1) слоя функционирования психики раскрывает простое предположение, что есть наиболее примитивная форма домодельного ощущения, которое в привычном состоянии сознания мы принимаем за базовое «ощущение существования», или «я есмь», не распаковывая и не дифференцируя его. Онтогенетический и филогенетический регресс, который показывает инволюционный вектор достижения целостности, является научной метафорой, к сожалению, непонятной даже для огромного числа академических психологов и философов. Призыв «Будьте как дети и вам откроются врата небесные», звучащий во всех больших и малых религиозно-теологичеких системах, тоже воспринимается достаточно потешной методической рекомендацией для зрелого позитивистского ума. Но на самом деле они правильно отражают направление — назад к целостности, к архесенсорной среде.. Мы должны понимать, что «назад» существует прямо здесь и сейчас, более того, может быть, архесенсорное и является основной средой психического за пределами привычного перцептивного и интеллектуального структурирования, реальным Дао, в котором потенциально есть все. Мы можем обозначить архесенсорный слой как уровень универсального единства, изначально являющийся единой интегрированной структурой, в которой разделения по смыслам нет. Уровень универсального единства, по всей видимости, соответствует одной из характерных волновых структур Вселенной, имеющей наиболее древнее происхождение. Этому уровню довольно сложно дать четкое вербальное функциональное описание. Часть людей может описывать взаимодействие с информацией этого уровня как общение с Богом, Вселенским разумом, Единой энергией Вселенной, Универсумом, Мировым Духом и т. д. Наличие такого уровня во внутреннем пространстве индивидуума подтверждается как практическим опытом моей работы, так и целым рядом исследователей XX столетия: Р. Ассад-жиоли, Ст. Грофом, А. Маслоу, Р. Моуди, Э. Кюблер-Россом, К. Уил-бером, Идрис Шахом, К. Г. Юнгом [4, 30, 128, 204, 237, 254]. Это подтверждается также анализом религиозного опыта и положений мировых религий и восточных духовных практик. Мне кажется одновременно, что именно архесенсорный слой является неким зеркалом, на котором индивидуальное человеческое сознание активно рисует различные формы трансцендентного и трансперсонального порядка. При этом содержание таких форм зависит не только от индивидуального опыта созерцающего субъекта, но и от всего содержания более поверхностных языков сознания, их взаимодействия, культурно-социального контекста, в котором происходит «встреча с зеркалом». Мы не можем не остановиться на понятии энергии, которое приобретает все большее значение в европейской психотерапии и психологии, не соотносится ни с какой модельностью опыта и задается как некая данность с различным содержанием. Многие парапсихологические феномены, особенно обусловленные экстрасенсорным чувствованием энергии (кожная чувствительность, свето- и цветовидение энергии, внутреннее ощущение энергии и др.), стали бы предельно понятны, если допустить, что восприятие энергии связано с особой формой рецепции, с особой модальностью опыта, который мы имели когда-то в древности, но затем утратили или вытеснили как мировоззренчески неприемлемый. На мой взгляд, первое модально-специфическое отражение архесенсорного слоя мы встречаем именно как модальное энергетическое ощущение, и подобное экстрасенсорное чувствование-восприятие является максимальным приближением опыта к архесенсорный стимулам, воздействующим на рецепторные поля. Можно сказать, первым способом реконструирования, структурирования сознанием архесенсорного слоя психической реальности. Более сложные интермодальные кинестетические ощущения этого порядка мы называем «приливом сил», «воодушевлением», «подъемом энергии» и др. Язык эмоций Следующий язык, язык эмоций, в процессе эволюции возник как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Самая примитивная форма этого языка — эмоциональный тон ощущений — существует уже в первые месяцы жизни ребенка (согласно некоторым новым исследованиям, уже во внутриутробном состоянии). Эмоциональный тон ощущений окрашивает непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные), и способствует их сохранению или устранению. Чем дальше развивается ребенок, тем более дифференцированными становятся качества эмоций, усложняются объекты, вызывающие эмоциональное отношение. Ребенок постепенно научается контролировать эмоции, регулировать их внешнее выражение. Эволюция языка эмоций как в филогенезе, так и в онтогенезе происходит от менее простых к более сложным, от целостных состояний к все большей и большей дифференцированное™. Знание и тонкая рефлексия языка эмоций во внутреннем пространстве чрезвычайно значимы, так как эмоции имеют важную регуляторную функцию. Согласно информационной теории эмо^ ций, роль этого языка в организации целенаправленного поведения заключается в следующем: • стремление усилить, продлить ситуации, в которых возрастает вероятность удовлетворения потребности (витальной, социальной, идеальной, потребности в компетентности или в преодолении препятствий); • тенденция к ослаблению, предотвращению при уменьшении вероятности удовлетворить потребности. Существует тесная связь между эмоциональными, мотивационными, поведенческими и когнитивными сферами личности. В силу этого эмоции имеют глобальную регулятивную функцию и напрямую влияют на процессы адаптации—дезадаптации к реальной жизни, процессы совладания, содержание и адекватность коммуникативной активности личности. Способность человека тонко рефлексировать свои эмоции и эмоции других людей является личностной и социально-психоло- гической предпосылкой для достижения собственных целей и качественной реализации деятельности. Таким образом, эмоции с одной стороны отражают важные личностные качества и состояния: чувство одиночества и автономности, независимости, эмоциональную рефлексивность (я осознаю, что я чувствую в себе) и умение если не управлять, то контролировать интенсивность эмоций, устойчивость к стрессу, контроль над аффектами и импульсивностью, напористость и самоутверждение («иметь наглость быть»), оптимизм, чувство самореализации. С другой стороны — эмоции отражают важные социально;пси-хологические переменные: интерперсональную рефлексию (я осознаю, что чувствует другой, другие), способность к сопереживанию и управлению эмоциями других в аспекте сдерживания негативных и стимуляции положительных чувств, социальную ответственность, гибкость в решении проблем и адаптивность. В духовных традициях отношение к эмоциям и чувствам чрезвычайно разнообразно — от полного аскетического отказа до полной включенности и проживания. Часто традиции относятся к ним селективно, культивируя одни и подавляя другие. Важно, что культивируемое чувство часто является настолько приоритетным, что находится за пределами морали и оценки или, что проявляет изнанку моральной индиффирентности, считается высшей добродетелью. Таковыми являются великое сострадание (махакаруна) в буддизме, любовь к ближнему в христианстве и чувство священной мести (джихад) в мусульманстве. Это справедливо не только для духовных традиций, но и для любой системы формирования личности и характера. Часто понятие национального характера ассоциируется именно с формированием определенной культуры эмоционального реагирования. Мы не будем подробно анализировать данную проблему в этой книге. Но важно отметить, что эти чувства представляют собой не только пиковое выражение высших достижений традиции. Их культивирование является философским кредо и духовным путем. И всё-таки, следует отметите, что все метафоры «слияния», «сияния», «полного растворения», «просветления», которые являются блеклыми й малосодержательными обозначениями пиковых состояний эмоционального экстаза или инстаЗа, отображают простой факт соприкосновения индивидуального сознания с «энергией» или архесенсорной средой. Стратегически следует отметить, что любое чувство при глубоком проникновении-проживании может привести к пиковым состояниям-откровениям. При этом мы говорим не только о фрейдовском катарсисе. Это является достаточно важным, но не выс- шим уровнем постижения содержания чувств. Проникновенная работа с чувством может привести к состоянию высшего покоя и целостности наподобие «шуньяты», проживания пустотное™ как полноты бытия за пределами небытия и инобытия. На мой взгляд, здесь не важен предмет проникновения: или это радость, или печаль, вулканический экстаз или предельная депрессия, злость, агрессия, сострадание, любовь — за пределами любого чувства есть безбрежный океан целостного сознания. Но при работе с чувством как предметом трансформации, личностного роста и терапии нужно всегда иметь в виду несколько важных моментов: • чувства и эмоции имеют очень динамичный и «текучий» характер, и часто работа с ними похожа на стремление наполнить водой сито; • любое стремление проанализировать, отрефлексировать чувство или эмоцию приводит к перефокусировке осознания на само содержание мышления и к изменению самого чувства, часто к его гибели; • любые достаточно сильные чувства (депрессия, чувство одиночества, любовь, сексуальное чувство и др.) полностью «захватывают» личность, сознание человека и лишают его самостоятельности и возможности тонкой рефлексии. Индивидуальное сознание теряет субьектность, а чувство перестает быть объектом проживания. В данной ситуации мы можем говорить о полном и тотальном доминировании языка чувстб на уровне глобального «мироощущения», восприятия мира внутреннего и внешнего из чувства. Из вышеназванных моментов мы можем сделать несколько тактических выводов: 1) Для стабильности и эффективности работы необходимо опи , агрессия, сострадание, любовь — за пределами любого чувства, есть безбрежный океан целостного сознания. 2) Следует развивать в личности созерцательность и умение не 3) Формировать гибкий эмоциональный интеллект, эмоциональную осознанность для повышения социальной адаптив: ности и самоактуализации личности. Язык образов Язык образов является основным языком, в котором отражается картина как внутренней психической реальности человека, так и внешнего мира во всех возможных модальностях опыта. Этот язык представляет собой не только способ структурирования реальности в модальностях опыта при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности, что связывает их с языком ощущений, но и психологические феномены такой сложности, как «Я-образ», образ другого в социальной перцепции. Самым сложным в содержательном аспекте является образ мира (А. Н.Леонтьев) как целостная система представлений человека об окружающей реальности (физическая и социальная среда), о себе, своей деятельности, спонтанной активности. Мы можем допустить высшую интегрированность языка образов в понятии «субьектная реальность», но в силу того, что она соединяет все многообразие языков сознания, это допущение нам кажется необоснованным. В нашем анализе мы не будем заниматься столь сложными категориями в силу того, что уверены в метафоричности самого словосочетания «образ мира». Это почти то же самое, что «образ тумана» — мы в некотором приближении понимаем, о чем идет речь, но не более того. Понятие языка образов мы будем рассматривать в пределах, ограниченных современной когнитивной психологией. В соответствии с этой логикой мы сделаем анализ образа по разным модальностям опыта: зрительной, слуховой, кинестетической, обонятельной и др., а затем проанализируем интермодальные образы сложного характера. Ниже мы рассмотрим роль образа в медитативных практиках: каким образом медитация на образ реутилизируется до архисенсорного опыта восприятия светимости, восприятия исчезновения телесного образа, восприятия Дао иАи Шуньяты за пределами всех образных репрезентаций [27, 56, 62, 83, 130]. Таким образом, мы можем предпринять анализ от простых когнитивных структур восприятия к более сложным восприятиям — праобразам коллективного бессознательного, а затем к условиям их реструктуризации — от формы к ее исчезновению, от полноты бытия в образе к небытию и пустоте. Одновременно с этим посылом нам хочется отметить, что язык образов является одним из самых мощных методов достижения са-мадхи во всех известных духовных традициях. Наверное, потому что человек — существо образное в реальности, в представлениях, в мечтаниях — в жизни и за пределами ее. Язык символов Говоря о языке символов, трудно не вспомнить слова Э. Касси-рера, который называл человека «animal symbolicum» — «символическое животное». Язык символов, как утверждал выдающиеся русский психолог Л. С. Выготский, возникает уже на первом году жизни человека. Человека характеризирует новый способ адаптации к среде — символический, который является для него новым измерением реальности. Понятие символа в науке возникло очень давно, но оно по сегодняшний день не находит однозначного толкования. Это, наверное, обусловлено и самим происхождением слова, в которое изначально вкладывалось разное содержание: a) sumbolou — соединяющее, предметный знак (для опознавания постояльца), удостоверение; б) sumbolai — правовое соглашение между греческими государствами (место встречи, сходка, conventio). To есть уже этимология слова указывает на двойственность — координирующий знак (символическое изображение) и некая договоренность об этом знаке (как понимать смысл этого символа). Человек погружен не только в материальный, непосредственно воспринимаемый мир, но и запредельный, символический мир. Фольклор, мифы, искусство, религия — элементы этого мира. Человек погружен в пространство символических форм, мистических, эзотерических, ортодоксальных, мифологических, художественных, религиозных... Символ касается глубинных структур психики, он многозначен и многомерен, язык архетипов, общечеловеческих первообразов построен на языке символов. Символ многомерен и включает в себя и смысл координации и приметы, качества. Как знаки координации символы отображают тот мир, о котором есть консенсусная договоренность в культуре социального сообщества, и наполняются атрибутивными качествами. Символ всегда указывает, направляет в определенное семантическое поле, при этом имеет свое экспрессивное, эмоциональное содержание. Как координация, так и атрибутика в качестве символического обозначения и вкладываемое смысловое содержание завирят от полевой значимости в культурной среде. Символ свастики для этнографа, занимающегося происхождением культуры, это символ огня и жизни в архаических племенах, так как напоминает орудие добычи огня. Для ведической философии это древний символ веры, руна. Для многих живущих в России и помнящих Великую Отече- ственную войну — страшный символ жестокости и бесчеловечности фашизма. Будучи помещенными в определенном месте культурного смыслового поля, символы приобретают на карте реальности свою полевую ценность и содержание. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|