ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГОВ первой главе мы вычленили в уровневой организации психической реальности три базовые структуры: персона, интерперсона, трансперсона. На верхнем уровне нами выделяется персона, которая полностью охватывают возможную феноменологию человеческой психики, начиная от физиологических и соматических составляющих до трансперсональной, но имеющих инстрапсихический характер. На уровне структурной дифференциации мы выделяли материальное Эго, социальное Эго, духовное Эго. Мы провели подробный анализ вычлененных структур и указали, что с ними взаимодействует индивидуальное свободное сознание, наполняя содержанием, проблематизируя ряд отношений между глобальными подсистемами или отношение и напряжение внутри самих систем. По этой причине дальнейший анализ посвятим интерперсоне. Интерперсона Интерперсона — формы социального сознания и бессознательного и их реализация на уровне материальных, социальных и духовных носителей. Мы можем в интерперсоне вычленить два базовых слоя: групповое сознание и групповое бессознательное. Сами обозначения этих слоев неоднозначны и требуют дополнительного анализа и описания. Я не могу сказать — определения, так объекты такого уровня сложности, на мой взгляд, вообще неопределяемы. Понимание интерперсоны в этой работе относится к метатеории, а не к теории. Если в материальном, социальном групповом сознании мы можем конкретизировать реальные объекты и в некотором приближении строить теоретические построения, то групповое духовное сознание уже мало эксплицируемо на уровне внятного объяснения. Особенно это касается группового бессознательного. Читателям более понятна.категория «коллективного бессознательного» К.Г.Юнга. Понятна — наверное, слишком оптимистично сказано. Просто «коллективное бессознательное» наиболее часто употребляемое понятие в психологии. На мой взгляд, прилагательное «коллективное» в этом словосочетании давно требует основательной ревизии. Понятно, что архетип является неведомым психическим феноменом, но не менее таинственным является коллектив. Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Само происхождение понятия коллектив уже включает или идеальный посыл — как социальной среды, в которой человеческое существование было бы совершенным, или воспоминание-тоску по обезличенности, безответственности и слиянию с группой. И в первой, и во второй версии есть множество дополнительных модальностей и вторичных бонусов для индивидуумов (у меня не хватает смелости и воображения, чтобы обозначить их личностями). Как невозможно сколько-нибудь удовлетворительно перевести содержание архетипического образа на язык мышления, так и трудно описать понятие коллектива, так как нам все время приходится фантазировать, мечтать, впадать в ересь воспоминания о Золотом веке или первобытном коммунизме. За 49 лет мне не удалось познакомиться ни с одним коллективом в реальности социальной жизни. Коллектив это нечто, что нельзя пережить. Можно придумать, можно построить теорию, даже защитить докторскую диссертацию по психологии или лучше по педагогике. Меня всегда поражали такие научные работы, когда объект фантомен, и вроде бы попытка описать его на основе собственного психического опыта пахнет шизофренией, но существует экспериментальная стратегия, статистика и как бы объект и предмет. Несмотря все наше коллективистское желание, индивидуальная позиция каждой отдельной личности зависит от меры значимости для нее групповой деятельности. В связи с этим тезис о том, что в группах высокого уровня развития, т.е. коллективах, цель совместной деятельности принимается всеми членами как своя собственная, выглядит достаточно абсурдным. Всегда существует проблема о мере принятия этой цели каждой личностью в отдельности. Возможная реальность коллектива, опираясь на данные сравнительных исследований и метафор групповой динамики, обрастает цепью ассоциаций, аргументов, окружающих собой воображаемый образ высшей стадии развития социальной общности. И потому мне не хочется использовать словосочетание «коллективное бессознательное» как галлюцинации в галлюцинации, хотя, как известно, психологи любят бредить. Я, без сомнения, мог бы еще несколько страниц написать о понимании коллектива в советской и российской социальной психо- логии и показать, что я разбираюсь в этой теме. Но мне кажется, что пора уже увидеть — «король-то голый», и не было никакого коллектива как социальной общности, нет, да и не будет в ближайшее некоммунистическое будущее. Когда мы исследуем элементы группового бессознательного с точки зрения их значения и структуры, мы открываем, что они говорят на универсальном языке метафор и символов. Этот универсальный язык также раскрывает себя как символический язык мифологии, волшебных сказок, духовной традиции и религиозной веры. Аналогичность и топологическая однозначность сценария стадий развития личности, матричность переживаний духовных прозрений во время прохождения сессий с применением измененных состояний сознания людей, представляющих различные культуры, мифы и традиции различных социальных сообществ, позволяют нам предположить, что в групповом бессознательном на самом деле существуют некие первичные протосценарии, которые отражены Юнгом в архетипах коллективного бессознательного [254]. К.Г.Юнг признавал, что выбор термина коллективного бессознательного недостаточно адекватен и для определения этой сферы основных моделей человеческого опыта и самоосознания ему лучше было в свое время предложить термин «объективная психика». В качестве более адекватной замены мы бы могли предложить понятие группового бессознательного, но такая замена вызовет огромное количество толкований самого противоречивого характера, благо разночтений этого понятия уже множество. И потому мы хотим ввести понятие интерперсонального бессознательного, заранее уточнив его содержание и объем. Во-первых, интерперсональное является фактом проживания индивидуальным свободным сознанием всего эволюционного опыта человечества. Во-вторых, в интерперсональное включается весь опыт архаического, начиная от ранних языческих и шаманских традиций, заканчивая последними моделями Вселенной на языке физики и астрономии, хотя — если честно признаться — трудно увидеть разницу между мистическим опытом древних и новейшими научными открытиями. В-третьих, в интерперсональное включается огромное количество методов и техник, которые приводят человека в понимание целостности, или в самую целостность, если повезет или велико у человека намерение. После этих замечаний мне хочется раскрыть само содержание инерперсоны, как я ее понимаю. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|