Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерперсона социальная




Социальное бытие человека на уровне индивидуального («со­циальное Эго» — функционирование отдельного человека в обще­стве и в процессе истории), мы уже достаточно подробно разобра­ли в предыдущих разделах книги.

В этом параграфе мы хотим сделать экскурс в бытие общества как глобальной социокультурной общности.

В предыдущем параграфе мы достаточно подробно раскрыли ин­терперсону материальную как способность хранить и передавать информацию через предметы окружающей среды. Без сомнения, эта овеществленная информация в форме предметов потребления и средового фактора является неотьемлемым элементом социаль­ной системы, и в силу того, что интерперсона материальная подвер­жена постоянному воздействию со стороны человека и природы, находится в постоянном изменении, вместе с ней меняется и интер­персона социальная.

В первом приближении интерперсону социальную мы опреде­лили как систему интеракций и отношений, обусловленных статус­но-ролевыми идентификациями в социальных сообществах, то есть она является социальной системой — группой определенного типа, характеризующейся специфическим распределением социальных ролей. При этом определении мы упускаем множество значимых компонентов интерперсонального социального, которые с одной сто­роны — предзаданы для человека как система социализации, с дру­гой стороны имеют реальную регулятивную функцию. Интерпер­сона социальная включает и культурную среду, которая не является в современном мире целенаправленной социализирующей систе­мой, но формирует базовые представления человека о мире, систе­му образов и языка, верований, приоритетных знаний и умений, обы­чаев, форм трудовой и празднично-обрядовой жизни, системы фоль­клора. Заложенные в ней традиции регулируют половые, возрастные, семейные, клановые, национальные, трудовые, меж­поколенные отношения, ценности и установки. То есть с другой сто­роны, она является носителем нормативно-ценностных установок, возникающих в рамках культуры.


Таким образом, интерперсона социальная — это интегриро­ванная коммуникативная социальная среда, обеспечивающая формирование и функционирование личности с одной стороны, с другой — регулирующая и контролирующая все возможные ее формы активности.

Как мы уже указывали выше, интерперсоне социальной при­сущи те же тенденции, что и личности как системе: экспансив­ная, трансформационная, консервативная. Она обладает целост­ностью, которая обеспечивается благодаря функционированию определенной системы реализации гомеостатической (консерва­тивной) тенденции. В динамическом аспекте равновесие и целос­тность системы достигаются в результате сложного взаимодей­ствия всех компонентов интерперсоны через неизбежное про­хождение через определенные точки кризисов, социальной напряженности и фрустрации.

Интерперсону социальную мы рассматриваем как интегриро­ванные единства, независимо от того, по каким основаниям мы их дифференцируем, по количеству (диады, малые группы, большие группы, социальные мегасистемы), по профессиональным призна­кам (учителя, студенты, шахтеры), по степени милитаризации (гражданские, военные), по интересам (любители пива, футболь­ные фанаты, шахматные клубы), по времени существования (тол­па на автобусной остановке или народ Израиля) и др.

Она наделена своей собственной способностью к жизни, кото­рая протекает во времени, несмотря на обретение или потерю чле­нов, изменения, происходящие в частях, входящих в нее на правах подгрупп или членов.

Интерперсона социальная как всякая живая система имеет ба­зовые качества или аспекты функционирования:

1. Энергетическая поддержка, воспроизводство компонентов и сложившихся форм.

2. Интеграция составляющих ее подсистем (подсообществ, групп, членов) или при помощи мотивационного единства, или власти, или цели и т.д.

3. Адаптация системы к изменяющимся условиям среды.

Как любой системе, интерперсоне присущи все фазы: рожде­ние, развитие и стагнация — смерть. Неважно, то ли это диада (муж с женой или двое влюбленных), большая этническая группа или сверхдержава (Советский Союз).

Причины смерти интерперсоны следующие:

1. Взрыв — возникает шоковая социальная напряженность, ко­торая приводит к возникновению дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы.


2. Медленная смерть:

а) тихая инволюция из-за дефицита воспроизводства компонен­
тов или прекращения их энергетической поддержки;

б) затухание и исчезновение интегрирующих факторов;

в) деструкция адаптивных механизмов.

Мне не хочется на такой печальной ноте заканчивать описание интерперсоны социальной. Тем более что, несмотря на частности, ее существование на глобальном уровне (человеческой цивилиза­ции) нами не может быть описано как в момент зарождения, так и в момент смерти. И вправду, говоря словами великого Омара Хай­яма, ответ на вопрос «...откуда мы пришли, куда уйдем отселе...» нам неизвестен. Хотя факт понятен, что откуда-то пришли, и факт понятен, что уйдем, но и то, и другое в тумане. И хотя крик рожде­ния человечества во Вселенной был услышан и одинокий крест в космосе маячит...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных