Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерперсональное бессознательное 2 страница




Анима Елена тамас

Наиболее точной мифологемой является история о Гарпиях — богинях вихря, которым в Одиссее приписывается похищение лю­дей, пропавших без вести, где они представлялись крылатыми чу­довищами, птицами с девичьим лицом. Такими являются они в


сказании аргонавтов, где мучают слепого фракийского царя Фи-нея, похищая и оскверняя у него пищу.

Елена тамас является Пандорой и выполняет все ее функции. В соответствии с древнегреческим мифом это женщина, создан­ная Гефестом, по повелению Зевса, в наказание людям за грех Прометея. Гефест создал ее из воды и земли в образе чудной кра­соты, сообщил ей человеческий голос, силу и прелесть. Афроди­та, Пейто и Хариты украсили ее дарами своей божественности; горы увенчали ее гирляндами из весенних цветов, а Гермес вну­шил ей льстивость, хитрость и лживость и также дал ей способ­ность красиво говорить. Одаренная всеми этими дарами, она по­лучила еще от Зевса сосуд.'в котором были заперты все челове­ческие несчастья. Искушенная любопытством, она открыла крышку сосуда и выпустила на свет все человеческие несчастья, прихлопнув только одну Надежду, которая осталась в сосуде, как замена счастья.

Анима Елена тамас проявляет всю чудовищную подлость и лжи­вость женской души.

Измена, порок, злословие, гадливость, клевета, интриги, вся тем­ная ночь женской души в сумерках Богов, вся ее змеиная ядовитая суть — укусить сильнее и украдкой-Ничего нет хуже во Вселенной, чем энергия и реализация Еле­ны тамас. Сколько невинных душ она погубила, сколько слез про­лито, скольким она открыла двери в смертоубийство.

Не счесть судеб, сгубленных ею, не измерить глубины ее под­лости. О болото вонючее, океан гноя, смрад женской души...

Но даже геенна огненная бессильна против этой трясины чело­веческой — Елены тамас.

И Анимус тоже.

Бессилен мужской космос перед ликом великой и ужасной Гар­пии, соединяющей полет человеческой фантазии со змеином ядом, хаосом женской души вне всяких моральных ограничений.

И нет Надежды.

Анима Ева

Мы рассмотрим ее тоже в трех аспектах: сатьва, раджас и та­мас, хотя в глубинной психологии отношение к ней однозначное и достаточно негативное.

Анима Ева сатьва

Аспект Евы является наиболее выраженным естественным при­родным аспектом Анимы. Ева — праматерь человеческого рода,


жена Адама. Еврейское название ее Chawah, что значит «жизнь», так как именно она послужила источником жизни для всего чело­вечества. Она была сотворена из ребра Адама, это означает ее орга­ническую духовную близость к мужу, для которого она служит со­ответствием и дополнением, являясь его «помощницей». Подтвер­ждение этого повествования можно найти в арабской поговорке: «ты мое ребро», означающей теснейшую дружбу и сообщество.

Чистым образцом этого архетипического качества является гре­ческая «Небесная» Афродита, Афродита-Урания, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Еврипида, низ­водит на землю любовь и плодородие. Затем она становится боги­нею любви, покровительницей браков и в ней олицетворяется жен­ская производительная сила.

Как известно, в соответствии с ветхозаветным мифом, поддав­шись искушению змия, Ева первая вкусила запретного плода. В дальнейшей библейской истории о Еве совсем не упоминается. В Новом Завете о ней говорится только как о виновнице грехопаде­ния человечества (2 Кор. XI, 3; 1 Тим. II, 13).

Именно поэтому, наверно, само обозначение Евы в европейс­ком мышлении стало нарицательным и ассоциировалось с косной животной энергией женщины, увлекающей мужчину со столбо­вой дороги прогресса, духовного пути и творчества.

Одновременно только она и является продолжательницей че­ловеческого рода несмотря на политические, экономические, эко­логические промышленные или военные катаклизмы, которые все­гда сотрясали социальный мир.

Именно женская Цроизводительная сила Евы сатьва является сущностной нитью жизни человечества и именно она рожает де­тей несмотря ни на что. То ли воюет мужчина, то ли осваивает кос­мос, то ли занимается философией. Сатьве Еве, я думаю, глубоко индифферентно, чем он таким странным занимается. Думаю и в этом еще одно доказательство ее мудрости.

Анима Ева раджас

В мифологии чистым выражением Евы раджас является Афро-дита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плот­ской любви и сладострастия. Под финикийским влиянием Афро­дита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чув­ственности.

Чувственность и телесность Евы прагматичны — она овладева­ет мужчиной, его вниманием, для того чтобы получить его энергию (в деньгах, материальных ценностях, в статусном продвижении,


интеллектуальном удовольствии, духовных прозрениях и пережи­ваниях, популярности, карьере, славе, защищенности или еде — неважно).

Привлекательность Евы в ее сексуальности и чувственности. Без сомнения — она продажна, но ее продажность искусно закамуф­лирована в социальные формы и инструментирована в сложные ритуалы, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие ал­горитмы.

Если Еве сатьве важно родить, то Еве раджас важно родить для кого-то с получением за это чего-то. Ева раджас не живет без умыс­ла. Ее умысел примитивен, но точен и безупречен.

Анима Ева тамас

Как известно, на последней стадии эволюции, трансформации качества и энергии, Афродита была низведена в Афродиту Гетеру (Etaira), а в Коринфе и Эфесе даже имела эпитет pornh, т.е. пред­ставительница грубой и разнузданной чувственности. Таким об­разом, Анима от Урании, богини судьбы и предназначения, с Олим­па была сокрушена до животной естественности. На мой взгляд, такая трансформация заложена в самой логике отношений Аниму­са к Аниме, мужчины к женщине.

Мужчина обожествляет Аниму, когда она далека, высока и не­доступна. Она на самом деле на Олимпе, Богиня рядом с Богами.

При втором приближении она рядом и она становится прекрас­ной женщиной.

И в зависимости от сценария финала она становится или злой ведьмой, или консервативной стервой, или лживой гарпией или сексуальной самкой, которой в имени человека даже можно отка­зать.

На мой взгляд, время, процесс, динамика понимания и знания женщины часто снижает качество женщины — знакомимся с Бо­гинями, а расстаемся со Стервами.

И в том — вина Анимуса.

Анимусы — они Творцы.

И даже Мира Анимы.

АНИМУС

Картина будет неполной, если мы не опишем Анимуса, вторую часть дуальности — архетип мужского начала. Анимус, означаю­щий архетипическую символику мужского начала, связывается с сознанием, с организующими, эгентропическими силами в коллек­тивном бессознательном, соответствует отцовскому Логосу. Анимус


описывается такими эпитетами, как свет, дух, духовность, разум, огонь, космос, власть, сила, персонифицируется постоянно меняю­щимся Гермесом.

Мужское качество всегда рождается в героических мифах и вол­шебных сказках через ритуальную инициацию. Герой подвергает­ся испытаниям в царстве мертвых или на небе, или в другой стране, населенной злыми духами, чудовищами и т. п. С этим же связаны мотивы проглатывания героя чудовищем (изначально — тотемным животным) с последующим его освобождением из брюха чудовища или пребывания группы мальчиков во власти демонической лесной старухи.

Пребывая в чреве чудовища или в контакте с лесными демона­ми (то есть после выделения из коллектива и возвращения в него), герой тем самым демонстрирует свою стойкость, приобретает ду­хов-помощников, магические (шаманские) силы, власть над сти­хиями, а в мифах о культурных героях добывает людям космичес­кие объекты или культурные блага, уничтожает чудовищ, мешаю­щих их мирной жизни.

Следует отметить, что мужские архетипические качества явля­ется результатом не физического, но духовного возрождения, не данностью, а приобретением в результате усилий, иногда неимо­верных и чудовищных.

Эта инициация всегда связана со смертью и страхом смерти. Она имеет тройственный характер:

1. Внутренний, личностный, субъективный: смена структуры личности при переходе из одного этапа жизненного пути в другой, приобретение новообразований, новых качеств.

2. Внешний, социальный — смена социальной ситуации, раз­рушение старых социальных ролей, ставших неадаптивны­ми, и нарождение новых идентичностей, ролевых функций и механизмов.

3. Глубинный — получение доступа к новым архетипическим энергиям, конкретизация этой энергии во взрослом каче­стве, определение ее протосценариев, первые шаги в разво­рачивании их в реальной жизни.

Инициация как смерть всегда связана с ростом и трансформа­цией личности и характера. Если это инициация, то у нас нет выбо­ра: мы не можем убежать от зова и внутренних побуждений к тому, что пришло время расти и меняться кардинально. Это также верно для образов смерти и умирания в мировой мифологии.

Наиболее близкая для европейского мышления метафора это трагедия Иисуса Христа из Назарета. Его добровольное жертвоп­риношение имеет ясную бинарность инициации:


— смерть как сознательно принимаемая стадия перерождения и воссоединения с Отцом;

— смерть как необходимость заклания, которую не превозмочь, ибо она является миссией во имя блага человечества.

Рассмотрим основных аспекта Анимуса: Король, Воин, Маг и Возлюбленный. Четыре основных архетипа Анимуса, четыре ипо­стаси, которые являются его сущностными энергиями в интерпер­сональном бессознательном и актуализируются на всех уровнях психической реальности мужчины.

Правитель


Маг

Воин

Возлюбленный

Рис. 18. Структура Анимуса

Любой архетип Анимуса имеет три возможных энергии, фик­сации (сатьва, раджас, тамас). Рассмотрим подробно выражение четырех архетипов Анимуса в каждой из трех энергий.

Архетип Возлюбленного

Возлюбленный сатьва

Он является истинным выражением платонической, одухот­воренной, возвышенной любви. Архетип Любовника в его рас­цвете, силе — это романтическая любовь, культ Прекрасной Дамы, чистота и мужское достоинство. Причем само состояние любви является для Анимуса более ценным и значимым, чем любовь как отношение. Именно в этом аспекте любовь рассматривается в ми­фологии Будды как нирванический опыт милосердия. Об архети-пическом качестве сатьвы говорится в проповедях Иисуса Хрис­та (любовь к ближнему — идеальное начало духовного и обще­ственного единения — агапе).

Возлюбленный сатьва — мудрец, «просветленный», имеющий положительную, чистую энергию любви и сострадания ко всему живому и неживому, к проявленным и непроявленным формам бытия. Это является не только мощным выражением личного са­моутверждения и самоотрицания, но и реализацией совершенной полноты жизни, бытия в мире. С другой стороны через это состоя-


ние Анимус становится высшим символом идеальных отношений между людьми.

Не меньшим по глубине и убедительности описанием архети-пического качества Анимуса Возлюбленного сатьва является по­нимание любви древнегреческим философом Платоном как свя­зывающего земной мир с божественным стремления конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающего отсюда «творчества в красоте». Аналогом этого в новой философии явля­ется представление о любви Спинозы, отождествляющего ее с абсолютным познанием и утверждающего, что философствова­ние есть не что иное, как выражение любви к Богу.

Сатьва как архетипическое качество Возлюбленного доступно реальному мужчине в романтическую эпоху своей эволюции, обычно — в подростковый или юношеский период, когда молодой юноша «захватывается» Возлюбленным сатьва.

В этот момент мужчине важен не столько объект, сколько само состояние, им испытываемое. Более того, любовь сатьва имеет безобъективный характер. Примерами такого чувства могут слу­жить любовь Фридриха Ницше к женщине, любовь Ромео к Джу­льетте.

Возлюбленный раджас

Возлюбленный раджас «исповедует» страстность, высокие энергии, влюбленность в объект, а не в образ и — как правило — в архетипические качества Елены или Евы. Раджас — это Дон Жуан, охотник. В сильном аспекте заниженности это Дон Жуан влюбчивый, быстро вспыхивающий, быстро остывающий, не спо­собный к крепким связям, человек, для которого все просто чере­да событий, влюбленностей. Точнее было бы сказать, что его бо­лее интересует не объект, а процесс «охоты» на него, не любовь, а ее достижение. Основная идея — победа над Анимой, после кото­рой сама Анима теряет смысл до следующего оформления чув­ства Анимуса.

Мы, наверное, можем в качестве примера Возлюбленного рад-жаса привести жизнь почти любого существа мужского пола, упо­минаемого в истории, начиная с Зевса и Геракла и заканчивая вчерашними воспоминаниями о жизни соседа по школьной парте.

Я думаю иногда, что архетипическое качество Возлюбленного раджас является эволюционной энергией мужского рода, если не всегда всей жизни каждого мужчины, то явно определенного периода.

Если Анимус жив, то в нем явно пульсирует Возлюбленный.


Возлюбленный тамас

Возлюбленный тамас «признает» непосредственно объект. При­чем, форма объекта не играет для него решающей роли. Можно сказать, что этот аспект имеет деструктивный характер.

Мы можем вычленить несколько аспектов Возлюбленного тамас:

1. Любовь как горе и несчастье, когда мужчина страдает, «сго­рает» от любви, впадает в депрессию; когда чувства пожирают его, забирая всю его энергию.

2. Этот Возлюбленный не является творческим. Более того, его любовь негативна в том отношении, что лишает Анимуса аспекта Демиурга. В этом качестве Анимус полностью обусловлен Анимой, является рабом ее косной энергии.

3. Возлюбленный тамас становится «паразитом», альфонсом Анимы. Этот феномен проявляется в следующих вариантах:

 

• Анимус паразитирует на потребности женщины любить муж­чину;

• Анимус паразитирует на потребности Анимы иметь ребенка и отдавать ему свою безусловную любовь;

Анимус паразитирует на детском комплексе Анимы по отно­шению к отцу, на желании иметь отца, ухаживать за ним, покло­няться ему.

Каждая Анима является тайной воздыхательницей по отноше­ниям Анимус сатьва, но так как Анимуса сатьва не интересует энер­гия Анимы, то отношение Анимы к Анимусу бессмысленно.

Архетип Mara

Маг сатьва

Маг сатьва — это мудрец, ученый, «творец космоса», расширяю­щий сферу знания. Маг в силе сатьва — это пробужденный иссле­дователь, нашедший или находящийся в процессе поиска философ­ского камня. Архетип Мага, в расцвете всей силы воплощает в себе лучшие качества мужской энергии и мистической, демиурговой в том числе.

Для Мага сатьва важен не столько результат творчества и даже не его процесс, для него важно лишь состояние творчества, при­чем не в обыденном смысле, а за чертой реальности, проживание истинного откровения, некий дионисовский экстаз, где безумие сочетается с предельной ясностью понимания, наслаждение с ужасом. Именно в этот момент Маг проживает высший пик свое­го состояния, когда уничтожены обычные пределы бытия и чело­веческая личность сливается с истиной.


Возможен другой путь — философский и духовный инстаз, ко­торый ассоциирован с Аполлоном, богом созидательных сил в гре­ческой мифологии. В нем соединяются свобода от всяких необуз­данных порывов и мудрое спокойствие, которое в буддийской тра­диции обозначено Равностностью, а в даосской раскрыто через принцип вей у вей. Уже при жизни человек в соответствии с буд­дизмом и джайнизмом может достигнуть нирваны, благородного, совершенного, высшего состояния человеческого сознания, ха­рактеризуемого абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей и эгоистических желаний.

В классической греческой философии образцами Мага сать-ва, наверное, являются Сократ и Аристотель, которые имели глу­бокую, искреннюю любовь к истине, ясное понимание действи­тельности, апполоническое трезвое, спокойное мышление.

Несмотря на содержание культивируемого состояния — экста­за или инстаза — в этом процессе основной интерес Анимуса — истина. Маг сатьва является выражением самой тонкой и одухот­воренной энергии Анимуса, энергии творческого мышления и по­знания.

Маграджас

Маг раджас так же, как и маг сатьва, занимается поиском исти­ны, но его уже интересуют определенные формы истины и ее ка­чества. Свои силы он направляет в основном на утверждение ис­тины в социуме и на ее социальную адаптацию. Он заинтересован в претворении своих идей непосредственно в жизнь, в их распро­странении, институциализации. Раджас с удивительной ловкос­тью оперирует формами истины, постоянно шлифуя их. Для него имеет огромную важность продуцирование форм, теорий, концеп­ций, статей, монографий и т.п.

Этого Мага весьма интересует тиражирование себя в социаль­ном пространстве. Классическими образцами являются ученые, которые создавали школы в точных и гуманитарных науках во всех исторических эпохах, начиная от древнегреческих авторитетов и заканчивая современной мелкотой (в силу самой дифференциа­ции науки).

Магтамас

Маг тамас больше фиксирован на борьбе с магами. Его мало или совсем не интересует истина, а значение для него имеет лишь соци­альное пространство среди магов. В искаженном аспекте Маг — это мошенник, недоумок, вообразивший у себя экстрасенсорные,


черные или белые магические свойства и объявляющий себя чу­дотворцем или колдуном всея Руси... Маг тамас не имеет своих идей и живет тем, что присваивает чужие. Во все времена существовали низкие обманщики, бессовестно эксплуатировавшие народное суеверие. Они опираются на веру в «золотой ключик», чудо, тайну непознанного и непознаваемого.

Во времена больших перемен, в «Сумерках Богов», когда цен­ности и устои шатки, они получают все большее и большее влия­ние в любом обществе. В такие времена они появляются целыми стадами на всех уровнях общественного устройства. Некоторые из них, как, например, Кашпировский, Чумак, отец Виссарион, Гро­бовой, приобретали громкую известность. Неважно, на каких по­зициях идеологических, псевдодуховных или псевдонаучных они держались. Важно, что они являются приверженцами всего таин­ственного и непостижимого.

Еще один аспект Мага тамас — это безумие Демиурга, когда творческая энергия лишает Мага личности, идея уничтожает его.

Как правило, Маг тамас хорошо адаптирован в социуме, он манипулирует истиной в корыстных целях, его можно назвать ка­рьеристом. Многие из них имеют не только глобальные сети кли­ентов, но и свои большие школы, живут они в славе и богатстве.

Архетип Воина

Воин сатьва

Воин сатьва — это совершенный витязь, которого не интере­суют манифестации силы, превосходства, энергии воли. Архетип Воина в его полной силе: благородный витязь, воплотивший в себе все возможные мужские качества — честность, чистоту помыс­лов, красоту и эстетичность действия, доблесть, справедливость, осознанность. Сатьве важно само состояние. Одним из извест­нейших примеров воина сатьвы может служить былинный пер­сонаж — Илья Муромец. А из исторических личностей Суворов Александр Васильевич — генералиссимус русской армии. Он явно не богатырь русский по телосложению и в детстве малорос­лый, хилый и невзрачный мальчик. Великий полководец, пробил себе дорогу к высшим почестям не силой могущественных свя­зей, а только своими личными дарованиями, духом воина, желез­ным характером. Обладая чрезвычайной личной храбростью, он не демонстрировал ее без необходимости, но там, где считал нуж­ным, бросался в самый пыл боя, платясь за это неоднократными ранами.


Как всякий воин сатьва, он не поступался правилами нравствен­ности, но отличался бескорыстием, щедростью, религиозностью, добродушием, простотой в обращении.

Придавая большое значение нравственному элементу воина, он везде ставил дух воина выше формы и при этом давал свободу дру­гим в решительности и самостоятельности в действиях.

Воин сатьва — Великий Воин Духа. Александр Суворов в течение своего долголетнего военного поприща ни разу побежден не был.

В силу того, что Воина сатьву интересует состояние, он обуслов­лен воинским духом и не требует платы за проявление энергии воина. Сатьве важен сам путь воина, причем в той степени, в кото­рой он не входит в противоречие с идеей пути. Для него не имеет значения, кому помогать, он с легкостью может попрощаться с жизнью, спасая ребенка, бродягу, или погибнуть за честь страны.

Воин раджас

Его основная идея — борьба, жизнь без которой он не приемлет. На бытовом уровне это звучит приблизительно следующим обра­зом: «Нет войны — борись с соседом». Для него имеет важность наличие врага, а противник это или однополчанин — не столь важ­но. Раджаса интересует социальная форма и перспектива ее улуч­шения, в том числе достижение определенных воинских отличий, но он в основном обусловлен самой идеей борьбы и преодоления сопротивления. Классический мифологический образец — Геракл, или Геркулес, национальный греческий герой, сын Зевса и Алкме­ны. Уже с рождения он проявляет героический дух — когда Гера послала двух страшных змей, чтобы убить его, он задушил их. Ему принадлежат 12 подвигов:

1) Бой с немейским львом, которого Геракл задушил в его соб­ственной пещере своими руками.

2) Умерщвление лернейской гидры, ядом которой Геракл обма­зал свои стрелы, так что наносимые ими раны делались смер­тельными.

3) Охота на эриманфского вепря, опустошавшего Аркадию и пойманного им живьем.

4) Поимка керинитской или менальской лани, с золотыми рога­ми й медными ногами.

5) Истребление стимфалийских птиц, снабженных медными когтями, крыльями, клювами и перьями, которыми они стре­ляли, как стрелами.

6) Приобретение пояса царицы амазонок Гипполиты для Адме-ты, дочери Эврисфея.


7) Очищение Авгиевых стойл, совершенное в один день, отво­дом в них реки, после чего Геракл, одолев Авгия и истребив его со всем его родом, учредил олимпийские игры.

8) Поимка критского быка, подаренного Посейдоном Миносу, но взбесившегося вследствие ослушания последнего.

9) Приобретение кобылиц Диомеда, царя бистонов во Фракии,-бросавшего коням на съедение иностранцев. Геракл одолел Диомеда и отдал его самого кобылицам на съедение, коней же привел Эврисфею, который отпустил их на волю.

10) Похищение коров Гериона, чудовищ с тремя туловищами, обитавших на крайнем западе в океане, на острове Ерифее. Геракл прошел через Европу и Ливию и воздвиг в память об этом странствовии Геркулесовы столбы. Во время обратного пути, на том самом месте, где впоследствии основан был Рим, у Геракла была похищена часть коров исполином Каком, ко­торый после жестокого боя погиб от руки Геракла. За осво­бождение страны от разбойника туземцы учредили у себя культ Геракла, который перешел затем и к римлянам. К это­му подвигу Геракла приурочивается борьба с Антеем, влас­тителем Ливии, непобедимым великаном, который при вся­ком прикосновении к матери-земле восстанавливал в себе силы: Геракл приподнял его над землею и задушил в своих объятьях.

11) Похищение золотых яблок из сада Гесперид, находившегося на крайнем западе, за океаном. В поисках этих яблок Геракл пришел к Атланту, который достал для него три яблока, в то время как Геракл поддерживал за него небо.

12) Укрощение Цербера, работа самая трудная и потому считае­мая обыкновенно последним подвигом. Геракл спустился в ад при Тенаруме и, согласно условию, одолел стоглавого пса без всякого оружия, вынес его связанным на свет и, показав Эврисфею, отнес его опять в преисподнюю.

Не менее героично продолжение его жизни. После своих 12 под­вигов, Геракл отправился в Фивы, где выдал свою прежнюю жену Мегару за Иолая, а сам удалился в Ойхалию, где посватался за Иолу, дочь царя Еврита. За убийство в припадке бешенства Ифита, сына Евритова, Геракл по приказанию оракула должен был три года прослужить лидийской царице Омфале, которая заставила его прясть шерсть в женском одеянии, тогда как сама облачилась в львиную шкуру и носила палицу.

Окончив служение Омфале, Геракл напал на Трою, взял город и умертвил царя Лаомедонта со всеми его сыновьями, за исключе-


нием одного, которого выкупила его сестра Гезиона, после чего он стал называться Приамом (т.е. выкупленным). Отсюда Геракл вер­нулся в Грецию, где в городе Пилосе истребил весь род Нелея, кроме Нестора, и ранил самого Плутона, помогавшего пилосцам.

Геракл получил руку Деяниры, дочери этолийского царя Ой­нея, из-за которой сразился с водяным богом Ахелоем и отрубил у него один из его рогов: превращенный наядами в рог изобилия. По совету кентавра Несса Деянира, чтобы привязать к себе Геракла, послала ему облачение, пропитанное ядом, который она считала любовным зельем. Как только одежда согрелась на теле, яд начал оказывать свое действие, и Геракл, мучимый ужасною болью, ве­лел отнести себя в Трахин, где Деянира в отчаянии наложила на себя руки.

Даже смерть Геракла — смерть героя. Он соорудил для себя на Эте костер и велел зажечь его проходившему мимо Пеанту, кото­рому за эту услугу подарил свой лук.

Среди ударов грома и сверкания молний преображенный Ге­ракл вознесся в облаке на небо, где, примирившись с Герой и сде­лавшись супругом Гебы, богини вечной юности, он продолжил свою жизнь в сонме Олимпийских богов.

Менее известным, но не менее ярким Воином раджас является Аттила — царь гуннов, сын Мундцука, который являлся грозой Восточной Римской империи и покорил своей власти все правое побережье нижнего Дуная, простер свои набеги до окрестностей Константинополя, прошел Германию до Рейна, завоевал Италию. Вне сомнения, Наполеон Бонапарт тоже являлся великим Воином раджас.

Мифы нам демонстрируют чрезвычайную кровожадность Вои­на раджас. Иногда нам кажется, что в этом есть чрезвычайный негативизм воина-завоевателя, для которого идея борьбы, преодо­ления, победы над врагом является смыслом и сутью жизни.

Но необходимо понять, что кровь и смерть — дань духу Воина раджас, а его путь, если это путь завоевателя, путь через трупы людей и Воин раджас не Воин раджас, если от его меча не пахнет кровью врага, а от одежды — потом борьбы и преодоления всех преград.

Воин тамас

Воин тамас отличается тем, что полностью отвергает дух или любую перспективу борьбы. Его интересует лишь ее внешняя фор­ма. Он — типичный солдафон, мародер, полностью аморальный и деструктивный. Искаженный аспект Воина — трус, потерявший


доблесть, разбойник, сильный, но потерявший честность, маро­дер, бесчестный, потерявший чистоту помыслов, солдафон, силь­ный, но глупый и ограниченный. Часто мифологический сюжет нам дает героя, в котором сплетены все искаженные аспекты ар­хетипа Воина.

Архетип Царя

Царьсатьва

Царь сатьва — это благородный царь, мудрый, правильно осоз­нающий свое место, живущий во благо своей страны и поддан­ных правитель. Все жители его государства благоденствуют, кон­фликты и войны отсутствуют, внутренние коллизии сведены к нулю. Его царство является образцом государственности, мета­форическим садом Эдема.

Как правило, существует только миф о правителе сатьва. Этот миф отсылается либо в эволюционную перспективу, либо в исто­рию существования человеческой цивилизации. Мифы о царе-муд­реце являются неким образцом для государственного деятеля.

В России князь Владимир Святой был образцом сострадания и добродетели, был «истинным отцом бедных». Всякий нищий и убо­гий мог приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы, от скотниц кунами». Для больных, кото­рые не могли дойти до его двора, князь повелел развозить по ули­цам хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед и квас, и люди его, ходя по горо­ду, спрашивали: где нищие, недужные и наделяли их всем необ­ходимым.

Как мудрый, справедливый правитель, как, безусловно, луч­ший из восточных царей, вписан в историю древнеперсидский царь Дарий, который пользовался уважением даже своих врагов. Эсхил и евреи сохранили о нем благодарное воспоминание: во 2-й год царствования он разрешил возобновить работы по построе­нию 2-го храма (Ездры 4,24. 5,5. 6,1), а в 6-й год храм был освящен. По Диодору, египтяне уважали этого царя наравне со своими фа­раонами и законодателями, даже отдаленные карфагеняне при­знавали его власть.

Царьраджас

Он во многих смыслах является строителем государственнос­ти. Он издает указы, формирует новые институты власти, занима­ется политическими распрями. Раджаса, безусловно, интересует благоденствие государства, но не это для него главное.


Цель Правителя раджас — это повсеместное расширение влас­ти и манифестация царственной воли. Классическим царем такого рода в российской истории является Петр Великий, сознающий и создающий взамен старого новый порядок жизни. Неважно, на­сколько дальновиден, мудр, искусен Царь раджас. Ему не избежать стремления к расширению государства или его переустройства.

В наиболее успешных вариантах эта манифестация имеет бо­жественный характер (в случаях с Александром Македонским, Юлием Цезарем). В соответствии с историей, великими качества­ми Царя раджас обладал Александр Македонский. Ему были при­сущи благородный дух, величие политических замыслов и подви­гов, щедрость, с которою он покровительствовал наукам и искус­ствам, стремление связать победу греческой культуры с успехами своего оружия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных