![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и научные основы криминалистической диагностикиДиагностическими называют такие задачи, которые изучают свойства и состояние объекта с учетом происходивших в нем изменений, определяемых условиями и факторами криминальной ситуации. С точки зрения практической деятельности криминалистическая диагностика представляет собой распознавание состояния объекта, познание события, явления, процесса. Так по следам ног можно не только идентифицировать человека, но и судить о направлении его движения, приблизительной скорости, о факте перетаскивания тяжести, о его физическом состоянии. По следам орудия взлома - о способе взлома, о навыках лица, о его физической силе и т.п. В число диагностических задач входят: 1) установление механизма отдельных этапов (стадий) события; 2) установление пространственной структуры обстановки преступного события; 3) определение вещественной структуры обстановки преступного события; 4) установление временных характеристик преступного события; 5) определение свойств действующих объектов; 6) ретроспективное исследование причинно-следственных связей; 7) прогнозирование действия причинно-следственных связей; 8) установление механизма преступного события в целом; 9) установление соответствия ситуации, излагаемой участником процесса (обвиняемым, потерпевшим), истинному (или возможному) механизму события, отдельным его элементам или событию в целом; 10) установление криминогенных факторов, составляющих элементы причины и условия преступного события. Из приведенного перечня видно, что при всем своем многообразии диагностические задачи касаются трех категорий свойств и условий: внутренних (свойства и состояние объекта); внешних, обстановочных (время, место функционирования объектов) и механизма возникновения и протекания процессов (взаимодействие объектов между собой и т.п.). При наличии общей цели идентификации и диагностики - установление фактов, свидетельствующих о происшедшем событии преступления, имеется немало различий в сущности решаемых при этом задач. В случае идентификации это - установление индивидуальности объекта, при диагностике - определение конкретного ситуационного условия события. Иначе говоря, в отличие от идентификации, при диагностике основное внимание уделяют не факту наличия тех или других признаков (общих и частных) а установлению механизма образования следов и условиям их возникновения. Оба процесса тесно связаны между собой. Так определение условий следообразования всегда сопутствует отождествлению объекта по его следу-отображению. В свою очередь, при диагностическом установлении механизма следообразования всегда учитываются свойства и состояние следообразующего объекта. Однако это не означает, что решение задач обеих групп составляет единое, неделимое целое. Они могут чередоваться, решаться одна за другой, могут решаться и по отдельности. Основой методик диагностических исследований являются закономерности механизма воздействия типичных ситуационных условий события на материальную среду и закономерности отображения этого воздействия в окружающем пространстве. При проведении диагностических исследований во всех случаях определяющим является знание о возникновении изучаемых условий, их функционировании, изменении, закономерностях их влияния на различного рода объекты. Одной из основных закономерностей, на которые опирается криминалистическая диагностика является закономерноть повторяемости материальных процессов. Вследствие этого повторяющиеся события или действия приводят к повторяющимся стабильным отображениям их в окружающем пространстве. Это позволяет выявить данные, общие для всех аналогичных процессов, а также сведения о возможных отклонениях и причину этих отклонений. Например, чтобы установить, не исполнена ли рукопись в необычной позе, нужно знать закономерности влияния позы на процесс письма, свойства почерка и их проявление при выполнении рукописи в необычной позе; чтобы установить последовательность выстрелов, необходимо располагать сведениями об изменении интенсивности и характера отложения продуктов выстрела в области входного отверстия по мере производства выстрелов и образования нагара в канале ствола. Основными методами, применяемыми при диагностических исследованиях являются: метод сравнения, метод аналогии, моделирование и эксперимент. Метод сравнения используется для сопоставления исследуемой ситуации, изучаемой по отображениям, с типичной, известной по закономерностям повторяющихся событий. С помощью приема аналогии выводят вероятное умозаключение, степень вероятности которого зависит от числа сходных признаков и от того, насколько они существенны. Моделирование, в первую очередь мысленное, пронизывает весь процесс диагностирования т.к. диагностическое исследование является само по себе непрерывным процессом создания на основе изучаемых следов мысленных моделей типичных ситуаций и выбора из них наиболее приближенной к диагностируемому объекту. Эксперимент при диагностических исследованиях проводится с целью получения эталонной модели для сравнения или воссоздания условий ситуации, а также для проверки правильности имеющихся фактических данных. Примером в первом случае может служить проведение эксперимента для определения дистанции выстрела. Во втором - реконструкция дорожно-транспортного происшествия (для проверки угла столкновения, обзора с места водителя и др.) Как и в теории криминалистической идентификации, объекты, участвующие в диагностических исследованиях подразделяются на диагностируемые и диагностирующие. К диагностируемым относятся состояние, свойство объекта, механизм происшествия. К диагностирующим - признаки, отражающие в материальном виде это состояние, свойство и механизм. Процесс криминалистической диагностики можно разделить на несколько этапов. На первом этапе исследователь определяет цель исследования, проводит предварительное изучение объектов и анализ диагностических признаков. На этом этапе, в частности определяется как информация о событии распределена по отражающим (диагностирующим) объектам, какой потенциал информации и о каких признаках ситуации несут информацию те или иные отображения. Особенно важной на этой стадии является оценка достоверности и достаточности информации для решения задачи. При сомнениях в надежности информации и при ее дефиците необходимо определить, из каких источников и с помощью каких средств она может быть уточнена, проверена, восполнена. На основе этого анализа выдвигаются различные гипотезы о реконструируемом (диагностируемом) объекте. На втором - сравнительном этапе сконструированная гипотеза сопоставляется с типичными ситуациями. Из сходных ситуаций должна быть выбрана одна, наиболее близкая к исследуемой (диагностируемой). Как бы ни было велико совпадение признаков, исследуемая ситуация всегда будет отличаться от выбранной типичной. Эти отличия должны быть объяснены, т.е. должны быть найдены причины имеющихся расхождений. Как правило, различия между типичной и диагностируемой ситуацией определяются конкретными особенностями последней. В процессе сопоставления выдвинутая гипотеза корректируется, в результате чего конструируемая модель ситуации все более приближается к диагностируемой. На заключительном этапе - этапе синтеза всех исследуемых сведений) проверяется соответствие смоделированной ситуации всем имеющимся фактическим данным и формулируются выводы. В зависимости от целей и направленности исследования выводы могут описывать вероятный ход события в данных условиях; объяснять возникновение следов при определенных обстоятельствах; устанавливать реальное существование факта или причинную связь между фактами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|