ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МИЛОСЕРДИЕ И МИЛОСТЫНЯ.(старец Паисий Святогорец)
- Геронда, если человек не нуждается, но только притворяется таким, то надо ли ему помогать? - Христос сказал, что надо, не испытывая, давать тем, кто у нас просит. И даже если просящий не нуждается, ты все равно должен ему дать. Радуйся, что [у тебя есть возможность] оказать милостыню. Бог "дождит на праведныя и на неправедныя", так почему же нам не помочь своему ближнему? А разве сами мы достойны всех тех даров, которые подает нам Бог? Он "не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал, есть нам". Какой-то бедняк просит тебя о помощи. Даже если у тебя есть сомнения на его счет, все равно, с рассуждением, помоги ему, чтобы тебя потом не искушал помысл. Помнишь, что писал авва Исаак: "Далее, если человек сидит верхом на коне и просит у тебя - дай ему". Ты не знаешь истинного положения дел. Твое дело - верить тому, что говорит тебе просящий, и подавать, сколько он у тебя просит.
Если у нас, к примеру, есть всего лишь тысяча драхм и мы, отдавая их нищему, переживаем, что не можем дать больше, то, помимо подаваемого нами благословения (то есть этих денег), мы вкладываем в совесть этого нищего Христа и добрую обеспокоенность. То, что мы сделали, растревожит его, потому что его ум будет постоянно возвращаться к тому милосердному человеку, который вместе с "хилиариком", отдал ему свое наполненное болью сердце. Этот несчастный дойдет до того, что анонимно вышлет своему благодетелю все взятые у него деньги, или даже еще больше. Со мной как-то произошло подобное. Однажды, когда я был в Салониках, меня остановила одна женщина, с виду цыганка, и попросила денег для своих детей, потому что ее муж был болен. У меня было только пятьсот драхм, я отдал их ей и сказал: "Прости, но больше дать тебе нечего. Если хочешь, возьми мой адрес и напиши мне о здоровье твоего мужа. Постараюсь прислать тебе со Святой Горы больше". В скором времени я получил письмо, в котором было пятьсот драхм и приписка: "Благодарю тебя за твою доброту. Возвращаю тебе деньги, которые ты мне дал". Если подавать с болью, то принимающий милостыню будет опаляться любовью, Христом, и сам станет раздавать, а не собирать.
А если просящий милостыню окажется человеком жестокосердым и будет копить собираемые деньги, то радости ему они не принесут. Бог устроит так, что собранные им деньги пойдут туда, где они будут нужны. А на долю попрошайки достанется лишь усталость от того "сбора пожертвований", который он [сам того не ведая] организовал для других.
- Стало быть, Геронда, сколько надо давать? - Столько, чтобы тебя потом -- не грызла совесть. Но необходимо рассуждение. Не надо давать сто, а потом -- расстраиваться, что не дал пятьдесят. Требуется внимание. В таком случае следует маленько притормаживать свою любовь, чтобы после -- не раскаиваться и не угрызать себя в том, что, дескать, много дал тому несчастному, а надо было дать меньше, и вот, самому теперь приходится сидеть с пустыми руками. Потихонечку такой человек приобретет опыт и будет давать милостыню -- в разумных пределах.
- Геронда, а когда претензии просящего -- чрезмерны, надо ли их удовлетворять? - Здесь требуется добрая рассудительность и ещё раз рассудительность. Когда человек просит у тебя что-нибудь для того, чтобы покичиться полученным перед другими, дай ему. Смотри, ведь Христос не сказал Иуде: "Какой же ты апостол? Положи конец своему сребролюбию!" - но поручил ему и денежный ящик. Однако, если кто-то просит у тебя, к примеру, банку варенья, и у тебя она есть, но ты знаешь, что и у самого просящего -- есть целая бочка, а у кого-то еще нет варенья совсем, то скажи тому, кто имеет и просит еще: "Брате, аще хощеши, дай и ты маленько из того, что имеешь, такому-то". Но, если такого нуждающегося нет, то дай просящему, раз он попросил тебя об этом, и ничего ему не говори. Если в нем есть чувствительная струнка, то от этого даяния он может прийти -- в умиление и исправиться.
Итак, в подобных случаях происходит то, о чем пишет святой апостол Павел: "Если враг твой делает тебе зло, а ты делаешь -- ему добро, то ты собираешь на его главу -- горящие угли". Не в том смысле, что ты испепеляешь своего врага, но в том, что, когда ты делаешь ему добро, в нем ПРИХОДИТ -- в движение любовь. Любовь есть Христос, и в человеке НАЧИНАЕТ -- действовать Божественная Благодать. А потом, человек ИЗМЕНЯЕТСЯ к доброму, потому что его ОБЛИЧАЕТ -- совесть, то есть, он бывает палим тогда собственной совестью. Однако, делать добро ради того, чтобы кто-то был обличаем совестью и возвращался на путь истинный, НЕПРАВИЛЬНО, поскольку и этим добро -- лишается силы. Делай добро -- с любовью. Когда ты "мстишь" своему врагу добром, то он в хорошем смысле -- изменяется и исправляется.
В Конице был один пьяница, имевший семью. Я давал ему какие-то деньги. Некоторые узнали, что я помогал этому несчастному (он сам им об этом рассказывал), и сказали мне: "Не надо давать ему денег, он пьет". Сам он говорил мне: "Дай мне для моих детей", и я, когда давал ему милостыню, говорил: "Возьми это для твоих детей". Я знал, что он пьет, но знал и то, что мои слова немножко помогут ему: он будет продолжать пьянствовать, но и о детях своих маленько будет думать. Если бы я не давал -- ему денег, то он МУЧИЛ бы свою жену, потому что забирал бы тогда те деньги, которые она зарабатывала (а она, бедная, ходила горбатилась по чужим домам), пропивал бы их, а дети страдали бы еще больше. Однако, когда я говорил ему: "Возьми это для твоих детей", он вспоминал -- маленько и о своих детях. Понятно? Мне было за него больно, он видел это, и в нем начиналась -- внутренняя работа. Многие ИСПРАВИЛИСЬ -- подобным образом. А некоторые, обличаемые впоследствии совестью, возвращали и деньги. Своей логикой мы НЕ ДАЕМ -- работать Христу. Если вы хотите быть евангелистами (но, конечно, не протестантами), то учитесь истинному Евангелию уже сейчас. Рим. 12, 20; Мф.5, 42. Лк. 6, 30; Пс 102, 10. "Если кто, сидя на коне, протянет к тебе руку, чтобы принять милостыню, не откажи ему, потому что в это время он, без сомнения, скуден, как один из нищих" (Авва Исаак Сириянин. Творения. 1911. С. 286).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|