Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОБРОЕ РАССУЖДЕНИЕ И СОВЕТ.




Н екогда собрались старцы к преподобному Антонию Великому и с вечера до самого утра рассуждали о разных духовных предметах, и особенно о том, какая добродетель больше всех, которая могла бы СОХРАНЯТЬ и беречь людей живущих по Заповедям Божиим, – от сетей обольщения диавольского и прямым путем вести на верх совершенства. Предлагались разные мнения: одни говорили -- о важности Поста, другие – о нестяжательности и презрении -- ко всем вещам, иные – об удалению в пустынь, иные – о человеколюбии. Когда все собравшиеся высказались, стал говорить блаженный Антоний.

 

«Всё сказанное вами спасительно и необходимо для ищущих Бога и желающих прийти к Нему. Но дать первенство -- какой-либо из указанных вами добродетелей НЕ ПОЗВОЛЯЮТ -- опыты падений преуспевавших в них. Ибо и отличавшиеся строгими Постами и бдениями, и пребывавшие неисходно в пустынном уединении, и доходившие до крайней степени нестяжательности всё же ПОПАДАЛИСЬ -- в сети врага и падали. И причина этому, думаю, была очень важная – НЕДОСТАТОК рассудительности. Ибо только она НАУЧАЕТ -- человека идти царским путем, избегая -- опасных крайностей: в отношении например, Поста – она не допускает ни до чрезмерного -- изнурения тела, ни до поблажек -- ему. Заставь дурака Богу молиться – он лоб расшибет. Во всем, прежде какого дела -- должно быть здравое рассуждение.

 

В Евангелии добродетель рассуждения – называется оком и светильником души: «Светильник телу, -- говорит Господь, -- есть око. Если будет око разума твоего чисто, всё тело твое светло будет; если око разума твоего будет лукаво, -- все тело твое лукаво будет. (Мф. 6, 22-23).

 

То есть, если око -- РАЗУМ, помыслы и намерения человека БУДУТ -- простыми, чистыми, честными, добрыми – то и сам человек будет -- ДОБРЫМ и честным и его дела и поступки тоже БУДУТ -- добрыми. Если око – разум, помыслы и намерения человека БУДУТ -- лживыми, лукавыми, корыстными, гордыми, злыми – то и сам человек будет -- дурным, нечестивым и такими же будут его дела и поступки.

Как свет всё освещает и глаз человека -- всё видит, так и добродетель РАССУЖДЕНИЯ все помышления и намерения и дела человека внимательно пересматривая и обсуждая – выясняет и определяет, что должно делать и как надо ПРАВИЛЬНО делать и от чего НУЖНО -- удерживаться. Когда же, у кого не достает такой рассудительности, тогда дела его, его помышления и намерения, не будучи строго и ТЩАТЕЛЬНО обсуждаемы – текут, как течётся, и тут враг успевает -- ПОДСТАВИТЬ такому невнимательному человеку кажущееся ему добро -- вместо истины, и ПРИКРЫВАЯ -- им ров или расставленную -- им ловчую сеть, ввергает этого нерассудительного человека -- в них и губит его».

 

Решение святого Антония подтверждается безчисленными примерами. Вспомним о жалком падении старца Ирона. Он вдался в крайне -- строгий Пост и уединение и, чтобы не нарушить их, по внушению врага, не стал приходить -- в обычные собрания пустынников на общую молитву по субботам и воскресениям, где во взаимном собеседовании выяснялись разные пути жизни строгой. Обольстившись этим, будто добрым, -- советом врага, он поддался ему в ещё большее прельщение, принял его за Ангела Божия, когда тот явился ему в сем виде, и согласился по его слову -- прыгнуть в высохший колодезь, сильно расшибся и на третий день умер.

 

Вот еще один пример: два брата, собравшись идти в дальнюю пустыню, решили не принимать никакой иной пищи, кроме той, которую им подаст -- Сам Господь. Когда долго блуждая по пустыне они изнемогли до такой степени, что уже и двигаться не могли, напали на них мазики – дикий и жестокий народ; но видя их в таком жалком положении, сжалились над ними и предложили им хлеба. Один из братьев одумался и согласился -- принять хлеб, хоть и от человеков, но как от Господа посланных; подкрепился и остался жив. а другой упорно остался -- держаться своего нерассудительного решения и скоро -- умер от голода.

 

Еще пример: В Месопотамии одного постника и отшельника враг ДОВЕЛ -- до безпрекословной веры -- своим снам, представив ему в сновидении -- два народа: христианский с апостолами и мучениками -- во мраке, безславии, в скорби и плаче -- и иудейский народ с Моисеем, патриархами и пророками в лучезарном сиянии, в славе и радовании, -- и этим самым СКЛОНИЛ -- его перейти в иудейскую веру.

 

Рассудительность – есть дар Божий, который однако же надлежит -- РАЗВИВАТЬ и воспитывать. Как? Отдавая все свои помыслы и намерения -- на рассуждение мудрых опытных старцев. Это самая мудрая школа рассудительности, в которой учатся -- доброму умению рассуждать. (Иоанн Кассиан Римлянин.)

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных