ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Духом и истиною покланяйтеся -- Богу.Истиною -- например, ты говоришь: Да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно ЖЕЛАНИЕ, чтобы имя Божие СВЯТИЛОСЬ -- добрыми делами людей и твоими? Ты говоришь: Да приидет царствие Твое; А ЖЕЛАЕШЬ ли ты в самом деле -- наступления Царствия Божия, желаешь ли быть -- селением Духа Божия, а не селением греха; не охотнее ли ты желаешь -- жить во грехах? Ты говоришь: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; А не ищешь ли ты скорее -- СВОЕЙ воли, чем Божией? Ей, так! Ты говоришь: Хлеб наш насущный даждь нам днесь; не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого; я имею без прошения, пусть так взывают неимущие; или с жадностью ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, НЕ БЛАГОДАРИМ Бога -- за то, что имеем, а надо благодарить; Ты просишь в молитве Бога: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; а сам не думаешь ли: я не такой уж большой грешник; я, живу не хуже других и нет - мне нужды просить оставления долгов моих или грехов; или, молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу; Ты говоришь: Не введи нас во искушение; а сам не натыкаешься ли, НЕ УСТРЕМЛЯЕШЬСЯ ли без искушений -- на всякие грехи? Ты говоришь: Избави нас от лукавого; а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник -- диавол? -- Смотри же, чтобы язык твой НЕ БЫЛ -- в разногласии с сердцем; не лги же, смотри, Господу на молитве твоей.
Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы; наблюдай, СОГЛАСНО ли -- сердце твое с тем, что произносит язык? Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например гордостью и происходящею оттуда раздражительностью; но возверзи печаль на Господа [Пс. 54, 23] и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы [ср. Пс. 7, 10], от всего сердца, чтобы Он Сам -- ПРОСВЕТИЛ ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от сердца, то -- Исполнит желание твоего сердца и ты вскоре же скажешь, увидевши -- Добрую перемену в том, за кого молишься.
Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего душу. Когда в душе твоей мысли добрые -- тебе Благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе - Дух Святый; А когда в тебе -- НЕДОБРЫЕ помыслы или Недобрые сердечные движения, тогда -- ХУДО, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы чувствуем -- трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух СВЯЗЫВАЕТ -- душу и не допускает её возвышаться к Богу.
Дух лукавый ЕСТЬ -- дух СОМНЕНИЯ, неверия, страстей, тесноты, злобы, обиды, раздражения, скорби; а дух Благий есть -- дух веры, дух добродетелей, дух свободы духовной, дух мира и радости. По этим признакам ЗНАЙ, когда в тебе -- Дух Божий и когда -- дух Злой.
Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдешь от Ней, -- не получивши милости. Так мыслить и так быть уверенным относительно Ее - достойно и праведно. Она - Всемилостивая Матерь Всемилостивого Бога Слова и о Ее милостях, неисчетно великих и бесчисленных, возглашают все века и все церкви христианские; Она точно есть бездна благостыни и щедрот, как говорится о Ней в каноне Одигитрии [Канон, песнь 5, ст. 1]. Потому приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Ее, как оскорбляется благость Божия, когда ПРИСТУПАЮТ -- в молитве к Богу и НЕ НАДЕЮТСЯ -- получить от Него просимого. Как спешат за милостью к какому-либо богатому человеку, милости которого все знают, который милость свою доказал помощью людям. Обыкновенно с самою покойною уверенностью и надеждою получить от него, чего желают. Так надо и в молитве -- не сомневаться, не малодушествовать.
Соединяйся с Богом душою своею посредством сердечной Веры, и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги видимые, внешние? Победишь. Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби? Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и самое царство Небесное получишь. Вера -- величайшее благо в земной жизни: она соединяет человека -- с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным.
Злоба или другая страсть какая, поселяясь в сердце, СТРЕМИТСЯ -- по непременному закону зла -- ИЗЛИТЬСЯ наружу. Оттого обыкновенно говорят о злом или разгневанном человеке, что он Выместил свою злобу -- на том-то или выместил гнев свой на том-то. В том и беда от зла, что оно не остается -- только в сердце, а силится распространиться вовне. Из этого уже видно, что виновник зла сам велик и имеет обширную область, в которой он царствует. Мир весь во зле лежит [1 Иоан. 5, 19]. Как пары или газы, во множестве скопившись в запертом месте, усиливаются извергнуться вон, так Страсти, как дыхание духа злобы, наполнивши сердце человеческое, также стремятся из одного человека разлиться -- на других и заразить своим смрадом души других.
Если хочешь, чтобы Господь ДАВАЛ -- скорее сердечную веру твоей молитве, старайся -- всё говорить и делать с людьми -- искренно и не будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст -- тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. Того, кто непрямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает на молитве, давая ему почувствовать, что он -- неискренен в отношении к людям, а потому не может быть совершенно искренен и в отношении к Богу, без душевного злострадания.
Помни, что ты всегда ходишь пред -- лицем Сладчайшего Иисуса. Говори себе чаще: я хочу жить так, чтобы жизнь моя радовала Любовь мою, распятую ради меня на Кресте. Особенно же я возьму себе спутницу и подругу жизни моей Любовь святую, всех вмещающую в моем сердце, жаждущую спасения всех, радующуюся с радующимися и плачущую с плачущими: это особенно утешит моего Утешителя Христа.
Когда получишь ИСЦЕЛЕНИЕ от какой бы то ни было болезни, ВОЗДАЙ -- благодарение Господу следующим кратким славословием: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне единородный безначального Отца, едине исцеляяй всякий недуг и всяку язю в людях [ср. Мф. 4, 23], яко помиловал мя еси грешного и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и в славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Тебе Спасителю, Сила всемогущая! Слава Тебе Спасителю, Сила вездесущая! Слава Тебе Утроба преблагосердая! Слава Тебе, Слух присноотверзающийся на услышание молитвы мене окаянного, во еже миловати мене и спаси от грех моих! Слава Тебе, светлейшие Очи, выну на меня зрящии любезно и презирающие моя сокровенности! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Сладчайший Иисусе, Спасе мой!
Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, БУДЕТ -- просить вас об ней: враг ПОСТАРАЕТСЯ в это время -- ОБДАТЬ сердце ваше Холодом, равнодушием и даже Пренебрежением к нуждающемуся; Преодолейте в себе -- эти Нехристианские и нечеловеческие чувства, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам человеку - чтобы и Христос возлюбил вас; и о чём попросит вас нуждающийся, по возможности своей -- исполните его просьбу.
Когда видишь в ближнем -- недостатки и страсти, МОЛИСЬ -- о нем; МОЛИСЬ -- о каждом, даже о враге своем. Если видишь брата -- гордого и строптивого, горделиво с тобою или с другими обращающегося, МОЛИСЬ -- о нем, чтобы Бог ПРОСВЕТИЛ -- его ум и согрел его сердце огнем Благодати Своей, говори: Господи, НАУЧИ -- раба Твоего, в диавольскую гордость впадшего, кротости и смирению и отжени от сердца его мрак и бремя сатанинской гордыни!
Если видишь злобного, МОЛИСЬ: Господи, блага сотвори раба Твоего сего благодатью Твоею! Если видишь -- сребролюбивого и жадного, ГОВОРИ: Сокровище наше нетленное и богатство неистощимое! Даруй рабу Твоему, сотворенному по образу и подобию Твоему, ПОЗНАТЬ -- лесть богатства, и яко вся земная - суета и сон. Яко трава дни всякого человека, или яко паутина, и яко Ты один наше -- богатство, покой и радость наша!
Когда видишь завистливого, МОЛИСЬ: Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, бесчисленных даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих, во ослеплении бо страсти своея забы Тебе и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о, пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоей. Отыми, всеблагий Владыко, покрывало диавола от очей сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою его волю, и да не отторгнет его от руки Твоей.
Когда видишь пьяного, ГОВОРИ сердцем: Господи, призри милостиво на раба Твоего, прельщенного лестью чрева и плотского веселья, даруй ему познать сладость воздержания и Поста и плодов духа от этого.
Так, или подобным образом, МОЛИСЬ -- о всех СОГРЕШАЮЩИХ и не дерзай никого -- презирать за грех его или мстить ему, ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих, -- ИСПРАВЛЯЙ добрыми советами, угрозами и наказаниями, которые СЛУЖИЛИ бы -- средством к прекращению или удержанию зла в границах умеренности.
Чем вернее и сильнее средство, соединяющее нас с Богом (молитва и покаяние), тем больше направляет против него разрушительных действий противник Божий, который употребляет для этого все: и Лень, и слабость души, ее привязанность к земным благам и заботам, сомнение, маловерие, неверие, скверные, лукавые и хульные помышления, помрачение мысли -- все направлено бывает у невнимательных действием врага к тому, чтобы запнуть на молитве, на этой лестнице, к Богу нас возводящей. Оттого весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко и говеют - каются и причащаются христиане.
Когда во время молитвы ОВЛАДЕЕТ -- твоим сердцем уныние и тоскливость, знай, что это приходит от диавола, всячески старающегося ЗАПНУТЬ -- тебя в молитве. Крепись, мужайся и памятью о Боге прогоняй убийственные ощущения. Замечайте: если не в мыслях, то в сердце враг часто усиливается хулить имя Вседержавного Бога. В чем сердечная хула на Бога? Сомнение, неверие, уныние, нетерпение Божиих наказаний и ропот -- все Страсти. Неверием в Истину и благость Божию враг изрыгает хулу на Истину, благость и всемогущество Божие; унынием -- также на Его благость, вообще порывом страстей человеческих хулит -- всеблагий Промысл и истинность Божию.
Когда тебя злословят и ты оттого смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя ЕСТЬ -- гордость, ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца безчестием внешним. Итак, не раздражайся -- насмешками и не питай ненависти -- к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых ПОСЛАЛ -- тебе Бог для того, чтобы -- ВРАЗУМИТЬ тебя и НАУЧИТЬ -- смирению, и помолись о них Богу. - Благословите клянущия вы [Мф. 5, 44], - говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие.
Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда -- ПРОЩАТЬ наши грехи по искренней молитве, и бойся, как бы не запало в сердце -- отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них!
А бывает, человек МОЛИТСЯ -- и внутренне сердцем НЕ НАДЕЕТСЯ, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. Потому, за свое -- СОМНЕНИЕ и неверие Богу и НЕ ПОЛУЧАЕТ -- прощения, Того он и достоин: веруйте, что ПОЛУЧИТЕ, говорит Господь, и будет вам. Неуверенность в получении просимого у Бога – есть ХУЛА на Бога.
Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие; он во всем видит тогда Бога: в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном; для него тогда яснейшим образом -- открывается вездесущие Божие, и страх чистейший Божий вселяется в сердце: он каждую минуту ищет -- благоугождать Господу и каждую минуту опасается, как бы в чем – НЕ СОГРЕШИТЬ против Господа, сущего одесную его. Да приидет царствие Твое!
Не поддавайся МРАЧНЫМ, злобным РАСПОЛОЖЕНИЕМ сердца – на ближнего, но овладевай ими и искореняй -- их силою веры, при свете здравого разума - и будешь благодушен. Такие расположения часто появляются в глубине сердца. Кто не научился -- овладевать ими, тот БУДЕТ -- часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда они приходят, ПРИНУЖДАЙ -- себя к душевному расположению, веселости, невинным шуткам: и как дым они рассеятся. - Опыт.
Да приидет Царствие Твое, т.е. царство жизни, ибо ныне продолжается царство смерти под владычеством, большею частию, имущего державу смерти - диавола. Как приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное -- Покаяние. Покайтеся, приблизилось Царствие Небесное [Мф. 3, 2]. Да оставит нечестивый -- советы свои, сребролюбивый -- сребролюбие свое, обманщик -- обманы свои, пьяный -- пьянство, чревоугодник -- чревоугодие свое, блудный -- свое блудодеяние, гордый -- гордость свою, тщеславный -- тщеславие свое, завистник – зависть свою, нетерпеливый и ропотный -- нетерпение и ропот свой; и да научатся все делам любви христианской, -- немощи немощных носити [Рим. 15, 1]!
Мы грешим -- помышлением, словом и делом. Чтобы сделаться чистыми сердцем, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге - Отцу, слова - Сыну, дела - Духу Святому всесовершающему. Грехи помышления в христианине -- немаловажное дело, потому что все угождение наше Богу заключается, по свидетельству св. Макария Египетского, в помышлениях: ибо помыслы - начало, от них происходят -- слова и деятельность, -- слова, потому что они или дают Благодать слышащим, или бывают словами -- Гнилыми и служат соблазном для других, растлевают мысли и сердца других; дела тем более, потому что примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая к подражанию им.
Кто -- ПОСПЕШНО, без сердечного понимания и сочувствия, ЧИТАЕТ -- молитвы, побеждаемый своею ленивою и сонною плотью, тот служит -- не Богу, а плоти своей, самолюбию своему, и ругается Господу своим -- НЕВНИМАНИЕМ, безучастием своего сердца в молитве: ибо Бог есть Дух: и поклоняющиеся Богу, должны покланяться Ему -- в духе и истине [ср. Иоан. 4, 24]. Как бы ни ленива была твоя плоть, как бы ни клонила она тебя ко сну, преодолей себя, НЕ ПОЩАДИ -- себя для Бога, дай Богу твое сердце.
Ни при каком деле, домашнем и служебном, нЕ ЗАБЫВАЙТЕ, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его; поэтому не премините взывать к Господу -- пред начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ и возгреваться в сердце вашем -- живая ВЕРА и надежда ваша на Христа; ибо Его сила и слава во веки веков.
С твердостью сердечною выговаривайте -- слова молитвы. Молясь вечером, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всею искренностью и сокрушением сердца те Грехи, в кои вы впали в прошедший день, -- несколько мгновений Покаяния теплого -- и вы очищены Духом Святым от всякой скверны.
Средство получить успех в каком-либо -- Добром деле. Когда молишься дома на вечерней или утренней молитве, или в церкви за службою, ИМЕЙ на сердце -- Заботу о совершении этого дела и сердечное желание ИСПОЛНИТЬ -- его во славу Божию. Господь и Пречистая Матерь Его непременно вразумят тебя, положат на твое сердце светлую мысль, как совершить его. Если ты хочешь писать беседу или проповедь и не знаешь о чем писать, на сердце твоем нет живой воды, только позаботься о том искренно на молитве, и Господь и Пречистая Матерь непременно ясно ПОКАЖУТ -- тебе предмет слова и части его, твой ум и сердце озарятся ясным ведением сторон предмета.
Хорошо на молитве сказать несколько -- своих слов, дышащих горячею верою и любовью к Богу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, и своё слово, а к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца - пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью, вся оживляется, блаженствует. Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв, по привычке и неискренно произносимых.
Не дыши злобою, мщением, убийством даже -- на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим [Пс. 144, 9]. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, кто и скоты милует.
При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молится неохотно, -- остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением, -- например, своего окаянства, своей духовной бедности и слепоты, или представлением великих, ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и к роду человеческому, и потом молись не торопясь, с теплым чувством;
Если и НЕ УСПЕЕШЬ -- прочитать всех молитв, беды -- нет, а пользы от Теплой и неспешной молитвы -- ПОЛУЧИШЬ несравненно Больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но СПЕШНО, без сочувствия. Хорошо продолжительно и непрестанно молиться, но не все вмещают словесе сего, но имже дано есть, могий вместити да вместит [Мф. 19, 11, 12]. Не могущим вмещать продолжительной молитвы лучше творить молитвы краткие, но с горячею душою.
Вот ты молишься, молитва твоя совершается успешно, ты имеешь внутреннее свидетельство, что Господь и слышит её и благоволит к ней; у тебя мир помыслов, легко и сладостно на сердце; но вот под конец твоей молитвы, из-за самого -- Малого расслабления твоего сердца и помышлений, в твое сердце ввергается какое-то тяжелое бремя, расслабляющий сердце огонь, и ты чувствуешь и крайнюю тяжесть молитвы и отвращение от неё вместо прежней легкости и расположения к ней. Не отчаивайся, друг, это козни врага, который любит посмеиваться над нами, особенно в конце наших благочестивых занятий, чтобы мы впали -- в уныние и сочли потерянными все предыдущие труды свои в святом деле.
Научись из этого вперёд – НЕ УГАШАТЬ духа своего ни на минуту в продолжение молитвы, -- МОЛИТЬСЯ духом и истиною, неослабно и не льстить Господу на молитве ни одним словом, т.е. ни одного слова не произносить -- Притворно, лицемерно, пусть вся молитва будет выражением -- Истины, и ни одним словом не служит Лжи вражией. А о снятии бремени вражия с души твоей и о погашении огня его помолись сердечно ко Господу, признав пред Ним от сердца Вину свою -- лицемерие во время произношения молитвы, - и получишь облегчение и мир. Не торопись, мирно всё говори и делай. Успеешь. Это -- враг торопит и смущает, чтобы навредить тебе.
Обиженный кем-либо, НЕ БУДЬ -- Злопамятен, и когда обидевшие тебя, обратятся с речью к тебе, не обрати сердца своего -- к Злобе, а говори с ними ласково и добродушно, как будто бы ничего не бывало между тобою и ими; научись побеждать -- благим злое, злобу -- кротостью и смирением. Не говори в сердце обидевшему тебя: Как! Он говорит со мною, изобидев меня, ни во что вменяет обиду свою мне, да я не считаю его достойным говорить со мною; отвергаю, презираю его; пусть знает, как обижать меня. - Не будь горд и злопамятен, не говори так, -- да не прогневается на твое жестокосердие Господь.
Говорят: мы скоро устаем молиться. Отчего? Оттого, что не представляете пред собою живо Господа, - яко одесную вас есть [ср. Пс. 15, 8]. Смотрите на Него непрестанно сердечными очами, и тогда ночь целую простоите на молитве и не устанете. Что я говорю - ночь! Три дни и три ночи простоите и не устанете. Вспомните о столпниках. Они много лет стояли в молитвенном настроении духа на столпе и превозмогали свою плоть, которая как у тебя, так и у них также была склонна к лености. А ты тяготишься несколькими часами молитвы общественной, даже одним часом!
Когда станешь на молитву, обременный грехами многими и одержимый отчаянием, начни молиться с упованием, духом горящим, вспомни тогда, что Сам Дух Божий способствует нам в немощах наших, ходатайствуя о нас воздыхании неизглаголанными. Когда ты вспомнишь с верою об этом в нас действии Духа Божия, тогда слезы умиления потекут из очей твоих и на сердце будешь ощущать мир, сладость, оправдание и радость о Духе Святе [Рим. 14, 17], ты будешь глаголом сердца вопиять: Авва Отче!
Молясь, нужно так ВЕРОВАТЬ -- в СИЛУ слов молитвы, чтобы не отделять слов от самого дела, выражаемого ими; нужно веровать, что за словом, как тень за телом, -- следует и дело, так как у Господа слово и дело – Нераздельны.
И ты так же веруй, что ты сказал на молитве, о чём попросил, -- то и будет. Ты славословил -- и Бог принял славословие, поблагодарил Господа -- и Бог ПРИНЯЛ -- благодарение твое. То беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела, как тело от души, - бываем и на молитве, как в жизни телесни, духа не имеющие [Иуд. 1, 19], оттого-то и Безплодны наши молитвы.
Когда мы призываем святых -- на молитве, то произнести от сердца их имя -- значит уже приблизить их к самому сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя -- они услышат тебя и молитву твою -- представят Владыке Вездесущему скоро, во мгновение ока.
Когда Господь поразит тебя сильною скорбью, или болезнью, или бедою, тогда не теряй надежды на Господа, что Он верно пошлет тебе и отраду и подаст тебе потом -- благодать мира, силы и радости. Ибо щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается... не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам [Пс. 102, 8 - 10].
Говоря: Отче наш, мы должны верить и помнить, что Отец Небесный никогда не забывает и не забудет нас, ибо какой даже земной добрый отец забывает и не печется о своих детях? Аз не забуду тебе, глаголет Господь [Исаии 49, 15]. Усвой эти слова сердцу своему. Помни, что Отец Небесный постоянно окружает тебя любовью и попечением и не напрасно называется твоим Отцом. Отец -- это не имя без значения и силы, а имя -- в полном значении и силе.
Враг действует -- через злых людей: чрез гордецов -- уничижением и презрением; чрез изуверов -- неверием, вольномыслием и кощунством над святыней веры; чрез злобных повелителей -- тиранством и мучением; посредством чревоугодников -- прельщением к лакомству, объядению и опьянению; чрез распутных -- склонением к разврату или потере целомудрия; чрез воров -- похищением нашей собственности; опечаливает нас чрез -- ненавистников и завистников; чрез жестокосердых ЛИШАЕТ -- нас пищи, одежды, жилища.
По попущению Божию -- он, князь мира сего, действует на род человеческий -- к его Озлоблению и привлечению на свою сторону, применяя для этого разные обольщения. Если бы Премудрый и Всемогущий Отец Небесный не бдел неусыпно над нами и не обращал к добрым последствиям все коварства над нами искусителя, если бы мы не внимали себе, то давно безплотный злодей покорил бы себе весь мир и на земле не осталось бы семени святого, которое составляет стояние его [Исаии 6, 13].
Плотской человек свободу христианскую СЧИТАЕТ -- Неволею, например: хождение к Богослужению, Посты, молитвы, исповедание, причащение, все таинства, а не знает того, что всё это есть требование его природы, необходимость -- для его духа.
Гордый человек в то время, как другие рассказывают о добродетелях какого-либо человека, лукаво боится, как бы этот человек -- НЕБЫЛ выше его по добродетелям и не затмил -- его, ибо гордый ставит себя -- ВЫШЕ и умнее всех и не считает, что кто-то может быть лучше его.
Так, как Бог есть жизнь, а болезни и недуги -- есть УКЛОНЕНИЕ от жизни, то одно Прикосновение к нам источной, первой Жизни -- ИСЦЕЛЯЕТ их. Вот так -- ИСЦЕЛЯЮТ людей от их болезней -- Причастие Святых Тайн и Святая вода. Потому-то Спаситель, Который есть Живот всех, исцелял и исцеляет людей одним прикосновением. Это же должно сказать и о исправлении каких-либо заразительных предметов: одно мановение, слово Всетворца, - и они незаразительны (воздух, вода, растения, животные). Зависть в христианине -- есть Безумие.
Когда молишься, ВНИМАЙ -- себе, чтобы внутренний человек твой молился, а не внешний только. Хотя без меры грешен, а все молись. На диавольское разжжение, лукавство и отчаяние не смотри, а преодолевай и побеждай его козни. Помни пучину человеколюбия и милосердия Спасова. Диавол будет представлять тебе лице Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя, исполненные для нас всякого упования и дерзновения: грядущего ко Мне не извергну вон [Иоан. 6, 37], и приидите ко Мне все труждающиися и обремененные грехами и беззакониями и диавольскими кознями и наветами, и Аз упокою вы [Мф. 11, 28].
Всякий человек, делающий какое-либо зло, удовлетворяющий какой-либо страсти, достаточно НАКАЗЫВАЕТСЯ -- совершаемым им злом, тою страстью, которой он работает, а главное -- тем, что он отступает от Бога и Бог от него -- Отступает; потому питать зло к этому человеку было бы крайне безумно; это ЗНАЧИТ -- топить человека уже утопающего, толкать в огонь уже пожираемого пламенем. К такому человеку, как погибающему, надо показывать сугубую любовь и с усердием молиться за него Богу, а не осуждать его, не злорадствовать -- о его беде. Не то сам -- в эту беду попадёшь.
Усердная, слезная молитва не только -- грехи ОЧИЩАЕТ, но и телесные немощи и болезни Исцеляет и все существо человека -- Обновляет и перерождает (Опыт). О, какой дар неоцененный -- молитва! Слава Тебе, Отче щедрот! Слава Тебе, Сыне Божий, единородный, исходатайствовавый нам бесконечное прощение грехов наших! Слава Тебе, Душе Всесвятый, ходатайствуй о нас воздыхании неизглаголанными, дающий пламенную с воздыханиями и слезами молитву, согревающий хладную душу, дающий скорбь о грехах, очищающий, освящающий, умиротворяющий, укрепляющий и обновляющий нас! Слава Тебе, Троице Святая, Живоначальная, во веки благословляемая от всех созданий умных!
Не хочется тебе молиться -- за ненавидимого и презираемого тобою человека; но потому-то и молись, что -- НЕ ХОЧЕТСЯ, потому что бесы – НЕ ХОТЯТ, чтобы ты молился за этого человека, потому-то и прибегай к Врачу, что ты сам -- БОЛЕН духовно, НАПОЛНЕН и болен -- злобою, гордостью и непрощением; болен и враг твой или презираемый тобою; молись о том, чтобы незлобивый Господь НАУЧИЛ тебя -- Незлобию и терпению, чтобы Он НАУЧИЛ тебя -- любить врагов, а не только за людей, которые к тебе -- хорошо относятся, чтобы Он НАУЧИЛ тебя искренно МОЛИТЬСЯ -- за недоброжелателей так же, как и за хороших людей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|