Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет земельного права




1.1. Понятие земельного права и его место
в системе права России

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоя­тельности которых ставился еще до Октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться в денежном эквиваленте. Вследствие этого земель­ные отношения утратили товарно-денежный характер, в них стал преобла­дать элемент управления, свойственный административному праву. Колоссальная экономическая ценность земли и значение в связи с этим земельных отношений обусловили образование отдельного пра­вового регулирования, выразившегося сначала в создании Земельного кодекса 1922 г., а затем Основ земельного законодательства, которые по­служили базой образования самостоятельной отрасли земельного права[1].

Представляется, что говорить о наличии самостоятельной отрасли права можно в случае, если существует определенная сфера общественной жизни, достаточно обширная, обладающая ярко выраженной качественной спецификой и социальной значимостью, причем в данной сфере действует достаточно большое число правовых норм, в основном не вписывающихся ни в одну из традиционных отраслей права, но составляющих единую систему со своей внутренней структурой, с особым сочетанием методов правового регулирования, собственными источниками, принципами и правовым режимом[2].

Сфера жизнедеятельности, регулируемая нормами земельного права, обладает качественной спецификой по следующим причинам. Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является важнейшим, стержневым компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведет к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счету могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы не переносимы и невозобновимы.

Поэтому, как отмечалось в научной литературе, «основной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее неотделимость от природы, то, что земля — объек­тивная экономическая категория и как объект земельных отношений существует без всякого содействия со стороны человека, будучи всеобщим предметом труда и основным (главным) средством производства в сельском хозяйстве»[3]. Учитывая данные свойства и особенности земли, законодатель (ст. 3 Закона об охране окружающей среды) определяет, что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы.

Решение данной задачи достигается в том числе и особым отраслевым сочетанием методов правового регулирования земельных отношений (притом, что метод имеет здесь не основное, а вспомогательное значение), которые представляют собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами — публичным (административное право, процессуальные отрасли и некоторые другие) и частным (гражданское право и некоторые другие).

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель земельных участков для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на рав­ноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей земельными участками, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это три­единство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по ее использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов РФ и ее субъектов. При этом земельное законодательство, выделенное в отдельную отрасль Конституцией РФ как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамичной взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции РФ, акте прямого действия и высшей юридической силы, норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. 9 и 72 большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю земельные участки; владение, пользование и распоряжение землей земельными участками осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная взаимосвязь земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми мы признаем самостоятельное значение, состоит в том, что они находятся на «одной горизонтали», т.е. регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обусловливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта. Соблюдение экологических требований и норм в ходе природопользования (водо-, недро-, лесо-, землепользования) и позволяет говорить о выполнении хозяйствующим субъектом экологических правил, а следовательно, о рациональном использовании природного ресурса.

Указанное сходство и обусловило появление п. 2 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому к земельным отношениям законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, иные специальные федеральные законы применяются в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В числе отличий можно выделить особенности целей предоставления лесных участков, водных объектов или участков недр в пользование хозяйствующему субъекту, отношения собственности на природные ресурсы (например, недра находятся исключительно в государственной собственности, а на земельные участки реально существует многообразие форм собственности), специфику охраны от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, меры по охране лесов от пожаров совсем не актуальны для охраны земель и наоборот). При этом если законодатель допускает изъятие лесных, водных или ресурсов недр в порядке общего или специального природопользования, то изъятие плодородного слоя почвы запрещено и может повлечь меры юридической ответственности.

Нахождение земли в трех измерениях обусловливает и особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные отношения (в том числе по использованию недвижимого имущества), гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специ­фику земельных участков как разновидности природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Соответствующую специфику отражают нормы земельного права, как в части оборотоспособности земельных участков различного целевого назначения и разрешенного использования, так и в части приобретения земельных участков в собственность или на ином праве. Важно подчеркнуть, что в силу ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Данная норма имеет большое практическое значение, главным образом в случае возникновения коллизий норм ЗК РФ и ГК РФ.

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного законодательства наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового ГрК РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во многом определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Вопросы предоставления и изъятия земель, равно как и многие другие, будут непосредственно предусматриваться предусматриваются при формировании каждого последующего уровня территориального планирования (от федерального к муниципальному), а затем и градостроительного зонирования. Таким образом, в части определения «условий и порядка пользования» земельными участками всех категорий (главным образом категории земель населенных пунктов) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» — земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон муниципального образования, для которых градостроительными регламентами определено, как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (землепользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельным фондом. Нормы административного права применимы к отношениям в сфере государственного управления земельными ресурсами, привлечения виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного кадастра недвижимости, проведение мониторинга земель и т.д.).

Подводя итоги, сформулируем определение земельного права.

Земельное право  — самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что нормы земельного права регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.

1.2. Принципы земельного права

Принципы права  — это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования отношений в данной сфере. Принципы права распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм.

В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми режимами принципы, свойственные той или иной отрасли права, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли права самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить адекватное представление о ее системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы права служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов земельного права обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о необходимости использования принципов права, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права (общеправовые принципы), несколько отраслей (межотраслевые), на одну отрасль права (отраслевые принципы), на один правовой институт (внутриотраслевые принципы). В зависимости от источников права, закрепляющих эти принципы, различают конституционные принципы и принципы, установленные в федеральных законах.

Большинство принципов земельного права носят меж­отраслевой характер, т.е. выступают в качестве базовых исходных начал в развитии двух и более отраслей российского права. В числе таковых можно отметить принцип платности использования природных ресурсов, который прослеживается не только в земельном, но и водном, лесном и ином природоресурсовом законодательстве, а также в законодательстве о налогах и сборах.

Не менее важным межотраслевым принципом, вытека­ющим из гражданского и земельного законодательства, является публичность проведения торгов; из градостроительного, экологического и земельного законодательства вытекает принцип гласности принятия решений о намечаемой хозяйственной деятельности и предоставлении земельного участка для нее и т.д.

Отмеченный межотраслевой характер принципов земельного права позволяет сделать вывод о том, что во многих случаях это межотраслевое соединение происходит на стыке земельного и экологического законодательства. Это объясняется тем, что земля является не только природным ресурсом и объектом хозяйственной деятельности, но и природным объектом, составной частью окружающей среды, нуждающейся в мерах по охране от антропогенного воздействия.

Первый принцип земельного законодательства, провозглашающий учет земли как основы жизни и деятельности человека, является прямым продолжением конституционного принципа, сформулированного в ст. 9 Конституции РФ, согласно которому «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». При этом характерно, что сформулированный в ст. 1 ЗК РФ межотраслевой принцип воспринимает землю в трех качествах:

— как природный ресурс — компонент природной среды, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственно-территориального базиса для размещения различных объектов;

— как природный объект  — часть естественной экологической системы, сохраняющий свои природные свойства. Признание за участком таких качеств и позволяет создавать особо охраняемые природные территории;

— как недвижимое имущество, т.е. объект гражданских прав, который может принадлежать субъектам на различных вещных и обязательственных правах и находиться в гражданском обороте.

Конкретные варианты хозяйственного использования земельного участка, особенности его охраны и возможность нахождения в гражданском обороте, т.е. сочетание всех трех его характеристик, прямо зависят от нахождения земельного участка в составе одной из семи существующих категорий земель единого земельного фонда России.

Баланс между двумя формами бытия земельного участка — использованием и охраной — определяет второй принцип земельного права, закрепляя приоритет охраны земельного участка перед его использованием. Данный принцип прямо вытекает из ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Данный принцип детализируется в гл. II «Охрана земель», а также во многих других статьях ЗК РФ. Включение его в ст. 1 ЗК РФ обусловлено особой значимостью земель для жизнедеятельности человека, невосполнимостью данного природного объекта. Именно поэтому ЗК РФ выделяет специальную категорию земель с особым правовым режимом — земли особо охраняемых территорий и объектов, а также возлагает на правообладателей земельных участков соответствующие обязанности по охране земель, ограничивающие их права на земельный участок (ст. 42 ЗК РФ). За нарушение вытекающих из данного принципа правовых норм может наступать юридическая ответственность (например, уголовная ответственность за порчу земель — ст. 254 УК РФ).

В соответствии с третьим принципом земельного права устанавливается приоритет охраны жизни и здоровья человека, а для обеспечения данного блага предусмотрены соответствующие требования к видам деятельности и решениям, вне зависимости от размера финансовых затрат. Данный принцип корреспондирует положениям Конституции РФ (ст. 41—42), а также принципам охраны окружающей среды, сформулированным в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Речь идет, во-первых, о принципе «соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду» и, во-вторых, о принципе «обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека». Достижение сформулированной данным принципом ЗК РФ задачи осуществляется посредством проведения природоохранных мер и возложения обязанностей на органы власти, граждан и юридических лиц, предусмотренных гл. II, V, VI ЗК РФ, гл. III, V, VII Закона об охране окружающей среды, а также иными нормативными правовыми актами.

Наиболее важным представляется упоминание о второстепенности понесенных расходов, позволяющих предотвратить негативное воздействие на здоровье человека. Однако данное положение необходимо понимать в контексте принципа «научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды», указанного в ст. 3 Закона об охране окружающей среды.

Принцип четвертый, регулирующий участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, подробно детализируется как в самом ЗК РФ (ст. 23, 31, 34 и др.), так и в актах экологического и градостроительного законодательства. При этом ЗК РФ весьма узко трактует возможность участия в решении земельных вопросов объединений граждан, упоминая лишь общественные и религиозные организации (объединения). Закон об охране окружающей среды занимает в данном вопросе более демократическую позицию, говоря об «общественных и иных некоммерческих объединениях», поскольку в состав последних, кроме общественных и религиозных организаций, входит и ряд других разновидностей некоммерческих юридических лиц (см. п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Экологическое законодательство предусматривает для некоммерческих экологических объединений ряд возможностей для участия в принятии решений, в том числе касающихся вопросов охраны земель. В их числе организация и проведение в установленном порядке слушаний по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организация и проведение общественной экологической экспертизы; подача в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в суд обращений об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объек­тов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде; организация собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, сбора подписей под петициями, внесение предложений о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды, и т.д.

Не менее широкие возможности граждан и их объединений в решении вопросов в сфере использования земель представлены в градостроительном законодательстве (ст. 28 ГрК РФ).

Пятый принцип земельного законодательства устанавливает единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Данный принцип не следует понимать как абсолютный приоритет значения земельных участков по сравнению с расположенными на них объектами недвижимости. Существует достаточно примеров и обратной связи, когда земельный участок следует судьбе продаваемого объекта недвижимости. Предусмотренное данным принципом правовое единство земельного участка и находящихся на нем объектов проявляется, например, в том, что собственнику земельного участка принадлежат находящиеся на нем пруд, обводненный карьер (ст. 8 ВК РФ), посевы и посадки сельскохозяйственных культур (п. 2 ст. 40 ЗК РФ). Наконец, земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимости может подпадать под особый правовой режим имущественных комплексов, предусмотренный специальными законами (предприятие, многоквартирный дом).

Шестой принцип земельного законодательства устанавливает приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Данный принцип, прямо вытекающий из ст. 9 Конституции РФ, следует рассматривать в контексте экологического законодательства, предусматривающего ограничения в хозяйственном использовании (вплоть до изъятия) земельного участка в случае установления на его территории особого эколого-правового режима. Такой особый режим предусмотрен для особо охраняемых территорий и объектов, в том числе государственных природных заповедников, заказников, национальных и природных парков, памятников природы и т.д. (гл. XVII ЗК РФ; гл. IX Закона об охране окружающей среды). Порядок изменения целевого назначения и категории земель, в том числе посредством придания им статуса особо ценных, определен Законом о переводе земель из одной категории в другую.

Следует иметь в виду, что особый эколого-правовой режим может устанавливаться как с переводом земельного участка из любой категории земель в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, так и без такового. В последнем случае речь идет об установлении, например, особенностей охраны особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, которые не меняют принадлежность к своей категории, но требуют применения только к ним дифференцированного режима использования и охраны. Другими словами, для таких земель сельскохозяйственного назначения, наряду с общими нормами по их охране, действуют и специальные нормы земельного и экологического права, направленные на их сохранение, без изменения категории земель и изъятия из сельскохозяйственного использования.

Использование особо ценных продуктивных сельско­хозяйственных угодий, включенных законами субъектов РФ в специальный перечень, для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ). Однако не попавшие в такой перечень особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья согласно п. 4 ст. 88 ЗК РФ все же могут предоставляться организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода. Таким образом, в данном случае мы видим непоследовательность законодателя, делающего исключения из рассматриваемого принципа для субъектов горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (в том числе и частных нужд) в ущерб интересам охраны окружающей среды в целом и сельскохозяйственных земель в частности. Указанный порядок сохранения особо ценных земель (посредством включения в состав категории особо охраняемых территорий и объектов либо установления особого режима использования и охраны без изменения категории) распространяется на защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102 ЛК РФ), земли водного фонда, в частности водоохранные зоны (ст. 65 ВК РФ), редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв (ст. 62 Закона об охране окружающей среды), земли, занятые объектами культурного наследия (ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).

Следует иметь в виду, что рассматриваемый принцип устанавливает специальные (дополнительные) требования и запреты по использованию и охране особо ценных земель, в то время как в отношении всех остальных земельных участков действуют общие требования по их охране, сформулированные в гл. II ЗК РФ. Именно поэтому данный принцип не может толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Седьмым принципом земельного законодательства, выделяемым ЗК РФ, выступает платность использования земли. Данный принцип корреспондирует с предусмотренным ст. 3 Закона об охране окружающей среды принципом платности природопользования, поскольку земля является одним из видов природных ресурсов, наряду с лесами, водами, животным миром и т.д. За использование земельного участка плата взимается в форме земельного налога для собственников, землевладельцев и землепользователей и арендной платы для арендаторов земельных участков (ст. 65 ЗК РФ).

Восьмым принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный отраслевой принцип развивается в ст. 7—8 и гл. XIV—XVIII ЗК РФ. Его смысл заключается в том, что действие норм ЗК РФ и иных федеральных законов о собственности, об охране земель, о прекращении прав на землю и т.д. имеют определенную специфику в рамках отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению. Последнее означает определенную доминирующую цель использования земельного участка — выращивание сельскохозяйственной продукции (для земель сельско­хозяйственного назначения); сохранение уникальных природных комплексов и объектов для будущих поколений людей в первозданном виде (для земель особо охраняемых территорий и объектов) и т.д. Данная цель определяет принадлежность земельного участка к определенной категории земель, что означает наличие у собственника (землепользователя, землевладельца, арендатора) по-своему уникального набора прав и обязанностей по использованию и охране земельного участка.

Указание на необходимость использования земельного участка в соответствии с его «разрешенным использованием» не носит такого же универсального характера для всех категорий земель, как использование участков по целевому назначению. Понятие «разрешенное использование» земельных участков наиболее последовательно употребляет градостроительное законодательство при определении параметров и видов допустимого использования части территории муниципального образования, например под застройку. Виды разрешенного использования земельного участка определяются градостроительным регламентом, устанавливаемым для каждой территориальной зоны. Поскольку градостроительный регламент не устанавливается для некоторых категорий земель (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ), то применительно к ним действует только принцип целевого назначения.

Представляется важным, что определение правового режима земель осуществляется не только ЗК РФ, но и «в соответствии с требованиями законодательства». Это означает, что кроме ЗК РФ правовой режим земель определяется в соответствии с ЛК РФ (по землям лесного фонда), ВК РФ (по землям водного фонда), ГрК РФ (по землям населенных пунктов) и т.д. Действительно, трудно представить, что правовой режим земель лесного или водного фонда может быть определен соответственно ст. 101 и ст. 102 ЗК РФ. Одной статьей определить правовой режим целой категории земель невозможно.

Девятым принципом ЗК РФ называет разграничение государственной собственности на землю. В связи с этим необходимо отметить три обстоятельства. Во-первых, нельзя считать удачным формулировку принципа, просто отсылающего к федеральным законам о разграничении государственной собственности на землю.

Во-вторых, в настоящий момент утратил силу Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», предусматривавший процедуры разграничения публичной собственности на землю посредством составления и утверждения Правительством РФ специальных перечней земельных участков, относящих их к той или иной форме публичной собственности (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальной собственности). Отнесение земельных участков к одной из форм публичной собственности осуществляется теперь в порядке, указанном ст. 3.1 Вводного закона и еще ждет своего завершения.

В-третьих, формулировка данного принципа представляется неудачной, так как «государственную собственность» можно разграничить только на собственность Российской Федерации и субъектов РФ. В границы государственной собственности на землю собственность муниципальных образований не может включаться хотя бы потому, что в силу ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а муниципальная собственность не является частью государственной. Другое дело, если говорить о разграничении «публичной собственности на землю».

В качестве десятого принципа указана необходимость дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, осуществляемого с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов. Он находится в тесной взаимосвязи с восьмым принципом земельного права, рассмотренным выше. Смысл его отдельного выделения заключается в том, что земельные участки в составе каждой категории земель обладают специфическими природными свойствами, учесть которые универсальными нормами земельного права невозможно. По этой причине отдельные главы ЗК РФ, а также специальные федеральные законы (ЛК РФ, ВК РФ, Закон об особо охраняемых природных территориях и т.д.) устанавливают дифференцированный режим использования и охраны для каждой категории земель, т.е. свой определенный набор прав и обязанностей для субъектов земельных отношений, стимулов и ограничений в использовании земель, выделяют особенности управления практически для каждой категории земель. За нарушение предусмотренных ЗК РФ и иными федеральными законами правил поведения предусмотрены меры юридической ответственности.

Одиннадцатый принцип земельного законодательства посвящен проблеме сочетания интересов общества и законных интересов граждан, или, другими словами, сочетанию частных и публичных земельных интересов. Современное российское законодательство признает множественность форм собственности на землю и иные природные ресурсы, закрепляет принцип свободы договора (ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и 421 ГК РФ). В то же время Конституция РФ и федеральное законодательство закрепляют ряд «противовесов» анархическому разгулу частного права. Например, принцип свободы договора ограничивают нормы о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ); принцип неприкосновенности собственности — возможность принудительного изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), реквизиции и конфискации (ст. 242, 243 ГК РФ), установления публичного сервитута (ст. 23 ЗК РФ) и т.д.

Главным содержанием рассматриваемого принципа может служить то, что действующее законодательство предусматривает в качестве базовой нормы необходимость сочетания частных и публичных интересов, не провозглашая (как полагают некоторые) «священность и неприкосновенность» частной собственности на землю. Существующая в большинстве развитых зарубежных стран концепция «социальных функций собственности» находит развитие и в актах российского законодательства, правда, не всегда детально и последовательно.

Перечень принципов, сформулированный в ст. 1 ЗК РФ, не является исчерпывающим, так как предполагается возможность его расширения иными федеральными законами (но не подзаконными актами и не законами субъектов РФ). В числе таких федеральных законов следует отметить Закон об обороте земель, установивший принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 1); Закон о государственном кадастре недвижимости, определяющий принципы ведения государственного кадастра недвижимости (ст. 5), и т.д.

Некоторые принципы пока только обозначены, но не раскрыты в ЗК РФ и другом законодательстве (например, принцип государственного регулирования приватизации земли; принцип международного сотрудничества; принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в регулировании отношений по использованию земель), что порождает споры в теории и правоприменительной практике.

1.3. Система земельного права

Под системой земельного права понимается научно обоснованная последовательность расположения земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленная характе­ром регулируемых общественных отношений. Институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, сос­тавляют общую часть земельного права, куда вхо­дят следующие институты: собственности на земельные участки землю; ограниченных вещных прав на земельные участки; пользования и иных прав на землю; оборота земельных участков; управления земельным фондом; охраны земель; ответственности за земельные правонарушения.

Особенная часть земельного права складывается из институтов, которые определяют правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению, а именно: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, теле­видения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Большинство вышеназванных институтов земельного права включают в себя нормы различной отраслевой принадлежности (гражданского, экологического права и т.д.), то есть являются межотраслевыми.

Категория земель  — это «группирование земельных участков, площадей по каким-либо устойчивым признакам, которые в совокупности определяют правовой режим земли данной категории. Для распределения земельного фонда по категориям за основу берется целевое назначение земельного участка»[4]. Целевое назначение земельного участка подразумевает определение параметров и вариантов (направлений) рационального использования и охраны земельного участка для лиц, обладающих земельными участками на любом легальном титуле: праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, аренды и т.д.

Такие параметры и варианты следует рассматривать в качестве родовых признаков. Так, целевое назначение земельного участка сельскохозяйственного назначения не предполагает установления необходимости выращивания только одного определенного вида сельскохозяйственных культур. Более того, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Другой пример. На территории особо охраняемых природных территорий, занимающих порой тысячи гектаров, ограниченно разрешается в специально отведенных местах сельскохозяйственное использование территории местными жителями. А ведь целевое назначение таких земель предполагает изъятие их полностью или частично из хозяйственного использования и оборота (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). Отсюда и вытекает в качестве главного содержательного элемента дефиниции «целевое назначение «целевого назначения земельного участка» закрепление в государственном кадастре недвижимости доминирующего варианта использования земель определенной категории. От целевого назначения и категории земель зависят особенности приобретения и прекращения прав на землю, охраны земель и т.д.

Практическое значение понятия «целевое назначение земельного участка» хорошо видно на примере следующего судебного дела. На основании договора купли-продажи от 20.08.2002 гражданка С. приобрела у гражданина А. домо­владение и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1280 кв. м в ст. Тбилисской по ул. Казачьей, 10. Впоследствии С. продала 1/4 своей доли в общей собственности на указанный земельный участок телестудии «Метроном-3», которая направила заявление о государственной регистрации перехода доли в земельном участке общей собственности в Тбилисский филиал учреждения юстиции, а получив отказ, обратилась в суд. Как отмечалось в решении суда, в регистрации было правомерно отказано в связи с тем, что заявителем не представлен кадастровый план земельного участка с указанием его категории. Кроме того, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются только гражданам и не могут отчуждаться в пользу юридических лиц, так как это предполагает изменение их целевого назначения, которое осуществляется по процедуре, указанной законом, а не самовольно собственником участка[5].

Каждая из семи категорий земель не однородна и включает в себя ряд видов (субкатегорий) земель, использование и охрана которых может иметь определенную специфику даже в рамках соответствующей категории. Например, свои особенности имеет использование сельскохозяйственных угодий как составной части земель сельскохозяйственного назначения. В свою очередь, использование и охрана особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий имеют свою специфику в рамках указанной субкатегории земель (ст. 77, 79 ЗК РФ). Та же ситуация и с другими категориями земель.

Для каждой категории земель устанавливается свой уникальный дифференцированный правовой режим. Данный термин широко используется в ЗК РФ, ГрК РФ и иных нормативных актах РФ и субъектов РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ. Однако сама дефиниция «правовой режим» в действующем законодательстве и судебной практике отсутствует, а в теории земельного права данная категория получила неодинаковую трактовку.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом данную норму ЗК РФ нельзя рассматривать как имеющую общий характер, поскольку на данном этапе земельной реформы она неприменима ко всем категориям земель.

Принципиально важным для правового регулирования земельных отношений является последовательное установление и утверждение в документах территориального планирования границ различных категорий земель. Перечень категорий земель установлен ст. 7 ЗК РФ, однако Кодекс обходит молчанием вопрос о том, какой орган публичной власти и в каком порядке должен определять границы категорий земель и в какой форме их утверждать.

Ответ на этот вопрос мы обнаружим в гл. 3 ГрК РФ, из которой следует, что в документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ происходит последовательное определение (отражение) границ ряда категорий земель. Так, на федеральном уровне (ст. 10 ГрК РФ) определяются границы категории земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель специального назначения (обороны и безопасности, федеральных энергетических систем) и т.д. На схеме субъекта РФ отражаются утвержденные вышестоящим уровнем границы указанных категорий земель, а также добавляются границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения; границы земель под объектами транспорта, информатики, энергетики регионального значения; границы земель сельскохозяйственного назначения (а также их планируемые границы) и т.д. (ст. 14 ГрК РФ).

В документах территориального планирования муниципального района отражаются вышестоящие решения о границах отдельных категорий земель и происходит окончательное графическое отражение и утверждение границ всех категорий земель в пределах межселенных территорий. В границах поселений и городских округов аналогичные сведения (границы) утверждаются генеральными планами поселений (городских округов). Например, генеральный план поселения отражает границы всех категорий земель, включая границы земель входящих в него сельских населенных пунктов.

При составлении указанных документов территориального планирования будут использоваться данные государственного кадастра недвижимости, хотя органы местного самоуправления в определенных пределах могут вносить в них изменения, обусловленные спецификой планируемого использования территории для осуществления градостроительной деятельности.

Представляется весьма важным, что на уровне схемы территориального планирования муниципального района фиксируются существующие и планируемые поселений, входящих в состав муниципального района. Собственно говоря, границы муниципальных образований (поселений) по каждому субъекту РФ утверждены приказами Министерства регионального развития РФ. Однако данные границы носят описательный (повествовательный) характер, отмечая расстояния между различными координатами естественного или искусственного происхождения. Между тем, для реализации функций органа публичной власти (включая принятие решений о распоряжении земельными участками) необходимо четкое графическое фиксирование границ подведомственной территории (во избежание конфликтов и судебных споров), что может быть достигнуто только посредством утверждения схем территориального планирования. муниципального района.

Отсутствие документов территориального планирования для любого уровня публичной власти будет иметь весьма негативные последствия. Как следует из ч. 4 ст. 9 ГрК РФ (и ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»), с 1 января 2012 г. не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Необходимо иметь в виду, что в рамках одного, общего режима земель любой категории, установленного ЗК РФ и ГрК РФ, может выделяться определенное количество «субрежимов», определяемых по трем критериям. Во-первых, территориальный критерий означает установление дифференцированного правового режима для земель, расположенных в различных территориальных зонах муниципальных образований (зоне сельскохозяйственного использования, зоне специального назначения, производственной зоне и т.д.).

Во-вторых, федеральными законами предусмотрены определенные исключения, например по приобретению права собственности на земельные участки для отдельных категорий граждан. Так, в рамках категории земель сельскохозяйственного назначения различаются две субкатегории: сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья. Применительно к сельскохозяйственным угодьям Закон об обороте земель (ст. 3) запрещает их приобретение в собственность иностранными гражданами и апатридами.

В-третьих, субрежимы могут устанавливаться для отдельных территорий в связи с их особой значимостью для обороны и безопасности (территории в границах закрытых административно-территориальных образований), охраны окружающей среды (населенные пункты в границах заповедников, природных парков и иных особо охраняемых природных территорий, а также зонах экологического бедствия) и т.д.

Таким образом, правовой режим земель  — это особый дифференцированный порядок регулирования жизнедеятельности в границах каждой категории земель, осуществляемый посредством установления субъектам земельных правоотношений стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области рационального использования и охраны земель в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством РФ и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами.

- это особый порядок регулирования деятельности субъектов земельных отношений, осуществляемый посредством установления для них определенной системы стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области разрешенного использования и охраны земель, а также особенностей управления в рамках отдельных категорий земель в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Исходя из вышеизложенного, о правовом режиме земель можно говорить в масштабах всего земельного фонда России; отдельной категории земель; субкатегории земель; отдельно взятого земельного участка.

Ввиду того что правовой режим земель определяется целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка, необходимо определиться с соотношением данных терминов. Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом. Под таковым понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны (на которые делится вся территория муниципального образования) виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объек­тов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

При этом градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: целевое назначение устанавливается для каждой категории земель, но лишь для некоторых их них может конкретизироваться посредством установления градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков. Происходит такая конкретизация в результате принятия муниципальных правовых актов — правил землепользования и застройки, составной частью которых и являются градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).

Существуют три вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные; условно разрешенные; вспомогательные. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ).

Принадлежность земельного участка к определенной категории земель не является «вечной», а может быть изменена по процедуре, указанной в Законе о переводе земель из одной категории в другую. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: 1) органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ; 2) уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, — Правительством РФ; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

1.4. Земельные правоотношения

В самом общем виде под земельными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель. Безусловно, далеко не все отношения по поводу земли являются земельными и регулируются нормами земельного права. Существует целый спектр вопросов, которые регламентируются смежными отраслями, например платы за землю; территориального планирования и градостроительного зонирования; охраны государственной границы, административно-территориального устройства и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным критериям. По виду земельных отношений, урегулированных нормами земельного права, можно различать правоотношения собственности, ответственности за земельные правонарушения, охраны земель и т.д. В зависимости от категории земель складываются правоотношения по использованию и охране земель населенных пунк­тов, земель лесного фонда, водного фонда и др.

По функциональному назначению выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения выражаются в совершении их участниками правомерных (положительных) действий — использовании земельного участка по целевому назначению; выполнении мероприятий по охране земель и т.д. Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения требований земельного законодательства и могут повлечь применение к правонарушителю мер юридической ответственности.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане и юридические лица (включая иностранных), Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правосубъектностью, т.е. правоспособностью и дееспособностью. Согласно ст. 17 ГК РФ под правоспособностью понимается способность иметь права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Это врожденное качество, принадлежащее человеку по естественному праву.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК РФ). В случае когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. Снижение возраста полной дееспособности допускается также в случае эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Данные правила действуют и в сфере земельных отношений.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно.

Праводееспособность юридического лица может быть общей и специальной. Общая праводееспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские и земельные права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная праводееспособность предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Праводееспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается после завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник соответствующих земельных участков, осуществляющий владение, пользование и распоряжение ими.

Среди субъектов прав на земельные участки особое мес­то занимают иностранные граждане и юридические лица. Как известно, до принятия нового ЗК РФ иностранцы могли быть собственниками земельных участков только в случае их приватизации под приватизированными объектами недвижимости. Теперь же ЗК РФ в семи статьях упоминает о правах иностранцев, а, кроме того, два упоминания мы встречаем во Вводном законе. Из данных норм следует, что иностранные граждане и юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет (по сравнению с россиянами) ограниченный характер. Так, Президентом РФ должен быть определен перечень приграничных территорий, на которых иностранцам земельные участки в собственность не предоставляются (п. 3 ст. 15 ЗК РФ) Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26 был утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ст. 5 ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативных правовых актах. Как следует из п. 3 данной статьи, участниками земельных отношений являются: собственники земельных участков, землепользователи, земле­владельцы, арендаторы, обладатели сервитута (ГрК РФ называет их «правообладатели земельных участков»). Данные субъекты обладают правами на земельные участки с определенной спецификой, определяемой категорией земель.

Так, в составе земельного фонда России выделяется категория земель лесного фонда. Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. Другой пример. Согласно ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не предусмотрено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. Следовательно, права и обязанности субъектов прав на указанные земельные участки в составе категорий земель водного и лесного фонда во многом определяются ЛК РФ и ВК РФ — специальными природоресурсными законами.

ЗК РФ и иные федеральные законы выделяют особый субъект земельных отношений — лиц, относящихся к малочисленным народам, и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, на которых коренные малочисленные народы занимаются традиционным природопользованием, принадлежат к категории земель особо охраняемых территорий и предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов (являются разновидностью некоммерческих юридических лиц) в безвозмездное пользование. В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием (ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Объектами земельных правоотношений являются земля, земельные участки и части земельных участков (ст. 6 ЗК РФ). Понятие земли как объекта правоотношений выделяется, главным образом, в целях ее общей характеристики как объекта государственного и муниципального управления. Земля как природный объект и природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо еще отношений, ибо объектом земельных отношений всегда является какая-либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные и юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли, т.е. конкретный земельный участок.

В связи с этим оправданы предложения ученых закрепить в ЗК РФ следующее определение земли: земля — «это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции»[6].

Под земельным участком как объектом земельных правоотношений следует понимать часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Данный подход корреспондирует с положениями п. 2 ст. 261 ГК РФ, из которого следует, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участокраспространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными законами. Данная конструкция корреспондирует воззрениям римских юристов, по которым право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, как отмечал еще И. А. Покровский, «логическим последствием этого воззрения было бы то, что собственник земельного участка может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газо- или водопроводных труб и других подобных сооружений под его участком на какой угодно глубине, проведению телеграфных или телефонных проволок на какой угодно высоте. Но такое положение, очевидно, несовместимо с самыми разнообразными интересами современного благоустройства»[7].

Граница между землей и недрами как различными объек­тами правоотношений показана в ст. 19 Закона о недрах, согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Таким образом, установлены пределы реализациисобственником своих правомочий и показана юридически значимая граница земли и недр.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных